Напоминание

Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей дошкольников.


Автор: Высавская Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детсий сад № 320
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Содержание, формы и методы

педагогического просвещения родителей дошкольников.
Подготовил : Воспитатель МОУ д/сад № 320 Высавская Ольга Алексеевна Волгоград- 2016 1
Содержание: Введение……………………………………….…………………………………3 I. Актуальность проблемы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений…………………………………. ……………………….…...3 II. Теоретические основы педагогического просвещения родителей дошкольников………………………………………………………….…4 1. Педагогическая культура родителей как объект научного исследования……………………………………………………………….4 2. Основное понятие кто такой просвещенный родитель? ………………..6 3. Организация взаимодействия семьи и ДОУ………………………………………………………………………....8 4. Дифференцированный подход к работе с родителями……………………………………………………………...…..9 5. Направления работы воспитателей дошкольных учреждений с родителями……………………………………………………………...…10 6. Формы и методы работы с родителями…………………………………………………………..…….12 III. Из опыта работы д.с № 320………………………………………………………………………………...15 Вывод…………………………………..…………………………………………18 Список литературы…………………………..…. ………………………………………..20 Приложение…………………………….………………………………………..21 2

ВВЕДЕНИЕ
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.
I.

Актуальность проблемы взаимодействия семьи и дошкольных

образовательных учреждений.
Актуальность проблемы взаимодействия семьи и ДОУ состоит в том, что детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Объектом исследования данной работы является педагогическое просвещение родителей. Предмет исследования: основные направления и формы просвещения родителей. Задачи исследования:  Изучить психолого-педагогическую литературу по теме;  показать актуальность проблемы;  определить важность психолого-педагогического просвещения родителей. Всестороннее гармоничное развитие личности ребенка требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья, как первый институт социализации, имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер. В семье закладываются исходные, жизненные 3
позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. В последние годы проблеме формирования у родителей различных сторон педагогической культуры большое внимание уделялось в работах современных отечественных ученых: И.Д.Багаевой, Ю.В. Баскиной, И.Г.Безуглова, Е.В.Бондаревской, А.Я.Варга, М.Я.Виленского, И.В.Гребенникова, Т.В.Иванова, И.Ф.Исаева, С.В.Ковалева, A.К.Колосова, В.В.Краевского, А.И.Мищенко, А.В.Мудрика, Е.Г.Силяевой, B.А.Ситарова, В.А.Сластенина, В.Э.Тамарина, В.Я.Титаренко, А.Г.Харчева, Е.Н.Шиянова, Н.Е.Щурковой, Д.С.Яковлевой и др. Педагоги установили следующую закономерность: «Успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга. Влияние семьи на растущего ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий.
II.

Теоретические основы педагогического просвещения родителей

дошкольников

1.

Педагогическая культура родителей как объект научного

исследования
Человечество давно пришло к пониманию необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей. Первую программу подготовки матерей к воспитанию и обучению маленьких детей дал Я.А.Коменский в книге «Материнская школа». Аналогичные мысли о зависимости семейного воспитания от подготовленности родителей высказывали Ж.-Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, наши соотечественники А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, П.Ф. Каптерев и другие. Попытку осуществить практическую подготовку матерей к воспитательной деятельности сделал Ф. Фребель В отечественной педагогике 1990-х г. особый интерес представляет система, предложенная И.В. Бестужевым-Ладой. Ученый выделяет несколько взаимосвязанных уровней подготовки населения к воспитательной деятельности. Первоначально соответствующее образование, включая и «половой ликбез», получают дети и школьники, затем они обучаются в «Университете будущих родителей», далее переходят в «Университет молодого родителя», а по прошествии лет, обучаются в «Университете родителя родителей» (начинающих бабушек и дедушек). Наиболее известен международный термин «Воспитание родителей» - под которым понимается помощь родителям в исполнении родительских функций. Поэтому воспитание родителей - это, прежде всего, накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций и воспитанию 4
детей. Воспитание родителей в большей степени - просветительская работа, обращенная к сознанию человека По мнению Е.В. Бондаревской, Т.А. Куликовы, Н.В. Седовы, педагогическая культура - это часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления, становления) личности Е.Н. Олейникова выделила три философских подхода к пониманию феномена культуры: аксиологический, деятельностный и личностный . Мижериков В.А. и Ермоленко М.Н. рассматривают педагогическую культуру как «уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности». При этом в содержание педагогической культуры авторы включают аксиологический, технологический, эвристический и личностный компоненты Андриади И.П., Пискунов А.И. отмечают, что педагогическая культура является частью общей культуры педагога, базируется на ней и проявляется в реализации профессиональных функций: образовательной, воспитательной и развивающей . Барабанщиков А.В. шире трактует педагогическую культуру и определяет ее как «…синтез педагогических убеждений и мастерства, педагогической этики и профессионально-педагогических качеств, стиля учебно-воспитательной работы и отношения преподавателя к своему делу и самому себе». Однако, единого определения данного понятия в научной литературе нет. В.В. Чечет, под педагогической культурой родителей понимает педагогическую подготовленность и зрелость их как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей. По его мнению, это составная часть общей культуры родителей, в которой заложен опыт воспитания детей в семье, приобретенный разными категориями родителей непосредственно в своей стране, других странах, а также взятый из народной семейной педагогики . Данное определение позволяет выделить следующие основные компоненты педагогической культуры:
Мотивационный
- определяющий стремление родителей к овладению опытом воспитания с целью достижения положительных результатов воспитания детей в семье; 5

