Автор: Зольникова Наталия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Томская область, Томский район
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы воспитания и социализации дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Проблемы воспитания и социализации дошкольников.
Зольнивова Н.Ю. (воспитатель)
МАДОУ «Детский сад с.Корнилово» Томского района.
Проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений связана с
дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в
воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Поэтому должное внимание в организованной
образовательной деятельности в ДОУ должно быть уделено становлению межличностного
общения сверстников.
Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлено тем,
что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к
ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать
уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливые, доброжелательное отношение
к ним, соблюдать, разговаривая этикет, слушая партнера. У детей 6 –го года жизни, возможно,
сформировать следующие умения общения со сверстниками:
1 – й ряд умений – использовать речевые этикетные формулы (приветствие, прощание,
благодарность); установление контакта (при помощи речевых и вербальных средств); выражать
свое настроение; принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета (тон общения,
размещение партнеров по отношения друг к другу, особенности мимику и жестикуляции);
2 – й ряд умений – внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное
состояние.
За основу взята градация умения межличностного общения, определенная лингвистами
иноязычной культуры (И.А.Зимняя). Формирование межличностного общения у старших
дошкольников протекает в соответствии с психолого – педагогическими особенностями их
возраста. Шестой год жизни характеризуется произвольностью и психологических процессов –
внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие отношения и нормы
поведения больше, чем жизнь животных или явления природы.
Для них важно общение как со взрослыми, так и со сверстниками.
Так, взрослые расширяют представление о человеке, выводы ребенка за пределы
воспринимаемой ситуации. Для дошкольника становится важной оценка взрослым не его умений,
а личности в целом, поэтому он старается делать все правильно, стремиться к сопереживанию и
взаимопониманию со взрослыми. Под руководством взрослого пытается даже проанализировать
и объяснить свое поведение. Таким образом, у детей к шести годам складывается внеситуативно –
личностная форма общения со взрослыми.
Контакты со сверстниками приносят ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети
учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения,
которые они не могут иметь со взрослыми. Этому способствует:
1)развитие речи, которые у большинства детей достигает такого уровня. Что уже не препятствует
взаимопониманию;
2)достаточно сформированный внутренний мир в виде знаний и сведений об окружающем,
которым стремится поделиться ребенок.
Уже к шести годам ребенок начинает осознавать, что другие дети, как и он сам, имеют устойчивые,
независящие от ситуации характер и убеждения, с которым нужно считаться. Это проявляется в
сопереживании сверстнику и в потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники
способны оценить не только себя, но и достоинства другого ребенка, соответственно к нему
отнестись. Общение становиться важным фактором развития, как своей личности, так и личности
сверстника.
По данным ряда психолого – педагогических исследований, у некоторых дошкольников
наблюдается снижение ведущей роли в общении, что сигнализирует о трудностях в отношении со
сверстниками. В этом возрасте происходит уж как бы разделение детей на популярных и
непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко
вступают в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с
нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не
предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко
переживаются детьми. Внутриличностные переживания детей могут привести к агрессивным,
негуманным проявлениям эмоций: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Для их
предотвращения необходимо в этом возрасте обучать детей межличностному общению со
сверстниками.
Необходимо учитывать, что становлению межличностного общения детей со сверстниками будут
способствовать:
1.
Желание вступить в контакт.
2.
Умение общаться (управлять своим поведением, влиять на собеседника, организовать
общение).
3.
Значение норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Как показывают исследования, культура поведения ребенка во многом зависит от культуры
поведения находящихся рядом родителей, воспитателей. В лице взрослого ребенок находит не
образ другого человека, а как отмечает Д.Б.Эльконин, «…образ себя через другого».
Прививая детям умения межличностного общения, необходимо совершенствовать эти же умения
у педагогов, родителей. Поэтому в ДОУ должна, быть разработана целая система действий,
реализующаяся в двух направлениях: в работе с детьми и со взрослыми (родителями,
педагогами).
Работа с детьми преследует цель – обучать детей умения межличностного общения со
сверстниками. Работа со взрослыми сводится к подготовке их к собственному общению с детьми и
к обучению детей умениям межличностного общения.