Напоминание

Воспитательный потенциал игры


Автор: Пархоменко Елена Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО Центр по работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью ВЕГА Дятьковского района
Населённый пункт: г. Дятьково
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательный потенциал игры
Раздел: дополнительное образование





Назад




Игра важна и незаменима в развитии ребенка. Игровая

ситуация позволяет раскрыться порой еще нереализованным

способностям и задаткам личности, расширяет границы для

проявления творчества, причем происходит это легко и

непринужденно.

Л.С. Выготский отмечал, что в игре ребенок становится

«как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном

виде содержит в себе как в фокус увеличительного стекла, все

тенденции развития; ребенок в игре как бы

пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного

поведения».

В играх есть возможность, говоря словами известного

польского педагога и психолога Януша Корчака, "отыскать себя в

обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной».

Понять природу игры, ее поразительный воспитательный

потенциал – это понять природу счастливого детства, понять

своих питомцев и воспитанников.

Современная педагогика говорит об игровой деятельности

как мо средстве развития и формирования личности и выделяет

целый ряд обучающих, развивающих и воспитательных функций

игры.

Игры ребят - это, в первую очередь, площадка их

человеческого общения. Известно, что развитие ребенка, его

социализация и нравственное становление могут

осуществляться только в процессе общения с другими людьми,

а игра для ребенка - это лучшая сфера общения, ее процесс

всегда удовольствие.

В игре каждый может проявить себя, примерить свое Я к

другим Я. Играя, дети накапливают опыт эмоциональных

переживаний, формируют необходимый для общения

эмоциональный запас - контактность, толерантность, доброту,

бескорыстность, умение сопереживать, радоваться чужому

успеху.

Таким образом, в играх на всякой возрастной ступени детства

закладываются те нравственные качества, которые будут

определять личность ребенка во взрослой жизни.

Коллективные переживания сплачивают детский коллектив,

рождают чувство единства, коллективной радости.

Складывается ситуация, когда ребята вместе переживают горечь

поражения или радуются победе. Тогда общая

радость или печаль становится личной, а личная общей. Именно

в играх рождается детское содружество, а значит и терпимое

отношение друг к другу, и взаимовыручка, и бескорыстность и

доброта.

Игра, несомненно, воспитывает и развивает творческую

инициативу, так как в играх ребята сами ставят себе цели и сами

выбирают способы их реализации. Участвуя в игре, ребенок обретает

важнейшую человеческую способность умение самому принимать

решения. Привлекательность игр и заключается в риске выбора

решения, сообразно обстановке и имеющейся информации. В силу

неверных традиций дети часто приучаются лишь слепо выполнять

решение старших или принимать «стандартизированные, массовые»

решения, а не мыслить и действовать самостоятельно.

Подводя итог вышесказанному, можно выделить целый ряд

развивающих и воспитательных функций игры, т.е. игру можно

рассматривать:

- важнейший вид самостоятельной деятельности детей, позволяющий

ребенку самореализоваться и самоутвердиться;

- фактор, формирующий внутренний мир ребенка, способствующий

его психологическому и нравственному развитию;

- метод организации и сплочения коллектива; эффективное средство

формирования интереса к коллективной деятельности;

- сферу общения;

- способ формирования творческой и социально-активной личности;

- средство социализации;

- средство психокоррекции и диагностики личности;

Игра не должна быть просто ради игры. Очень важен тот

«воспитательный заряд», который несет она в себе. Ценность

любой игры должна определяться тем, насколько участие в ней

способствует развитию в детях позитивному отношению к

действительности.

Это становится особенно актуально в наши дни, когда

ребенок получает огромный поток информации с экранов

телевизоров, компьютеров, из газет и журналов. Нельзя не

отметить большое распространение игр с военной

милитаристской тематикой, где проповедуется насилие,

жестокость, утверждается постулат, что сильный всегда прав.

И как следствие этого, психологи отмечают все

возрастающую агрессивность и жестокость современность

детей, их эмоциональную бездуховность.

Поэтому в противовес этим негативным и опасным

явлениям необходимо осуществлять поиск воспитательных

средств и подходов, направленных на формирование

гуманистических, жизнеутверждающих ценностей: доброты к

людям, чуткости, сострадания, заботы о природе и животных,

любви к родному краю и т. д.

Большое влияние на формирование личности ребенка

дошкольника оказывают сюжетные и тематические

дидактические игры типа «Кто я?». «Какой я?», «Я умею», «Я и

мои достижения» и т.д. Благодаря идентификации себя с той

или иной ролью, ребенок может осознанной использовать

умения, которые позволяют производить образование личного

опыта, а это содействует тому, что ребенок учится в игре

находить свои ошибки и недостатки, обнаруживать у себя

дефицит знаний.

Игра как отражательная деятельность, которая строится на

основе субъективного опыта каждого ребенка, характеризуется

индивидуальным вкладом общего игрового замысла.

Потребность в использовании и позитивном образовании опыта

отражается в выборе ребенком сюжета, роли, способа

игрового поведения, материалов, предметов, в построении

вариантов игры и т.д.

Игра считается приоритетной деятельностью в дошкольном

возрасте, но сегодня идет процесс отчуждения игры от ребенка,

снижается удельный вес игровой деятельности в педагогическом

процессе дошкольных учреждений, игра

вытесняется учебно-познавательным процессом. Вместе с тем

исследователи отмечают: развитие игрового поведения

существенно дополнило бы возможности дошкольников в

учебной, трудовой и других видах деятельности.

Результаты современных научных исследований

неоспоримо свидетельствуют: форсированная выработка

дошкольников школьной готовности негативно отражается на их

психическом здоровье и развитии. Ничто так не препятствует

созданию психологического фундамента к школьной готовности,

как ранняя и форсированная подготовка дошкольников к николе

на специальных тренировочных занятиях. И наоборот,

насыщение дошкольного образования творчески развивающими

многообразными формами «специфически детской»

деятельности игровой, изобразительной, музыкальной,

конструктивной - служит гарантом формирования полноценной

психологической готовности ребенка к систематическому

обучению к школе.



В раздел образования