Интеллектуальный
- включающий знания народной педагогики, основ педагогики, психологии, медицины и других наук, умения определять цели и задачи воспитания и прогнозировать его результаты;
Эмоционально-волевой
- заключающийся в принципиальности, последовательности, настойчивости в достижении целей воспитания, основанных на умении общаться и взаимодействовать с ребенком;
Действенно-практический
- предполагающий деятельность родителей по овладению знаниями и их творческое практическое применение в процессе семейного воспитания;
Экзистенциальный
- определяющий способность родителей объективно оценивать и возлагать на себя ответственность за результаты семейного воспитания.Степень выраженности того или иного компонента может иметь разную степень проявления, что позволяет говорить об уровнях сформированности педагогической культуры родителей
2. Основное понятие кто такой просвещенный родитель?
Исследовательница Л. Путляева провела социологически вопрос - « Что такое просвещенное материнство?» Просвещенной может считаться та мать, которая наряду с общей эрудицией знакома с педагогикой, психологией и медициной. Кроме знаний о детстве нужны умения, чтобы их использовать. Чтобы быть просвещенной мамой - надо постоянно применять эти знания и умения, а это очень трудно. Просвещенное материнство (или просвещенное родительство) складывается из знаний о ребенке (его воспитании, этапах развития, индивидуальных особенностях и т.п.), из специальных умений обеспечить это развитие и, главное, из применения этих знаний и умений на практике. Родитель должен ориентироваться в этих знания и умениях, то есть знать общие этапы развития ребенка (физиологического и психического), понимать их связь, осознавать основные принципы развития - что, зачем и как развить. Проявляется еще одна сторона знаний, необходимых просвещенному родителю, - этическая. Очень нужно понимать, что в мир пришел новый человек, со своей индивидуальностью, своими уникальными способностями, с громадным и пока не раскрытым потенциалом. И этот человек имеет право сам прожить свою жизнь. Осознание этого простого факта сразу все меняет в роли родителя: из строителя, формирующего что-то по своему собственному плану, он превращается в открывателя, хранителя и шлифователя живой драгоценности, бесценной и неповторимой. И тогда его воспитательная задача не «сформировать», «преодолеть», «сломить» и т.п., а раскрыть, сохранить и развить потенциал ребенка, не навредив ему. Если родитель это знает и понимает, он уже на первой ступеньке просвещенного родителя. Специальные умения - это вторая составляющая в труде родителя ступень. Это то, из чего сложится стиль взаимодействия с ребенком. Например: «Не лезь, когда говорят взрослые!»; «Закрой рот!»; «Мал еще советовать!»,- и «Подожди немножко, сейчас я освобожусь»; «Пожалуйста, 6
потише, я тебя слышу»; «Мы учтем твое мнение». Этический подход к личности ребенка - не разовое мероприятие, а раз и навсегда принятый факт: Новый человек равен, а скорее - даже превосходит нас по своему потенциалу. Умение увидеть это в своем ребенке (и в других детях, тоже) можно отнести к специальным умениям просвещенного родителя. Такое умение обеспечивает достойный стиль общения с ребенком, уважительный и тактичный. Говорить с ребенком как с равным - еще одно специальное умение. Оно означает, что родитель учитывает уровень освоенности ребенком языка, уровень его сознания, но общается с ним как с равным: не назидательно, не поучая, а как бы общаясь с другом - делясь впечатлениями, мнениями, шутя, радуясь или огорчаясь. Суметь вовремя использовать нужный прием - еще одно важное умение просвещенного родителя. Оно непосредственно связано со способностью видеть проблемы и их причины, предвидеть следствия действий или поступков ребенка, то есть со способностью родителя педагогически мыслить. Педагогическое мышление отличается тем, что оно всегда направлено на ребенка в совокупности связей его внутреннего мира с внешним. Эта трудная работа, требующая умения абстрагироваться от себя и сосредоточиться на ребенке. Однако можно многое уметь и еще больше знать, но не применять этого в жизни. Этап применения - это непосредственный контакт с ребенком. Непосредственный контакт - это всегда творческая работа просвещенного родителя, который в любой момент времени понимает, что он делает с ребенком и для ребенка. Педагогическое творчество требуется от родителей из-за непредсказуемости тех ситуаций, которые непрерывно выстраивает ребенок. Задача психолога- помочь найти