Автор: Кулешова Людмила Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образоательное учреждение
Населённый пункт: город Невинномысск
Наименование материала: Программа
Тема: Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 22 «Гамма» города Невинномысска в группе общеразвивающей направленности № 1 для детей 3-4 лет на 2019-2020 учебный год
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 22 «Гамма»
города Невинномысска
Принято:
на педагогическом совете
МБДОУ № 22 г.Невинномысска
Протокол № ___ от_____2019г.
Утверждено:
Приказом МБДОУ № 22
г.Невинномысска
от _______2019г. № _____о/д
_______________Е.А. Ткачева
Рабочая программа
по реализации
основной образовательной программы дошкольного образования
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад № 22 «Гамма»
города Невинномысска
в группе общеразвивающей направленности № 1 для детей 3-4 лет
на 2019-2020 учебный год
Разработчики:
Воспитатель
МБДОУ № 22 г. Невинномысска
Кулешова Людмила Борисовна
Шевченко Ольга Сергеевна
г. Невинномысск
2019
Содержание
1
1.
Целевой раздел
4
1.1.
Пояснительная записка
4
1.1.1.
Введение
4
1.1.2.
Возрастные особенности
4
1.1.3.
Целевые ориентиры
4
1.1.4.
Планируемые результаты
5
1.1.5.
Значимые характеристики детей группы
6
1.1.6.
Общие результаты педагогической диагностики (Приложение 1)
7
2.
Содержательный раздел
7
2.1
Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребёнком по пяти образовательным
областям
7
2.1.1.
Социально-коммуникативное развитие
7
2.1.2.
Познавательное развитие
9
2.1.3.
Речевое развитие
10
2.1.4.
Художественно-эстетическое развитие
11
2.1.5.
Физическое развитие
12
2.2.
Формы, способы, методы и средства реализации РП с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей и интересов
13
2.3.
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников
17
2.3.1.
План взаимодействия с родителями (законными
представителями)
18
2.4.
Способы и направления поддержки детской инициативы
19
3.
Организационный раздел
21
3.1.
Организации развивающей предметно-пространственной среды
группы
21
3.2.
Материально-техническое обеспечение
23
3.3.
Перечень игрушек и пособий, центров
23
3.4.
Традиционные события, праздники, мероприятия
25
3.5.
Модель организации воспитательно-образовательного
процесса
26
4.
Режим дня и распорядок
27
4.1.
Режим дня
27
5.
Список литературы
30
Приложение
Диагностика педагогического процесса (приложение 1)
Комплексное планирование (Приложение 2)
Картотека д/игр и упражнений (Приложение 3)
Картотека подвижных игр (Приложение 4)
Картотека артикуляционной гимнастики (Приложение 5)
Картотека пальчиковых игр (Приложение 6)
2
Комплекс утренних бесед (Приложение 7)
Система закаливающих мероприятий (Приложение 8)
3
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа младшей группы № 1 муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка № 22
«Гамма» города Невинномысска (далее РП) разработана в соответствии:
образовательной
программы
дошкольного
образования
«От
рождения
до
школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в
соответствии
с
введением
в
действие
ФГОС
ДО,
а
также
парциальных
программ:
Л.
Л.
Тимофеева
Парциальная
программа
«Формирование
культуры
безопасности у детей от 3 до 8 лет»
Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики:
конструирование в детском саду»
с положением о рабочей программе педагога муниципального бюджетного
дошкольного
образовательного
учреждения
«Центр
развития
ребенка
–
детский сад № 22 «Гамма» города Невинномысска, утвержденная приказом
заведующего МБДОУ № 22 г. Невинномысска от _________.2019 г. № ____.
1.1.1. Введение
1.1.2 Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет
Возрастная характеристика, контингента детей от 3 до 4 лет.
Общение
ребенка
становится
внеситуативным,
ведущим
видом
деятельности
становится
игра.
Основное
содержание
игры
–
действия
с
игрушками
и
предметами-заместителями.
Начинают
формироваться
представления о предмете, при рисовании дети могут использовать цвет.
Развитие
мелкой
моторики
осуществляется
через
лепку,
доступны
простейшие виды аппликации. Развивается перцептивность.
К концу четвертого года дети могут воспринимать до 5 и более форм
предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по
величине, ориентироваться в пространстве группы. Развивается память и
внимание,
продолжает
развиваться
наглядно-действенное
мышление,
начинает
развиваться
воображение.
Взаимоотношения
детей
обусловлены
нормами и правилами. Сознательное управление поведением только начинает
складываться,
на
начальной
стадии
развития
находится
самооценка.
Продолжает развиваться половая идентификация.
1.1.3 Целевые ориентиры
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства (гибкость,
пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его
непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка
дошкольного возраста достижение конкретных образовательных результатов
освоения РП в виде целевых ориентиров.
4
Целевые
ориентиры
дошкольного
образования
следует
рассматривать
как
социально
–
нормативные
возрастные
характеристики
возможных
достижений
ребенка.
Это
ориентир
для
педагогов
и
родителей,
обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Реализация образовательных целей и задач РП направлена на достижение
целевых
ориентиров
дошкольного
образования,
которые
описаны
как
основные
характеристики
развития
ребенка.
Основные
характеристики
развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений
воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.
интересуется
окружающими
предметами,
активно
действует
с
ними,
исследует
их
свойства,
экспериментирует.
Использует
специфические,
культурно
фиксированные
предметные
действия,
знает
назначение
бытовых
предметов
(ложки,
расчески,
карандаша
и
пр.)
и
умеет
пользоваться
ими.
Проявляет
настойчивость
в
достижении
результата
своих действий;
стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях
общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях,
умеет действовать согласованно;
владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может
обращаться
с
вопросами
и
просьбами,
знает
названия
окружающих
предметов и игрушек;
проявляет
интерес
к
сверстникам;
наблюдает
за
их
действиями
и
подражает
им.
Взаимодействие
с
ровесниками
окрашено
яркими
эмоциями;
в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя
игровые замещения;
проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет
простейшими навыками самообслуживания;
любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки,
двигаться
под
музыку.
