Автор: Раченко Ольга Васильевна
Должность: преподаватель истории искусства
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: Г.Таганрог Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Море цвета апельсина"
Раздел: дополнительное образование
Море цвета апельсина
Как
начинается
путь
в
искусстве?
У
каждого
художника
он,
конечно,
неповторим. Однако, изучая жизнь мастеров прошлого нетрудно заметить
одну закономерность – их творческая биография начинается со встречи с
талантливым педагогом. Удивительную связь между наставником и учеником
мы наблюдаем и в наши дни. Более сорока лет работает преподавателем
Таганрогской
Детской
художественной
школы
им.
С.И.Блонской
Елена
Валерьевна Дмитриева. Творческий юбилей она встретила замечательными
успехами своих учеников.
Художественная педагогика требует сплава многих редких качеств-
умение чувствовать красоту, видеть в обычных будничных мотивах поэзию и
гармонию, обладать высокой профессиональной культурой и способностью
делиться своими знаниями с детьми. Говорят, что художник в душе всегда
остается немного ребенком. Вот эта удивительная детскость живет в душе
Елены Валерьевны
Дмитриевой. Она сумела сохранить в своей памяти самые
первые
яркие
впечатления,
и
это
помогает
ей
увлекать
детей
в
мир
интересных художественных образов.
Многие ребята сделали с ней первые шаги в искусстве и добились
успехов.
Об
их
активной
выставочной
деятельности
свидетельствуют
многочисленные победы на различных престижных конкурсах. Среди самых
ярких
можно
упомянуть
международные
выставки
в
Португалии
и
Македонии.
Неоднократно
ее
учащиеся
завоевывали
призовые
места
на
Международном
конкурсе
«А.П.Чехов
и
герои
его
произведений»,
проводимый на родине писателя в г.Таганроге. Детский рисунок с выставки
«Петербург
в
творчестве
детей",
к
300-летию
Санкт-Петербурга
2003,
хранится в коллекции Русского музея.
Думается, что секрет столь успешной многолетней работы кроется в
таланте
самого
преподавателя.
Е.
В.
Дмитриева
окончила
Одесское
художественное
училища,
став
театральным
художником.
Однако
ее
дальнейший
профессиональный
путь
определил
не
театр,
а
интерес
к
педагогике, и по возвращению домой стала преподавать в художественной
школе.
Не сразу молодой педагог нашла путь к раскрытию способностей
учащихся.
Лишь
со
временем
появились
характерные
графическая
1
заостренность и подчеркнутый декоративизм, которые делают работы ее
воспитанников узнаваемыми. Наблюдая за ребятами младшего возраста она
всегда пыталась соединить их увлечения с учебным процессом.
Поток
детских ощущений, находит выражение примерно в следующих словах: "а я
хочу нарисовать по другому...", или " а мне это не интересно",» а можно мне
нарисовать то, что я хочу?». Справиться с этой разноголосицей не простая
задача. Но
возражения детей сталкиваются с убедительными аргументами
преподавателя,
который
ставит
перед
ними
задачу
и
поэтапно
ведет
к
завершению
работы.
Небрежность
и
поспешность
в
работе
исключены.
Дмитриева строгий педагог и ребята это чувствуют, понимая, что воплотить
свои мысли и чувства в зримые художественные образы не просто.
Работа над рисунком ведется поэтапно. Сначала выбирается сюжет,
затем разрабатывается эскиз, в котором намечаются общие черты будущей
картины.
После
обсуждения
его
с
педагогом,
ребята
делают
рисунок
на
большом
формате.
А
затем
начинается
волшебство.
Только
Елена
Валерьевна знает, как незаметно для самих ребят подвести их к выполнению
определенного этапа в работе. Она их не наставляет, а увлекает беседой
предлагая что-то вспомнить с чем-то сравнить, отказаться от упрощенных
типов изображения, уйти от компьютерных и печатных штампов, направляет
внимание учащихся на живые природные формы, давая почувствовать их
неповторимую красоту.
Что же любят рисовать дети? Самые маленькие художники много и с
особым
удовольствием
занимаются
учебным
предметом
-композицией.
Перед
ними
стоит
задача
придумать
свою
работу
на
заданную
или
свободную
тему.
Как
правило,
дети
рисуют,
что
видят
и
хорошо
представляют, поэтому на первом месте стоит пейзаж.