причину в сложившийся ситуации и подтолкнуть родителя к самостоятельному творческому поиску решения. Первая трудность в применении педагогических знаний и умений заключается в непредсказуемости конкретной ситуации, что требует от родителей постоянного педагогического творчества, экспромта, а не использование готовых стереотипов. Вторая трудность исходит из недостатка родительского терпения в деле воспитания. Маме значительно легче самой убрать игрушки или покормить ребенка с ложки, чем ждать, пока он справиться с этим сам. Спешащие, нетерпеливые родители воспитывают иждивенческие черты у своих детей и, конечно, не являются педагогически просвещенными. Третья трудность в применении самых прогрессивных знаний, самых светлых идей воспитания заключается в необходимости постоянности этого процесса. Воспитание не может носить фрагментарный характер. Фрагментарность стирает все достижения воспитания. Ребенок не должен разрываться между вчерашним «нельзя», сегодняшним «можно» и завтрашним «опять нельзя» из - за нашей непоследовательности и непостоянства. Противоположностью фрагментарного воспитания является непрерывное занудливое назидание. Просвещенное родительство, подразумевает отсутствие всех трудностей и ошибок на этапе собственного воспитания ребенка. Лучшее воспитание - личный пример, можно себе представить каких трудов требует самосовершенствование просвещенного родителя. Просвещенное родительство - это также и серьезный труд родителей и детей по 7
совершенствованию, развитию и воспитанию друг друга в живом, реальном процессе жизнедеятельности. 3
.Организация взаимодействия семьи и ДОУ.
Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах организации игровой среды, подготовке его к обучению в школе. Работа с родителями - сложная и важная часть деятельности педагога. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему , предусматривают ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми. Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Второе условие - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают: - изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада; - группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы; 8
- составление программы совместных действий педагога и родителей; - анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности. 4.
Дифференцированный подход к работе с родителями.
Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются: - взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; - соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям; - учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; - сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы; - взаимосвязь разных форм работы с родителями; - одновременное влияние на родителей и детей; - обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы. Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить ндивидуальный подход к каждой семье. Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по определенной программе изучения семьи:  Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия), психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения). Для этого необходимо проведение психологом-социальным педагогом индивидуальных консультаций с родителями дошкольников, использование различных методик (Анализ семейного воспитания (Эйдемиллер, Юстицкис), рисуночные методики “Моя семья”, ”Мой дом” и т.п.).  Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.  Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.  Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов 9
воспитания), участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организационной, коммуникативной). После изучения семей необходимо составление “социального паспорта” с целью корректировки педагогического воздействия. Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:  Анкетирование родителей;  Анкетирование воспитателей;  Тестирование родителей;  Индивидуальные беседы с родителями;  Индивидуальные беседы с детьми;  Посещение семьи ребенка;  Изучение тестов-рисунков детей типа “Мой дом”, “Моя семья”.  Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре “Семья”.  Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.  Моделирование игровых и проблемных ситуаций и т.д. По результатам диагностики для выявления категорий родителей можно выделить типы семей (приложение). В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение разнообразных форм работы.
5. Направления работы воспитателей дошкольных учреждений с