Проявляет
живой
эмоциональный
отклик
на
эстетические
впечатления.
Охотно
включается
в
продуктивные
виды
деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);
с
удовольствием
двигается
–
ходит,
бегает
в
разных
направлениях,
стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье,
перешагивание и пр.).
1.1.4. Планируемые результаты
Целевые ориентиры - социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного
образования.
Целевые
ориентиры
ДО
определяются
независимо
от
форм
реализации Программы.
5
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в
виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием
для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
самостоятельность в разных видах деятельности.
ребенок
приучен
к
опрятности,
владеет
простейшими
навыками
поведения во время еды, умывания;
владеет
соответствующими
возрасту
основными
движениями,
сформирована
потребность
в
двигательной
активности,
проявляет
положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной
двигательной деятельности;
ребенок отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся ближайшего
окружения,
использует
все
части
речи,
простые
предложения
с
однородными членами;
ребенок называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет
и
называет
цвет,
форму,
материал,
знает
и
называет
некоторые
растения, животных и их детенышей, проявляет бережное отношение к
природе;
у
ребенка
сформированы
умения
и
навыки,
необходимые
для
осуществления различных видов детской деятельности;
проявляет
любознательность,
стремится
самостоятельно
выполнять
элементарные
поручения
(убрать
игрушки,
разложить
материалы
к
занятиям),
умеет
занимать
себя
игрой,
с а м о с тоя т е л ь н о й
художественной деятельностью;
имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол,
называет членов своей семьи, их имена;
проявляет интерес к различным видам игр, к совместным играм, любит
слушать
новые
сказки,
рассказы,
стихи,
может
прочитать
наизусть
небольшое стихотворение при помощи взрослого.
Промежуточные результаты: используются диагностика педагогического
процесса (проводится два раза в год – сентябрь, май), наблюдения, беседы,
эксперимент и т.д.
1.1.5. Значимые характеристики детей группы
В группе младшего возраста № 1 «Жемчужинки» на 01.09.2019 года
28
детей, 11 мальчиков, 17 девочек.
Анализ социального статуса семей группы выявил, что детей из полных
(100%)
и
многодетных
(16%)
семей.
Основной
состав
родителей
–
среднеобеспеченные, с высшим (75 %) и средним профессиональным (25%)
образованием.
Этнический состав воспитанников группы: русские, дагестанцы, но основной
контингент – дети из русских семей. Обучение и воспитание в МБДОУ № 22
г. Невинномысска осуществляется на русском языке. Основной контингент
воспитанников проживает в условиях города.
6
1.1.6. Общие результаты педагогической диагностики
Результаты педагогической диагностики младшей группы № 1 (с 3 до 4 лет)
дошкольной образовательной организации заносятся в систему мониторинга
Н.В. Верещагиной, Диагностика педагогического процесса, Санкт-Петербург,
ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2015.
Мониторинг
содержит
пять
образовательных
областей, соответствующих ФГОС ДО, что позволяет комплексно оценить
качество
образовательной
деятельности
в
группе
и
при
необходимости
индивидуализировать
его
для
достижения
достаточного
уровня
освоения
каждым ребенком содержания образовательной программы МБДОУ № 22 г.
Невинномысска (Приложение 1)
2.
Содержательный раздел
2.1.
Описание
образовательной
деятельности
в
соответствии
с
направлениями развития ребенка по пяти образовательным областям
2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение
детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи:
1.
Создание
условий
для
усвоения
норм
и
ценностей,
принятых
в
обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2.
Развитие
общения
и
взаимодействия
ребенка
со
взрослыми
и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий.
3.
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности
со
сверстниками,
формирование
уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу
детей и взрослых в Организации.
4.
Формирование
позитивных
установок
к
различным
видам
труда
и
творчества.
5.
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные направления:
1) Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Основные цели и задачи:
1.
Усвоение
норм
и
ценностей,
принятых
в
обществе,
воспитание
моральных
и
нравственных
качеств
ребенка,
формирование
умения
правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
2.
Развитие
общения
и
взаимодействия
ребенка
с
взрослыми
и
сверстниками,
развитие
социального
и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
уважительного
и
доброжелательного отношения к окружающим.
7
3.
Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие
умения
договариваться,
самостоятельно
разрешать
конфликты
со
сверстниками.
2) Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
Основные цели и задачи:
1.
Формирование
образа
Я,
уважительного
отношения
и
чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
организации.
2.
Формирование
гендерной,
семейной,
гражданской
принадлежности;
воспитание
любви
к
Родине,
гордости
за
ее
до стижения,
патриотических чувств.
3) Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Основные цели и задачи:
1.
Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
2.
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
3.
Формирование
позитивных
установок
к
различным
видам
труда
и
творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания
трудиться.
4.
Воспитание
ценностного
отношения
к
собственному
труду,
труду
других людей и его результатам. Формирование умения ответственно
относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело
до конца, стремление сделать его хорошо).
5.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в
обществе и жизни каждого человека.
4) Формирование основ безопасности.
Основные цели и задачи:
1.
Формирование первичных представлений о безопасном поведении в
быту,
социуме,
природе.
Воспитание
осознанного
отношения
к
выполнению правил безопасности.
2.
Формирование
осторожного
и
осмотрительного
отношения
к
потенциально опасным для человека и окружающего мира природы
ситуациям.
3.
Формирование
представлений
о
некоторых
типичных
опасных
ситуациях и способах поведения в них.
4.
Формирование элементарных представлений о правилах безопасности
дорожного
движения;
воспитание
осознанного
отношения
к
необходимости выполнения этих правил.
2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие».
Цель: развитие познавательных способностей и познавательных интересов
детей.
Задачи:
8
1.
Развитие
интересов
детей,
любознательности
и
познавательной
мотивации.
2.
Формирование познавательных действий, становление сознания.
3.
Развитие воображения и творческой активности.
4.
Формирование
первичных
представлений
о
себе,
других
людях,
объектах
окружающего
мира,
их
свойствах
и
отношениях
(форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе,
части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.),
5.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
представлений
о
социокультурных
ценностях
нашего
народа,
об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем
доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов
мира.
