Напоминание

Формирование звуковой выразительности речи


Автор: Гульсина Тимербулатовна Батршина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г.Нижневартовска ДС №71
Населённый пункт: ХМАО Тюменской область город Нижневартовск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Формирование звуковой выразительности речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 71 «РАДОСТЬ»

Опыт работы

Формирование звуковой выразительности речи

Подготовила: Батршина Г.Т.

НИЖНЕВАРТОВСК,2016

Формирование звуковой выразительности речи

Важным качеством детской речи является выразительность.

«Выразительность речи — умение внятно, убедительно и в то же время по

возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией,

выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров

действовать на слушателя и читателя», - писал Н. С. Рождественский

1

.

Выразительностью речи называют такое ее качество, в котором выраженное

суждение связано с отношением к нему говорящего. Выразительность речи

основывается на осознанной передаче мысли.

В связи с воспитанием звуковой культуры речи следует говорить о фонетико-

интонационном аспекте выразительности. Под интонацией понимается целый

комплекс компонентов: ударение, мелодика, темп, ритм, сила, тембр.

Интонационно-звуковая выразительность важна для связной речи. От того,

как ребенок владеет произношением звуков и какие просодические единицы

использует, будет зависеть стиль его связной речи.

По словам С. Л. Рубинштейна, речь маленького ребенка часто обладает яркой

выразительностью, но она непроизвольна, неосознанна, выразительные

моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности. Чтобы

добиться сознательной выразительности, необходима тщательная работа.

По мере усвоения требований со стороны взрослых ребенок овладевает

средствами интонационной выразительности и начинает сознательно

пользоваться ими. Эта ступень не ограничена возрастом, она зависит от

воспитателя.

Наиболее высокая ступень характеризуется переходом от интонационной

выразительности к языковой. Ребенок осваивает средства образной речи:

метафоры, эпитеты, сравнения для образной передачи мысли. Эта ступень

тоже не имеет определенных возрастных границ. Она появляется к концу

дошкольного детства и развивается на протяжении всей жизни.

Надо помнить, что без умения правильно произносить звуки речь детей не

будет выразительной. Однако, умея правильно произносить все звуки,

ребенок может говорить невнятно, небрежно, невыразительно в силу плохой

дикции. Поэтому с младшего дошкольного возраста необходимо учить

ребенка отчетливому, внятному произношению каждого звука, слов и фраз.

Выразительная речь зависит также от правильного дыхания, звучного голоса,

четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания.

Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гиб-

кости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным

темпом речи.

Зачастую в процессе речи дети, не владеющие дыханием, умением

постепенно расходовать воздух, теряют звучность голоса, комкают слова,

преждевременно заканчивают фразу, начинают говорить на вдохе,

«захлебываются».

Интонационная невыразительная речь может быть следствием снижения

слуха ,недостаточно развитого речевого слуха, неправильного речевого

воспитания ,а также различных нарушений речи.

Таким образом, совершенствование звуковой стороны речи: четкости

произношения, звучности и подвижности голоса, умения пользоваться

темпом и ритмом речи, правильного дыхания является необходимым этапом

подготовки к выразительной речи.

Большую роль в речи играет интонация. Она усиливает значение слова.

Вместе с тем иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл,

противоположный тому, что выражает само слово.

Умение осознанно пользоваться интонацией в процессе высказывания

развивается с помощью специальных упражнений.

Приведем несколько примеров таких упражнений.

Для правильного использования вопросительной и утвердительной

интонации детям предлагают прочитать стихотворение «Каша». Говорила

наша Маша: - Не хочу я кушать кашу. Каша Машу услыхала — Зашипела,

убежала.

Первую строчку можно предложить проговорить с выразительной

интонацией одной подгруппе («Говорила наша Маша?»). Другая подгруппа

должна ответить с утвердительной интонацией («Говорила наша Маша»).

С целью выработки умения выделять в тексте слова можно прочитать детям

скороговорку «Маленькая болтунья молоко болтала, да не выболтала» и

предложить повторить ее, сначала с выделением слова болтунья, затем

словаболтала.

В методических пособиях

1

рекомендуется ряд интересных упражнений для

формирования интонационной выразительности:

1. Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (радость,

безразличие, огорчение).

Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить

его с разной интонацией — так, чтобы было понятно, что они довольны,

рады; что они недовольны, их это огорчает и т. п. То же задание выполняется

с другими предложениями(Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь.

Подснежник расцвел. Змея ползает).

2. Цель: учить детей придумывать предложения и произносить их с

различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и

др.

Воспитатель предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было

понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна

пришла! Трава зеленеет/) Но весной что-то может и огорчить. Надо

придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен,

недоволен(Дождь некстати. Дует холодный ветер).

3. Работа по формированию интонационной стороны речи мы осуществляли

в различных направлениях. Сюда относится работа над логическим

ударением. Логическое ударение-это выделение слов наиболее важных по

смыслу. А чтобы детям легче было запомнить те слова, на которые падает

ударение, мы вместе с ними выделяли их хлопками в ладоши,

притопыванием. Дети вместе с воспитателем выполняют эти движения

одновременно, выделяя необходимые слова голосом и движением.

