Напоминание

"Различные технологии физического воспитания и оздоравливания детей дошкольного возраста"


Автор: Ответчикова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 п.Верховье"
Населённый пункт: п.Верховье, Орловская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Различные технологии физического воспитания и оздоравливания детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Наше дошкольное учреждение - МДОУ «Детский сад № 1 п. Верховье»- много

лет

работает

над

задачей

сохранения

и

укрепления

здоровья

детей.

В

уставе

Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только

отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое

и социальное благополучие. В связи с этим наш коллектив продолжает поиск новых

технологий воспитания и оздоравливания, обеспечивающий комплексный подход к

здоровью

каждого

ребенка,

воспитанию

устойчивых

привычек

здорового

образа

жизни.

Работу

с

детьми

по

образовательной области

«Физическая

культура»

и

«Здоровье» я строю в соответствии с основной общеобразовательной программой

дошкольного образования МБДОУ, целью которой является содействие воспитанию

здорового, жизнерадостного, гармонично физически и

творчески

развитого

ребенка, что способствует успешной подготовке к жизни в современном обществе, к

обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Для качественной реализации задач по укреплению здоровья

воспитанников

ДОУ

выстраиваю

свою

деятельность с учётом парциальных программ:

Старт-Юдиной,.

В своей работе также активно использую такие методические пособия :

- «Физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения»

Л. И. Пензулаевой.

- «Занимательная физкультура» К. К. Утробиной.

- «Детский сад: физические упражнения и подвижные игры» В.С. Кузнецова, Г.А.

Колодницкого.

- «Оздоровительная работа в ДОУ» Е. Ю. Александрова.

- «Развивающая педагогика оздоровления» В. Г. Кудрявцева.

- «Гимнастика маленьких волшебников» Т. Нестерюк, А. Шкода.

- «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Л.В. Гаврючиной.

- «50 уроков здоровья для маленьких и больших» Н.Коростелев.

- «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н. Щетинина.

- «Оздоровительные игры», «Развивающие игры для малышей»

А. С. Галанова.

В соответствии с ФГОС систему педагогического взаимодействия с

воспитанниками осуществляю по следующим направлениям:

- непосредственно организованная образовательная деятельность;

- совместная деятельность инструктора по физической культуре и детей;

- самостоятельная двигательная деятельность детей в режиме дня.

Систему физкультурно–оздоровительной работы с воспитанниками ДОУ,

включает в себя:

- физкультурные занятия различного типа

- познавательные занятия «Забочусь о своем здоровье».

- утренняя гимнастика под музыку

- бодрящая гимнастика после сна

-дыхательная, корригирующая и пальчиковая гимнастики

- подвижные, спортивные игры и упражнения в зале и на прогулке

- закаливающие мероприятия

- активный отдых (туристические прогулки, физкультурные досуги и праздники, дни

здоровья)

- индивидуальная и дифференцированная работа с детьми, имеющими отклонения в

физическом развитии.

При организации педагогического процесса активно применяю как

общедидактические, так и специфические методы физического воспитания:

- модельный метод обучения (объяснение-показ-выполнение-коррекция-выполнение-

автоматизация);

- игровой метод, развивающий познавательные способности, морально – волевые

качества, формирует поведение ребёнка;

- соревновательный метод, способствующий практическому освоению действий

физических упражнений;

- метод проблемного обучения – внесение проблемных ситуаций в двигательную

деятельность детей делает обучение более интересным и увлекательным.

Использование

различных

методов

и

приёмов помогает

более

качественно

организовать детскую деятельность в образовательном процессе.

Большое

внимание

уделяю организации

развивающей

среды.

Повысить

эффективность

работы

помогает

оздоровительно-профилактическое

и

спортивное

оборудование фирмы «Аконит», а также нестандартное оборудование и пособия,

изготовленные своими руками:

карточки

для

имитационных

заданий

для

разных

возрастных

групп,

что

способствует творческому развитию дошкольников;

индивидуальные карточки для самостоятельного выполнения детьми заданий;

индивидуальные карточки для коррекции плоскостопия;

пособия для проведения общеразвивающих упражнений (листочки, султанчики,

гантели)

пособия для развития основных видов движений (пособия для метания)

пособия для проведения коррекционной работы (корригирующие дорожки,

пособия для тренировки дыхательной системы)

маски для проведения подвижных игр в разных возрастных группах.