Основные направления:
1)Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Основные цели и задачи:
1.
Развитие
познавательных
интересов
детей,
расширение
опыта
ориентировки
в
окружающем,
сенсорное
развитие,
развитие
любознательности
и
познавательной
мотивации;
формирование
познавательных
действий,
становление
сознания;
развитие
воображения и творческой активности.
2.
Формирование первичных представлений об объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете,
размере,
материале,
звучании,
ритме,
темпе,
причинах
и
следствиях и др.).
3.
Развитие
восприятия,
внимания,
памяти,
наблюдательности,
способности
анализировать,
сравнивать,
выделять
характерные,
существенные
признаки
предметов
и
явлений
окружающего
мира;
умения
устанавливать
простейшие
связи
между
предметами
и
явлениями, делать простейшие обобщения.
2)Приобщение к социокультурным ценностям.
Основные цели и задачи:
1.
Ознакомление
с
окружающим
социальным
миром,
расширение
кругозора детей, формирование целостной картины мира.
2.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
представлений
о
социокультурных
ценностях
нашего
народа,
об
отечественных традициях и праздниках.
3.
Формирование
элементарных
представлений
о
планете
Земля
как
общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
3)Формирование элементарных математических представлений.
Основные цели и задачи:
1.
Формирование
элементарных
математических
представлений,
первичных
представлений
об
основных
свойствах
и
отношениях
9
объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе,
части и целом, пространстве и времени.
4)Ознакомление с миром природы.
Основные цели и задачи:
1.
Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
природными
явлениями.
Формирование
первичных
представлений
о
природном
многообразии планеты Земля.
2.
Формирование
элементарных
экологических
представлений.
Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он
должен
беречь,
охранять
и
защищать
ее
что
в
природе
все
взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от
окружающей среды.
3.
Воспитание
умения
правильно
вести
себя
в
природе.
Воспитание
любви к природе, желания беречь ее.
2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие».
Цель: формирование
устной
речи
и
навыков
речевого
общения
с
окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:
1.
Владение речью как средством общения.
2.
Обогащение активного словаря.
3.
Развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи.
4.
Развитие речевого творчества.
5.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха.
6.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы.
7.
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Основные направления:
1)Развитие речи.
Основные цели и задачи:
1.
Развитие
свободного
общения
с
взрослыми
и
детьми,
овладение
конструктивными
способами
и
средствами
взаимодействия
с
окружающими.
2.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя
речи,
связной
речи
—
диалогической
и
монологической
форм;
формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
3.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
2)Художественная литература.
Основные цели и задачи:
1.
Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
10
2.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения,
следить за развитием действия.
2.1.4.
Образовательная
область
«Художественно
-
эстетическое
развитие».
Цель: Формирование
интереса
к
эстетической
стороне
окружающей
действительности,
эстетического
отношения
к
предметам
и
явлениям
окружающего
мира,
произведениям
искусства;
воспитание
интереса
к
художественно-творческой деятельности.
Задачи:
1.
Развитие
предпосылок
ценностно
–
смыслового
восприятия
и
понимания
произведений
искусства
(словесного,
музыкального,
изобразительного), мира природы.
2.
Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3.
Формирование элементарных представлений о видах искусства.
4.
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
5.
Стимулирование
сопереживания
персонажам
художественных
произведений.
6.
Реализация
самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Основные направления:
1)Приобщение к искусству.
Основные цели и задачи:
1.
Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика
на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего
мира, произведения искусства.
2.
Приобщение
детей
к
народному
и
профессиональному
искусств
(словесному,
музыкальному,
изобразительному,
театральному,
к
архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного
и
мирового
искусства;
воспитание
умения
понимать
содержание
произведений искусства.
3.
Формирование
элементарных
представлений
о
видах
и
жанрах
искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
2)Изобразительная деятельность.
Основные цели и задачи:
1.
Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности;
совершенствование
умений
в
рисовании,
лепке,
аппликации,
художественном труде.
2.
Воспитание
эмоциональной
отзывчивости
при
во сприятии
произведений изобразительного искусства.
3.
Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при
создании коллективных работ.
3)Конструктивно-модельная деятельность.
Основные цели и задачи:
11
1.
Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной
деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
2.
Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в
соответствии
с
общим
замыслом,
договариваться,
кто
какую
часть
работы будет выполнять.
4)Музыкально-художественная деятельность.
Основные цели и задачи:
1.
Приобщение
к
музыкальному
искусству;
формирование
основ
музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными
понятиями,
жанрами;
воспитание
эмоциональной
отзывчивости
при
восприятии музыкальных произведений.
2.
Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального
слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного,
музыкального вкуса.
3.
Воспитание
интереса
к
музыкально-художественной
деятельности,
совершенствование умений в этом виде деятельности.
4.
Развитие
детского
музыкально-художественного
творче ства,
реализация
самостоятельной
творческой
деятельности
детей;
удовлетворение потребности в самовыражении.
2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие».
Цель: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их
эмоционального благополучия.
Задачи:
1.
Приобретение опыта в двигательной деятельности.
2.
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
3.
Становление
целенаправленности
и
саморегуляции
в
двигательной
сфере. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами.
Основные направления:
1)Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Основные цели и задачи:
1.
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе
жизни.
2)Физическая культура.
Основные цели и задачи:
1.
Сохранение,
укрепление
и
охрана
здоровья
детей;
повышение
умственной
и
физической
работоспособности,
предупреждение
утомления.
2.
Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование
умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты,
грациозности, выразительности движений, формирование правильной
осанки.
12
3.
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной
активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении
движений.
4.
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и
физических
упражнениях,
активности
в
сам
самостоятельной
двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
2.3.
Формы,
способы,
методы
и
средства
реализации
рабочей
программы
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
воспитанников,
специфики
их
образовательных
потребностей
и
интересов
Педагогический процесс ДОУ представляет собой целостную систему,
которая охватывает все основные направления развития ребенка, а также
предусматривает систему мер по охране и укреплению его здоровья.