выделяя , из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем

повышения или понижения голоса изменяя темп

Дети весной пускают кораблик.

Иногда отдельные звуки ,слоги проглатывается и даже слова

проглатываются. Особенно часто бывает при произнесении

длинных слов или фраз Необходимо стремиться к тому, чтобы

дети научились говорить в умеренном темпе, при котором слова

звучат особенно отчетливо и выразительно и красиво

Учите детей отхлопывать ритмы , например .такие :!-!!

!!-!

!!-!-!

!!!-!-!

!-!

Для более эффективного формирования у детей фонетической стороны речи

необходима тесная взаимосвязь обучения на занятиях и воспитания

звукопроизношения в повседневной жизни.

Подобная взаимосвязь (в содержании и методах работы) состоит в том, что на

всех этапах обучения, на занятиях и в упражнениях в повседневной жизни

решаются одни и те же программные задачи. Во всех видах деятельности по

обучению звукопроизношению внимание детей постоянно фиксируют на

звуковой стороне речи.

Воспитание выразительности речи

Педагог имеет большие возможности для влияния на интонационную

выразительность детской речи. Очень важно воспитывать интонации,

которые будут необходимы ребенку в его повседневной жизни. Нужно

показать ему, как приветливо и радушно встречают и приглашают гостей,

дружелюбно просят о чем-то товарища, ласково уговаривают малыша

поиграть вместе со всеми.

Организовывая какое-нибудь мероприятие (приглашение гостей, посещение

другой группы, совместный утренник), воспитатель тактично, иногда в

шутливой вопросительной форме напоминает детям о том, как надо

разговаривать. В таких играх, как «Телефон», «Встреча куклы», «Магазин»,

«Почта», во время экскурсий закрепляются не только слова вежливых

обращений, но и их звуковая форма («Поздоровайтесь негромко,

приветливо»,— напоминает воспитатель перед входом в библиотеку и

заботливо спрашивает у сотрудников, не помешали ли им, извиняется за

доставленное беспокойство).

Есть ряд игр и хороводов, где текст, чаще всего фольклорный, произносится с

особенно яркими интонациями: «Коршун и наседка», «Ладушки», «Идет коза

рогатая».

Путем кропотливой повседневной работы решаются и такие задачи, как

воспитание мягкого приветливого тона разговора. На всех занятиях педагог

следит за тем, чтобы во время ответа ребенок обращался к слушателям,

принимал спокойную позу, объясняет, почему это важно. В младших группах

можно использовать игровое упражнение, которое заключается в том, что

кукла выполняет необходимые действия: правильно берет указку, становится

к картине боком, громко называет изображенное на картине и др. (игровые

действия с игрушкой выполняет воспитатель). В старших группах

используется такой прием: включение показа отдельных навыков речевого

общения в игру «Так или не так?». Правильные действия дети оценивают

красной фишкой, поднимая ее, чтобы видели все, неправильные — черной.

На занятиях (пересказ, заучивание и чтение стихотворений, драматизация) и в

самостоятельной художественно-речевой деятельности дошкольников

воспитатель прибегает к специфичным приемам руководства

выразительными качествами детской речи. Исходным приемом является

образец выразительного чтения. Но чтобы дети не копировали его бездумно,

чтобы формировать творческую индивидуальность чтения, образец должен

сопровождаться рядом других активных приемов. Их назначение — помочь

ребенку осознать особенности исполнения данного произведения

заблаговременно потренироваться, поучиться читать его, особенно сложные

места. Фронтально направленные активные приемы, в первую очередь

требующие проговаривают, важны еще и потому, что на занятии далеко не все

дети смогут поупражняться в громкой речи, в чтении вслух.

Образец чтения дополняется объяснениями и указаниями воспитателя к

выразительности речи детей. Используется напоминание сходного случая,

яркого представления из жизни детей, оживляющее пережитые ранее чувства.

В старших группах преобладают приемы, рассчитанные на творческое

использование их детьми. Например, воспитатель вместе с детьми дает

элементарную характеристику персонажам, что помогает ребенку

подыскивать подходящие интонации («Лиса хитренькая, тоненько говорит,

ласково, но она притворяется»). Более сознательно отнестись к выбору

выразительных средств помогают детям вопросы. Очень важно, чтобы они

были конкретными (Какой голосок у Маши? С каким чувством говорит эти

слова Катя? Объясните, что сейчас переживает Надя? Каким бы голосом вы

передали ее слова? Почему одни и те же слова сказки нам приходится

говорить разным голосом?)

Во всех группах оправдано применение подсказывающей формы вопроса,

особенно если это касается выбора интонаций, так как такой прием облегчает

ребенку поиск выразительного средства, помогает найти наиболее точное

определение, например: как правильнее прочитать начало — медленно или

быстро? Какое стихотворение — веселое или грустное? Как звучат слова

Васи — ласково или грубо?

Возможны оценочные вопросы (Что бы ты хотел исправить в своем

пересказе?).

