Автор: Сультимова Гажидма Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Кижинга
Наименование материала: Урок русского языка
Тема: Правописание глаголов в прошедшем времени
Раздел: начальное образование
Тема: Правописание глаголов в прошедшем времени. 4 класс.
Цель: познакомить с правилом правописания безударного суффикса (перед
суффиксом –л-) в глаголах прошедшего времени; развивать умение правильно
писать глаголы с этой орфограммой.
Ход урока
1.Орг.момент.
- Доброе утро!
Прочитаем Девиз сегодняшнего урока:
Я держу в ладошках солнце.
Я дарю его друзьям.
Улыбнитесь – это ж просто!
Лучик солнца – это вам!
Вот с таким позитивным настроением мы начинаем наш урок.
- Сначала проверим рабочее место: учебник, тетрадь, карандаш
2. Актуализация знаний.
- О чем же сегодня мы будем говорить на уроке вы узнаете, отгадав мою загадку:
Обозначаю в каждом предложении
Все действия и все движения,
Я важен, как в футболе гол.
Так кто же я такой? .. Глагол
Он предметы оживляет, И в дела их привлекает.
Что им делать – говорит. Строго сам за всем следит.
Он три времени имеет, И спрягаться сам умеет.
Дети долго ходят в школы, Чтобы выучить... Глаголы
- Верно, мы будем говорить о глаголе. Вначале определим, что мы знаем о нем.
Я предлагаю вам игру «Блиц-опрос».
Игра «Блиц-опрос».
- Я читаю утверждения, а вы , если считаете утверждение верным, говорите «да»
, если считаете неверным - «нет».
1.
Глагол обозначает действие (Да)
2.
Глагол отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? (нет)
3.
Глагол в неопределённой форме отвечает на вопросы что делать? Что
сделать? (Да)
4.
Не с глаголами пишется отдельно (Да)
5.
Глагол в предложении является второстепенным членом (Нет)
6.
Глагол изменяется по лицам, числам и временам (Да)
7.
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением (Да)
8.
По лицам и числам глаголы изменяются в прошедшем времени (Нет)
9.
Глаголы 2 спряжения в неопределенной форме оканчиваются на –ить (Да)
Молодцы!
На какие вопросы отвечают глаголы?
Каким членом является глагол в предложении?
В каком времени глаголы изменяются по лицам и числам?
3. Минутка чистописания и запись даты
\
Гг
Слово «гореть» изменяйте по лицам и числам. Проспрягайте.
В ед. числе (один ученик), во мн.числе (другой ученик)
Я горю Мы горим
Ты горишь Вы горите
Он горит Они горят
Взаимопроверка
-Глагол гореть – какого спряжения?
- В соответствии с ударными личными окончаниями относится ко второму
спряжению.
4. Новая тема.
- Мы знаем об изменениях глаголов в настоящем и будущем времени. А знаем
ли, как изменяются глаголы в прошедшем времени?
Значит, Чему будете учиться на уроке?
-Будем Учиться различать глаголы прошедшего времени
и правильно писать безударные суффиксы перед суффиксом –л.
Вспомним, что мы знаем о глаголах прошедшего времени
Учи.ру. 4 класс Части речи. Род глагола
Найдите глаголы в форме прошедшего времени
(Взошло, запели, будила, опоздал)
Определите число и род глаголов. Назовите глагол, у которого нельзя
определить род. (Запели)
Вывод: Род глагола в прошедшем времени зависит от рода существительного, с
которым он связан.
-В данных словах назови часть слова, которая указывает прошедшее время.
(Суффикс Л)
Вывод:
Образуйте от глаголов гореть и запомнить глаголы в прошедшем времени
и запишите их в тетрадь.
Гореть - горела, горело, горел, горели.
Запомнить – запомнил, запомнила, запомнило, запомнили.
Выделите суффикс л в этих глаголах. Поставьте ударение. Укажите
наверху род глаголов.
- Перед суффиксом -л- какие гласные вы записали? (е, и). Подчеркните их.
- Возникла проблема? (Да, в словах гореть буква е перед суффиксом –л- стоит
под ударением, слышится четко и ясно. А во втором случае Запомнил, запомнила
нечетко слышатся гласные буквы)
Какой сделаем вывод? (есть правило, как писать глагольные суффиксы
перед суффиксом -л- )
Вывод: Мы знаем, что глаголы в прошедшем времени образуются от
неопределённой формы глагола. В глаголах прошедшего времени перед
суффиксом пишется та же буква, что и в неопределенной форме.
Таблица1
Физминутка.
5. Первичное закрепление.
Раб.тет. упр146 стр.64
Фронтальная проверка.
- Вставьте пропущенные суффиксы, напишите начальную форму, подчеркните
буквы перед суффиксами - л -. Определите число глаголов, а где возможно и род.
6. Дом. Зад. Упр232 стр110. Повторить правила
7. Рефлексия.
-Итак, мы с вами ставили в начале урока цель – научиться писать гласные перед
суффиксом Л- в глаголах прошедшего времени. Как вы думаете, справились мы
с этой задачей?
-Я сейчас буду читать стихотворение, а вы каждый выберите для себя одну из
его строк, которая соответствует вашим знаниям по данной теме, и отправьте
мне смайлик.
Ребята, вы молодцы!
Сегодня хорошо поработали и получаете заслуженные оценки!