Обучение проводится на основе основных для дошкольного возраста
видов деятельности (игровая, театрализованная, музыкальная и др.) Педагоги
создают на занятиях и в других формах обучения эмоционально-насыщенную
атмосферу,
наполняя
ее
сказочными
сюжетами
и
персонажами,
импровизациями, что позволяет преодолеть учебно-дисциплинарные приемы
обучения
дошкольников.
В
ДОУ
используются
системно
деятельностный
подход и современные формы организации обучения.
При отборе содержания и выборе форм взаимодействия с детьми
учитываются
основные
идеи
–
обогащение
духовного
мира
ребенка,
личностно-ориентированный подход в его развитии и саморазвитии.
Основные идеи воспитательно-образовательной работы базируются на
положениях:
дошкольники
приобретают
новые
знания,
умения,
навыки
при
самостоятельной
деятельности
при
условии
раскрытия
перед
ними
горизонта новых знаний, новых способов деятельности, побуждая детей
строить
догадки,
выдвигать
гипотезы,
активизировать
потребность
движения к новым знаниям;
каждому
ребенку
предоставляются
равные
возможности
для
освоения
основных сфер жизнедеятельности;
ребенок располагает правом самоопределения, свободного выбора (что,
как и с кем, он будет делать и т.п.).
Деятельность
педагога
осуществляется
с
учетом
выбора
разнообразных позиций по задачам педагогического процесса.
Специально о р га н и зо ва н н о е
о бу ч е н и е
п р оход и т
в
ф о р м е
игровых занятий и достигаются цели по формированию у детей элементов
учебной
деятельности,
выполнению
строгой
последовательности
специальных заданий, отвечающих логике отдельного учебного предмета.
Педагоги
свободны
в
выборе
конкретного
материала,
содержание
которого должно быть ориентировано на усвоение детьми представлений,
13
средств и способов деятельности, необходимых для формирования базиса
личностной культуры.
В совместной деятельности педагога с детьми реализуются цели по
осуществлению
перехода
от
обучения
знаниям,
умениям,
навыкам
к
обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни.
Воспитатель занимает позицию включенного в деятельность детей
равного партнера, который вовлекает их в ту или иную работу, демонстрируя
собственную увлеченность ею.
В
нерегламентированную
деятельность
включены
разные
формы
воспитания и обучения, направленные на стимулирование познавательной,
творческой
активности,
воспитание
здоровых
привычек
и
навыков,
нравственных правил поведения.
Воспитатели используют открытое планирование работы, предлагая
детям то, что для них значимо в данный момент жизни.
Отсутствует жесткая методическая и содержательная регламентация
деятельности. Существует баланс между инициативой детей и взрослого в
выборе целей деятельности, конкретного материала для неё.
Управление
деятельностью
детей
осуществляется
на
основе
гуманных
методов
и
приемов
воспитания,
ориентация
на
развитие
индивидуальных, личностных свойств ребенка.
Формы работы по образовательным областям
Направления
р а з в и т и я
и
образования
д е т е й
( д а л е е
-
образовательные
области)
Младший дошкольный возраст
Физическое
развитие
Игровая беседа с элементами движений
Ритмическая пластика
Игра
Ритмическая пластика
Интегративная деятельность
Упражнения
Экспериментирование
Ситуативный разговор
Беседа
Рассказ
Чтение
Проблемная ситуация
Социально-
коммуникативное
Игровое упражнение
Индивидуальная игра
Совместная с воспитателем игра
14
Совместная со сверстниками игра (парная, в
малой группе)
Игра
Чтение
Беседа
Наблюдение
Рассматривание
Чтение
Педагогическая ситуация
Праздник
Экскурсия
Ситуация морального выбора
Поручение
Дежурство.
Речевое
развитие
Рассматривание
Игровая ситуация
Дидактическая игра
Ситуация общения.
Беседа (в том числе в процессе наблюдения
за объектами природы, трудом взрослых).
Интегративная деятельность
Хороводная игра с пением
Игра-драматизация
Чтение
Обсуждение
Рассказ
Игра
Познавательное
развитие
Рассматривание
Наблюдение
Игра-экспериментирование.
Исследовательская
деятельность
Конструирование
Развивающая игра
Экскурсия
Ситуативный разговор
Рассказ
Интегративная деятельность
Беседа
Проблемная ситуация
Художественно-
эстетическое
развитие
Р а с с м а т р и в а н и е
э с т е т и ч е с к и
привлекательных предметов
Игра
15
Организация выставок
Изготовление украшений
Слушание
соответствующей
возрасту
народной, классической, детской музыки
Экспериментирование со звуками
Музыкально-дидактическая игра
Разучивание музыкальных игр и танцев
Совместное пение
Содержание
образовательных
областей
зависит
от
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей,
определяется
целями
и
задачами
программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре,
познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах
развития ребенка)
для детей дошкольного возраста
(3 года – 8 лет)
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие
виды игры,
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками),
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего
мира и экспериментирования с ними),
восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице),
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал,
изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на
детских музыкальных инструментах);
двигательная (овладение основными движениями) формы активности
ребенка.
В течение дня в младшей группе № 1 предусмотрен определенный
баланс различных видов деятельности:
Возрас
т детей
Регламентируемая
деятельность (НОД)
Нерегламентированная
деятельность,
час
Совместная
деятельность
самостоятельная
деятельность
3-4 года
2 по 15 мин
7- 7,5
3-4
Ф о р м ы
о р г а н и з а ц и и
н е п о с р е д с т в е н н о-образовательной
16
деятельности
- в дошкольных группах - подгрупповые, фронтальные.
Максимально
допустимый
объем
образовательной
нагрузки
соответствует
санитарно
-
эпидемиологическим
правилам
и
нормативам
СанПиН
2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных организаций».
Максимально
допустимый
объем
недельной
образовательной
нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ,
для детей младшего дошкольного возраста составляет:
в младшей группе (дети четвертого года жизни) -2 часа 45 мин.,
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной
деятельности в младшей
для детей 4-го года жизни - не более 15 минут,
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой
половине дня в младшей и группе не превышает 30 минут
В
середине
времени,
отведенного
на
непо средственную
образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между
периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10
минут
Непосредственно
образовательная
деятельность
физкультурно
-
оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего
времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
2.3.
