Автор: Безродная Татьяна Ивановна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 9 им В. Т Степанченко
Населённый пункт: г. Ржев, Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок литературного чтения И. Бунин "Листопад"
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения
Тема урока И.А. Бунин «Листопад».
Учитель МОУ СОШ №9
им.В. Т. Степанченко
Безродная Т. И.
•
Урок литературного чтения в 4 «В» классе
•
Учитель: Безродная Т.И.
•
Тема: И. А. Бунин «Листопад»
•
Цель урока:
знакомить учащихся с творчеством И. А
Бунина; учить осознанному и выразительному чтению,
пониманию глубины произведения; пополнять словарный
запас; формировать у учащихся умения выделять языковые
средства: сравнения, олицетворения и эпитеты; развивать
мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к
своей Родине.
•
Задачи урока:
•
Познакомить учащихся с новыми произведениями, научить
читать их выразительно через анализ языковых средств.
•
Развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать,
развивать их познавательную активность.
•
Воспитывать у учащихся любовь Родине.
•
Планируемый результат: предметные:
учащиеся научатся выразительно
читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка;
получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации;
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из
текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
•
Метапредметные
: регулятивные – действовать с учетом выделенных
учителем ориентиров, познавательные - овладеть логическими действиями
сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность
слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения.
•
Личностные:
формирование целостного взгляда на мир, уважительного
отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося,
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
•
1. Старт урока
Все правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи.
За работу, в добрый час.
2. Проверка домашнего задания.
Сегодня продолжим тему «Поэтическая тетрадь».И сейчас проверим, как вы усвоили
изученные произведения.
Продолжи стихотворение, назови автора и название.
Как неожиданно и ярко… (Тютчев)
Не спрашивай откуда появилась? (Фет)
Весна, весна! Как воздух чист! ( Баратынский)
В синем небе плывут над полями… ( Никитин)
3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
Продолжим говорить о картинах осенней природы. Это время года
волновало и волнует души всех людей.
Загадка:
Листья желтые летят,
Падают , кружатся.
И под ноги прости так
Как ковер ложатся.
Что за жёлтый листопад?
Это просто ….
О каком явлении будем говорить?
Явление листопада часто воспевается в стихах. Познакомимся с поэтом,
который не мог обойти осени.
Знакомство с автором.
Перед вами портрет И. А. Бунина.
Он говорил: «Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, тот у кого
есть душа». Таким человеком был И.А. Бунин.
Презентация (биография Бунина)
Биография И. А. Бунина
4. Изучение нового материала.
Стр.152. Прочитайте название ст-я. Итак, тема
урока «Листопад» И. А. Бунина.
-
Что означает слово листопад?
-
С. И. Ожегов «Опадение листьев осенью»
.
-
Как бы вы озаглавили?
Словарная работа.
Но прежде, чем познакомимся со ст-ем, выясним лексическое
значение некоторых слов.
Терем
Вдова
Лазурь
Лиловый
Багряный
Завороженный
Резьба
5.Первичное знакомство со стихотворением.
Представим, что мы в лесу. Постараемся увидеть картины осеннего леса
глазами поэта. Послушайте меня и музыку Вивальди. Он создал цикл
музыкальных произведений «времена года».
-Какую осень вы увидели? Прочитать про себя . И проследите, какие
картины изобразил Бунин?
-Чтение вслух по цепочке.
-Чтение по рядам по строке.
-Как вы думаете, для чего Бунин написал его?
Работа в группах.
1 ряд ищет эпитеты
2 ряд олицетворения
3 ряд сравнения
6.Физкультминутка
Был нелёгким этот путь,
Предлагаю отдохнуть.
Если осенние явления -подпрыгнем. Другие явления- присядем. Картина
Левитана. Подберите к ней строчки из ст-я.
7.Беседа по содержанию.
- Работаем в группах. Ищем:
1 ряд – эпитеты.
2 ряд – сравнения.
3 ряд – олицетворения.
- Какая цветовая гамма используется в ст – и для изображения осенних
картин?
- Бунин не только краски использует, он обращается к нашей памяти
запахов.
-
Чем пахнет? Найти ответ в тексте.
-
Почему стало так тихо в лесу?
-
Какие слова помогают представить лесную тишину?
-
Что нарушает тишину?
-
Какие средства художественной в
- Кто хозяйничает в лесу?
- Почему написано с большой буквы?
- Как поэт называет Осень?
- Грустит вдова, грустит Осень. Как вы думаете,
-
О чём она грустит?
-
-Какие цвета краски называет поэт, чтобы передать своё восхищение
красотой осеннего леса?
-
Почему Бунин сравнивает лес с теремом?
-
Листья от дерева похожи на резьбу?
-
Какие деревья напомнили вышки?
8.к выразительному чтению
- Как будем читать: быстро или неторопливо?
- Почему не следует читать торопливо?
-Какую половину б
-Будем читать громче, какую тише?
9.Выразительное чтение по частям.
-
Оцените чтение стихотворения своих товарищей.
-
Чьё чтение вам особенно понравилось?
-
Почему?
-
Домашнее задание:
-
Подготовить чтение отрывка наизусть.
10.Итог урока.
-
Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
-
Что нового открыли для себя на сегодняшнем уроке?
-
-Что показалось наиболее интересным?
11.Рефлексия.
-
Я предлагаю повесить зелёные, желтые листочки на дерево
настроения.
-
Ребята, впереди вас ждут новые странички открытий. Желаю успехов!