Цветовая палитра
работ меняется вместе со сменой времен года. Для зимних композиций дети
выбирают холодные краски, находя удивительное богатство оттенков серого,
синего и голубого, лето заставляет зажмуриться от звонких и чистых красок. В
поле
зрения
маленьких
художников
попадают
улицы
с
разноцветными
домиками,
причудливых
форм
деревья,
облака,
машины,
пешеходы.
Казалось
бы
все
изобразительные
моменты
узнаваемы,
однако
богатая
цветовая гамма преобразует их, превращая в фантастическое действо.
Необычайная «населенность» пейзажей превращает их в жанровые сценки.
Композиции не были бы так занимательны, если бы не их многочисленные
2
обитатели.
Важные
котики
сидят
на
подоконниках,
нежатся
на
ковриках,
гуляют по улицам, а рядом бегают любопытные собачки, веселые лошадки,
кружат птички с интересом посматривая на серьезных рыбок в пруду. Дети не
устают
любоваться
своими
маленькими
домашними
питомцами,
но
не
меньший интерес они проявляют и к экзотическим животным. Как опытные
анималисты они с поразительной точностью передают характерные черты в
облике слонов, тигров, верблюдов и других обитатели саванн и джунглей.
А каким разным предстает в рисунках море. Такое колористическое
богатство
удивляет
даже
профессиональных
художников.
В
пейзажах
практически отсутствует синий открытый цвет, который обычно используют
начинающие
художники.
Смешивая
краски
дети
получают
огромное
количество
оттенков.
Их
цветовое
богатство
находится
в
согласии
друг
с
другом
и
с
общим
замыслом
работы.
Определяющими
общее
колористическое
звучание
могут
различные
цвета-изумрудный,
желтый,
коричневый, оранжевый, голубой. Кисть в детских руках превращается в
волшебную палочку, руководящую «оркестром красок», в котором сольные
партии
отведены
ослепительному
белому
солнцу,
желтому
небу
или
апельсиновому закату.
Не
менее
яркое
зрелище
представляют
натюрморты.
Дмитриева
обладает
особым
даром
составлять
натюрморт.
Ее
художественный
вкус
безупречен.
Постановки
перерастают
границы
учебного
задания,
приобретая самостоятельную художественную ценность. Педагог выбирает
кувшины крупной формы, сочетая их по форме, фактуре и цвету. На первом
плане обязательно размещает предметы меньшего размера отличающихся
природной
красотой.
Каждый
новый
натюрморт
ставит
перед
ребятами
определенные цели. Так, используя орнаментальные мотивы в драпировках
или декоре предметов педагог ставит перед детьми декоративные задачи.
Живопись детских работ всегда пастозна. Педагог отдает предпочтение
плотным
краскам,
считая,
что
с
ними
детям
младшего
возраста
легче
работать.
Постоянным
материалом
служит
гуашь.
Ребята
уверенно
накладывают
плотные
сочные
мазки
на
поверхность
бумаги.
Сложная
многослойная фактура живописи обогащается рельефным процарапыванием
древком
кисти.
Рисункам
разных
форматов
присуще
чувство
монументальности. Они поражают не детским умением передавать большую
форму предметов, находить неожиданные композиционные решения.
3
Со свойственной юным художникам смелостью, девочки и мальчики
изображают портреты своих близких, мам, бабушек, рисуют автопортреты,
проявляя неизменный интерес к важным деталям костюма или обстановки.
Фигуры изображаются фронтально сидящими у окна, на фоне домашнего
интерьера
или
природы.
Маленьким
портретистам
удается
передать
неповторимый
облик
модели,
характер
и
еще
что-то
неуловимое,
что
позволяет назвать их рисунки маленькими шедеврами.
Дмитриева погружается в работу еще задолго до встречи с детьми,
продумывая каждую предстоящую встречу с любознательными учениками. В
ее благородном облике отсутствуют приметы каждодневной суеты. Она несет
в себе кротость и величавость, тихую грусть и достоинство.
При имени преподавателя на лицах детей появляются улыбки, а на
вопрос почему им интересно на уроках Е. В.Дмитриевой отвечают:» Она
добрая».
Хочется, чтобы талант педагога еще долгие годы способствовал
формированию
художественного
вкуса
детей,
прививал
понимание
сложности и ответственности творческой профессии и помогал выразить свои
чувства в маленьких но очень значимых для нас произведениях.
Ольга Раченко,
преподаватель МАУ ДО «ТДХШ им. С.И.Блонской»
4