родителями
. Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки. Среди них самыми распространенными являются: - воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы; - содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно. - довольно часто воспитатели используют лишь коллективные формы работы с семьей. 10
Причины этого - недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения. Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод, что педагоги детского сада должны вести систематическую работу по повышению уровня знаний, умений и навыков воспитателей в области сотрудничества с семьей. Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в детском саду. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей. В целях облегчения работы воспитателя при подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей особое внимание нужно уделять систематизации и разработке различных рекомендаций. Тематический материал можно условно разделить на четыре группы:  Содержание семейного воспитания и вопросы повышения педагогической культуры родителей в детском саду.  Практические рекомендации воспитателям относительно содержания, форм и методов работы детского сада с родителями: а) изучение семей; б) педагогические беседы и тематические консультации; в) родительские собрания; г) изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания; д) индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми из этих семей; е) рекомендуемая тематика мероприятий для родителей детей разных возрастных групп, практические рекомендации и вопросы для анализа определенной формы работы воспитателей с родителями.  Повышение педагогических умений воспитателей: а) планирование работы с родителями; б) педагогическое самообразование педагогов; в) педагогический опыт; г) консультации и семинары с воспитателями. Вопросы педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, потому что отношение педагога к детям, к их родителям, уровень его педагогического мастерства определяют уровень воспитанности ребенка и отношение родителей к выдвигаемым детским садом требованиям. На примере работы д/с № 320 можно предложить следующую методическую работу - это проведение методических недель: 11
 Консультации на тему “ В Работе с родителями - нетрадиционные подходы”.  Просмотр и анализ конспектов нетрадиционных встреч с родителями.  Составление конспектов встреч с родителями в свете новых подходов.  Составление перспективного плана работы с родителями разных возрастных групп на год совместно с методистом, психологом, социальным педагогом.  Педсоветы на тему “Работа педагогического коллектива с родителями” (нетрадиционные подходы), с приглашением родителей из состава родительских комитетов. Необходимо постоянно расширять формы работы с семьей, использовать нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического просвещения и воспитания родителей. 6.
Формы и методы работы с родителями
Формы педагогического просвещения:
Традиционные:

