Напоминание

«Традиции казачества»


Автор: Сергеева Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №30
Населённый пункт: Краснодарский край, станица Выселки
Наименование материала: Проект
Тема: «Традиции казачества»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №

30 «Колобок» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район

Проект

«Традиции казачества»

Средняя группа

Подготовил:

Воспитатель

МАДОУ ДС № 30

«Колобок»

Сергеева Н. В.

Станица Выселки. 2019 г

1

Вид проекта: Познавательно – творческий.

Срок реализации: с15 июля по 19 июля 2019 г.

Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители.

Основная цель – воспитание духовно-нравственных, культурных,

образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески

осваивать многообразную культуру казачества на основе осознания внутри-

культурных, исторических корней и связей; привития у детей и их родителей

интереса к истории и культуре родного края, уважения и бережного

отношения к семейным реликвиям.

Задачи:

•прививать интерес к культуре и быту Кубанского казачества, изучению

исторического прошлого Краснодарского края;

•выявлять и внедрять в быт детского сада основы казачьего (народного)

творчества;

•воспитывать любовь к родному языку.

Формы и методы реализации проекта:

•подвижные игры;

•беседы с использованием иллюстраций;

•лепка, рисование;

•слушание казачьих песен;

•выставка утвари казаков.

Те

высокие

нравственные

чувства,

которые

характеризуют

развитого

взрослого

человека

и

которые

способны

вдохновить

его

на

большие дела и благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от

рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под

влиянием социальных условий жизни и воспитания.

А.В. Запорожец

Введение

Духовно-

нравственное

воспитание

детей

-

одно

из

главных

направлений

обновления

содержания

педагогического

процесса

в

дошкольный период. Воспитание на традициях русской культуры (культуры

Кубани) позволяет привить детям любовь к быту и традициям родного края.

Жизнь казачества удивительна, интересна. Являясь пограничным оплотом

российского

государства

на

юге,

кубанское

казачество

одновременно

создавало

самобытную

культуру,

которая

будучи

частью

российской

2

культуры, проявлялась в образе жизни казаков, одежде, языке, фольклоре.

Данный проект

знакомит дошкольников с историей, традициями, культурой, бытом казаков

Кубани;

охватывает

литературный,

фольклорный,

исторический

материал;

помогает

формировать

личность,

способную

к

успешной

социализации;

создаёт

обогащённую

духовную

среду;

способствует

самореализации

индивидуальности ребенка. Проект состоит из нескольких разделов, тесно

связанных между собой.

Актуальность

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к

самым

близким

людям

-

к

матери,

отцу,

бабушке,

дедушке.

Это

корни,

связывающие

его

с

родным

домом

и

ближайшим

окружением.

Чувство

Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он

изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления

еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они

играют огромную роль в становлении личности патриота.

Без знаний основ народной русской жизни, жизни казачьего населения

Кубани, родного фольклора нельзя воспитать патриота и гражданина России.

Это делает данный проект актуальным в современных условиях.

Интерес к традиционной культуре кубанских казаков, к языку, обычаям,

обрядам, истории необычайно возрос не только в нашей стране, но и во всем

мире. Это явление, безусловно, закономерно и имеет самые разнообразные

социальные, культурные, политические, национальные, религиозные и иные

причины.

Только

глубокое

познание

истоков

может

дать

ответ

на

главный

вопрос: что же делать нам сегодня для духовно–нравственного возрождения

народа, чтобы процесс развития культуры носил закономерный характер,

вытекая из своеобразия истории и культурных традиций края. Говорят, что

красота спасет мир, но в наше время не только красота, но и приобщение к

своим народным корням способно исцелить холодное сердце, освободить

человека от жестокости и грубости, дать новое дыхание жизни. И если

забьется сердце ребенка от созерцания красоты родной природы, если он

почувствует себя частичкой своего народа, значит, действительно, «казачьему

роду нету переводу».

Обобщая

сказанное,

можно

заключить,

что

воспитательная

цель

проекта состоит в приобщении детей к культуре, традициям и быту Кубани.

Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры

ребенка как основы его любви к Родине.

Постановка проблемы

В настоящее время чрезвычайно много информации дети получают из

зарубежных мультфильмов и кинофильмов, компьютерных игр. Дети быстро

воспринимают всё, увлекаются героями и получают зачастую поток вредной

3

информации,

которая

не

воспитывает

чувства

патриотизма,

а

наоборот,

отдаляет от культуры и традиций своей страны. Результаты опроса родителей

и детей выявили низкий уровень знания культуры и обычаев своей малой

Родины

- Кубани. Чтобы выработать правильную жизненную позицию в

отношении

мира,

а

также

заложить

основу

для

развития чувства

патриотизма

ребёнка,

необходимо

знакомить

дошкольника

с

историей

и

традициями родного края.

План реализации проекта

Способ реализации

Цель

Сроки

1.

Подбирался методический

и иллюстративный

материал, атрибуты для

проведения игр,

настольные игры,

художественная

литература по данной

теме, музыкальные

произведения,

Кубанская

одежда, домашняя утварь

казаков.

Подготовить теоретический и

практический материал по

теме.

Подготовительный этап

2 дня

2.

Выявить

заинтересованность детей

по теме.

Определить уровень знаний

детей по данной теме.

3.

Беседы с родителями.

Принести имеющиеся

атрибуты для реализации

проекта (книги по теме,

картинки, раскраски)

Цель: Выяснить

заинтересованность родителей

по данной теме.

4.

Оформление уголка мини

– музей «Прошлое

Кубани»

Цель: подготовить атрибуты

для выставки.

