Автор: Наталья Владимировна Алексеева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №!"
Населённый пункт: город Сясьстрой, Волховский район, Ленинградская область
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку
Тема: "Состав слова. Окончание"
Раздел: начальное образование
МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа № 1»
Волховского района Ленинградской области
.
Конспект урока
по русскому языку
«Состав слова. Окончание»
Учитель начальных классов
Алексеева Наталья Владимировна
Русский язык
Тема. Состав слова. Окончание.
Новое знание: окончание служит для связи слов ы предложении;
слова в предложении связаны между собой по смыслу.
Проблема: для чего служит окончание в слове?
Почему окончание изменяется?
Тип урока: новое знание.
Вид урока: урок – беседа с решением проблемно – познавательных задач.
Технология:
элементы
технологии
развивающего
обучения
и
дифференцированного обучения.
В
процессе
выстраивания
работы
с
учащимися
по
теме
«Наши
древние
предки – славяне», я планировала сформировать следующие УУД
- познавательные УУД:
1 уметь формулировать познавательную цель;
2 извлекать информацию из схем, иллюстраций, всевозможных источников;
3 уметь на основе анализа фактов делать обобщения и выводы
- коммуникативные УУД:
1 соблюдать правила речевого поведения: умение слушать и понимать других,
задавать вопросы и отвечать на вопросы одноклассников, учителя;
2 строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3 формировать умение на основе анализа фактов делать выводы.
- регулятивные УУД:
1
понимать
и
принимать
перспективы
дальнейшей
работы:
учиться
определять цели и задачи усвоения новых знаний на уроке;
2 умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем и
одноклассниками.
2
- личностные УУД:
1
строить
свои
взаимоотношения
с
учётом
эмоционального
состояния
окружающих;
2 мотивировать свои действия
Необходимое техническое оборудование:
- ЭОР – компьютер, проектор, экран, презентация урока, учебник русского
языка Зелениной
3
Ход урока
I. Работа над новой темой.
(слайд 2)
Декабрь – месяц зимний. В декабрь стоят сильные
морозы. В конце декабрь все люди провожают
старый год и встречают Новый год.
Прочитайте с экрана запись.
Что прочитали? (Текст)
Докажите. (Этот текст о зимнем месяце декабре)
Приятно и понятно вам было читать этот текст?
(Нескладно звучат второе и третье предложения)
С чем вы не согласны? (Во втором и третьем
предложениях в существительном декабрь надо
изменить на конце буквы)
(слайд 3)
Декабрь – месяц зимний. В декабрю стоят сильные
морозы. В конце декабрём все люди провожают
старый год и встречают Новый год.
Я изменила в существительном декабрь на конце
буквы.
Ваше мнение? (Нескладно)
Что же надо сделать, чтобы правильно подобрать и
написать нужные буквы? Что будем для этого
делать? Ваши предложения. (лову декабрь задать
вопрос и изменить слово по смыслу предложения)
Попробуйте самостоятельно исправит текст.
Задание. Переписать текст. Перед словом декабрь
записать вопрос, изменить окончание.
Проверьте.
(слайд 4)
(Что?) Декабрь – месяц зимний. В (чём? Декабре
стоят сильные морозы. В конце (чего?) декабря все
люди провожают старый год и встречают Новый
год.
Что изменили у существительного декабрь?
(Окончание)
Для чего нужно было изменять окончание в слове
декабрь? (Чтобы предложение имело смысл, и слова
в предложении были связаны между собой по
смыслу)
О какой части слова сделали вывод? (Об окончании)
На слайде 1
напечатан текст
Дети читают про
себя.
Один из учеников
читает текст вслух.
Во 2 слайде в
существительном
декабрь окончания
изменены.
Дети читают текст
про себя. Один из
учеников читает
текст вслух.
Высказывание детей.
Дети перед словом
декабрь пишут
вопрос и изменяют
окончания (работа в
парах)
Предложения детей.
На слайде 4 – тема
урока.
Работа в парах по
формулировке
правила об
окончании.
Предложения детей.
4
Определите тему урока.
(слайд 5)
«Состав слова. Окончание»
Попробуйте сформулировать правило об окончании,
используя данный вывод.
(слайд 6)
Окончание – это часть слова, которая изменяется и
служит для связи слов в предложении.
Кто скажет, как выделяется окончание на письме?
(Прямоугольником). Выделите окончание в
существительном декабрь.
Откройте учебник. Прочитайте правило, сравните с
тем выводом, который сделали вы.
II. Физкультминутка.
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся вправо, влево,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух
И скорей за парту – плюх.
III. Закрепление изученного.
1. Прочитайте (слайд 7)
В нашем городе Сясьстрой все любят … Сясь. Берег
… покрыт мелким песком. За … находится
комбинат. Все жители города Сясьстрой любят
летом проводить время на … Сясь. Они там
купаются и загорают.
Какое задание вам можно предложить?
(Восстановить текст). Что для этого надо сделать?
(Подобрать недостающее слово. Определить связь
слов в предложении)
Каким образом? (В подобранном слове определить
и написать окончание, задавая устно вопросы к
этому слову)
2. Самостоятельная работа с деформированным
текстом
Выделить окончание в данном слове.
(слайд 8) Проверьте.
На слайде 5 правило
об окончании.
На слайде 6 –
деформированный
текст.
Дети самостоятельно
работают в своих
тетрадях.
5
В нашем городе Сясьстрой все любят реку Сясь.
Берег реки покрыт мелким песком. За рекой
находится комбинат. Все жители города Сясьстрой
любят проводить время на реке Сясь. Они там
купаются и загорают.
Какое слово подобрали? (Река). Почему? (Подходит
по смыслу к этому тексту).
Прочитайте получившийся текст, доказывая и
называя окончания.
Любят (что?) реку – окончание - у
Берег (чего?) реки – окончание - и
Находится (за чем?) за рекой – окончание - ой
Любят проводить (на чём?) на реке – окончание - е
Что изменяли в существительном река?
(Окончание). Для чего вы это делали? (Чтобы
восстановить связь слов в предложении, и чтобы
был понятен текст).
Тема этого текста? О чём? (В городе Сясьстрой есть
река Сясь)
Идея? Чему учит? (Любить свой край и гордиться
им).
Какой заголовок можно подобрать к этому тексту?
(река Сясь)
3. Задание. Запишите слово река и определите:
после какой части слова находится окончание.
Разбор слова по составу.
(слайд 9) Проверьте.
река – окончание - а, после корня слова рек
А в слове речушка?
(слайд 10) Проверьте.
Речушка – окончание – а, (нет речушки), основа
слова – речушек-, корень слова – -реч-, суффикс -
-ушк-
После какой части слова находится окончание в
слове речушка? (После суффикса)
После какой части слова может находиться
окончание?
(слайд 11) Вывод
Окончание может находиться как после корня, так и
после суффикса.
IV. Рефлексия.
На сколько был интересным для вас урок? Оцените.
V. Подведение итога урока.
Объясняют ученики.
Самостоятельная
работа.
Объясняет один из
учеников.
Предложения
учеников.
6
О какой части слова вы открыли новое знание? (Об
окончании).
Что такое окончание слова? (Окончание –
изменяемая часть слова, которая стоит после корня
или суффикса и служит для связи слов в
предложении. На письме выделяется
прямоугольником).
VI. Домашнее задание
Знать правило об окончании имени
существительного.
Выполнить № по желанию на изученное правило.
Спасибо за урок!
Смайлики.
Ответы учащихся.
7