Взаимодействие
педагогического
коллектива
с
семьями
дошкольников
В
соответствии
с
законом
Российской
Федерации
«Об
образовании»,
федеральными
образовательными
стандартами
дошкольного
образования,
Уставом МБДОУ № 22 одной из основных задач является взаимодействие с
семьей
для
обеспечения
полноценного
развития
и
реализации
личности
ребенка.
Особое место уделяется правовому и психолого-педагогическому
просвещению родителей (законных представителей) детей.
В
основу
совместной
деятельности
семьи
и
дошкольного
учреждения
заложены следующие принципы:
единый подход к процессу воспитания ребёнка;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
уважение и доброжелательность друг к другу;
дифференцированный подход к каждой семье;
равная ответственность родителей и педагогов.
2.3.1. План взаимодействия с родителями младшей группы № 1
17
месяц
Содержание работы
ответственны
е
сентябрь Родительское собрание
Кулешова Л.Б.
Шевченко О.С.
сентябрь
Творческая выставка «Вот оно какое наше лето»
Кулешова Л.Б.
Шевченко О.С.
октябрь
Консультация для родителей «Адаптация детей»
Кулешова Л.Б.
Шевченко О.С.
октябрь
Консультация для родителей «Адаптация детей»
Кулешова Л.Б.
Шевченко О.С.
ноябрь
Утренняя беседа с родителями
Кулешова Л.Б.
Шевченко О.С.
ноябрь
Открытые занятия для родителей
Кулешова Л.Б.
Шевченко О.С.
декабрь
Консультация для родителей «Роль развивающих
игр для детей»
Кулешова Л.Б.
Шевченко О.С.
декабрь
Творческая
мастерская
«Поздравляем
с
Новым
годом» с родителями
Кулешова Л.Б.
Шевченко О.С.
январь
Консультация для родителей по ПДД «Пристегни
самое ценное»
Кулешова Л.Б.
Шевченко О.С.
февраль
Тематическая выставка «Наши защитники»
Кулешова Л.Б.
Шевченко О.С.
февраль
Занятие
ко
дню
защитника
отечества
вместе
с
папой
Кулешова Л.Б.
Шевченко О.С.
март
Проект «Моя игрушка»
Кулешова Л.Б.
Шевченко О.С.
март
Тематическая выставка «Наши мамы»
Кулешова Л.Б.
Шевченко О.С.
март
Анкетирование родителей «Знаете ли вы своего
ребенка»
Кулешова Л.Б.
Шевченко О.С.
апрель
Консультация
для
родителей
«Капризы
и
упрямство»
Кулешова Л.Б.
Шевченко О.С.
апрель
Субботник по благоустройству участка группы с
привлечением родителей
Кулешова Л.Б.
Шевченко О.С.
апрель
Тематическая вставка «Весна»
Кулешова Л.Б.
Шевченко О.С.
май
Консультация для родителей «Чаще разговаривай
со своим ребенком»
Кулешова Л.Б.
Шевченко О.С.
июнь
Летние гуляния с родителями, детьми, педагогами
Кулешова Л.Б.
Шевченко О.С.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
18
Детская
инициатива
проявляется
в
свободной
и
самостоятельной
деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать,
конструировать, сочинять и пр., в соответствии с собственными интересами
является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в
детском саду.
Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний
отрезок времени и во второй половине дня. Все виды деятельности ребенка
протекают в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной
инициативной деятельности:
самостоятельные сюжетно-ролевые игры;
развивающие и логические игры;
музыкальные игры и импровизации;
речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
самостоятельная деятельность в книжном уголке;
самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по
выбору детей; самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно
соблюдать ряд общих требований:
развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к
получению новых знаний;
создавать
разнообразные
условия
и
ситуации,
побуждающие
детей
к
активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном
опыте;
постоянно
расширять
область
задач,
которые
дети
решают
самостоятельно.
Постепенно
выдвигать
перед
детьми
более
сложные
задачи,
требующие
сообразительности,
творчества,
поиска
новых
подходов, поощрять детскую инициативу;
тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности,
доводить начатое дело до конца;
ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно
проявляющих
небрежность,
торопливость,
равнодушие
к
результату,
склонных
не
завершать
работу;
«дозировать»
помощь
детям.
Если
ситуация
подобна
той,
в
которой
ребенок
действовал
раньше,
но
его
сдерживает
новизна
обстановки,
достаточно
просто
намекнуть,
посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
поддерживать
у
детей
чувство
гордости
и
радости
от
успешных
самостоятельных
действий,
подчеркивать
рост
возможностей
и
достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и
творчества.
Условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей
специфике
дошкольного
возраста,
предполагают
обеспечение эмоционального благополучия через:
обеспечение эмоционального благополучия через:
19
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное
отношение
к
каждому
ребенку,
к
его
чувствам
и
потребностям;
Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание
условий
для
свободного
выбора
детьми
деятельности,
участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств
и мыслей;
недирективную
помощь
детям,
поддержку
детской
инициативы
и
самостоятельности
в
разных
видах
деятельности
( и г р о в о й ,
исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между
детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным,
религиозным
общностям
и
социальным
слоям,
а
также
имеющими
различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать
конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со
взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его
индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого
ребенка), через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления,
речи,
общения,
воображения
и
детского
творчества,
личностного,
физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового
времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей;
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования
ребенка,
непо средственного
вовлечения
их
в
образовательную
деятельность,
в
том
числе
посредством
создания
образовательных
проектов
совместно
с
семьей
на
основе
выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Приоритетная сфера инициативы-продуктивная деятельность 3-4
года
создавать
условия
для
реализации
собственных
планов
и
замыслов
каждого ребенка;
рассказывать
детям
о
из
реальных,
а
также
возможных
в
будущем
достижениях;
отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
20
всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных
целей;
способствовать
стремлению
научиться
делать
что-то
и
поддерживать
радостное ощущение возрастающей умелости;
в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям
ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;
не
критиковать
результаты
деятельности
детей,
а
также
их
самих.
