Напоминание

Арт-терапия как средство художественно - эстетического воспитания


Автор: Акбулатова Санета Рамзановна
Должность: учитель предметной области
Учебное заведение: МБОУ СОШ №18
Населённый пункт: г. Грозный
Наименование материала: Статья
Тема: Арт-терапия как средство художественно - эстетического воспитания
Раздел: среднее образование





Назад




Арт терапия как средство художественно-эстетического воспитания

Акбулатова Санета Рамзановна,

учитель ИЗО «СОШ№18»,

методист НМЦ

С древних времён человечество понимало важность воспитания

искусством. Ценность искусства безгранична и бесконечна, по сути.

Бесспорно влияние искусства на культуру человека. Искусство «наполняет»

и «обволакивает» нас.

Что такое культура? Есть простое и исчерпывающее определение:

культура — это наследуемая небиологическая память поколений. То есть

культура, во-первых, отличает нас от животного, потому что память

поколений не наследуется биологически, она воспитывается, отличает

человека от человека, народ от народа. И следовательно, во-вторых —

главной национальной идеей должно быть культурное наследие, а не

будущее, не «смотрение вперед». Необходимо не просто сохранить

культурное наследие, но и быть достойным его.

Личностное духовное совершенствование не представляется без

знакомства и изучения культурного наследия, увлечения будь -то

живописью, кино, фотографией, декоративно-прикладным искусством,

рисунком .

И это правильно, ведь бесценный дар и наследие искусства сохраняется

и передаётся молодому поколению. Это прямой и достойный путь к

культурному, нравственно-духовному, просвещённому обществу.

Работа с песком — замечательный психологический метод, который

я использую в работе с детьми.

Рисование песком — это уникальный новый вид искусства, который

проявляет многогранность каждого ребёнка. Задача педагога — дать

возможность ребёнку окунуться в мир детства, быть творческим,

спонтанным, увидеть и принять себя иным, почувствовать себя автором

не только данной песочной фантазии, но и автором своей жизни. Рисование

песком целительно уже само по себе.

Если рассматривать педагогические и психологические аспекты

использования песка, то трудно его переоценить — это и замечательный

сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям

предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной

творческой деятельности, экспериментирования, конструирования,

созидания, познания… Ребёнок включается в игру с песком всем своим

существом — эмоционально, психически и физически. При этом создаются

благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания,

любознательности, увлечённости, а также для релаксации. Активируются

мыслительные и эмоциональные резервы.

Создание мысленных образов, работа руками и получение новых

впечатлений и удовольствия — всё это в совокупности и лежит в основе

оздоровительного (терапевтического) эффекта для ребёнка, в котором

гармонично объединяются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа).

Обыкновенный песок — это нечто необыкновенно волшебное

и завораживающее.

Рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х

годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-

мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм

"Песок, или Петя и серый волк". Её работы распространились по всему

миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые

движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую

историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали

создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном

дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду

искусства — искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому

эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание

психологов.

А как метод арт-терапии рисование песком стало использоваться

только в наши дни. Метод успешно применяется специалистами

в образовательных и развивающих целях: обучение основам чтения, письма

и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора

и общей осведомлённости, развитие мелкой моторики и координации

движений, развитие воображения и творческих способностей.

Можно выделить причины, из-за которых следует научиться рисовать

песком, и это совсем не удивительно — рисование при помощи песка или

песочная анимация обладает рядом положительных моментов:

Не требующее больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя

в песочной анимации, из всех необходимых реквизитов потребуется только

чистый просеянный песок и стекло. Даже подойдёт манная крупа или кофе,

а за неимением стекла можно пользоваться любой горизонтальной

поверхностью.

Красота и пластичность. Видеоролики с песочной анимацией

не оставят никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали изображения,

готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.

Борьба со стрессогенными факторами: манипулируя сыпучими

материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций.

Эстетичность. Выполненные ребёнком рисунки песком позволяют

проявить свою фантазию.

Пластичность. Для того, чтобы изменить рисунок, не нужен ластик —

достаточно просто провести пальцем по стеклу.

Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение,

возникающее в результате исследования и осознания своих скрытых

умений, творческого потенциала.

Преимущества метода рисования песком перед другими формами

арт-терапии:

Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений

и навыков. И сам материал — песок — необыкновенно приятен.

Рисование песком даёт возможность трансформации, мгновенного

изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая

к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь — всё время

развивающуюся и изменяющуюся. Я думаю, что похоже и на внутреннюю

жизнь человека.

При работе с песком на плоскости движения становятся

размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А работа с песком

под музыку задействует одновременно зрительный, слуховой

и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого

мира и возможностью вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей

социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. Это

близко к медитативным техникам.

Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно

для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг)

и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук.

А также для людей, работающих за компьютером.

Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует

гармоничному развитию двух полушарий головного мозга.

Нередко красота в искусстве сопряжена с рядом музыкальных и

литературных произведений, которые становятся неким созвучием

живописи. Понимание красоты всегда будет неразрывно связано именно с

искусством, и именно искусство всегда будет побуждать в каждом человеке

художественное начало.

«Искусство видеть красоту, В ее чарующей улыбке,

Во вздохе уловить мечту, Проникнуть в тайны тихой

скрипки. Пропеть по нотам ее глаз, О чем себя она

тревожит. "Она загадка каждый раз" -Звучит

мелодией по коже. Мне мил ее невинный взор, Он

манит мимолетной искрой. Я ей любуюсь до сих пор,

Любовью ласковой и чистой»

Именно так описал искусство ви Бенуа.



В раздел образования