Автор: Катасонова Елена Михайловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: поселок Большевик, Московская область
Наименование материала: Методическая статья
Тема: Инклюзивная культура в школе: личностные качества и профессиональные компетенции педагога.
Раздел: среднее образование
Методическая статья
Составитель: Катасонова Е.М.
учитель музыки,
МОУ «Дашковская СОШ»
Инклюзивная культура в школе: личностные качества и профессиональные
компетенции педагога.
В последние годы в России достаточно широкое распространение получила концепция
инклюзивного
образования,
которая
основывается
на
принципах
гуманизации,
толерантности, обеспечения всеобщего доступа к образованию.
Инклюзивное
образование —
один
из
процессов
трансформации общего
образования,
основанный
на
понимании,
что
дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
современном обществе могут и должны быть вовлечены в социум.
Сегодня
инклюзивный
процесс
в
образовании
понимается
как
специально
организованный
образовательный
процесс,
обеспечивающий
включение
и
принятие
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
среду
обычных
сверстников
в
общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным
образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.
Одной из приоритетных задач в реализации инклюзивного подхода в системе образования
является
формирование
инклюзивной
культуры
у
всех
участников
образовательного
процесса.
Что же означает понятие «инклюзивная культура»?
Это - (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание)
такой
уровень
развития
общества,
который
выражается
в
толерантном,
гуманном,
терпимом,
безопасном
отношении
людей
друг
к
другу,
где
разделяются
идеи
сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где
ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются всеми
принимающиеся инклюзивные ценности.
Для
приобретения
знаний
по
инклюзивной
культуре,
формирования
ценностного
отношения может быть проведен цикл лекций, бесед, классных часов. Целью такой работы
должно быть привлечение внимания учащихся к проблемам детей-инвалидов, развитие
нравственных качеств учащихся. Ученикам необходимо показать, что дети и взрослые с
ограниченными
возможностями
очень
волевые,
сильные
и
могут
достичь
высоких
результатов во многих сферах жизни.
1
Учитывая, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает возможность
свободного выбора образовательного учреждения, каждому учителю необходимо обладать
определенным
уровнем
сформированности
инклюзивной
компетентности
как
составляющей его профессиональной компетентности.
Учителю
необходимо
иметь
в
своем
арсенале
умения,
позволяющие
справляться
с
негативными
эмоциями,
навыки
релаксации,
умение
владеть
собой,
способность
адаптироваться
в
трудных,
неожиданных
ситуациях,
а
так
же
работоспособность,
дисциплинированность,
ответственность,
умение
поставить цель,
избрать
путь
ее
достижения,
организованность,
настойчивость,
систематическое
и
планомерное
повышение
своего
профессионального
уровня.
Самообладание
педагога,
его
уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные
ситуации в отношениях между детьми.
Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с
лицами с ограниченными возможностями здоровья— готовность к оказанию помощи.
Психологи считают, что готовность к помощи у разных людей неоднородна. Чем выше
уровень эмпатии, ответственности, заботливости, тем выше уровень готовности к помощи.
Все
это
будет
иметь
особое
значение
для
правильной
организации
учебно-
воспитательного
процесса,
в
котором
важное
место
отводится
созданию
режима,
щадящего
нервную
систему
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
оберегающего его от излишнего перевозбуждения и утомления.
В инклюзивной школе без
рефлексивного и творческого отношения педагога к обучению ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья практически невозможно обеспечить его качественное доступное
образование. Субстанцией психологического мира внутренних состояний и переживаний
ребенка с ограниченными возможностями здоровья является его сознание, а движущей
силой
происходящих
в
нем
изменений
является
рефлексия.
Ее
роль
состоит
в
переосмыслении и трансформации содержания сознания, изменение которых определяется
взаимодействием
субъективного
и
объективного
мира
внутренней
жизни
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
связанной
с
его
взаимодействием
с
окружающей природой и социумом. В этом и заключается профессионализм
педагога
инклюзивной школы, как в умении воспринимать, слышать и слушать самих детей, так и в
умении
взаимодействовать
с
коллегами,
работать
в
команде,
умении
находиться
в
ситуации
неопределенности,
когда
нет
готовых
ответов
на
возникающие
вопросы,
в
способности
проявлять
исследовательский
интерес
к
той
предметной
области
сферы
знания, в которой он работает.
2
Сама
жизнь
поставила
на
повестку
дня
проблему
непрерывного
педагогического
образования, необходимость постоянного совершенствования учителя путем неустанной
работы над собой. Хорошими учителями не рождаются – ими становятся
В
заключении
хочется
сказать,
что
организуя
инклюзивное
обучение
в
общеобразовательной школе, стоит помнить, что инклюзия – это не ущемление прав
здоровых детей в пользу детей с ограниченными возможностями здоровья, а следующая
ступень развития школы, когда образование становится реальным правом для всех.
3