Напоминание

Литература и воспитание культуры чтения


Автор: Данцова Лариса Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №10"
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: Литература и воспитание культуры чтения
Раздел: полное образование





Назад




Литература и воспитание культуры чтения Данцова Лариса Алексеевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №10» г. Ростов-на- Дону Что такое культура? Вся научная деятельность Д.С. Лихачева как историка древнерусской литературы в первую очередь связана с ответом на этот вопрос. «Главное, на чем зиждется культура, - память. Не культура принадлежит человеку, а человек целиком принадлежит культуре. Гении создаются историей на определенной почве культуры». Эта почва наследуется из поколения в поколение. Развитие культуры- это прежде всего накопление культурных ценностей. Культурные ценности не знают старения. Между культурой прошлого и современной культурой существует зависимость и обратная связь. Время создает новые «углы зрения», постоянно позволяет по-новому взглянуть на старое». Обращение к культуре прошлого, к культуре другого народа- это не измена своей культуре, а дополнение и обогащение ее. Понимание чужих убеждений не есть принятие этих убеждений. Культура- это то, что объединяет. Культурные традиции помогают сохранению и умножению духовного наследия в стремительно меняющемся мире. Словесный и образный язык культуры, ее методы и средства естественно изменяются с ходом истории, различаются в зависимости от национального и прочего контекста. В то же время изменчивые настроения мира не являются причиной для отвержения достойного наследия прошлых лет. Пример тому русская литература- часть нашей национальной культуры. Классическая литература удивительно современна! Самое главное в ней- ее сильнейшее нравственно е нача ло. Литература- х р а н и т е л ь н и ц а общечеловеческих ценностей, объединяющих человечество, ведущих к пробуждению и расцвету творческих способностей, к чувству всемирной общности. Увидеть и понять это можно только на самом коротком расстоянии, наедине с книгой. Литература в целом - это один из способов познать мир, человечество, самого себя. И каждый писатель создает свой художественный мир, с которым согласится и примет его читатель. Правда ли, что литература сегодня воспитывает читателя? Ответить на этот вопрос, я думаю, сможет каждый, кто читал русскую классику и произведения современных писателей. Стоит ли говорить, что классики воспевали нравственные ценности человеческого общества, природу, жизнь; вкладывали в создаваемое произведение свою душу, мысли, свои знания и приобретенный опыт? Призвание людей культуры –возделывать души людей, в том числе и собственные. Ведь творчество способствует нравственному и духовному преображению личности. Имея огромное культурное наследие, великую русскую классическую литературу, не останемся ли нищими? Разговор будет об одной из самых острых проблем сохранения культуры, а значит духовности, – преподавание литературы в школе. Учиться жить духовной жизнью, постигать ее законы помогает русская классическая литература. Истинный критерий культуры
чтения – не объем прочитанного, а его качество, степень духовного воздействия на читателя. Школа остается единственным реальным источником интеллектуального и духовного развития подрастающего поколения. Вспомним историю, когда после захвата власти большевики сразу заявили и обеспечили бесплатное всеобщее образование. Начался подъем культуры, росла новая интеллигенция. К началу 60-х годов 20 века развитие общества достигло критического порога, когда в обществе набирается необходимое число высокообразованных людей, когда оно приобретает новое качество, становится одухотворенным, вселяет оптимизм. Такими были и поэты – «шестидесятники» в период «оттепели». В свое время лучшее из советской системы образования брали передовые страны. Сегодня эти страны создают все условия для работы нашей интеллектуальной элите, получившей образование в СССР и вынужденной уехать на запад (так называемая «утечка мозгов»). Сегодня нет понимания того, что признанная всем миром качественная система образования должна сохраняться и оберегаться особо, как безопасность страны. В школах России уроки литературы издавна начинались с 1-го класса, с хрестоматий для чтения, с русской классики. Путь, известный многим поколениям. В настоящее время, как отмечено психологами, произошли существенные изменения детской психики и интеллекта. Дети вообще плохо воспринимают любую печатную продукцию. Другая крайность: страна читает детективы, коды, мистику, фантастику. К сожалению, встречается пошлое, вульгарно-циничное и низкопробное чтиво. Эта литературная «жвачка» вытеснила из сознания читателя прекрасные образы, созданные мировой литературой. Как научить читателя отличать истинно художественное произведение литературы, каковы критерии ориентира в современной литературе? Многое сегодня зависит от учителя. Сегодняшний школьник без нашей помощи разобраться не может, какого уровня произведение у него в руках! Читать классику нужно учить, она требует работы ума. Каждый из нас, учителей литературы, в одиночку сражается с перевернувшимися представлениями о добре и зле, с безвкусицей и безнравственностью. Мы говорим, несмотря ни на что, об общечеловеческих ценностях, о вечном, о прекрасном. Ведь главная особенность и величие литературы –в глубоком духовном содержании, психологизме, в ее воспитательных возможностях. Как считал Д.С. Лихачев, фактор успехов страны - в культуре, которая развивает человека, обогащает и возвышает его. Кроме того культура, в силу своего генетического родства и принадлежности всем народам, объединяет людей. Сердцевиной культуры, ее стержнем выступает, нравственность. Она же является критерием оценки истинности художественного произведения и основой русской классической литературы. От духовного и нравственного облика человека зависит будущее отдельных наций и всего человечества.


В раздел образования