Автор: Лариса Валерьевна Андреева
Должность: Учитель ИЗО и технологии
Учебное заведение: МБОУ Наушкинская СОШ
Населённый пункт: Республика Бурятия, Кяхтинский район, пгт Наушки
Наименование материала: Методическая разработка. Проект
Тема: «Путешествие по театральным представлениям на материках»
Раздел: начальное образование
Методическая разработка
Проект «Путешествие по
театральным представлениям на
материках»
для детей младшего и среднего
школьного возраста.
Выполнила:
Учитель изобразительного искусства:
Андреева Лариса Валерьевна
Наушки 2019
«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты,
морали и нравственности.
А чем богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей».
(Б.М. Теплов)
Самым
любимым
видом
развлечения
является
те ат рально е
представление. Оно переносит детей в красочный, познавательный, активный
мир.
Театральное
искусство
оказывает
огромное
воздействие
на
эмоциональный
мир
ребенка,
развивает
его
память,
внимание,
совершенствует
речь
и
пластику
движений,
способствует
раскрытию
творческих
способностей.
Театральное
представление
позволяет
формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что дети
познают мир не только умом, но и сердцем.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные
ситуации, помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.
- Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром, во всем его
многообразии через образы, краски, звуки;
- Участвуя в ней, дети умственно развиваются: думают, анализируют,
делают выводы и обобщения;
-
Участвуя
в
ней,
дети
активизируют
свой
словарный
запас,
у
них
совершенствуется
звуковая
культура
речи
и
её
интонационный
грамматический строй.
Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне
развивать ребенка.
Проект предполагает интеграцию таких образовательных областей, как
«социально-коммуникативное»,
«познавательное»,
« р еч е в о е » ,
«художественно-
эстетическое»,
«спортивно-
оздоровительное»,
а
также
разных видов деятельности: совместная и организованная образовательная
деятельность.
Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о
театре
и
театральной
деятельности
мира,
создавать
психолого-
педагогические
условия
для
развития
творческой
активности
детей
в
театрализованной деятельности, а также приобщать к театральной культуре.
Обеспечивать
условия
для
взаимосвязи
театрализованной
других
видов
культурно- досуговой деятельности в педагогическом процессе. Создавать
условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Актуальность
проекта:
Театральная
деятельность
–
это
самый
распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку,
глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что
связана
с
игрой.
Занятие
театрализованной
деятельностью
помогают
развивать интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию,
проявлению
любознательности,
усвоению
новой
информации
и
новых
способов
действия,
развитию
ассоциативного
мышления.
У
ребенка
развивается
умение
комбинировать
образы,
интуиция,
смекалка
и
изобретательность,
способность
к
импровизации.
Занятия
театральной
деятельности и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют
реализации
творческих
сил
и
духовный
потребностей
ребенка,
раскрепощению
и
повышению
самооценки,
и,
в
итоге-
раскрытию
творческого потенциала.
Тип проекта: информационно- творческий, познавательный, игровой,
спортивно – театральный.
Масштаб проекта:
Сроки реализации проекта:
Участники
проекта:
учащиеся
начальной
школы
и
5-
6
классов,
начальник
лагеря
дневного
пребывания,
воспитатели,
музыкальный
руководитель, учитель по физической культуре, родители.
Проблема: создание эмоционального отношения к окружающему миру.
Профилактика и коррекция психоэмоционального состояния ребенка.
Цель
проекта:
развитие
творческих
и
речевых
способностей
детей
посредством
театрального
искусства,
формировать
художественно-
эстетическое
развитие
личности
учащихся
средствами
спортивно
–
театрализованной деятельностью.
Задачи проекта:
Образовательные: создать условия для развития творческой активности
детей в театрализованной деятельности, приобщать к театральной культуре
мира
(знакомить
с
театром,
театральным
искусством,
разными
видами
театров). Знакомство с материками и их театральными традициями.