Посещение семей
Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи: Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье. Определение уровня педагогической культуры родителей. Выявление трудностей, испытываемых родителями. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.
Родительские собрания
. Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ребенка, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Функции, которые выполняете родительское собрание: 12
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно- воспитательного процесса, Психолого-педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.; Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия - конкурсы, экскурсии, походы и т.п.); Совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).
Консультации
. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Родительские конференции
. Конференция является одной из форм психолого-педагогического просвещения и предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п.
Дни открытых дверей
. День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. Нетрадиционные:
Родительские чтения
. Очень интересная форма работы с родителями, которая даст возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. С помощью школьного 13
библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях.
Родительские вечера
. Форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
Наглядная пропаганда.
Групповые стенды типа “Для вас, родители”, содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье. С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д. Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей.
Выставки.
Обычно их готовят к праздникам: “Здравствуй, Новый год!”, “У мамы руки золотые”, “Скоро в школу” и т.п.
Дежурства родителей и членов родительского комитета
. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.
Папки-передвижки
. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье. Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.
Лекторий
. Большую роль на занятиях играет форма общения воспитателя с родителями. Как показывает опыт, оптимальными являются лекции - беседы, лекции - диалоги. Для эффективности общения важно достичь психологического контакта между общающимися. Требования к общению с родителями в ходе занятий педагогического всеобуча: занятия лучше строить в форме лекций - бесед, диалога, по ходу изложения вопроса приводить 14
примеры из практики, в завершении занятия решать педагогические задачи, позволяющие активизировать полученные знания, закрепить их. Необходимо признать в слушателях партнеров по общению. Текст, следует рассказывать своими словами, а не читать. Очень важны своевременность и форма оповещения родителей о проведении занятий. Объявление, извещающее о занятии должно включать его краткий план, вызвать интерес у родителей и создать установку на восприятие материала. Название занятия должно быть "агитирующим" - в нем необходимо заключать проблему. Темы лектория могут быть конкретизированы, углублены, дополнены с учетом потребностей родителей в педагогических знаниях, которые выявляют в ходе родительских собраний, бесед и консультаций.
«Семейный клуб в детском саду»
Сотрудничество родителей и педагогов позволяет лучше узнать ребенка, способствует взаимопониманию между родителями и детьми. Заседания семейного клуба требует специальной подготовки. Работа семейного клуба осуществляется в двух направлениях: - педагогическое просвещение родителей через общие заседания семейного клуба; - включение родителей в деятельность детского сада через организацию коллективных творческих дел и работу творческих мастерских. Семейный клуб позволяет: родителям - лучше понимать собственного ребенка; детям - привить чувство гордости за свою семью; педагогам - более эффективно строить процесс воспитания и образования ребенка.
III. Из опыта работы д.с № 320
Сегодня, в условиях нового этапа научно-технической революции и динамизма социальных преобразований оказалось, что дошкольные учреждения оторваны от современной реальной жизни, работают по принципу “закрытой системы”, осуществляя свои образовательные и воспитательные функции только в рамках детского сада, только с детьми и семьями, посещающими детский сад. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности дошкольного учреждения как первой ступени в системе непрерывного образования. Цель деятельности ДОУ№ 320 как открытой социально-педагогической системы состоит в следующем: - максимальная “привязка” педагогической деятельности ДОУ к условиям районного социума; - формирование личности ребенка путем взаимодействия с социальными институтами среды, семьей; 15
- социализация личности ребенка; - организация координирующего воспитательного центра на собственной базе по работе с семьей микрорайона; - выполнение социального заказа населения микрорайона; - способствовать созданию в городском социуме воспитательного потенциала путем взаимодействия с социальными институтами среды; - проводить активную работу по улучшению педагогической просвещенности родителей дошкольников; - способствовать реализации прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства; - содействовать развитию и укреплению семьи как социального института; - улучшить показатели социального здоровья и благополучия семьи и детей; - гуманизировать связи семьи с обществом и государством, трудовыми коллективами и общественными организациями; - помочь в установлении гармонических внутрисемейных отношений. Выделенные цели работы неразрывно взаимосвязаны, определяют специфику дальнейшего развития ДОУ; они органически включают в себя весь комплекс задач, обеспечивающих необходимые условия для личностного становления. Задачи Доу: - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; - обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка; - забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка; - взаимодействие с семьей для полноценного развития личности ребенка и для повышения педагогического потенциала родителей детей. ДОУ № 320 действует по следующим принципам: - гуманизация; - преемственность (в работе возрастных групп в подготовке к школе); - дифференциация; - компенсация (приобщение к тем личностно значимым социально- культурным ценностям, потребности в которых пока не 16
