Напоминание

"Психологическое сопровождение процесса адаптации к условиям ДОУ"


Автор: Кочерова Надежда Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Д/с №60 о.в.""
Населённый пункт: г.Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическое сопровождение процесса адаптации к условиям ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Психологическое сопровождение процесса адаптации к условиям ДОУ»

Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия

среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что

позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств

и повышать ее продуктивность.

Адаптацию

необходимо

рассматривать

как

активное

приспособление

к

меняющимся

условиям,

как процесс

выработки

новых

форм

и

способов

взаимодействия, обеспечивающих эффективность деятельности и сохранения

своего психофизического благополучия.

Адаптация

-

это

приспособление

организма

к

новой

обстановке,

а

для

ребенка

детский

сад,

несомненно,

является

новым,

еще

неизвестным

пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Привыкание

к

детскому

саду

это

серьезное

испытание

для

малышей

раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для

него условия. Меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и

окружающая

ребенка

среда,

появляется

большое

количество

незнакомых

людей, и, самое главное, исчезает значимый взрослый. Именно к разлуке с

матерью,

малыш

в

силу

своих

специфических

возрастных

возможностей

оказывается не готов.

Поэтому поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Он

выражается изменение поведенческих реакций ребенка, расстройстве сна и

аппетита. Длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к

эмоциональным

нарушениям

или

замедлению

темпа психофизического

развития.

В этот острый период дети нуждаются в психологической поддержке.

Для психолога дошкольного

учреждения

главной

целью

является

обеспечение п с и хол о ги ч е с ко е

с о п р о вож д е н и я

р е б ё н ка

н а

в с е х

этапах адаптации, то есть так организовать адаптационный период, чтобы как

можно меньше травмировать малыша.

Анализ деятельности дошкольных учреждений в период адаптации показал,

что: воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям

квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть

из

них

испытывают

трудности

при

построении

взаимоотношений

с

родителями. Кроме этого, часть родителей относятся к периоду адаптации

недостаточно

серьезно,

как

к

чему-то

само

собой

разумеющемуся

или

склонны винить воспитателей в плохой работе

Поэтому

работа

педагога-психолога

заключается

в

оказании

помощи

в

построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками

детского

сада.

Важно

построить

отношения,

которые

создают

ощущение

комфорта,

уверенности,

взаимоуважения,

взаимопомощи,

способности

решать проблемы по мере их возникновения.

Психологическое

сопровождение

в период

адаптации в

раннем

возрасте

должна представлять собой целостную модель, в которую включены все

участники

этого процесса:

дети,

их

родители,

и

педагоги.

Успешность

реализации модели подразумевает последовательность её этапов

На первом, подготовительном, этапе происходит знакомство с родителями и

ребенком.

На

этой

встрече

психолог

выявляет

особенности

семейного

воспитания,

уровень

развития

социальных

навыков

ребенка,

дает

индивидуальные

рекомендации

по

подготовке

конкретного

ребёнка

к

поступлению

в

детский

сад,

делает

прогноз

адаптации.

Используемые

методы: беседа и анкетирования родителей и наблюдения за поведением

ребенка. С воспитателями групп раннего возраста проводятся мероприятия

по повышению профессиональной компетентности педагогов (консультации

по

проведению периода

адаптации,

знакомства

с

новой

литературой,

практикум по заполнению листов адаптации), совместно составляется график

приёма детей

в

группу,

проводится

сбор

информации

о

будущем

воспитаннике и его семье, разрабатывается индивидуальная схема введения

ребёнка в группу детского сада.

Целью основного этапа является обеспечение благополучного хода процесса

адаптации,

благоприятного

психологического

климата

в

адаптационных

группах.

На

основе

текущей

диагностики

хода

адаптационного

процесса

(систематического

наблюдения

за

поведением

детей),

совместно

с

воспитателем осуществляется корректировка мер психолого-педагогической

поддержки

детей,

изменения

времени

пребывания

в

д/с,

переход

к

следующему шагу привыкания. Во время основного периода главное в работе

психолога – не наблюдение за работой воспитателя, а конкретная поддержка в

установлении контакта с отдельными детьми. Оказание помощи детям на

данном этапе предполагает широкое использование индивидуальных форм

взаимодействия с целью установления доверительного контакта, торможения

негативных эмоциональных состояний и снятию излишнего эмоционального

возбуждения. Используется метод игровой терапии.

Многим

родителям

на

этом

этапе

так

же

требуется

психологическая

поддержка.

Необходима

дать

возможность

родителям

рассказать

о

своих

опасениях, выяснить тревожащие их вопросы, помочь наладить контакт с

воспитателем.

На заключительном этапе происходит анализ хода процесса адаптации детей

к

условиям

ДОУ,

составляется

аналитическая

справки

по

результатам

адаптационного процесса.

На основе анализа причин эмоционального неблагополучия и трудностей

адаптации

отдельных

воспитанников

и

анализа

выявленных

психолого-

педагогических

затруднений

в

деятельности

педагогов,

формулируются

выводы и корректируется работа на будущий год.

С родителями проводится анкетирование по итогам адаптации, на котором

дается оценка работы администрации и персонала группы в адаптационный

период.

Выявляется

положительный

опыт

и

возникшие

трудности,

высказываются

предложения

к

администрации

и

специалистам

по

совершенствованию организации периода адаптации.

Таким

образом,

психологическое

сопровождение

детей

в

период

адаптации ребёнка к дошкольному учреждению является важным аспектом

сохранения психического здоровья детей и полноценного развития личности

ребёнка.



В раздел образования