Ограничить
критику
исключительно
результатами
продуктивной
деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;
учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к
застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
уважать
и
ценить
каждого
ребенка
независимо
от
его
достижений,
достоинств и недостатков;
создавать
в
группе
положительный
психологический
микроклимат,
в
равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при
встрече,
использовать
ласку
и
теплые
слова
для
выражения
своего
отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;
всегда
предоставлять
детям
возможность
для
реализации
замыслов
в
творческой игровой и продуктивной деятельности.
3.
Организационный раздел
3.1. Организация развивающей предметно – пространственной среды
Развивающая
предметно-пространственная
среда
ДОУ
(далее
–
РППС)
соответствует требованиям ФГОС ДО и «Санитарно-эпидемиологическим
требованиям
к
устройству
и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных организаций» обеспечивает реализацию Программы.
При
проектировании
РППС
ДОУ
учитывает
особенности
своей
образовательной деятельности и потребности участников образовательного
процесса (детей и их родителей (законных представителей), педагогов и
других сотрудников ДОУ).
РППС – часть образовательной среды, представленная специально
организованным
пространством
(помещениями
ДОУ,
прилегающими
и
другими
территориями,
предназначенными
для
реализации
Программы);
материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами и
средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и
укрепления
их
здоровья,
предоставляющими
возможность
учета
особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС ДО РППС обеспечивает и гарантирует:
охрану
и
укрепление
физического
и
психического
здоровья
и
эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики
информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов,
проявление
уважения
к
их
человеческому
достоинству,
чувствам
и
потребностям,
формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в
21
собственных
возможностях
и
способностях,
в
том
числе
при
взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;
максимальную
реализацию
образовательного
потенциала
пространства
ДОУ,
группы
и
прилегающих
территорий,
приспособленных
для
реализации Программы, а также материалов, оборудования и инвентаря
для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями
каждого
возрастного
этапа,
охраны
и
укрепления
их
здоровья,
возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного
на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения как с детьми разного
возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и
мыслей;
создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации
непрерывного
самосовершенствования
и
профессионального
развития
педагогических
работников,
а
также
содействие
в
определении
собственных
целей,
личных
и
профессиональных
потребностей
и
мотивов;
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных
представителей)
непосредственно
в
образовательную
деятельность,
осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей,
охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных
инициатив внутри семьи;
построение
образовательной
деятельности
на
основе
взаимодействия
взрослых с детьми,
ориентированного
на
уважение
достоинства
и
личности,
интересы
и
возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его
развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности
(недопустимость
как
искусственного
ускорения,
так
и
искусственного
замедления развития детей);
создание
равных
условий,
максимально
способствующих
реализации
различных образовательных программ в ДОУ, для детей, принадлежащих
к разным национально-
культурным,
религиозным
общностям
и
социальным
слоям,
а
также
имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную,
воспитывающую,
мотивирующую
функции.
Среда
является
не
только
развивающей, но и развивающейся.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает
максимальную
реализацию
образовательного
потенциала
пространства
МБДОУ № 22 для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей
22
разного
возраста)
и
взрослых,
двигательной
активности
детей,
а
также
возможности для уединения.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
обеспечивает
реализацию
образовательной
программы;
учет
национально-культурных,
климатических
условий,
в
которых
осуществляется
образовательная
деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая среда построена на следующих принципах:
насыщенность;
трансформируемость;
полифункциональность;
вариативность;
доступность;
учет половых и возрастных особенностей;
безопасность.
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы:
наличие
группы,
спальни,
раздевалки,
игровой
комнаты
(общая
площадь 117,2 кв.м.)
оборудование на территории ДОУ, площадка, игровое оборудование с
учетом возрастных особенностей детей;
использование спортивного зала и имеющегося спортивного инвентаря
для
проведения
ежедневных
спортивных
занятий
в
ДОУ,
прогулок
воспитанников детского сада
3.3. Перечень игрушек и пособий, центров
Центр сюжетно-ролевых игры
-
Сюжетно-ролевые
игры:
«Магазин»,
«Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Строитель», «Водитель», игровая
мебель для сюжетно-ролевых игр, атрибуты: руль, мебель, посуда, коробки и
бутылки, муляжи продуктов, овощей и фруктов, инструменты, куклы, в том
числе сделанные своими руками; «Уголок ряженья» (включая региональный
компонент) – одежда, головные уборы.
Центр книги -
Книги
А.
Барто,
русские
народные
сказки,
сказки
С.
Маршака, А.С. Пушкина, С.В. Михалкова, Б. Житкова, В. Бианки и многие
другие.Энциклопедии («Для любознательных», «Почемучка») и хрестоматии.
Центр искусства – кукольный театр «Три медведя», «Красная шапочка»,
теневой и пальчиковый театры, настольный театр «Волк и семеро козлят»,
«Репка», «Теремок»
Центр музыкально-художественного творчества -
Уголок
музыкального
развития:
портреты
композиторов
по
программе,
детские
музыкальные
инструменты:
бубны,
гитара,
металлофон,
колокольчик,
дудочка, микрофон, молоточек, трещотка, свистулька, маракасы, платочки,
музыкально – дидактические игры, диски с песнями для детей.
23
Центр
конструирования
- Дидактические
игры,
пазлы,
головоломки,
различные
виды
мозаики,
настольные
и
печатные
развивающие
игры,
плакаты, конструкторы различных видов, крупный и мелкий строительный
материал, лего.
