Автор: Юлпатова Нелли Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 63
Населённый пункт: г.Орел
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация.Процесс адаптации и адаптационные возможности детей дошкольного возраста детей"
Раздел: дошкольное образование
Понятие «Адаптация»,процесс адаптации и адаптационные
возможности детей дошкольного возраста
Юлпатова Нелли Викторовна ,воспитатель МБДОУ №63
г. Орел
В настоящее время все большую актуальность приобретают исследования,
направленные
на
выявление
функциональных
сдвигов
в
организме
для
оценки
преболезненных
состояний.
Решение
этих
вопросов
связано
с
изучением
процессов
адаптации,
отражающих
уровень
и
характер
взаимоотношений в системе человек – среда.
Адаптация – это процесс активного приспособления индивида к условиям
изменяющейся
среды,
обеспечивающий
наиболее
оптимальный
баланс
реализации возможностей. В широком смысле адаптация представляет собой
процесс
изменения
социокультурных
диспозиций,
направленные
на
достижение
личностного
состояния
и
комфорта
во
взаимодействии
с
непосредственным социальным и физическим окружением.
Результатом адаптации является способность организма нормально
функционировать в новых для него условиях при сохранении важнейших
параметров гомеостаза и высокой работоспособности.
На протяжении жизни человеку неоднократно приходится переживать
период адаптации. Первый из них - момент рождения, сразу после которого
организм
должен
достаточно
быстро
приспособиться
к
множеству
таких
вновь
возникших
факторов,
как
сила
тяжести
переменная
температура,
воздушная среда, микробные агрессии и т.д. Еще один из таких периодов
период поступления ребенка в детский сад и школу.
В учении об адаптационном синдроме известный ученый Г.Селье (1960)
выделяет три фазы.
Первой является фаза тревоги, «аварийная фаза» . Она содержит в себе
призыв
к
мобилизации
защитных
сил
организма
в
ответ
на
внешнее
воздействие . Основной обмен в этот период может повыситься до 20-40 % и
более от нормального уровня. Он повышается быстро и значительно с первых
дней
пребывания
в
непривычных
условиях
или
нарастает
постепенно
в
течении одного – двух месяцев.
Вторая
фаза
–
резистентности,
или
«стабильности
функций»,
характеризуется
достижением
определенной
динамики
устойчивости
в
соотношении
организм
–
внешняя
среда
и
стабилизацией
основных
физиологических систем. В этой фазе отмечается повышение устойчивости
не
только
к
действующему
фактору,
но
и
к
другим
неблагоприятным
воздействиям.
Третья фаза – истощение. Наличие ее не обязательно и она возникает тогда,
когда
организм
не
в
состоянии
полностью
компенсировать
нарушения,
возникшие при длительном воздействии экстремального фактора.
Упомянутые
фазы
адаптационного
процесса
имеют
место
при
приспособлении практически к любому фактору.
Различают
физиологическую
и
социальную
адаптацию.
Наиболее
динамичной
представляет
собой
социальная
адаптация,
главной
особенностью которой является сближение индивидуальных
и групповых
целей и ценностных ориентаций, усвоение членом группы норм, традиций,
групповой
культуры,
вхождение
в
ее
ролевую
структуру.
Адаптация
осуществляется в рамках социального окружения человека и включает все
нюансы, характерные как для отдельного человека, так и для группы, вне
зависимости от ее количественных границ.
Физиологическая адаптация – совокупность физиологических реакций,
лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих
условий
и
направления
к
сохранению
относительного
постоянства
его
внутренней среды – гомеостаза.
Физиологи изучая разнообразные проявления адаптации в процессе
эволюции,
выдвинули
принцип
симморфоза,
т.
е.
согласованных
морфологических и функциональных адаптивных изменений. Согласно этому
принципу,
изменения
в
системе
дыхания
связаны
с
адекватными
изменениями
в
системе
кровообращения,
а
те
в
свою
очередь
–
с
аналогичными изменениями в системе гормональной регуляции и т.д. Таким
образом,
гармоничное
приспособление
за
счет
изменения
только
одной
структуры невозможно - при этом обязательно изменится многое.
Исследователи указывают, в целом можно считать установленным то, что
формирование таких фенотипических фундаментальных процессов жизни,
как обмен веществ, воспроизводство, иммунитет, переработка информации,
адаптация к изменяющимся условиям среды происходит под влиянием как
генетических, так и средовых факторов.
У дошкольников отмечаются
значительные отличия адаптационных
возможностей.
Они
особенно
проявляются
в
первоначальный
период
пребывания ребенка в детском коллективе.
Таким образом, процесс адаптации – это процесс морфологических и
функциональных
преобразований
в
организме
человека,
процесс
автоматизированный, происходящий без контроля сознания, регулируемый
нейрогуморальными
механизмами,
в
результате
которого
действующий
фактор среды ослабляет или прекращает свое негативное воздействие на
организм.
Результатом же адаптации является способность организма нормально
функционировать в новых для него условиях при сохранении важнейших
параметров гомеостаза и высокой работоспособности.