удовлетворяются системой дошкольного образования, ее стандартами); - социализация (осуществление связи между воспитанником и его социумом (ДОУ - семья – друзья), защита личности воспитанника, приобщение к общественным процессам и структурам); - самоактуализация (выявление и воплощение индивидуальных творческих интересов и способностей, а также самоорганизации, саморазвитии и личностного роста воспитанников); - педагогизация (формирование педагогической среды жителей микрорайона, взаимодействие педагогов ДОУ с семьей в формировании личности ребенка). Есть уже и определенные результаты существования ДОУ № 320 как открытой системы. В работе с родителями результаты следующие: - вовлечение родителей воспитанников в жизнь детей и детского сада: - обеспечение педагогической культурой родителей в вопросах воспитания и обучения детей; - активное участие родителей в развивающей образовательной работе с детьми. Помимо принципов и задач совершенствуется и система управления: а) переход в режим развития; б) создание “банка информации” педагогических идей; в) совершенствование системы финансирования: использование финансовых средств спонсоров, попечительского совета на развитие ДОУ. Обновленному содержанию всей воспитательно-образовательной работы с детьми и родителями в ДОУ № 320 свойственна нестандартность, творческий поиск, который способствует не только развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, но и укреплению их здоровья. Приоритетные направления работы ДОУ №320: - методическая работа с педагогическим составом дошкольного учреждения; - организация педагогического просвещения родителей; - совместная деятельность с предприятиями и учреждениями города по укреплению семьи и формированию личности ребенка; 17
- проведение различных мероприятий на базе культурно- просветительных учреждений города; - благотворительная деятельность. Дошкольным учреждением № 320 помимо традиционных используются и новаторские, нетрадиционные формы работы с родителями. Модель взаимодействия ДОУ с социальными институтами среды выглядит примерно таким образом: - с Департаментом Образования г. Волгограда, - с Управлением Образования Мэрии г. Волгограда, - с Администрацией Ворошиловского района г. Волгограда, - с учреждениями образования, культуры, спорта - с РОВД, инспекцией по делам несовершеннолетних, - с поликлиникой № 10, - с промышленными предприятиями («Конфил», и т.п.), - с попечительским советом (спонсоры). Работа с семьей в ДОУ № 320 ведется по следующим направлениям: - работа с молодыми семьями, - работа с семьями микрорайона, - работа с многодетными семьями, - диагностика семей, составление социального паспорта.
Вывод
Наблюдение за деятельностью педагогического состава в плане работы с родителями показали важность и необходимость педагогического просвещения родителей, используя различные методы и приемы. В результате повысилась ответственность родителей за воспитание детей в семье, постоянно совершенствуются педагогические знания родителей; создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; происходит обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями; создается благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями и педагогами; обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей. Также можно отметить возрастающую активность родителей по подготовке и проведению совместных воспитательных и педагогических мероприятий, улучшение их посещаемости. 18
Самое главное - не останавливаться на достигнутом, а, совершенствуя и повышая квалификацию самих работников дошкольных учреждений, внедрять все новые и новые активные формы в работу с родителями в детские сады города. Использование новых форм и методов работы оправдали себя, и многие дошкольные учреждения города с успехом используют их в работе. Вовлечение семей в дошкольное образование имеет очевидную пользу. Для детей и педагогов: обогащение познавательной деятельности детей; использование тех интересов ребенка, которые имеют место дома; улучшения отношения к детскому саду в процессе совместной работы педагогов и родителей; использование талантов и увлечений родителей в процессе занятий. Для родителей: возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка; оценка достижений своих детей; понимание родителями процесса обучения (возможности и сложности). 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.
Закон Российской Федерации “Об образовании” (12.07.1995)
2.
Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. - М., 1998, с.424
3.
Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985.
4.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
5.
Любина Г. Как воспитать своего ребенка удачником // Дошкольное воспитание. 1997. № 12. с. 50-59
6.
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ТОО “ИнтелТех”, Правление о-ва “Знание” России, 1994.
7.
Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях: Опыт работы я/с № 66 г. Тамбова. Тамбов: 1995.
8.
Монастырский В.А., Каримова Л.А. Курсовые и дипломные работы по социальной педагогике: Учебно-методическое пособие для студентов факультета педагогики и социальной работы. Тамбов: 1998.
9.
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, - 544 с.
10.
Семейное воспитание: Словарь / Под ред. М.И.Кондакова. М.: Педагогика, 1972.
11.
Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с. 20
Приложение С целью выявления степени участия родителей в воспитательном процессе используются тесты следующего типа: 1. Нравится ли Вам ваш малыш? 2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит? 3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит? 4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит? 5. Поправляете ли Вы речь ребенка? 6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки? 7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли вы его? 8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом? 9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и бесед с ним? 10. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры? и т.п. 11. Что Вас радует в поведении Вашего ребенка? 12. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка? 13. Что, по Вашему мнению, обуславливает отклонение (если таковое есть) в поведении ребенка? 14. Какие темы Вы хотели бы обсудить (или услышать рекомендации) на родительских собраниях? 15. Каковы Ваши пожелания по улучшению работы детского сада? 21
КАТЕГОРИИ РОДИТЕЛЕЙ 1 категория: родителей этой категории отличает высокий уровень эмоционально-нравственной культуры. Он выражен в стиле семейного воспитания, в манере общения взрослых с детьми. Родители принимают ребенка как личность, считаясь с его интересами и увлечениями. В этих семьях родители стремятся к единству педагогических требований. Серьезно относясь к воспитанию, эти семьи легко идут на контакт с психологами и социальными педагогами, стремясь расширить свои познания в области педагогики и детской психологии. 2 категория: в среднем уровень образованности и культуры родителей также высокий. Но, в отличие от первой категории, акцентирование внимания идет на материальную обеспеченность. Вместе с тем проявляется безразличие к интересам и увлечениям детей. В неадекватных формах общения с ребенком проявляется недостаток эмоционально-нравственной культуры родителей. В таких семьях часты нарушения стилей семейного воспитания. 3 категория: это самая патогенная ситуация для ребенка. В таких семьях каждый живет своей жизнью, низкий уровень семейной интеграции. Уровень психолого-педагогической просвещенности родителей крайне низкий. Также родители не испытывают потребности в получении психолого- педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой. - 22
Тематический план программы педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей


