Автор: Михайлова Елена Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-детский сад
Населённый пункт: город Коломна Московская область
Наименование материала: Дидактические игры
Тема: «Дидактические игры со счетными палочками для детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Дидактические игры со счетными палочками для
детей дошкольного возраста»
Михайлова Елена Александровна
учитель-логопед
Г.Коломна МБДОУ детский сад № 18
общеразвивающего вида «Сказка»
Данные игры могут использоваться в работе воспитателя, психолога,
логопеда, родителя. Игры направлены на развитие мелкой моторики,
конструктивных навыков, координацию движений, закрепление знания
цветов, обучения и закрепления названия геометрических фигур.
Способствуют развитию смекалки и фантазии.
Возраст 3-4года
Задачи:
-
развивать мелкую моторику;
- развивать конструктивные навыки, координацию движений;
- закрепить знания цветов.
Вариант I
Оборудование: счётные палочки
разного цвета, коробочки, соответствующие
цвету палочек, методическая документация.
Игровые правила: Будь внимателен, разложи палочки по цвету коробочек.
Действия:
предложить ребенку класть синие палочки в коробочку того же
цвета, то же самое делать с красными. Похвалить ребёнка.
Вариант II
Оборудование: счётные палочки
разного цвета, карточки - схемы на каждого
ребёнка с изображением знакомых предметов, методическая документация.
А) Игровые правила: Будь внимателен, разложи палочки по линиям
картинки-схемы.
Действия: предложите ребенку выложить счётными палочками по линиям
схемы. Похвалить ребёнка.
Методические рекомендации: Обращайте внимание малыша на то, что обе
полоски должны точно совпадать. Игра предназначена как для
индивидуального использования, так и для подгруппового и группового.
Б) Игровые правила: Будь внимателен, разложи палочки по линиям и цветом
картинки-схемы.
Действия: Воспитатель предлагает ребенку выложить счётными палочками
по линиям схемы, в соответствии с заданным цветом палочек. Похвалить
ребёнка.
Методические рекомендации: Обращайте внимание малыша на то, что обе
полоски и цвет палочек должны точно совпадать. Игра предназначена как для
индивидуального использования, так и для подгруппового и группового.
Вариант III
Оборудование: счётные палочки
разного цвета,
заготовки на листах бумаги
элементы предметов (солнышко, забор, лестница), существ (ёжика),
методическая документация.
Игровые правила: подумай, разложи палочки, чтобы получилось солнышко,
ёжик, лестница, забор.
Действия: воспитатель предлагает ребенку выложить счётными палочками
личико, которое может стать солнышком с помощью палочек-лучиков, силуэт
ёжика, которому нужно добавить палочки-иголки, перекладины, которые
могут стать забором или лестницей. Похвалить ребёнка.
Методические рекомендации: если ребёнок затрудняется, воспитатель
помогает начать игру. Игра предназначена как для индивидуального
использования, так и для подгруппового и группового.
Возраст 4-5 лет
Задачи:
-
развивать мелкую моторику;
- развивать ориентацию на плоскости;
- закрепить цвета.
Вариант I
Оборудование: счётные палочки
разного цвета, карточки - схемы на каждого
ребёнка с изображением предметов, методическая документация.
Игровые правила: Будь внимателен, разложи палочки по образцу.
Действия: воспитатель предлагает ребенку выложить счётными палочками
рисунок не на листе бумаги, а рядом с ним, используя схему, как образец.
Похвалить ребёнка.
Методические рекомендации: перед началом игры объяснить незнакомые
предметы. Игра предназначена как для индивидуального использования, так
и для подгруппового и группового.
Вариант II
Оборудование: счётные палочки
разного цвета.
Игровые правила: Будь внимателен, разложи палочки по образцу.
Действия: воспитатель выкладывает палочки в какой-либо цветовой
последовательности (горизонтально или вертикально), задача ребёнка —
повторить её. Похвалить ребёнка.
Игра предназначена как для индивидуального использования, так и для
подгруппового и группового.
Вариант III
Задачи:
-
развивать мелкую моторику;
-закрепить названия геометрических фигур;
-закрепить знания цветов, счёт.
Оборудование: счётные палочки
разного цвета, карточки - схемы на каждого
ребёнка с изображением геометрических фигур, методическая документация.