Для

самостоятельной

деятельности

детей

в

физкультурном

зале

размещаю

оборудование по принципу самореализации ребёнка в зависимости от интересов,

уровня двигательной активности.

Таким

образом,

предметно

развивающая

среда

повышает

интерес

к

физической культуре, способствует устранению двигательных нарушений у детей,

увеличивает

эффективность

занятий

и,

следовательно,

помогает

в

решении

физкультурно–оздоровительных задач. Анализ заболеваемости воспитанников ДОУ

говорит о выборе правильных методов и приёмов в работе с детьми.

Соответственно,

задачи

моей

профессиональной

деятельности

состоят

в

следующем:

создать специальные условия для овладения двигательными умениями и

навыками, физическими качествами;

создавать условия для творчества и преобладания положительных эмоций

на физкультурных занятиях;

содействовать устранению нарушений в физическом развитии;

способствовать укреплению

здоровья

детского

организма

путем

использования закаливающих средств;

формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой и

спортом;

развивать воображение в процессе двигательных действий;

воспитывать умение рационально использовать физические упражнения в

самостоятельной двигательной деятельности;

формировать привычки к здоровому образу жизни.

В

процессе

образовательной

деятельности

по

физическому

развитию

эффективно использую принцип интеграции образовательных областей, различных

видов детской деятельности,

тесно взаимодействую с воспитателями, педагогами-

специалистами, родителями.

При

разработке

планирования

работы

с

детьми

обеспечиваю

единство

воспитательных, развивающих и обучающих задач.

Использую следующие формы работы:

-

физкультурно-оздоровительные

мероприятия

(утренняя

гимнастика,

физкультурные занятия различных видов в помещении и на прогулке, в структуру

которых

включаю

дыхательные,

корригирующие

упражнения,

элементы

закаливания, оздоровительный бег, приемы мышечного расслабления, подвижные

игры и упражнения);

-

активный

отдых

(физкультурные

досуги,

спортивные

праздники,

дни

и

недели здоровья, соревнования, аттракционы);

-туристическую деятельность (прогулки-походы, целевые прогулки, переходы,

экскурсии

разной

продолжительности

и

интенсивности

с

преодолением

препятствий).

Двигательные

навыки,

сформированные

у

детей

до

семи

лет,

составят

фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчат овладение

более сложными движениями и позволят в будущем достигать высоких результатов

в спортивной деятельности. С целью своевременного их формирования использую

элементы следующих педагогических технологий:

- игровые: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные,

характерные

признаки

предметов,

сравнивать и х ; игры, воспитывающие умение:

владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

- здоровьесберегающие: релаксация, пальчиковая, корригирующая, дыхательная

гимнастики, самомассаж;

-сказкотерапия;

-музыкотерапия;

-проблемные ситуации, когда

предлагается проблема (сюжет, ситуация), по

ходу которой дети решают проблемные задачи.

-мотивация деятельности;

- ИКТ -

использую компьютерные презентации образовательных порталов, а

также свои разработки при организации образовательной деятельности с детьми по

некоторым

темам

(«Зимние и летние виды спорта», «Спортивный инвентарь для

занятий спортом»), средства ТСО.

Активно использую Интернет-ресурсы в рамках образовательного портала.

Большое внимание уделяю организации развивающей среды. В соответствии с

требованиями программы мною были изготовлены:

карточки для имитационных заданий для разных возрастных групп, что

способствует творческому развитию дошкольников;

индивидуальные

карточки

для

самостоятельного

выполнения

детьми

заданий;

индивидуальные карточки для коррекции плоскостопия;

пособия

для

проведения общеразвивающих упражнений

(листочки,

султанчики, гантели);

пособия для развития основных видов движений (пособия для метания);

пособия

для

проведения

коррекционной

работы

(корригирующие

дорожки, пособия для тренировки дыхательной системы);

маски для проведения подвижных игр в разных возрастных группах.

