Напоминание

"Адаптация.Процесс адаптации и адаптационные возможности детей дошкольного возраста детей"


Автор: Юлпатова Нелли Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 63
Населённый пункт: г.Орел
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация.Процесс адаптации и адаптационные возможности детей дошкольного возраста детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Понятие «Адаптация»,процесс адаптации и адаптационные

возможности детей дошкольного возраста

Юлпатова Нелли Викторовна ,воспитатель МБДОУ №63

г. Орел

В настоящее время все большую актуальность приобретают исследования,

направленные

на

выявление

функциональных

сдвигов

в

организме

для

оценки

преболезненных

состояний.

Решение

этих

вопросов

связано

с

изучением

процессов

адаптации,

отражающих

уровень

и

характер

взаимоотношений в системе человек – среда.

Адаптация – это процесс активного приспособления индивида к условиям

изменяющейся

среды,

обеспечивающий

наиболее

оптимальный

баланс

реализации возможностей. В широком смысле адаптация представляет собой

процесс

изменения

социокультурных

диспозиций,

направленные

на

достижение

личностного

состояния

и

комфорта

во

взаимодействии

с

непосредственным социальным и физическим окружением.

Результатом адаптации является способность организма нормально

функционировать в новых для него условиях при сохранении важнейших

параметров гомеостаза и высокой работоспособности.

На протяжении жизни человеку неоднократно приходится переживать

период адаптации. Первый из них - момент рождения, сразу после которого

организм

должен

достаточно

быстро

приспособиться

к

множеству

таких

вновь

возникших

факторов,

как

сила

тяжести

переменная

температура,

воздушная среда, микробные агрессии и т.д. Еще один из таких периодов

период поступления ребенка в детский сад и школу.

В учении об адаптационном синдроме известный ученый Г.Селье (1960)

выделяет три фазы.

Первой является фаза тревоги, «аварийная фаза» . Она содержит в себе

призыв

к

мобилизации

защитных

сил

организма

в

ответ

на

внешнее

воздействие . Основной обмен в этот период может повыситься до 20-40 % и

более от нормального уровня. Он повышается быстро и значительно с первых

дней

пребывания

в

непривычных

условиях

или

нарастает

постепенно

в

течении одного – двух месяцев.

Вторая

фаза

резистентности,

или

«стабильности

функций»,

характеризуется

достижением

определенной

динамики

устойчивости

в

соотношении

организм

внешняя

среда

и

стабилизацией

основных

физиологических систем. В этой фазе отмечается повышение устойчивости

не

только

к

действующему

фактору,

но

и

к

другим

неблагоприятным

воздействиям.

Третья фаза – истощение. Наличие ее не обязательно и она возникает тогда,

когда

организм

не

в

состоянии

полностью

компенсировать

нарушения,

возникшие при длительном воздействии экстремального фактора.

Упомянутые

фазы

адаптационного

процесса

имеют

место

при

приспособлении практически к любому фактору.

Различают

физиологическую

и

социальную

адаптацию.

Наиболее

динамичной

представляет

собой

социальная

адаптация,

главной

особенностью которой является сближение индивидуальных

и групповых

целей и ценностных ориентаций, усвоение членом группы норм, традиций,

групповой

культуры,

вхождение

в

ее

ролевую

структуру.

Адаптация

осуществляется в рамках социального окружения человека и включает все

нюансы, характерные как для отдельного человека, так и для группы, вне

зависимости от ее количественных границ.

Физиологическая адаптация – совокупность физиологических реакций,

лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих

условий

и

направления

к

сохранению

относительного

постоянства

его

внутренней среды – гомеостаза.

Физиологи изучая разнообразные проявления адаптации в процессе

эволюции,

выдвинули

принцип

симморфоза,

т.

е.

согласованных

морфологических и функциональных адаптивных изменений. Согласно этому

принципу,

изменения

в

системе

дыхания

связаны

с

адекватными

изменениями

в

системе

кровообращения,

а

те

в

свою

очередь

с

аналогичными изменениями в системе гормональной регуляции и т.д. Таким

образом,

гармоничное

приспособление

за

счет

изменения

только

одной

структуры невозможно - при этом обязательно изменится многое.

Исследователи указывают, в целом можно считать установленным то, что

формирование таких фенотипических фундаментальных процессов жизни,

как обмен веществ, воспроизводство, иммунитет, переработка информации,

адаптация к изменяющимся условиям среды происходит под влиянием как

генетических, так и средовых факторов.

У дошкольников отмечаются

значительные отличия адаптационных

возможностей.

Они

особенно

проявляются

в

первоначальный

период

пребывания ребенка в детском коллективе.

Таким образом, процесс адаптации – это процесс морфологических и

функциональных

преобразований

в

организме

человека,

процесс

автоматизированный, происходящий без контроля сознания, регулируемый

нейрогуморальными

механизмами,

в

результате

которого

действующий

фактор среды ослабляет или прекращает свое негативное воздействие на

организм.

Результатом же адаптации является способность организма нормально

функционировать в новых для него условиях при сохранении важнейших

параметров гомеостаза и высокой работоспособности.



В раздел образования