В целях формирования выразительности речи нужно шире использовать

прием словесных упражнений. Для этого можно предлагать детям повторять

(хором или индивидуально) отдельные строчки из произведений, обращать их

внимание на неверную постановку логических ударений, на нечеткую смену

темпа или силы голоса.

В театрализованной деятельности ребенок использует еще и другие средства

передачи сценического образа — мимику, жест, позу, походку. Ряд приемов

способствует поиску детьми разнообразных средств передачи образа, причем

передачи не подражательной, а своей, индивидуальной, связанной с

пластической характеристикой. Активный прием — творческие задания.

Варианты таких заданий разработаны Л. С. Фурминой: подойти к товарищу и

попросить у него игрушку так, чтобы остальные могли определить, как ее

попросили (вежливо, обидчиво, резко и т. п.); перейти «ручей» по камешкам

от лица любого персонажа и объяснить, как и почему он так идет и др.

Примеры разнообразных заданий можно найти в пособии С. С. Бухвостовой

«Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного

возраста» (Курск, 1976).

Очень эффективен прием — чтение (по ролям). Материалом могут служить

короткие стихотворения, потешки, шутки, например: «Ножки, ножки, где вы

были? — За грибами в лес ходили». В младших группах чтение

сопровождается игровыми действиями и движениями детей,

способствующими естественности, как бы непроизвольности интонаций.

Например, движения ребенка руками при словах: «Шу, полетели! На головку

сели!» — вызывают у него радость в голосе, улыбку; движение пальчиками,

изображающими рога, помогает появлению интонации шутливой угрозы в

голосе и соответствующей мимики (сказка «Коза рогатая»). Живости и

естественности интонации способствует включение в текст потешки

(стихотворения) имени кого-либо из детей, присутствующих на занятии.

Как всегда, велика роль оценки. Следует поощрять желание ребенка

исправить, улучшить свой ответ, прочитать по-другому. Если в детском саду

есть магнитофон и чтение можно записать, то старших детей можно

привлекать к самооценке чтения, к самостоятельному объективному поиску

успехов и неудач в исполнении. Дополнительные приемы — пример

выразительного чтения кого-либо из детей, совместное с воспитателем

договаривание ребенком строки и другие — также способствуют повышению

качества чтения.

Для старших дошкольников полезным стимулирующим приемом оказывается

индивидуальная цель заучивания или чтения (для выступления перед

малышами на празднике; для подарка маме, бабушке и т. д.). Реальная

перспектива выступить с чтением мобилизует силы ребенка, вызывает

желание прочитать особенно хорошо, по-своему.

Приемы формирования выразительности чтения и пересказа очень

разнообразны. Как правило, на одном занятии используется одновременно

несколько приемов.

Работа по формированию интонационной стороны речи мы осуществляли в

различных направлениях. Сюда относится работа над логическим ударением.

Логическое ударение-это выделение слов наиболее важных по смыслу. А

чтобы детям легче было запомнить те слова, на которые падает ударение, мы

вместе с ними выделяли их хлопками в ладоши, притопыванием. Дети вместе

с воспитателем выполняют эти движения одновременно, выделяя

необходимые слова голосом и движением.

6. Умение пользоваться интонационными средствами

выразительности осуществляется через образовательную область «Чтение

художественной литературы». Задачи, которые осуществляются на данном

этапе, способствуют

- формированию целостной картины мира, в т.ч. первичных ценностных

представлений;

- развитию литературной речи;

- приобщению к словесному искусству, в т.ч. развитию художественного

восприятия и эстетического вкуса.

Дети на пятом году жизни в целом более углубленно воспринимают

художественные произведения: не только понимают сюжет, но и замечают

яркую, образную речь, поэтичность сказок и рассказов, высказывают свое

отношение к персонажам. Более дифференцированным становится и

восприятие художественной формы: дети четче, чем в младшем возрасте,

различают прозаическую и поэтическую речь, замечают эпитеты, сравнения

при условии, что воспитатель обращает их внимание на выразительные

свойства речи. Они уже знают много потешек, четверостиший, с которыми

знакомятся не только в учебной деятельности, но и вне ее. Активизируется

исполнительская деятельность. Дети с удовольствием выполняют задания

воспитателя: пересказывают сказку, сопровождая изложение сюжета показом

плоскостных фигурок, драматизируют известные сказки, стремятся

воспроизвести в речи, мимике характерные особенности изображаемых

персонажей, передать свое отношение к ним. Читать наизусть, рассказывать

они стараются интонационно выразительно.

Следует регулярно организовывать по желанию детей игры-драматизации по

русским народным сказкам, привлекать ребят к загадыванию и отгадыванию

загадок. Следует побуждать детей к рассказыванию по их выбору.

Разнообразные упражнения и задания на материале поговорок, пословиц,

загадок развивают поэтический слух дошкольников и подводят детей к

использованию средств художественной выразительности в самостоятельном

словесном творчестве.

Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее

его отношение к содержанию речи: выразительная речь дополняет и

обогащает содержание речи дошкольника.



В раздел образования