Автор: Ольга Юрьевна Блитова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Роль логоритмических пауз и пальцевой гимнастики на логопедических занятиях
Раздел: дополнительное образование
Роль логоритмических пауз и пальцевой гимнастики на
логопедических занятиях.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена
исследованиями
многих
крупнейших
ученых,
таких,
как
Павлов
И.П.,
Леонтьев
А.А.,
Лурия
А.А.
Когда
ребенок
овладевает
двигательными
умениями
и
навыками,
развивается
координация
движений.
Во
время
логоритмических
упражнений
происходит
формирование
движений
при
участии
речи.
Точное,
динамичное
выполнение
упражнений
для
ног,
туловища,
рук,
головы
подготавливает
совершенствование
движений
артикуляционных
органов: языка, губ, нижней челюсти и т.д. Таким образом, как
отмечает
Бельтюков
В.И.
развитие
общемоторной
сферы
чрезвычайно благоприятно влияет на формирование речи.
Формы и содержание логоритмических пауз могут быть
разнообразны. Их можно выполнять как стоя, так и сидя.
Например: (запись «Вот мы устали, готовя уроки»).
Они могут быть танцевальными, двигательно-речевыми.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких
движений
пальцев
рук.
Почему
человек,
не
находящий
нужного
слова для объяснения часто помогает себе жестами и наоборот:
почему
ребенок
сосредоточенно
пишущий
помогает
себе,
непроизвольно высовывая язык?
Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет:
«Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества,
оказались тесно связаны с речевой функций.
Первой формой общения первобытных людей были жесты;
особенно велика здесь была роль руки…развитие функций руки и
речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала
развиваются
движения
тонкие
движения
пальцев
рук,
затем
п о я в л я е т с я
а р т и к ул я ц и я
с л о г о в ;
в с е
п о с л е д у ю щ е е
совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости
от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть
все основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же
как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти
руки есть еще одна речевая зона мозга».
Около трети всей площади двигательной проекции коры больших
полушарий занимает проекция кисти руки, расположенная близко от
речевой зоны.
Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень
развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у
ребенка. Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, 5
мин. в день достаточно, чтобы стимулировать речевую функцию
ребенка.
Комплексы
пальчиковой
гимнастики
есть
во
многих
пособиях.
Приведу примеры некоторых из них:
Дружба
Дружат в нашем классе Пальцы обеих рук соединяются
Девочки и мальчики. ритмично в замок.
Мы с тобой подружим Ритмичное касание пальцев
Маленькие пальчики. обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередное касание пальцев на
Мы закончили считать. обеих руках, начиная с мизинца.
Руки вниз, встряхнуть кистями.
В гости.
В гости к пальчику большому
Выставляем вверх большие пальцы.
Приходили прямо к дому.
Соединяем под углом кончики
пальцев обеих рук.
Указательный и средний.
Поочередно называемые пальцы
соединяются с большим на двух
руках одновременно.
Безымянный и последний,
Пальцы сжаты в кулак, вверх
Наш мизинчик малышок.
выставляем только мизинцы.
Постучался на порог.
Кулаки стучат друг о дружку.
Вместе пальчики друзья,
Ритмичное сжатие пальцев в кулак
Друг без друга им нельзя.
на обеих руках.
Замок.
На двери весит замок.
Ритмичное соединение пальцев в
замок.
Кто открыть его бы мог?
Пальцы сцеплены в замок,
Потянули,
руки тянуться в разные стороны.
Покрутили,
Движения сцепленными пальцами от
себя, к себе.
Постучали
Пальцы сцеплены, основания ладоней
стучат друг о друга.
И открыли!
Пальцы расцепляются, ладони в
сторону.
Дом и ворота.
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
Как
пальчиковые
зарядки,
так
и
логороитмические
упражнения
можно
подбирать
в
соответствии
с
темой
и
целями
занятия.
Например, если темой занятия является звук «Б» – это может быть
упражнение «Буратино», «Мышь» (пальчиковая), дифференциация
«С-Ш» – «У лисицы длинный нос…» (В каких совах встретился звук
«с» («ш», оба звука), ориентировка в пространстве (Рано утром на
полянке
так
резвятся
обезьянки:
левой
ножкой
топ-топ!
Правой
ножкой: топ-топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились. На пол руки положили. А теперь мы
отдохнем
и
работать
вновь
начнем!),
однокоренные
слова
(«Грибник») и т.п.