Автор: Данцова Лариса Алексеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Школа №10" Населённый пункт: город Ростов-на-Дону Наименование материала: статья Тема: Литература и воспитание культуры чтения Раздел: полное образование
Литература и воспитание культуры чтения
Данцова Лариса Алексеевна
учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №10» г. Ростов-на- Дону
Что такое культура? Вся научная деятельность Д.С. Лихачева как
историка древнерусской литературы в первую очередь связана с ответом на этот
вопрос. «Главное, на чем зиждется культура, - память. Не культура принадлежит
человеку, а человек целиком принадлежит культуре. Гении создаются историей
на
определенной
почве
культуры».
Эта
почва
наследуется
из
поколения
в
поколение.
Развитие
культуры-
это
прежде
всего
накопление
культурных
ценностей.
Культурные
ценности
не
знают
старения.
Между
культурой
прошлого и современной культурой существует зависимость и обратная связь.
Время создает новые «углы зрения», постоянно позволяет по-новому взглянуть
на старое». Обращение к культуре прошлого, к культуре другого народа- это не
измена своей культуре, а дополнение и обогащение ее.
Понимание чужих убеждений не есть принятие этих убеждений. Культура- это
то, что объединяет.
Культурные традиции помогают сохранению и
умножению духовного наследия в стремительно меняющемся мире. Словесный
и образный язык культуры, ее методы и средства естественно изменяются с
ходом
истории,
различаются
в
зависимости
от
национального
и
прочего
контекста. В то же время изменчивые настроения мира не являются причиной
для отвержения достойного наследия прошлых лет.
Пример тому русская литература- часть нашей национальной культуры.
Классическая литература удивительно современна! Самое главное в ней- ее
сильнейшее
нравственно е
нача ло.
Литература-
х р а н и т е л ь н и ц а
общечеловеческих
ценностей,
объединяющих
человечество,
ведущих
к
пробуждению
и
расцвету
творческих
способностей,
к
чувству
всемирной
общности. Увидеть и понять это можно только на самом коротком расстоянии,
наедине с книгой. Литература в целом - это один из способов познать мир,
человечество, самого себя. И каждый писатель создает свой художественный
мир, с которым согласится и примет его читатель.
Правда ли, что литература сегодня воспитывает читателя? Ответить на этот
вопрос, я думаю, сможет каждый, кто читал русскую классику и произведения
современных
писателей.
Стоит
ли
говорить,
что
классики
воспевали
нравственные ценности человеческого общества, природу, жизнь; вкладывали в
создаваемое произведение свою душу, мысли, свои знания и приобретенный
опыт? Призвание людей культуры –возделывать души людей, в том числе и
собственные.
Ведь
творчество
способствует
нравственному
и
духовному
преображению личности.
Имея огромное культурное наследие, великую русскую классическую
литературу, не останемся ли нищими? Разговор будет об одной из самых острых
проблем
сохранения
культуры,
а
значит
духовности,
–
преподавание
литературы в школе. Учиться жить духовной жизнью, постигать ее законы
помогает русская классическая литература.
Истинный критерий культуры
чтения – не объем прочитанного, а его качество, степень духовного воздействия
на читателя.
Школа остается единственным реальным источником интеллектуального и
духовного развития подрастающего поколения. Вспомним историю, когда
после
захвата
власти
большевики
сразу
заявили
и
обеспечили
бесплатное
всеобщее образование. Начался подъем культуры, росла новая интеллигенция.
К началу 60-х годов 20 века развитие общества достигло критического порога,
когда в обществе набирается необходимое число высокообразованных людей,
когда оно приобретает новое качество, становится одухотворенным, вселяет
оптимизм. Такими были и поэты – «шестидесятники» в период «оттепели». В
свое время лучшее из советской системы образования брали передовые страны.
Сегодня эти страны создают все условия для работы нашей интеллектуальной
элите, получившей образование в СССР и вынужденной уехать на запад (так
называемая «утечка мозгов»). Сегодня нет понимания того, что признанная
всем
миром
качественная
система
образования
должна
сохраняться
и
оберегаться особо, как безопасность страны.
В школах России уроки литературы издавна начинались с 1-го класса, с
хрестоматий
для
чтения,
с
русской
классики.
Путь,
известный
многим
поколениям.
В
настоящее
время,
как
отмечено
психологами,
произошли
существенные изменения детской психики и интеллекта. Дети вообще плохо
воспринимают любую печатную продукцию.
Другая крайность: страна читает детективы, коды, мистику, фантастику. К
сожалению, встречается пошлое, вульгарно-циничное и низкопробное чтиво.
Эта литературная «жвачка» вытеснила из сознания читателя
прекрасные
образы, созданные мировой литературой.
Как научить читателя отличать истинно художественное произведение
литературы, каковы критерии ориентира в современной литературе? Многое
сегодня
зависит
от
учителя.
Сегодняшний
школьник
без
нашей
помощи
разобраться не может, какого уровня произведение у него в руках! Читать
классику нужно учить, она требует работы ума. Каждый из нас, учителей
литературы, в одиночку сражается с перевернувшимися представлениями о
добре и зле, с безвкусицей и безнравственностью. Мы говорим, несмотря ни на
что, об общечеловеческих ценностях, о вечном, о прекрасном. Ведь главная
особенность
и
величие
литературы
–в
глубоком
духовном
содержании,
психологизме, в ее воспитательных возможностях.
Как считал Д.С. Лихачев, фактор успехов страны - в культуре, которая
развивает человека, обогащает и возвышает его. Кроме того культура, в силу
своего
генетического
родства
и
принадлежности
всем
народам,
объединяет
людей. Сердцевиной культуры, ее стержнем выступает, нравственность. Она же
является
критерием
оценки
истинности
художественного
произведения
и
основой
русской
классической
литературы.
От
духовного
и
нравственного
облика человека зависит будущее отдельных наций и всего человечества.