Автор: Акбулатова Санета Рамзановна
Должность: учитель предметной области
Учебное заведение: МБОУ СОШ №18
Населённый пункт: г. Грозный
Наименование материала: Статья
Тема: Арт-терапия как средство художественно - эстетического воспитания
Раздел: среднее образование
Арт терапия как средство художественно-эстетического воспитания
Акбулатова Санета Рамзановна,
учитель ИЗО «СОШ№18»,
методист НМЦ
С древних времён человечество понимало важность воспитания
искусством. Ценность искусства безгранична и бесконечна, по сути.
Бесспорно влияние искусства на культуру человека. Искусство «наполняет»
и «обволакивает» нас.
Что такое культура? Есть простое и исчерпывающее определение:
культура — это наследуемая небиологическая память поколений. То есть
культура, во-первых, отличает нас от животного, потому что память
поколений не наследуется биологически, она воспитывается, отличает
человека от человека, народ от народа. И следовательно, во-вторых —
главной национальной идеей должно быть культурное наследие, а не
будущее, не «смотрение вперед». Необходимо не просто сохранить
культурное наследие, но и быть достойным его.
Личностное духовное совершенствование не представляется без
знакомства и изучения культурного наследия, увлечения будь -то
живописью, кино, фотографией, декоративно-прикладным искусством,
рисунком .
И это правильно, ведь бесценный дар и наследие искусства сохраняется
и передаётся молодому поколению. Это прямой и достойный путь к
культурному, нравственно-духовному, просвещённому обществу.
Работа с песком — замечательный психологический метод, который
я использую в работе с детьми.
Рисование песком — это уникальный новый вид искусства, который
проявляет многогранность каждого ребёнка. Задача педагога — дать
возможность ребёнку окунуться в мир детства, быть творческим,
спонтанным, увидеть и принять себя иным, почувствовать себя автором
не только данной песочной фантазии, но и автором своей жизни. Рисование
песком целительно уже само по себе.
Если рассматривать педагогические и психологические аспекты
использования песка, то трудно его переоценить — это и замечательный
сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям
предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной
творческой деятельности, экспериментирования, конструирования,
созидания, познания… Ребёнок включается в игру с песком всем своим
существом — эмоционально, психически и физически. При этом создаются
благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания,
любознательности, увлечённости, а также для релаксации. Активируются
мыслительные и эмоциональные резервы.
Создание мысленных образов, работа руками и получение новых
впечатлений и удовольствия — всё это в совокупности и лежит в основе
оздоровительного (терапевтического) эффекта для ребёнка, в котором
гармонично объединяются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа).
Обыкновенный песок — это нечто необыкновенно волшебное
и завораживающее.
Рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х
годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-
мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм
"Песок, или Петя и серый волк". Её работы распространились по всему
миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые
движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую
историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали
создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном
дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду
искусства — искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому
эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание
психологов.
А как метод арт-терапии рисование песком стало использоваться
только в наши дни. Метод успешно применяется специалистами
в образовательных и развивающих целях: обучение основам чтения, письма
и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора
и общей осведомлённости, развитие мелкой моторики и координации
движений, развитие воображения и творческих способностей.
Можно выделить причины, из-за которых следует научиться рисовать
песком, и это совсем не удивительно — рисование при помощи песка или
песочная анимация обладает рядом положительных моментов:
Не требующее больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя
в песочной анимации, из всех необходимых реквизитов потребуется только
чистый просеянный песок и стекло. Даже подойдёт манная крупа или кофе,
а за неимением стекла можно пользоваться любой горизонтальной
поверхностью.
Красота и пластичность. Видеоролики с песочной анимацией
не оставят никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали изображения,
готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.
Борьба со стрессогенными факторами: манипулируя сыпучими
материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций.
Эстетичность. Выполненные ребёнком рисунки песком позволяют
проявить свою фантазию.
Пластичность. Для того, чтобы изменить рисунок, не нужен ластик —
достаточно просто провести пальцем по стеклу.
Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение,
возникающее в результате исследования и осознания своих скрытых
умений, творческого потенциала.
Преимущества метода рисования песком перед другими формами
арт-терапии:
Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений
и навыков. И сам материал — песок — необыкновенно приятен.
Рисование песком даёт возможность трансформации, мгновенного
изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая
к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь — всё время
развивающуюся и изменяющуюся. Я думаю, что похоже и на внутреннюю
жизнь человека.
При работе с песком на плоскости движения становятся
размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А работа с песком
под музыку задействует одновременно зрительный, слуховой
и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого
мира и возможностью вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей
социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. Это
близко к медитативным техникам.
Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно
для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг)
и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук.
А также для людей, работающих за компьютером.
Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует
гармоничному развитию двух полушарий головного мозга.
Нередко красота в искусстве сопряжена с рядом музыкальных и
литературных произведений, которые становятся неким созвучием
живописи. Понимание красоты всегда будет неразрывно связано именно с
искусством, и именно искусство всегда будет побуждать в каждом человеке
художественное начало.
«Искусство видеть красоту, В ее чарующей улыбке,
Во вздохе уловить мечту, Проникнуть в тайны тихой
скрипки. Пропеть по нотам ее глаз, О чем себя она
тревожит. "Она загадка каждый раз" -Звучит
мелодией по коже. Мне мил ее невинный взор, Он
манит мимолетной искрой. Я ей любуюсь до сих пор,
Любовью ласковой и чистой»
Именно так описал искусство ви Бенуа.