А) Игровые правила: посмотри, выложи по образцу (треугольник, квадрат,
ромб), посчитай палочки.
Действия: воспитатель предлагает ребенку выложить счётными палочками
(треугольник, квадрат, ромб), используя схему, как образец. Посчитай,
сколько тебе понадобилось счётных палочек, чтобы выложить данную
фигуру. Похвалить ребёнка.
Методические рекомендации: Игра предназначена как для индивидуального
использования, так и для подгруппового и группового.
Оборудование: счётные палочки
разного цвета, карточки - схемы на каждого
ребёнка с изображением геометрических фигур, методическая документация.
Б) Игровые правила: посмотри, выложи по устой инструкции воспитателя
(треугольник, квадрат, ромб), посчитай палочки.
Действия: воспитатель предлагает ребенку выложить счётными палочками
(треугольник, квадрат, ромб). Посчитай, сколько тебе понадобилось счётных
палочек, чтобы выложить данную фигуру. Похвалить ребёнка.
Методические рекомендации: Игра предназначена как для индивидуального
использования, так и для подгруппового и группового.
Возраст 5-6 лет
Задачи:
- развивать творческое воображение, фантазию;
-
развивать мелкую моторику;
- изучать и закреплять порядковый и обратный счёт от 1-5;
- изучать и закреплять состав от 2 до 5.
Вариант I
Оборудование: счётные палочки
разного цвета, карточки с цифрами на
каждого ребёнка, методическая документация.
Игровые правила: посмотри и выложи такое же количество.
Действия: воспитатель даёт каждому ребёнку по карточке с цифрой от 1 до
10 и просит выложить на столе соответствующее количество палочек.
Похвалить ребёнка.
Методические рекомендации: игра проводится, если ребёнок знает цифры.
Игра предназначена как для индивидуального использования, так и для
подгруппового и группового.
Вариант II
Оборудование: счётные палочки
двух цветов, методическая документация.
Игровые правила: посмотри и выложи такое же количество. Подумай и
сделай.
Действия: воспитатель рисует на доске состав числа (2,3,4,5) и просит
выложить на столе такое же количество и цвет палочек как на доске. Затем
ребёнку предлагают самому, догадаться какое количество палочек ему нужно
доложить до определённого числа. Например, педагог выкладывает 2
палочки. Сколько ещё нужно доложить палочек, чтобы получилось 5?
Похвалить ребёнка.
Методические рекомендации: игра проводится, если ребёнок знает цифры.
Игра предназначена как для индивидуального использования, так и для
подгруппового и группового.
Возраст 6-7лет
Вариант I
Задачи:
- развивать смекалку, фантазию;
-закреплять геометрические фигуры;
Оборудование: счётные палочки
разного цвета, карточки – схемы с заданием
на смекалку на каждого ребёнка, методическая документация.
Игровые правила: Выложи, подумай, преобразуй, не мешай другим.
А) Действия: Воспитатель раздаёт карточки с заданием.
Просит выложить на столе то, что нарисовано на карточке. Затем предлагает
убрать 4 палочки, чтобы получилось квадрата. Воспитатель хвалит ребёнка.
Б) Действия: Просит выложить на столе то, что нарисовано на карточке.
Затем предлагает переложить 1 палочку, чтобы дом смотрел в другую
сторону. Воспитатель хвалит ребёнка.
Методические рекомендации: Игра предназначена как для индивидуального
использования, так и для подгруппового и группового.
Вариант II
Задачи:
- развивать смекалку, фантазию;
-закреплять геометрические фигуры;
Оборудование: счётные палочки
разного цвета, методическая документация.
Игровые правила: Подумай, выложи, не мешай другим.
А) Действия: Воспитатель просить придумать свои фигуры и выложить на
столе. А потом просит детей их сравнить. Воспитатель хвалит ребёнка.
Методические рекомендации: желательно, чтобы фигуры, придуманные
каждым ребёнком, были сюрпризом для другого.
Б) Действия: Воспитатель просить придумать свои фигуры из заданного
количества палочек и выложить на столе. Когда фигуры готовы, дети
показывают их друг другу, проверяя, сколько палочек использовано, фигуры с
«неправильным» количеством палочек не засчитываются. Воспитатель
хвалит ребёнка.
Методические рекомендации: желательно, чтобы фигуры, придуманные
каждым ребёнком, были сюрпризом для другого.