Развивающие:
развивать
эмоциональную
сферу
детей
посредством
театрализованной
деятельности,
формировать
выразительность
речи,
социально-
эмоциональную
выразительность
ребенка,
обеспечивать
взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности
в
едином
образовательном
проце ссе,
создавать
условия
д л я
самостоятельности театрализованной деятельности.
Воспитательные:
воспитывать любовь к театру, вызвать интерес к
театрально- игровой деятельности.
Предполагаемый результат:
- знакомство детей с различными видами театров мира и театральным
профессиям.
-
знакомство
с
материками
мира
и
их
театральных
представлений,
расширение кругозора детей.
- повышение творческого потенциала детей
- пробуждение интереса детей к театру.
-
получение
детьми
первичных
навыков
в
области
театрального
искусства, использовании мимики, жестов, интонационной выразительности.
- включение театрализованной деятельности в единый образовательный
процесс.
- повышение самооценки участников проекта.
Форма работы по проекту
1.
Совместная деятельность педагога и детей.
2.
Образовательная деятельность с детьми.
3.
Просмотр презентаций и беседы по ним.
4.
Подготовка к разыгрыванию инсценировок.
5.
Оформление сцены, зала, стендов, уголков.
6.
Подготовка костюмов, головных уборов, аксессуаров.
7.
Спортивно- театральные соревнования, флешмоб.
Необходимые материалы для оформления:
- ширмы для оформления зала на тему материков мира.
- головные уборы, костюмы (могут быть изготовлены из ватмана, цветной
бумаги и других материалов).
Стратегия достижения поставленной цели:
Первый этап: подготовительный.
1.
Постановка
цели
и
задачи,
определение
направлений,
объектов
и
методов работы.
2.
Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.
3.
Оформление перспективно- тематического плана, паспорт проекта.
4.
Опрос
родителей-
выявление
проблемы,
подбор
информации
по
выявленным проблемам.
5.
Наблюдение за детской спортивно- театрализованной деятельностью-
выявление проблемы, подбор информации по выявленным проблемам.
6.
Повысить
информационный
уровень,
осведомленность
родителей
в
данном вопросе, совместное создание условий для реализации проекта.
7.
Подбор
дидактического
материала
и
т.д..
Создать
условия
для
реализации проекта: уголки, стенды, презентации.
Второй этап: основной.
1.
Реализация проекта в образовательную практику через презентацию
проекта.
2.
Пополнение
предметно-
развивающей
среды
демонстрационным
материалом по темам.
3.
Реализация запланированных мероприятий.
4.
Оформление зала, сцены.
5.
Выступление
детей
в
спортивно-
театральных
соревнованиях,
флешмобах в качестве актеров.
6.
Работа с родителями в рамках проекта.
7.
Умение детей передавать театрализованной деятельности характеры
движения, мимики обитателей материков.
Третий этап: заключительный.
1.
Подведение итогов реализации проекта.
2.
Анализ проделанной работы проекта «Путешествие по театральным
представлениям на материках».
Четвертый этап: презентационный.
1.
Показ- презентация проекта в виде фотоотчета о проделанной работе.
Правила техники безопасности на занятиях.
Правила безопасной работы с режущими инструментами (ножницами,
резаком):
1. Необходимо работать с хорошо заточенными и отрегулированными
ножницами.
2. Ножницы должны иметь тупые, округлые концы.
3. Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
4. Лезвия ножниц в не рабочем состоянии должны быть сомкнуты.
5. Передавать ножницы нужно кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
6. Нельзя резать на ходу.
7. При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и
пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
8. Не играть с ножницами, не подносить их к лицу.
9. Использовать режущие инструменты только по назначению.
Правила безопасной работы с жидкими веществами (лаками, красками,
клеем).
1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего
места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное
время.
2. При работе с лаками, красками, клеем использовать индивидуальные
средства защиты кожных покровов.
3. При работе с клеем стол закрывать клеёнкой.
4. Банку с клеем (краской, лаком) необходимо ставить прямо перед собой в
стороне от материалов и инструментов.
5. Избегать попадания клея в глаз, в рот, на слизистые носа.