пп

Название

мероприятия

Цель

Форма

Кол-во

часов
Блок 1. Работа с родителями 1 «Знакомство» Знакомство участников с тематикой занятий, выяснение ожиданий и опасений родителей. Родительское собрание с применением активных форм работы 2 2 «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка» Повышение самосознания и ответственности родителей Устный журнал 3 «Мотивационная готовность» Формирование представлений у родителей о мотивационной сфере ребенка Лекция и активные формы работы 2 4 «Язык принятия - язык непринятия» Осознание родительской роли в формировании самооценки ребенка; знакомство с понятием принятия ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя Лекция, диагностика 2 5 «Взаимодействие с детьми» Обучение родителей эффективным способам общения. тренинг 2 6 «Мир детский - мир взрослый» Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка и рефлексии тренинг 2 7 «Психологическая готовность ребенка к школе» Научить родителей играм, развивающим у детей произвольные когнитивные процессы (мышление, память, внимание) и волю. Способствовать сближению взрослых в игре. Деловая игра 4 8 «До новых встреч» Подведение итогов работы. Повторная диагностика. Родительской собрание 2 Блок 2. Работа с детьми 1 «Сегодня - дошкольник, знакомство участников группы, сплочение, Игра 2 23
завтра - школьник» исследование мотивационного компонента школьной готовности 2 «Кто я? Какой я?» сплочение группы; изучение уровня самооценки, оказание психологической поддержки. Тренинг 1 3 «Школьные правила» развитие навыков общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми Игра 1 4 «Я среди других» развитие навыков общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми Тренинг 1 5 «Сила человека -это сила его воли» повышать уверенность в себе; прививать новые формы поведения Тренинг 1 6 Заключительное занятие Подведение итогов работы. Повторная диагностика. 1 Блок 3. Совместные занятия родителей и детей 1 Первый раз в первый класс Взаимодействие родителей и детей в условиях обучения Тренинг 2 2 Экскурсия в школу Знакомство со школьным укладом, распорядком, требованиями Экскурсия 2 3 «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Развитие экологической культуры через творчество Совместной занятие 2 4 «День открытых дверей»; составление сказок и историй. развивать умения, направленные на общение детей с родителями. Тренинг 2 5 «Краски родного края» Знакомство с культурой и традициями Краснодарского края, организация совместной деятельности детей и родителей Детско- родительский праздник 2 7 Спортивное развлечение: «Мама, папа, я - спортивная семья». Повышение культуры здорового образа жизни, оптимизация детско- родительских отношений Спортивный праздник 2 8 Заключительное занятие Совместное с детьми родительское собрание 1 24
25
Анкета «Педагогическая культура родителей» Уважаемые родители! В первые годы жизни ребенка закладывается фундамент его всестороннего развития. От правильного воспитания в младшем дошкольном возрасте зависит полноценное формирование здоровья, физических, умственных и нравственных качеств в дальнейшем. Поэтому так важно, чтобы уже с первых лет в семье были созданы все условия для правильного воспитания ребенка. В создании таких условий молодые родители обычно испытывают трудности. Цель настоящей анкеты - выяснить специфику этих трудностей. Ваши искренние и полные ответы позволят педагогам детского сада оказывать именно ту помощь, в которой Вы больше всего нуждаетесь. Прочтите вопросы и подчеркните тот из ответов, который соответствует вашему мнению, состоянию воспитания ребенка в вашей семье. Если соответствующего ответа нет, допишите его. Кто из родителей заполняет анкету? Возраст ребенка, о котором Вы расскажете? Из каких источников Вы получаете педагогические знания: слушаете передачи по радио, смотрите по телевидению; посещаете лекции для родителей; читаете педагогическую литературу; из жизненного опыта: как воспитывали Вас, как воспитывают других; воспитываете без знаний; советуетесь с воспитателем? Помогают ли Вам эти знания (да; скорее нет, чем да; нет;); если нет, то почему: знания слишком общие; не касаются конкретно моего ребенка; даются в сложной форме; другое 26
