Автор: Мирошниченко Татьяна Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Что нужно знать родителям дошкольников о роли двигательной активности и здоровье детей»
Раздел: дошкольное образование
Мирошниченко Татьяна Николаевна
МБДОУ «ДС» Ивушка»
Инструктор по физической культуре
«Что нужно знать родителям дошкольников
о роли двигательной активности и здоровье детей»
Существует много пословиц о влиянии движений на здоровье человека, одна из
них гласит: «Движение – это жизнь».
Как часто мы, взрослые, раздражаемся, когда дети бессмысленно, как нам кажется, бегают
по квартире, носятся по двору, и мы не можем увести их домой. Это представляется нам
шаловливостью, нежеланием подчиняться нашим требованиям. Так ли это?
Не стоит путать шаловливость ребенка с удовлетворением его биологической потребности
в движениях, а такая потребность имеется. Присмотритесь к поведению вашего ребенка.
Если его движения ограничивать на протяжении 2-3 часов, то в дальнейшем он
постарается «компенсировать» это повышенной подвижностью.
В течение дня ребенок совершает множество разнообразных движений. Сумма их
называется двигательной активностью.
Для нормального развития дошкольника двигательная активность должна составлять 50%
времени бодрствования. Сегодня модным стало слово гиподинамия. Многие понимают его
упрощенно – как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия –
своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение
функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания) при
ограничении двигательной активности». Движение необходимо ребенку, так как
способствует развитию его физиологических систем и, следовательно, определяет темп и
характер нормального функционирования растущего организма.
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, физически развитым.
Формирование важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени
зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка
взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению
доступных по возрасту движений. Движения всесторонне влияют на организм человека, и
это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающего организма.
Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от их
двигательной активности. Поэтому, именно в период дошкольного детства, когда
закладываются все основы для будущей взрослой жизни, необходимо сформировать
у детей осознанную позицию ценности здоровья, его значимости, учить сохранять и
укреплять свое здоровье.
Дети, как известно, продукт своей среды – она формирует их сознание, привычки.
Природой предусмотрено, что дети изучают мир прежде всего через опыт и поведение
своих родителей. Именно родители прививают детям рабочие программы жизни. Поэтому
чрезвычайно важную роль играют просвещение детей в вопросах потребностей здорового
тела, обучение, как в детском саду, так и в семье Детям необходимо объяснять значимость
не только тех или иных действий и привычек, но и это главное – подавать собственный
пример. Надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно
многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в
дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.
Важны не только количество, длительность движений, но и как они выполняются.
Пример:
Утренние – не часы – минуты должны быть отданы гимнастике. Недаром эти физические
упражнения называют зарядкой бодрости на весь день. Упражнения простые и
разнообразные. Не забудьте перед началом упражнений открыть форточку. Заниматься
ребенок должен в майке и трусах. Чистый, свежий воздух, движения, а после этого
умывание – и вялости, сонливости, как не бывало.
В выходные дни, во время отпуска, когда ребенок остается с вами, необходимо найти
время для того, чтобы побегать с ним, покататься на коньках или лыжах, если это зима;
летом поиграть в мяч, покататься на велосипеде, пойти в лес и т.д.
Для старших дошкольников полезны игры с мячом и различные виды метания. Они
укрепляют мелкую мускулатуру руки и готовят пальцы к письму. Чем сильнее мышцы
пальцев, тем продолжительнее и точнее они смогу выполнять написание букв и их
элементов, легче выработать координацию движений. Следует развивать действия с мячом
разного размера, фактуры и веса. На улице целесообразно организовывать метание
шишек, желудей, камешков. В этих упражнениях, благодаря захвату тремя
пальцами, активно участвующими в осуществлении письма, наращивается сила мышц и
происходит динамичное чередование напряжения и расслабления.
Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические
упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья и
гармоничного развития. Не всегда есть возможность оборудовать домашний «стадион», но
обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка – доступны всем, так же как санки, коньки,
лыжи. Совместное времяпровождение полезно не только для здоровья ребенка, но и для
вашего. Не упускайте эту возможность!