Диагностика физической подготовленности воспитанников ДОУ.

С

целью

получения

информации

об

уровне

физической

подготовленности

каждого ребёнка, а также создания условий для развития, обучения и коррекции

двигательных нарушений у детей, в системе, 2 раза в год провожу диагностику

уровня физической подготовленности детей. Результаты обследования фиксирую в

индивидуальных

паспортах

здоровья и

сводных таблицах. Отчет по результатам

освоения

программы предоставляю

на педагогическом совете ДОУ. В результате

проведённой

работы

прослеживается

хорошая результативность по усвоению

программного

материала

в

области

физического

воспитания

детей

дошкольного

возраста по всем возрастным группам. Двигательные навыки, сформированные у

дошкольников, составят фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе,

облегчат овладение более сложными движениями и позволят в дальнейшем достигать

высоких результатов в спортивной деятельности.

Координирую работу педагогов по пропаганде здорового образа жизни среди

родителей, обеспечиваю взаимодействие ДОУ с семьёй, используя разнообразные

формы:

анкетирование

выступления на родительских собраниях

информационный стенд для родителей МБДОУ с тематическими

консультациями по вопросам приобщения детей к физкультуре, спорту и

здоровому образу жизни,

в индивидуальных беседах рекомендую с учётом интереса, возрастных

особенностей и состояния здоровья спортивные секции для детей,

подготавливаю папки – передвижки для консультирования родителей для

родительского уголка в группах,

открытые занятия, занятия с участием в них детей и родителей,

провожу консультации, тренинги по обучению различным оздоровительным

методикам укрепления здоровья,

совместная физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность

родителей с детьми на физкультурных занятиях и занятиях кружка, досугах и

праздниках, викторинах на спортивную тематику, помощь в проведении

экскурсий и изготовлении спортивной атрибутики.

Результативность работы по теме:

1.

Разработала:

ко н с п е кт ы интегрированных

физкультурных

занятий

познавательного

характера, направленных на успешное развитие физических качеств детей, их

осознанного отношения к своему здоровью

маршруты пешеходных прогулок – экскурсий

сценарии праздников и развлечений с детьми и родителями

консультативный материал для родителей

2.

Создала

картотеки:

игр и упражнений, используемых для обучения детей элементам спортивных

игр;

подвижных игр

физкультурных досугов

3.

Сделала подборки:

стихов, загадок, эстафет;

имитационных карточек;

4.

Пропагандирую воспитание

физически

здоровых

дошкольников

среди

родителей, с этой целью были

проведены:

анкетирование,

открытые

занятия, совместные

с

родителями

спортивные

праздники и развлечения;

Выступления на родительских собраниях: «Физкультурно – оздоровительная

работа

с

детьми

в

ДОУ», «

Оздоровительные

прогулки

зимой

»,

«Как

правильно

подобрать

спортивную

обувь

и

одежду

для

вашего

ребёнка

»,

«Давайте поиграем» и др.

Разработаны

практикумы

для

родителей:

«Встаём

на

лыжи

и

коньки»,

«Спортивная

форма

на

занятиях

физической

культурой»,

«Элементы

спортивных игр с дошкольниками».

Оформлен информационный стенд для родителей воспитанников ДОУ

тематическими консультациями по вопросам приобщения детей к

физкультуре, спорту и здоровому образу жизни,

Проводится индивидуальное консультирование родителей.

В работе с детьми были использованы формы работы:

Экскурсии по красивым и памятным местам поселка.

Походы по родному краю.

Выставки

детского

художественного

творчества

«Чемпионы

среди

нас», «Мой любимый вид спорта» (совместно с родителями).

Фотовыставки «Мама, папа, я – спортивная семья», « По родному краю»



В раздел образования