Центр развивающих игр- Игротека дидактических игр:
формирование
элементарных
математических
представлений
-
«Цвет
и
форма», «Мои первые цифры», «Найди похожую фигуру», «Весёлый счёт»
«Построй
пирамиду»,
«Цветной
паровозик»,
шнуровки,
игрушка-
головоломка,
«Ассоциации»,
«Наведи
порядок»,
«Развитие
внимания»,
«Контрасты», «Что к чему»; плакаты
,
матрёшка,пирамидки 3 шт., счётный
материал, счётные палочки;
окружающий мир - «Большие и маленькие», «Ребятам о зверятах», «Наряди
дерево», «Как зовут деревце», «Где, чей дом»,«Дары природы», «Дары лета»,
«Лёля
и
Серёжка
в
деревне»,
Лото
«В
мире
животных»,
«Пустыня»,
«Фрукты-овощи»,
домино
«Насекомые»,
«Растения»,
«Фрукты-овощи»,
«Дом. животные», «Выложи из кубиков», кубики «Животный мир Земли»,
раскраски «Зоопарк», «Дикие и дом. животные» и др., пазлы, шнуровка
«Растения»;
развитие
речи
-
«Звуки»,
«Обобщение»,
«Профессии»,
«Поиграем
в
магазин», «Разноцветный мир», «Букварь» - кубики, «Противоположности» -
шнуровка;
карточки
со
звуками
и
буквами,
магнитная
азбука,
разрезная
азбука, плакаты;
фольклор - «Сказки», «В гостях у сказки», Домино «Сказки», пазлы, кубики
«Сказки», а также поделки;
ПДД и ОБЖ - «Дорожные знаки», «Я в беду не попаду», «Умные машины»,
«ПДД для маленьких», «ПДД», «Построй проспект»; домино 3 шт.; пазлы;
шнуровка
«Дорожные
знаки»;«Правила
поведения
в
чрезвычайных
ситуациях», «Я спасатель»;
патриотическое
воспитание
-
«Такая
разная
страна»,
домино«Флаги»,
«Пёстрый мир» - парные картинки флагов.
Центр двигательной активности -Картотека подвижных игр, спортивные
картинки, энциклопедия «Здоровье», атлас «Человек».
Перечень оборудования физического развития дошкольника: коррекционная
дорожка для профилактики плоскостопия, скакалки, кегли, кольца и мячи,
бадминтон, ленты
Центр познавательно-исследовательской деятельности -
Уголок
изобразительной деятельности - средства для рисования: карандаши цветные
и
простые,
мелки
цветные
и
восковые,
краски
акварельные
и
гуашь,
фломастеры,
линейки,
трафареты,
силуэты,
книжки-раскраскис
познавательными элементами, бумага, клей, кисточки для рисования и для
клея, салфетки, пластилин, доски, стеки, стаканчики, ножницы; плакаты,
24
иллюстрации
(пейзажи,
натюрморты,
декоративно-прикладное
искусство),
книги по Декоративно-прикладному искусству.
Центр
трудовой
деятельности- Работа с календарем: пространственно-
временные
представления,
части
суток,
календарь
погоды,
календарь
природы, видео материал о природе, иллюстрации, гербарий. Лаборатория:
материалы
для
проведения
опытов
с
лупой,
песком,
магнитами.
Игры
с
природным
материалом:
шишками,
семенами,
ракушками,
камнями,
жёлудями, косточками, каштанами.
3.4.Традиционные события, праздники, мероприятия:
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в Программу включен
раздел
«Культурно-досуговая
деятельность»,
посвященный
особенностям
традиционных
событий,
праздников,
мероприятий.
Развитие
культурно-
досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить
каждому
ребенку
отдых
(пассивный
и
активный),
эмоциональное
благополучие, способствует формированию умения занимать себя. В разделе
обозначены задачи педагога и приведены примерные перечни возможных
событий, праздников, мероприятий для каждой возрастной группы.
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Отдых. Развивать культурно-досуговую деятельность детей по интересам.
Обеспечивать
каждому
ребенку
отдых
(пассивный
и
активный),
эмоциональное благополучие. Формировать умение занимать себя игрой.
В группе № 1 организовываются игры с детьми и родителями:
«Сюжетно - ролевые игры»
«Игры с мамами»
«Подвижные игры»
Развлечения. Показывать театрализованные представления. Организовывать
прослушивание
звукозаписей;
просмотр
мультфильмов.
Проводить
развлечения различной тематики (для закрепления и обобщения пройденного
материала). Вызывать интерес к новым темам, стремиться к тому, чтобы дети
получали удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения.
В группе № 1 совместно с детьми и родителями проходят развлечения:
«День рождения «Гаммы»
«Праздник стихов»
«Летние гулянья
Праздники.
Приобщать
детей
к
праздничной
культуре.
Отмечать
государственные
праздники.
Содействовать
созданию
обстановки
общей
радости, хорошего настроения. Самостоятельная деятельность. Побуждать
детей
заниматься
изобразительной
деятельностью,
рассматривать
иллюстрации
в
книгах,
играть
в
разнообразные
игры;
разыгрывать
с
помощью
воспитателя
знакомые
сказки,
обыгрывать
народные
песенки,
потешки.
Поддерживать
желание
детей
петь,
танцевать,
играть
с
музыкальными
игрушками.
Создавать
соответствующую
среду
для
успешного осуществления самостоятельной деятельности детей.
25
В группе № 1 совместно с детьми и родителями проходят праздники:
«Праздник Осени»
«Новогодние праздники»
«День защитника Отечества»
«8 Марта»
«Фольклорный праздник»
3.5. Модель организации воспитательно-образовательного процесса
Расписание
организованной образовательной деятельности по основной образовательной
программе МБДОУ № 22 г. Невинномысска
на 2019 – 2020 учебный год
Дни недели
Младшая группа № 1
общеразвивающей направленности
(3-4 лет) 15 минут
понедельник
Физическая культура в физ. зале
Рисование
9.00-9.15
9.25-9.40
вторник
Развитие речи
Музыка
9.00-9.15
9.30-9.45
среда
Формирование элементарных
математических представлений
Физическая культура в физ. зале
9.00 -9.15
9.40- 9.55
четверг
Ознакомление с окружающим миром/
конструирование
Лепка/аппликация
9.00-9.15
9.30 -9.45
пятница
Физическая культура в физ. зале
Музыка
9.00 -9.15
9.25-9.40
4.
