Напоминание

"Состав слова. Окончание"


Автор: Наталья Владимировна Алексеева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №!"
Населённый пункт: город Сясьстрой, Волховский район, Ленинградская область
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку
Тема: "Состав слова. Окончание"
Раздел: начальное образование





Назад




МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа № 1»

Волховского района Ленинградской области

.

Конспект урока

по русскому языку

«Состав слова. Окончание»

Учитель начальных классов

Алексеева Наталья Владимировна

Русский язык

Тема. Состав слова. Окончание.

Новое знание: окончание служит для связи слов ы предложении;

слова в предложении связаны между собой по смыслу.

Проблема: для чего служит окончание в слове?

Почему окончание изменяется?

Тип урока: новое знание.

Вид урока: урок – беседа с решением проблемно – познавательных задач.

Технология:

элементы

технологии

развивающего

обучения

и

дифференцированного обучения.

В

процессе

выстраивания

работы

с

учащимися

по

теме

«Наши

древние

предки – славяне», я планировала сформировать следующие УУД

- познавательные УУД:

1 уметь формулировать познавательную цель;

2 извлекать информацию из схем, иллюстраций, всевозможных источников;

3 уметь на основе анализа фактов делать обобщения и выводы

- коммуникативные УУД:

1 соблюдать правила речевого поведения: умение слушать и понимать других,

задавать вопросы и отвечать на вопросы одноклассников, учителя;

2 строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3 формировать умение на основе анализа фактов делать выводы.

- регулятивные УУД:

1

понимать

и

принимать

перспективы

дальнейшей

работы:

учиться

определять цели и задачи усвоения новых знаний на уроке;

2 умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем и

одноклассниками.

2

- личностные УУД:

1

строить

свои

взаимоотношения

с

учётом

эмоционального

состояния

окружающих;

2 мотивировать свои действия

Необходимое техническое оборудование:

- ЭОР – компьютер, проектор, экран, презентация урока, учебник русского

языка Зелениной

3

Ход урока

I. Работа над новой темой.

(слайд 2)

Декабрь – месяц зимний. В декабрь стоят сильные

морозы. В конце декабрь все люди провожают

старый год и встречают Новый год.

Прочитайте с экрана запись.

Что прочитали? (Текст)

Докажите. (Этот текст о зимнем месяце декабре)

Приятно и понятно вам было читать этот текст?

(Нескладно звучат второе и третье предложения)

С чем вы не согласны? (Во втором и третьем

предложениях в существительном декабрь надо

изменить на конце буквы)

(слайд 3)

Декабрь – месяц зимний. В декабрю стоят сильные

морозы. В конце декабрём все люди провожают

старый год и встречают Новый год.

Я изменила в существительном декабрь на конце

буквы.

Ваше мнение? (Нескладно)

Что же надо сделать, чтобы правильно подобрать и

написать нужные буквы? Что будем для этого

делать? Ваши предложения. (лову декабрь задать

вопрос и изменить слово по смыслу предложения)

Попробуйте самостоятельно исправит текст.

Задание. Переписать текст. Перед словом декабрь

записать вопрос, изменить окончание.

Проверьте.

(слайд 4)

(Что?) Декабрь – месяц зимний. В (чём? Декабре

стоят сильные морозы. В конце (чего?) декабря все

люди провожают старый год и встречают Новый

год.

Что изменили у существительного декабрь?

(Окончание)

Для чего нужно было изменять окончание в слове

декабрь? (Чтобы предложение имело смысл, и слова

в предложении были связаны между собой по

смыслу)

О какой части слова сделали вывод? (Об окончании)

На слайде 1

напечатан текст

Дети читают про

себя.

Один из учеников

читает текст вслух.

Во 2 слайде в

существительном

декабрь окончания

изменены.

Дети читают текст

про себя. Один из

учеников читает

текст вслух.

Высказывание детей.

Дети перед словом

декабрь пишут

вопрос и изменяют

окончания (работа в

парах)

Предложения детей.

На слайде 4 – тема

урока.

Работа в парах по

формулировке

правила об

окончании.

Предложения детей.

4

Определите тему урока.

(слайд 5)

«Состав слова. Окончание»

Попробуйте сформулировать правило об окончании,

используя данный вывод.

(слайд 6)

Окончание – это часть слова, которая изменяется и

служит для связи слов в предложении.

Кто скажет, как выделяется окончание на письме?

(Прямоугольником). Выделите окончание в

существительном декабрь.

Откройте учебник. Прочитайте правило, сравните с

тем выводом, который сделали вы.

II. Физкультминутка.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся вправо, влево,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух

И скорей за парту – плюх.

III. Закрепление изученного.

1. Прочитайте (слайд 7)

В нашем городе Сясьстрой все любят … Сясь. Берег

… покрыт мелким песком. За … находится

комбинат. Все жители города Сясьстрой любят

летом проводить время на … Сясь. Они там

купаются и загорают.

Какое задание вам можно предложить?

(Восстановить текст). Что для этого надо сделать?

(Подобрать недостающее слово. Определить связь

слов в предложении)

Каким образом? (В подобранном слове определить

и написать окончание, задавая устно вопросы к

этому слову)

2. Самостоятельная работа с деформированным

текстом

Выделить окончание в данном слове.

(слайд 8) Проверьте.

На слайде 5 правило

об окончании.

На слайде 6 –

деформированный

текст.

Дети самостоятельно

работают в своих

тетрадях.

5

В нашем городе Сясьстрой все любят реку Сясь.

Берег реки покрыт мелким песком. За рекой

находится комбинат. Все жители города Сясьстрой

любят проводить время на реке Сясь. Они там

купаются и загорают.

Какое слово подобрали? (Река). Почему? (Подходит

по смыслу к этому тексту).

Прочитайте получившийся текст, доказывая и

называя окончания.

Любят (что?) реку – окончание - у

Берег (чего?) реки – окончание - и

Находится (за чем?) за рекой – окончание - ой

Любят проводить (на чём?) на реке – окончание - е

Что изменяли в существительном река?

(Окончание). Для чего вы это делали? (Чтобы

восстановить связь слов в предложении, и чтобы

был понятен текст).

Тема этого текста? О чём? (В городе Сясьстрой есть

река Сясь)

Идея? Чему учит? (Любить свой край и гордиться

им).

Какой заголовок можно подобрать к этому тексту?

(река Сясь)

3. Задание. Запишите слово река и определите:

после какой части слова находится окончание.

Разбор слова по составу.

(слайд 9) Проверьте.

река – окончание - а, после корня слова рек

А в слове речушка?

(слайд 10) Проверьте.

Речушка – окончание – а, (нет речушки), основа

слова – речушек-, корень слова – -реч-, суффикс -

-ушк-

После какой части слова находится окончание в

слове речушка? (После суффикса)

После какой части слова может находиться

окончание?

(слайд 11) Вывод

Окончание может находиться как после корня, так и

после суффикса.

IV. Рефлексия.

На сколько был интересным для вас урок? Оцените.

V. Подведение итога урока.

Объясняют ученики.

Самостоятельная

работа.

Объясняет один из

учеников.

Предложения

учеников.

6

О какой части слова вы открыли новое знание? (Об

окончании).

Что такое окончание слова? (Окончание –

изменяемая часть слова, которая стоит после корня

или суффикса и служит для связи слов в

предложении. На письме выделяется

прямоугольником).

VI. Домашнее задание

Знать правило об окончании имени

существительного.

Выполнить № по желанию на изученное правило.

Спасибо за урок!

Смайлики.

Ответы учащихся.

7



В раздел образования