Автор: Кочерова Надежда Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Д/с №60 о.в.""
Населённый пункт: г.Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическое сопровождение процесса адаптации к условиям ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Психологическое сопровождение процесса адаптации к условиям ДОУ»
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия
среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что
позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств
и повышать ее продуктивность.
Адаптацию
необходимо
рассматривать
как
активное
приспособление
к
меняющимся
условиям,
как процесс
выработки
новых
форм
и
способов
взаимодействия, обеспечивающих эффективность деятельности и сохранения
своего психофизического благополучия.
Адаптация
-
это
приспособление
организма
к
новой
обстановке,
а
для
ребенка
детский
сад,
несомненно,
является
новым,
еще
неизвестным
пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Привыкание
к
детскому
саду
–
это
серьезное
испытание
для
малышей
раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для
него условия. Меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и
окружающая
ребенка
среда,
появляется
большое
количество
незнакомых
людей, и, самое главное, исчезает значимый взрослый. Именно к разлуке с
матерью,
малыш
в
силу
своих
специфических
возрастных
возможностей
оказывается не готов.
Поэтому поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Он
выражается изменение поведенческих реакций ребенка, расстройстве сна и
аппетита. Длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к
эмоциональным
нарушениям
или
замедлению
темпа психофизического
развития.
В этот острый период дети нуждаются в психологической поддержке.
Для психолога дошкольного
учреждения
главной
целью
является
–
обеспечение п с и хол о ги ч е с ко е
с о п р о вож д е н и я
р е б ё н ка
н а
в с е х
этапах адаптации, то есть так организовать адаптационный период, чтобы как
можно меньше травмировать малыша.
Анализ деятельности дошкольных учреждений в период адаптации показал,
что: воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям
квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть
из
них
испытывают
трудности
при
построении
взаимоотношений
с
родителями. Кроме этого, часть родителей относятся к периоду адаптации
недостаточно
серьезно,
как
к
чему-то
само
собой
разумеющемуся
или
склонны винить воспитателей в плохой работе
Поэтому
работа
педагога-психолога
заключается
в
оказании
помощи
в
построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками
детского
сада.
Важно
построить
отношения,
которые
создают
ощущение
комфорта,
уверенности,
взаимоуважения,
взаимопомощи,
способности
решать проблемы по мере их возникновения.
Психологическое
сопровождение
в период
адаптации в
раннем
возрасте
должна представлять собой целостную модель, в которую включены все
участники
этого процесса:
дети,
их
родители,
и
педагоги.
Успешность
реализации модели подразумевает последовательность её этапов
На первом, подготовительном, этапе происходит знакомство с родителями и
ребенком.
На
этой
встрече
психолог
выявляет
особенности
семейного
воспитания,
уровень
развития
социальных
навыков
ребенка,
дает
индивидуальные
рекомендации
по
подготовке
конкретного
ребёнка
к
поступлению
в
детский
сад,
делает
прогноз
адаптации.
Используемые
методы: беседа и анкетирования родителей и наблюдения за поведением
ребенка. С воспитателями групп раннего возраста проводятся мероприятия
по повышению профессиональной компетентности педагогов (консультации
по
проведению периода
адаптации,
знакомства
с
новой
литературой,
практикум по заполнению листов адаптации), совместно составляется график
приёма детей
в
группу,
проводится
сбор
информации
о
будущем
воспитаннике и его семье, разрабатывается индивидуальная схема введения
ребёнка в группу детского сада.
Целью основного этапа является обеспечение благополучного хода процесса
адаптации,
благоприятного
психологического
климата
в
адаптационных
группах.
На
основе
текущей
диагностики
хода
адаптационного
процесса
(систематического
наблюдения
за
поведением
детей),
совместно
с
воспитателем осуществляется корректировка мер психолого-педагогической
поддержки
детей,
изменения
времени
пребывания
в
д/с,
переход
к
следующему шагу привыкания. Во время основного периода главное в работе
психолога – не наблюдение за работой воспитателя, а конкретная поддержка в
установлении контакта с отдельными детьми. Оказание помощи детям на
данном этапе предполагает широкое использование индивидуальных форм
взаимодействия с целью установления доверительного контакта, торможения
негативных эмоциональных состояний и снятию излишнего эмоционального
возбуждения. Используется метод игровой терапии.
Многим
родителям
на
этом
этапе
так
же
требуется
психологическая
поддержка.
Необходима
дать
возможность
родителям
рассказать
о
своих
опасениях, выяснить тревожащие их вопросы, помочь наладить контакт с
воспитателем.
На заключительном этапе происходит анализ хода процесса адаптации детей
к
условиям
ДОУ,
составляется
аналитическая
справки
по
результатам
адаптационного процесса.
На основе анализа причин эмоционального неблагополучия и трудностей
адаптации
отдельных
воспитанников
и
анализа
выявленных
психолого-
педагогических
затруднений
в
деятельности
педагогов,
формулируются
выводы и корректируется работа на будущий год.
С родителями проводится анкетирование по итогам адаптации, на котором
дается оценка работы администрации и персонала группы в адаптационный
период.
Выявляется
положительный
опыт
и
возникшие
трудности,
высказываются
предложения
к
администрации
и
специалистам
по
совершенствованию организации периода адаптации.
Таким
образом,
психологическое
сопровождение
детей
в
период
адаптации ребёнка к дошкольному учреждению является важным аспектом
сохранения психического здоровья детей и полноценного развития личности
ребёнка.