6. При попадании клея в глаза промыть их водой.
7. При работе с клеем для рук использовать влажную тряпку.
8. Во время работы нужно быть внимательным, не отвлекаться и не
отвлекать других.
9. Использовать жидкие вещества по назначению.
10. По окончании работы лаки, растворители, клей закрыть, вымыть кисть
для клея (краски, лака), вымыть посуду, проветрить помещение.
Правила пользования рисовальными принадлежностями
и соблюдения гигиенических норм.
1.
Перед началом занятия готовится рабочее место: раскладываются по
партам карандаши, краски, бумага. Разливается в баночки вода для работы
красками.
2.
Необходима палитра для смешивания красок, тряпочка для вытирания
кисти и влажные салфетки для рук.
3.
Для слива грязной воды необходимо иметь ведро.
4.
Сидеть при рисовании ученик должен свободно и прямо. Педагог должен
следить за тем, чтобы ученик не горбился, рисунок держал на расстоянии
и все время сравнивал его с натурой.
5.
Аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Не размахивать ими
перед своим лицом и лицом соседа.
6.
Нельзя краски пробовать на вкус.
7.
Бумага должна прикрепляться к рисовальной доске или мольберту с
помощью кнопок, чтобы она не двигалась во время работы.
8.
Рисовальные принадлежности должны храниться в специально
отведённом месте.
9.
Готовые рисунки должны храниться в папках, а объёмные поделки в
шкафу.
10. После окончания работы кисти должны быть вымыты и вытерты, а весь
другой рабочий материал убран.
11. После завершения занятия рабочие столы должны быть вымыты.
12. На протяжении всего занятия необходимо следить за чистотой рук и
рабочего стола.
Правила безопасности при занятиях спортивными и подвижными
играми.
I. Общие требования безопасности.
Уроки проводятся только с исправным спортивным инвентарём и
оборудованием.
Место проведения урока должно быть оборудовано средствами
пожаротушения (огнетушители и пр.) и иметь аптечку, укомплектованную
необходимыми медикаментами и перевязочным материалом для оказания
первой доврачебной помощи пострадавшим.
К занятиям допускаются ученики:
- отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной
медицинской группе
- прошедшие инструктаж по мерам безопасности
- имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и
соответствующую теме и условиям проведения урока
Ученике должен:
- иметь коротко остриженные ногти
- начинать занятие, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с
разрешения учителя
- бережно относится к спортивному инвентарю и оборудованию, не
использовать его не по назначению
- внимательно слушать объяснение правил игры и запоминать их
- соблюдать правила игры и не нарушать их
- начинать игру можно по сигналу учителя
- игроки, которые обязаны выйти из игры, согласно правил, должны
осторожно, не мешая другим, покинуть игровую площадку и сесть на
скамейку
- знать и выполнять настоящую инструкцию
Водящие должны слегка касаться рукой убегающих, не хватать и не толкать
их в спину, не ставить подножек.
За несоблюдение мер безопасности ученик может быть не допущен или
отстранён от участия в учебном процессе.
Содержание
проекта
по
созданию
маршрута
«Путешествие
по
театральным представлениям на материках».
Первый
день.
Рассматривание
географической
карты,
глобуса,
географических энциклопедий, книг. Беседа с показом презентации на тему
«Театр».
Выполнение
заграничного
паспорта.
Каждый
день
для
детей
загадка,
заранее
не
обговаривается
на
какой
материк
они
отправятся
в
путешествие. Сохраняется интрига. Работа по оформлению зала и сцены,
костюмов приобретает массовый характер. В больших коллективах и малых
группах, занятых общим делом, школьники привыкают к деловому общению
и
взаимопомощи,
приобретают
умение
распределять
и
рационально
использовать
время.
Шутки,
смех,
песни
могут
быть
постоянными
спутниками работы. (Приложение 2)
Второй день. Материк «Евразия». Азия. Россия.