1.

Беседа

«Достопримечательности

нашей станицы».

Цель. Знакомить с

достопримечательностями

станицы

Основной

этап

Первый

день

2.

Слушание музыки:

Произведения в

исполнении Кубанского

казачьего хора.

Цель:

знакомить с песнями о

Кубани.

3.

Игра «Звонок». Цель:

познакомить с игрой. -

Цель: познакомить с игрой.

4

4.

Чтение стихов о Кубани.

Цель: Формировать

умение детей отвечать на

вопросы по тексту.

Цель: Формировать умение

детей отвечать на вопросы по

тексту.

5.

Раскрашивание «Конь»

Цель: Формирование навыков

раскрашивания.

1.

Казачья хата.

Подворье.

Цель: Знакомство детей с

устройством казачьей хаты

( сени, печь, красный угол).

Второй

день

2.

Просмотр презентации

«Ты, Кубань, ты наша

родина»..

Цель: Продолжать знакомить

детей с традициями Кубани.

3.

С/ролевая игра «Мы едем

по станице».

Цель: учить развивать сюжет,

помочь запомнить названия

площадей и улиц станицы,

познакомить с его

достопримечательностями

4.

Сказки из буклета «Сказки

казаков».

Цель: учить слушать и делать

выводы.

5.

Аппликация

«Подсолнушки».

Цель: развивать творческие

способности.

1.

Традиционная Кубанская

одежда. Особенности

одежды казаков.

Цель: Знакомство с одеждой

казачки ( рубаха, сорочка,

передник, юбка, плюшка)

Знакомство с одеждой казака

(папаха, рубаха, черкеска,

чекмень, бешмет, шаровары,

архалук, бурка, тулуп, кушак,

башлык).

Третий

день

2.

Рисование орнамента

кубанской одежды.

Цель: учить рисовать

орнамент кубанской одежды.

3.

Рассматривание семейных

фотографий, составление

рассказа «Мои дедушки и

бабушки».

Цель: формировать интерес

детей к фотографии как к

жанру искусства.

4.

Кубанский диалект.

Цель: Знакомство с лексикой

казаков: словарём,

особенностями произношения

некоторых звуков.

5.

Разучивание песен и

танцев казаков.

Цель:

Знакомство с жанрами

кубанского фольклора

(пословицы и поговорки,

колыбельные песни, потешки,

5

считалки, сказки, заклички,

частушки и др.).

1.

Домашняя утварь казаков.

Цель: познакомить с

названием посуды (макитра,

крынка, махотка, миска,

чугунок, горшок, кувшин,

чарка, ковш, жбан, кадка и

др.).

Предметы быта (коромысло,

ухват, ушат, доска для стирки,

прялка, веретено, утюг,

дорожки, рушники и др.).

Четвертый

день

2.

Беседа «Ознакомление с

символикой: гербом,

гимном, флагом

Краснодарского края и

России».

Цель:

Познакомить детей с

символикой Краснодарского

края, воспитывать патриотизм,

уважение к традициям и

гордость за свою Родину.

3.

Игра «Папаха».

Цель: познакомить с игрой.

4.

Чтение русских народных

сказок «Гуси-лебеди»,

«Жихарка».

Цель: объяснить значение

печи и ее важности в жизни

людей.

5.

Игра детей на

музыкальных

инструментах.

Цель: вызвать желание

извлечь звук из разных

деревянных инструментов,

закрепить умение различать

звуки.

1.

Народные игры.

Цель: Знакомство с играми

казаков ( казаки-разбойники,

пахари и жнецы, кружева,

кузнецы, лапта, перетяжка,

ляпка, салки).

Пятый

день

2.

Народные игрушки.

Цель:

Знакомство с игрушками

(свистульки, ложки, волчок,

погремушки и др.)

3.

Игра « Передай подкову».

Цель: вспомнить с детьми

пословицы и поговорки о

Кубани.

4.

Дидактическая игра

«Одень казака и казачку».

Цель: закреплять знания

детей о одежде казака и

казачки.

5.

Хоровод «Змейка».

Цель: учить двигаться за

6

ведущим и друг за другом

плавным шагом, как тянется

нитка за иголкой.

Взаимодействие с родителями:

-

Спортивный праздник «Карусель кубанских игр».

-Буклеты «Традиции казаков».

-Консультация для родителей «Без прошлого – нет будущего».

-

Оформление уголка мини – музей «Прошлое Кубани».

- Выставка детской литературы по теме проекта «Почитайте, детям

сказки казаков!»

Предполагаемые результаты:

К концу проекта дети должны знать:

•об истории переселения казаков на Кубань;

•особенности жизни и быта кубанских казаков;

•повседневную жизнь кубанских казаков;

•2-3 кубанские песни, 3-4 частушки;

•5 старинных казачьих игр;

•элементы казачьей одежды;

•7-8 заповедей казачества;

•диалектную лексику.

Источники информации:

1. Маслов А.В. Кубанская старина.- Краснодар, 2005.

2.Н.И Бондарь, С.А Жиганова «Фольклор и этнография Кубани». – Краснодар

2009

3. Ратушняк В.Н. Родная Кубань.- Краснодар, 2003.

4. Фролов П.З. Обычаи, традиции, нравы казаков.- Краснодар, 2005.

5. Фролов П.З. По казачьему следу. — Краснодар, 2005.

6. Чебыкин А.Ф. Наследники казачьей славы.- Краснодар, 2004.

7.О.Хамцова «Кубанская азбука».- Краснодар,2007.

7



В раздел образования