Режимы дня разработан на основе:
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
4.1 Режим дня в МБДОУ № 22 г. Невинномысска в группе № 1 младшего
возраста на 2019 – 2020 учебный год
(зимний период)
Режим функционирования МБДОУ № 22 -12 часов (7.00-19.00), 5 дней в
неделю.
Режим дня составлен с расчетом на 12-ти часовое пребывание ребенка
в ДОУ
26
Режимные моменты
Время
Прием детей, прогулка, свободная игра,
свободная деятельность
7.00-8.00
Утренние беседы, дежурство
8.00-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак
8.30-9.00
Организованная детская деятельность
9.00-9.40
Работа с педагогами дополнительного
образования/ игры, самостоятельная
деятельность, индивидуальная работа
9.40-10.40
Подготовка к прогулке, прогулка
10.30-12.05
Возвращение с прогулки, подготовка к
обеду
12.05-12.15
Обед
12.15-12.40
Подготовка ко сну, сон
12.40-15.00
Подъем, ритмическая пластика
15.00-15.15
Полдник
15.15-15.30
Игры, самостоятельная и организованная
детская деятельность
15.30-16.15
Подготовка к ужину, ужин
16.15-16.50
Подготовка к прогулке, прогулка
16.50-17.30
Индивидуальная работа, самостоятельная
деятельность, уход домой
17.30-19.00
(летний период)
Режимные моменты
Время
Прогулка, прием детей, игры
7.00-8.15
Подготовка к завтраку, завтрак
8.15-9.00
Утренняя беседа
9.00-9.15
Чтение художественной литературы, игры,
совместная деятельность
9.15-10.00
Подготовка к прогулке, прогулка,
наблюдения, экскурсии, игры, труд
10.00-12.00
Возвращение с прогулки, подготовка к
обеду
12.15-12.30
Обед
12.30-12.50
Подготовка ко сну, сон
12.50-15.00
Подъем, воздушные, водные процедуры
15.00-15.10
Полдник
15.10-15.30
Самостоятельная деятельность, игры,
развлечения
15.30-16.30
Подготовка к ужину, ужин
16.30-16.50
Подготовка к прогулке, прогулка, игры,
16.50-19.00
27
уход домой.
Объём образовательной нагрузки для детей
младшей группы № 1
Базовая образовательная область
Периодичность в неделю
кол-во единиц
кол-во
минут
Познавательное развитие
Формирование элементарных
математических представлений
1
15
Развитие познавательно-
исследовательской деятельности
В ходе режимных моментов и через
интеграцию с другими
образовательными областями
Ознакомление с окружающим миром
0,5
7,5
Социально-коммуникативное развитие
Социализация, развитие общения,
нравственное воспитание
Региональная культура как средство
патриотического воспитания детей
дошкольного возраста
Самообслуживание,
самостоятельность, трудовое
воспитание
Формирование основ безопасности
В ходе режимных моментов и через
интеграцию с другими
образовательными областями
Речевое развитие
Развитие речи
1
15
Чтение художественной литературы
В ходе режимных моментов и через
интеграцию с другими
образовательными областями
Художественно-эстетическое развитие
Рисование
1
15
Лепка/Аппликация
1
30
Музыка
2
50
Конструирование
0,5
7,5
Физическое развитие
Физическая культура в помещении
3
45
Общее количество
10
150
28
5. Список используемой литературы
:
1.
От
рождения
до
школы,
Основная
образовательная
программа
дошкольного
образования,
Под
редакцией
Н.Е.
Вераксы,
Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. – 3 изд., испр. и доп. - МОЗАЙКА-
СИНТЕЗ: Москва 2015г
2.
Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой для занятий с детьми 3 – 4 лет, МОЗАЙКА-СИНТЕЗ:
Москва 2015г
29
3.
Карточное планирование в ДОО сезонные прогулки по программе «От
рождения до школы» (карта план для воспитателя) младшая группа (от
3-4 лет) (Зима, Весна, Осень)
4.
Н.В. Верещагина, Диагностика педагогического процесса во второй
младшей
группе
(с
3
до
4
лет)
дошкольной
образовательной
организации, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
5.
О.А. Соломенникова, Ознакомление с природой в детском саду для
занятий с детьми 3 – 4 лет, МОЗАЙКА-СИНТЕЗ: Москва 2016г
6.
В.В. Гербова, Развитие речи в детском саду для занятий с детьми 3 – 4
лет, МОЗАЙКА-СИНТЕЗ: Москва 2016
7.
И.А.
Помораева,
В.А.
Позина,
Формирование
элементарных
математических
представлений
для
занятий
с
детьми
3
–
4
лет,
МОЗАЙКА-СИНТЕЗ: Москва 2016
8.
О.В. Дыбина, Ознакомление с предметным и социальным окружением
для занятий с детьми 3 – 4 лет, МОЗАЙКА-СИНТЕЗ: Москва 2016
9.
Т.С.
Комарова
Изобразительная
деятельность
в
детском
саду
для
занятий с детьми 3 – 4 лет, МОЗАЙКА-СИНТЕЗ: Москва 2016
10.М.Б. Зацепина, Г.Е. Жукова, Музыкальное воспитание в детском саду
для занятий с детьми 3 – 4 лет, МОЗАЙКА-СИНТЕЗ: Москва 2016
11. Л.Н. Пензулаева, Физическая культура в детском саду для занятий с
детьми 3 – 4 лет, МОЗАЙКА-СИНТЕЗ: Москва 2016
12. Комплексные занятия, по программе «От рождения до школы» под
редакцией
Н.Е.
Вераксы,
Т.С.
Комаровой,
М.А.
Васильевой
вторая
младшая группа (ДИСК)
13.
Перспективное
планирование
образовательного
процесса,
по
программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой вторая младшая группа (ДИСК)
Приложение:
Диагностика педагогического процесса (Приложение 1)
Комплексное планирование (Приложение 2)
Картотека д/игр и упражнений (Приложение 3)
Картотека подвижных игр (Приложение 4)
Картотека артикуляционной гимнастики (Приложение 5)
Картотека пальчиковых игр (Приложение 6)
30