Автор: Вольхина Наталья Александровна
Должность: преподаватель хорового пения
Учебное заведение: МБУДО г.Магадан
Населённый пункт: г.Магадан, п.Сокол.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Практика работы с детским хором на примере немецкой народной песни "Милый Генрих"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка : «Практика работы с детским хором на примере немецкой
народной песни «Милый Генрих».
Тема : Работа над двуголосием в хоре в условиях дистанционного обучения(видео
конференция)
Цель урока
Обучающая:
-формировать навыки пения a cappella;
-добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;
-выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании
другой;
-продолжать закреплять навык сольфеджирования по хоровым партиям, что способствует
сознательному усвоению музыкального произведения.
Развивающая:
-продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
-продолжение развития гармонического слуха;
-развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения
анализировать, сопоставлять;
-расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар песен разных народов.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: дистанционное видео занятие в режиме конференции (программа
Zoom), длительность 25минут.
Дидактическое обеспечение урока : электро пианино, компьютер, нотные партитуры.
Структура урока
1. Краткий музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ произведения.
2.Подготовка певческого аппарата к работе: упражнения на выработку певческой позиции-
артикуляционная гимнастика, распевание.
3.Работа над произведением: пропевание сольфеджио по партитуре, дикция и артикуляция,
дыхание.
4.Художественное исполнение произведения.
Ход урока
1. Краткий музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ произведения:
Народная музыка немецкого народа отличается радостным, светлым настроением. Чаще всего
она имеет танцевальный или маршевый характер. Народные немецкие песни можно разделить
на Рождественские, ремесленные, бытовые. Наше произведение носит бытовой характер.
Немцы очень усердно трудятся и также усердно отдыхают. Непременный атрибут отдыха – это
танцы.
Песня «Милый Генрих» имеет музыкальный метр трехдольный. Размер ¾. Можно
предположить, что текст песни- это диалог во время танца.
Форма песни куплетная. Без припевов.
Тональный план: В(си бемоль мажор)
Схема дирижирования трехдольная.
Темп: подвижно
Немецкая народная песня «Милый Генрих» исполняется a capellа, предназначена для
двуголосного детского (женского) хора.
Диапазон Общий- ля(малой октавы)-соль(второй октавы)
Диапазон песни соответствует диапазону среднего детского хора-возраст 11-13 лет.
2.Подготовка певческого аппарата к работе.
Артикуляционная гимнастика: 1-й цикл “Фонопедического метода развития голоса” В.
Емельянова. Этот метод развития голоса является базовым в нашей школе. Артикуляционная
гимнастика - это комплекс упражнений, направленный на активизацию артикуляционного
аппарата и подготовку его к работе.
3.Работа над произведением.
Сначала, пропеваем сольфеджио каждой партии, обращая на кварто-квинтовые скачки-1,2,4,5,9
такты в партии сопрано и 4,5 такты в партии альтов. Просим петь нисходящее движение в
мелодии как бы поднимаясь по лесенке.
Начало песни затактовое, акцент на первую долю.
Дикция
и
артикуляция:
декламируем
текст
в
темпо-ритме
произведения,
четко
и
быстро
произносим согласные и распеваем гласные на улыбке с внутренним объемом-вокальная маска.
Работа над выравниванием гласных: даем настройку хоровым исполнителям с помощью голоса
или
инструмента,
пропеваем
каждую
партию
отдельно
с
текстом
в
характере
данного
произведения, контролируя равнообъемное произношение, что обеспечит единое ровное и
гармоничное звучание.
Работаем над дикционным, ритмическим и интонационным ансамблем в
партии сопрано и
альтов, добиваясь легкости и подвижности в голосе.
Дыхание:
при
исполнении
песни
«Милый
Генрих»
в
хоре
будет
использоваться
цепное
дыхание. Приём звуковедения- non legato
4.Художественное исполнение произведения.
Соединяем
партии,
требуя
интонационной
и
ритмической
точности,
добиваемся
художественной
целостности
произведения,
помогая
исполнителям
дирижерским
жестом,
который
должен
быть
легким,
точным,
организующим.
Исполняем
свободным
открытым
звонким звуком, так как веселая танцевальная мелодия песни звучит легко и задорно.