Автор: Быкова Наталья Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад с. Корнилово"
Населённый пункт: Томская область, Томский район
Наименование материала: статья
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад с. Корнилово
Воспитатель:
Быкова Наталья Алексеевна
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, кродной речи –
задача первостепенной важности.... Она начинается с малого – слюбви к своей семье, к
своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь кродному переходит в любовь к своему
государству,
к
его
истории,
его
прошлому
инастоящему,
а
затем
ко
всему
человечеству...»
/Дмитрий Сергеевич Лихачев/
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за
свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить
и приумножить богатство своей страны.
Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с
формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому
человеку в отдельности.
Эти чувства не возникает сами по себе. Ребенок не рождается злым или добрым,
нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у
ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его
воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в
понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны,
в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-
культурным традициям.Яв своей работе с дошкольниками особое внимание уделяю
нравственно-патриотическому воспитанию. Потому, что дошкольный возраст –
важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки
гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
А ещё потому, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых
актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за
последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей
истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сейчас,
в период нестабильности в обществе, возникает необходимость как можно больше детям
рассказывать об исторических событиях нашей страны, о праздниках и традициях наших
предков.
К этому призывает и наше правительство, ставя задачи воспитания патриотизма у детей
перед всем образовательным сообществом. В нашейгруппе данной проблеме уделяется
особое внимание через различные мероприятия, акции, конкурсы и проекты.
Метод проектов у нас приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку
возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к
окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать
себя самостоятельным.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в
особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи
(дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и
трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед
Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к
пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев,
отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц,
площадей, в их честь воздвигнуты памятники.Продолжением данной работы является
знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном,
флагом и гербом государства.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная
позиция, приобщение родителей к жизни своих детей - самые сильнодействующие
факторы воспитания.
Существует множество методов и приемов организации детей по данной теме: ‒ игра; ‒
традиционные методы народной педагогики; ‒ день открытых дверей; ‒ создание
патриотического музея; ‒ посещение памятных мест; ‒ включение элементов творчества в
занятия, игровую и самостоятельную деятельность; ‒ совместная деятельность детей,
родителей и педагогов, коллективная работа.
Продуктом деятельности педагога могут являться следующие мероприятия: ‒ игры
«Верные друзья», «Помощь друга»; ‒ чтение стихов «Я о маме позабочусь», «Мой добрый
дом»; ‒ чтение сказок «Как Миша стал моряком», «Как пчелки трудятся»; ‒ выставка
детского творчества «Моя страна»; ‒ выставка рисунков «Когда мои родители были
маленькими»; ‒ выставка семейных фотографий «Моя дружная семья»; ‒ конкурс детского
рисунка «Герои нашей страны»; ‒ конкурс рисунка на асфальте «Наша огромная земля»; ‒
музыкальное развлечение «День матери»; ‒ музыкальная шкатулка «Песни о войне»; ‒
музыкальный праздник для пап и дедушек «С праздником защитники отечества»; ‒
праздничный концерт «День Победы» и т. д. ‒ беседы о народных и православных
праздниках, с которыми мы знакомим детей — Рождество, Масленица, Благовещение,
Пасха, Троица.
Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи нравственно-патриотического
воспитания в дошкольном образовательном учреждении отвечают актуальным взглядам,
потребностям и ценностям современного общества в отношении формирования
гармонично развитой личности. Патриотизм нужно прививать с раннего детства. Но
подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается
индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Дети — это наше будущее, а будущее будет таким, каким мы его сами сделаем!