В первой половине дня учащиеся посредством презентации
отправляются
в
путешествие
на
автомобиле
по
бескрайним
просторам
России,
знакомятся
с
историей
России,
с
её
достопримечательностями,
символами РФ, театральными представлениями и балаганами.
Практическая работа. Для оформления зала дети рисуют траву, цветы,
листочки.
Выполняют
аппликацию
«насекомые»:
бабочки,
божьи
коровки,
кузнечики, стрекозы и т.д.». Размещают на информационный стенд.
Заполняется
заграничный
паспорт,
где
указывается
цель
прибытия,
страна назначения, точное место расположения, дата прибытия, длина визы.
Во
второй
половине
дня
проводятся
спортивно
–
театральные
соревнования
«Молоко»,
где
дети
добывают,
закупают,
перерабатывают,
поставляют в магазин, продают молоко. (Приложение 3)
Третий день. Материк «Евразия». Азия. Китай.
Заранее воспитателями выполняется костюм дракона.
Первая
половина
дня.
В
презентации
рассказывает
о
культурных
особенностях
и
традициях
китайского
народа,
а
также
о
местных
туристических
достопримечательностях.
История
китайского
театра,
пантомима, вокал, театральные маски, акробатические номера и танцы – всё
это, в сочетании со своеобразной китайской музыкой.
Практическая
работа.
Для
украшения
зала
изготовляются
цветные
фонарики.
Выполняется
головной
убор
с
изображением
«Охранники
Поднебесной» (восточную часть неба охраняет синий дракон, а западную –
белый тигр. Охранник юга – красная птица, а на севере – черепаха). Дети
вырезают по шаблонам изображения, раскрашивают, наклеивают на ободок
из бумаги.
Заполняют заграничный паспорт.
Вторая
половина
дня.
Проводиться
эстафета
«Эстафета
«Охранники
Поднебесной». Дети делятся на 4 группы. В каждой группе (синий дракон,
белый
тигр,
красная
птица,
черепаха),
каждый
выполняет
упражнения
соответствующие «Охранникам Поднебесной».
В
завершении
праздника
коллективный
танец
«Танец
дракона».
(Приложение 4)
Четвертый день. Материк «Евразия». Европа. Италия.
Просмотр презентации про Италию – про отдых и путешествия в
Италии, информацию про самые крупные и популярные города, а также про
менее известные локации, про жилье, транспорт и кухню регионов Италии.
Театральное искусство Италии, которое своими истоками восходит к
народным обрядам и играм, к карнавалам, культовым песням и пляскам,
связанным с природным циклом и сельскими работами.
Разминка «Загар».
Практическая работа. Для проведения в флешмоба «Пицца»,
выполняются головные уборы с изображениями ингредиентов пиццы: грибы,
томаты, ветчина, оливки, огурцы, сыр, перец (вытягивают бумажки, кому что
достанется).
Заполняют заграничный паспорт.
Вторая половина дня. Флешмоб «Пицца». (Приложение 5)
Пятый день. Материк «Африка».
С детьми старшего возраста для оформления зала заранее приготовить и
раскрасить листочки лианы и других деревьев, цветы, попугаи, змею.
Первая половина дня. Презентация по знакомству с природными
достопримечательностями Африки: Водопад Виктория на границе Замбии и
Зимбабве, Столовая гора в Кейптауне, Каменный лес Цинги на Мадагаскаре,
гора Килиманджаро в Танзании, вулкан Ньирагонго в Конго, дельта реки
Окованго в Ботсване или Розовое озеро в Сенегале; животными, птицами,
насекомыми; с племенами и их интересными традициями, обрядами.
Практическая работа. Выполнение набедренных повязок из пакетов для
мусора.
Заполнение заграничного паспорта.
Вторая половина дня. Раскрасить лицо и руки орнаментом Африки.
(Приложение 6).
Шестой день. Материк «Австралия».
Первая половина дня. В презентации дается первичное представление о
континенте – Австралия. Загадываются загадки о животных Австралии.