С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании: непослушание ребенка; не поддерживают другие члены семьи; испытываете недостаток педагогических знаний; ребенок растет нервным; ребенок неусидчив, невнимателен; трудностей нет; другое? Какие черты Вас радуют в вашем ребенке? Какие черты огорчают? Какие методы Вы используете для воспитания ребенка: порицание; наказание; поощрение; запрещение; другое? Какие меры необходимы для улучшения воспитания ребенка в семье: ввести консультационные пункты для родителей; освободить женщину от работы; увеличить тираж педагогических журналов; проводить регулярно встречи со специалистами в ДОУ. другое? Спасибо! 27
Социальная характеристика семьи. 1. Состав семьи, возраст родителей. 2. Жилищные и материальные условия. 3. Культурный уровень семьи (есть ли в семье библиотека; какие книги читают; следят ли за периодической печатью; посещают ли кинотеатры, театры, концерты, выставки). 4. Общая семейная атмосфера (доброжелательная, неустойчивая, гнетущая, недоброжелательная, автономность каждого члена семьи). 5. Кто из членов семьи больше всего занимается воспитанием ребенка. 6. Что является предметом основной заботы родителей по отношению к ребенку (здоровье, развитие умственных способностей, нравственных качеств ребенка, обеспечение материальных потребностей). 7. Отношение родителей к ребенку (сверхопекающее, ровное, заботливое, равнодушное, подавляющее личность ребенка). 8. Система воспитательных воздействий (согласованность всех членов семьи, непоследовательность, наличие конфликтов, отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия). 9. Уровень психолого-педагогических знаний (наличие определенных знаний и готовность их применять на практике; ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению; низкий уровень знаний и нежелание задумываться под проблемами воспитания). 10.Осуществление контроля над поведением и деятельностью ребенка (систематическое, нерегулярное, полное отсутствие контроля). 11.Отношение к детскому саду (положительное, равнодушное, негативное). 12. Взаимодействие семьи с детским садом. 28
А Н К Е Т А «Сотрудничество детского сада и семьи» Уважаемые мамы и папы! МБДОУ проводит опрос родителей по проблемам дошкольного воспитания. Просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся улучшения содержания работы нашего дошкольного учреждения. 1. Считаете ли Вы, что в детском саду дети? - получают интересные, полезные знания и навыки культуры общения - получают, но недостаточно; - получают вредную информацию; - затрудняюсь ответить. 2. Хотели бы Вы, чтобы в детском саду? - улучшилась материальная база; - повысилась эстетика оформления; - изменилось отношение к детям; - повысилось качество обучения и воспитания; - повысилось качество оздоровительной работы; - на группе работал постоянный персонал (воспитатели, младший воспитатель); - Ваши предложения_____________________________________________ 3. Какие дополнительные образовательные услуги необходимы Вашему ребенку? - оригами; - театральная деятельность; - дополнительные занятия с психологом; - дополнительные занятия по изобразительной деятельности; - музыкальная деятельность; - спортивные секции (какие?)___________________________________________; - другие услуги_________________________________________________ 4. В какой форме вы бы хотели взаимодействовать с ДОУ? 29
- Семинары, практикумы, тренинги, круглые столы; - Телефон доверия; - Родительский клуб; - Семейный досуг; - Родительская почта; - КВН, праздники - Другое__________________________________________________ БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО! 30

Памятка

для

родителей

«

В

Здоровом

теле

-

здоровый

дух

»
• Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки • Соблюдайте режим дня • Помните: лучше умная книга чем бесцельный просмотр телевизора. • Любите своего ребенка он – ВАШ. Уважайте членов своей семьи, они – попутчики на Вашем пути. • Обнимать ребенка следует не менее 4 раз в день, а лучше – 8 раз. • Положительное отношение к себе – основа психологического выживания. • Не бывает плохих детей – бывают плохие поступки. • Личный пример по здоровому образу жизни лучше всякой морали. • Используйте естественные факторы закаливания – солнце воздух и воду. • Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства. • Лучший вид отдыха – прогулка с семьёй на свежим воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями. 31
Выставка поделок 32
Спортивный праздник 33


В раздел образования