Напоминание

Проблемы воспитания и социализации дошкольников


Автор: Зольникова Наталия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Томская область, Томский район
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы воспитания и социализации дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблемы воспитания и социализации дошкольников.

Зольнивова Н.Ю. (воспитатель)

МАДОУ «Детский сад с.Корнилово» Томского района.

Проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений связана с

дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в

воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Поэтому должное внимание в организованной

образовательной деятельности в ДОУ должно быть уделено становлению межличностного

общения сверстников.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлено тем,

что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к

ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать

уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливые, доброжелательное отношение

к ним, соблюдать, разговаривая этикет, слушая партнера. У детей 6 –го года жизни, возможно,

сформировать следующие умения общения со сверстниками:

1 – й ряд умений – использовать речевые этикетные формулы (приветствие, прощание,

благодарность); установление контакта (при помощи речевых и вербальных средств); выражать

свое настроение; принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета (тон общения,

размещение партнеров по отношения друг к другу, особенности мимику и жестикуляции);

2 – й ряд умений – внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное

состояние.

За основу взята градация умения межличностного общения, определенная лингвистами

иноязычной культуры (И.А.Зимняя). Формирование межличностного общения у старших

дошкольников протекает в соответствии с психолого – педагогическими особенностями их

возраста. Шестой год жизни характеризуется произвольностью и психологических процессов –

внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие отношения и нормы

поведения больше, чем жизнь животных или явления природы.

Для них важно общение как со взрослыми, так и со сверстниками.

Так, взрослые расширяют представление о человеке, выводы ребенка за пределы

воспринимаемой ситуации. Для дошкольника становится важной оценка взрослым не его умений,

а личности в целом, поэтому он старается делать все правильно, стремиться к сопереживанию и

взаимопониманию со взрослыми. Под руководством взрослого пытается даже проанализировать

и объяснить свое поведение. Таким образом, у детей к шести годам складывается внеситуативно –

личностная форма общения со взрослыми.

Контакты со сверстниками приносят ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети

учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения,

которые они не могут иметь со взрослыми. Этому способствует:

1)развитие речи, которые у большинства детей достигает такого уровня. Что уже не препятствует

взаимопониманию;

2)достаточно сформированный внутренний мир в виде знаний и сведений об окружающем,

которым стремится поделиться ребенок.

Уже к шести годам ребенок начинает осознавать, что другие дети, как и он сам, имеют устойчивые,

независящие от ситуации характер и убеждения, с которым нужно считаться. Это проявляется в

сопереживании сверстнику и в потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники

способны оценить не только себя, но и достоинства другого ребенка, соответственно к нему

отнестись. Общение становиться важным фактором развития, как своей личности, так и личности

сверстника.

По данным ряда психолого – педагогических исследований, у некоторых дошкольников

наблюдается снижение ведущей роли в общении, что сигнализирует о трудностях в отношении со

сверстниками. В этом возрасте происходит уж как бы разделение детей на популярных и

непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко

вступают в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с

нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не

предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко

переживаются детьми. Внутриличностные переживания детей могут привести к агрессивным,

негуманным проявлениям эмоций: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Для их

предотвращения необходимо в этом возрасте обучать детей межличностному общению со

сверстниками.

Необходимо учитывать, что становлению межличностного общения детей со сверстниками будут

способствовать:

1.

Желание вступить в контакт.

2.

Умение общаться (управлять своим поведением, влиять на собеседника, организовать

общение).

3.

Значение норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Как показывают исследования, культура поведения ребенка во многом зависит от культуры

поведения находящихся рядом родителей, воспитателей. В лице взрослого ребенок находит не

образ другого человека, а как отмечает Д.Б.Эльконин, «…образ себя через другого».

Прививая детям умения межличностного общения, необходимо совершенствовать эти же умения

у педагогов, родителей. Поэтому в ДОУ должна, быть разработана целая система действий,

реализующаяся в двух направлениях: в работе с детьми и со взрослыми (родителями,

педагогами).

Работа с детьми преследует цель – обучать детей умения межличностного общения со

сверстниками. Работа со взрослыми сводится к подготовке их к собственному общению с детьми и

к обучению детей умениям межличностного общения.



В раздел образования