Знакомство с разнообразием живой и неживой природы Австралии, с
особенностями народонаселении, местонахождение Австралии на глобусе и
карте. Познакомиться, как театр пришел на континент с первыми
поселенцами и развивался благодаря смешению культур аборигенов и
англичан, впитав в себя лучшие традиции британских и ирландских театров.
Практическая работа. Выполнить головные уборы аборигенов из
упаковочной, цветной бумаги и ватмана.
Заполняется заграничный паспорт.
Вторая половина дня. Спортивно- театральное соревнование
«Австралийский вояж».
Проводиться разминка гимнастических скамейках, самолет «Рейс Москва-
Австралия». Далее соревнования «Животные Австралии».
Вторая половина дня. Флешмоб «Танец аборигенов Австралии».
(Приложение 7)
Седьмой день. Материк «Антарктида».
Знакомство с Антарктидой через презентацию, где проходит знакомство с
географическим положением природы Антарктиды, Представление о флоре и
фауне, о животном мире птицах Антарктиды, их внешнем виде, образе
жизни, повадках.
Практическая работа. Для оформления зала вырезаем сосульки из листа
бумаги, головные уборы и изображением пингвина (заранее озвучить форму
одежды, низ черный, верх- белый).
Заполнение заграничного паспорта.
Вторая половина дня. Проводятся спортивно- театральное соревнование
«Животные Антарктиды». В заключении дня проводиться флешмоб «Танец
пингвинов». (Приложение 8)
Восьмой день. Материк «Северная Америка». Канада.
Презентация по Северной Америке - это путешествие по землям,
богатым историческим наследием и живописными пейзажами, богатыми
экскурсионными программами, потрясающим пляжным отдыхом,
прекрасными видами уникальных рек, озер и водопадов, а также горным
туризмом, круизами на поездах и вдоль побережья Северной Америки. О
привлекательности и огромным количеством музеев, приоткрывающих дверь
в богатое историческое и художественное прошлое народов этого континента,
и огромным количеством Национальных парков.
Так, как театральное путешествие проходит в Канаде, а уклад канадского
севера и прерий, во многом предопределена суровыми природными
условиями, изнурительной повседневной борьбой за существование. И
главными героями будут индейцы и ковбои.
Практическая работа. За день до путешествия дети старшего возраста
оформляют зал на тему «Северная Америка» ( композицию «Загон с конями»,
тантамареска — стенд для фотографирования, с прорезями для лица на тему
«Индейцы»).
Выполнение аппликации головных уборов индейцев.
Заполнение заграничного паспорта.
Вторая половина дня. Раскрас лица. Театрально- спортивное
соревнование «Выживание индейца».
Флешмоб «Танец Чингачкука». (Приложение 9)
Девятый день. Материк «Южная Америка». Бразилия.
Рассказ с презентацией о расположении Южной Америки среди
туманных Андских гор, увенчанных снежными шапками, о самой длиной
реке в мире- Амазонке и её водопадами. О богатстве растительного и
животного мира. О жителях Южной Америки, их традиции, обычаях,
ритуалах. О самом известном и красивом – Бразильском карнавале.
Практическая работа. Изготовление гирлянды из гофрированной
бумаги для украшения сцены.
Выполнение ярких, пышных головных уборов из цветной бумаги для
бразильского карнавала.
Заполнение заграничного паспорта.
Вторая половина дня. Вечеринка «Бразильский карнавал в Рио-де-
Жанейро».
Проверка знания о животных, которые водятся в жарких странах.
Загадки.
Конкурс «Гусеница» с шариками чья команда прибежит первой.
На ловкость и гибкость проводится конкурс «Лимбо».
Флешмоб «Ламбада», «Самбо»
За период лагерной смены
-
познакомились
с
материками
и
странами
мира,
жизнью
и
бытом,
обычаями и традициями
людей живущих на данных материках;
-
расширили
кругозор
детей, получили новые знания о театральных
представлениях.
-
выявились
дети
с
одаренными
наклонностями:
художественные,
танцевальные, артистические, спортивные.
- укрепилась дружба и сотрудничество между детьми разных возрастов.