Напоминание

"Планирование и организация воспитательной работы по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних"


Автор: Петрова Марина Авенировна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МАОУДО
Населённый пункт: город Чебоксары Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Планирование и организация воспитательной работы по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Петрова М.А.,

к. пед.н., педагог-организатор

МАОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества»

г.Чебоксары Чувашской Республики

Планирование и организация воспитательной работы по профилактике правонару-

шений и преступлений несовершеннолетних.

Актуальность и необходимость воспитательной работы по профилактике правона-

рушений и преступлений несовершеннолетних обусловлена рядом причин: во-первых, со-

циальный фон воспитания детей и подростков продолжает оставаться неблагоприятным;

во-вторых, особую тревогу вызывает рост количества детей, употребляющих алкоголь,

психоактивные вещества; число курящих детей увеличивается; в-третьих, не снижается

количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Причины асоциального поведения подростков – это следствие их взаимосвязей с

микросредой: неблагоприятные условия семейного воспитания, отрицательное влияние

стихийно-группового общения, недостатки в учебно-воспитательной работе. Рост процен -

та детей с асоциальным поведением связан со снижением социально-экономического

уровня жизни населения; с неправильным образом жизни родителей, за которыми наблю -

дают несовершеннолетние; с ухудшением состояния здоровья подростков, растет числен -

ность детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями. Необхо -

димость совершенствования воспитательной работы по профилактике правонарушений и

преступлений несовершеннолетних послужила поводом для создания программы «Мы

вместе!», основой которой является профилактика асоциального поведения подростков в

образовательных учреждениях в процессе совместной работы педагогов, психологов, вра-

чей, социальных работников. В соответствии с данной программой, МАОУДО «Дворец

детского (юношеского) творчества» города Чебоксары ЧР совместно с образовательными

учреждениями проводит следующую работу. Это:

- создание нормативно-правовой базы по профилактике правонарушений и преступ-

лений несовершеннолетних, выявление детей с асоциальным поведением;

- организация работы психолого-педагогической службы с детьми, подростками и их

родителями по коррекции поведения, создание совета по профилактике;

- сотрудничество с ОПДН ОП №4,5 УМВД РФ по г. Чебоксары и др. специалистами-

партнерами.

Программа создавалась в рамках инновационного обновления и с учетом «Нацио-

нальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2020 годы» (Указ Президента

№761 от 01.02.2012 г.), а также в соответствии со стратегическими направлениями («Здра -

воохранение, дружественное детям, и здоровый образ жизни» и «Равные возможности для

уязвимых групп детей»). Она подготовлена для работы с учащимися 1-11 классов.

Главная цель программы - создание условий для совершенствования существую-

щей системы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, сни-

жение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, пра -

вонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательных учреждений.

Задачи:

1.

Выявление несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально - опасном

положении, сбор банка данных на учащихся, стоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН и

ВШУ, и уязвимых групп детей и подростков.

2.

Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершенно-

летним, имеющим отклонения в поведении, и их семьям.

3.

Обеспечение внеурочной и зимне-летней досуговой занятости учащихся, привле -

чение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности и орга -

низационно-массовых мероприятиях.

4.

Осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведе-

ния несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни.

5.

Совершенствование взаимодействия органов и учреждений системы профилак-

тики в целях выявления и своевременного оказания помощи и услуг детям, под -

росткам и их семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

6.

Создание мониторинга эффективности реализации программы, выявление поло-

жительного опыта и рисков в целях дальнейшей корректировки программы.

Программу по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолет-

них «Мы вместе!» характеризуют 5-и направлений деятельности:

1 . Диагностико – аналитическая деятельность. Задачи:

-

выявление и систематизация личностных данных несовершеннолетних, находящих-

ся в социально опасном положении, и их семей;

-

создание банка данных на учащихся, стоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН и ВШУ;

-

выявление положительного опыта и рисков реализации программы.

2. Образовательная деятельность. Задачи:

-

развитие личностных компетенций учащихся, социальной активности, толерантно-

сти, конкурентоспособности;

-

формирование мотивации к обучению и позитивного отношения к получению про-

фессии.

3. Социально-правовая защита. Задачи:

-

формирование умений и навыков поведения в обществе, знаний в области прав че-

ловека и осознания важности личной ответственности за свое поведение и взаимо -

отношения с другими людьми;

-

развитие самосознания личности.

4. Организационно-массовая работа. Задачи:

-

вовлечение детей и подростков в активную деятельность;

-

формирование духовной культуры, здорового образа жизни;

-

развитие интеллектуального, творческого потенциала детей и подростков.

5. Информационно-методическая работа. Задачи:

-

разработка и внедрение пакета нормативных документов, локальных актов и дру -

гих методических материалов;

-

мониторинг (изучение эффективности реализации программы, выявление положи-

тельного опыта и рисков в целях дальнейшей корректировки программы);

-

организация информационно-просветительской деятельности.

Программа реализуется по трем этапам.

Подготовительный (2013-2015 уч.г.):

-

обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику право-

нарушений несовершеннолетних;

-

разработка методики, направленной на профилактику правонарушений несовер-

шеннолетних и проведение в образовательных учреждениях социологического иссле-

дования детей и их родителей; создание банка данных об учащихся и их семьях;

-

определение стратегии и тактики деятельности;

-

поиск форм и методов вовлечения несовершеннолетних во внеурочную деятель-

ность;

-

укрепление межведомственного сотрудничества.

Внедрение (2014-2016 уч.г.):

-

организация внеучебной деятельности детей и подростков, склонных к правонару-

шениям,

через

организацию

мероприятий

по

формированию

духовной,

правовой

культуры; пропаганда здорового образа жизни, развитие интеллектуального, творче-

ского потенциала;

-

оказание социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки детям, под -

росткам и их семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; привитие умений и

навыков поведения в обществе, знаний в области прав человека и осознания важности

личной ответственности за свое поведение и взаимоотношения с другими людьми;

-

разработка и внедрение пакета нормативных документов, локальных актов, мето-

дических материалов, личностно-ориентированных приемов и методик, обеспечиваю-

щих развитие у детей и подростков активного жизненного стиля поведения для ис-

пользования в учебно-воспитательном процессе ОУ и МБОУДОД «ДДТ» г.Чебоксары

ЧР.

Отслеживание и анализ результатов (2017-2019 уч.г.):

-

обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;

-

соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и зада-

чами;

-

определение перспектив развития в этом направлении.

Участниками программы являются образовательные учреждения г. Чебоксары (Со-

веты профилактики правонарушений, школьные службы примирения (ШСП), педагоги,

учащиеся

и

их

родители)

и

МБОУДОД

«Дом

детского

творчества»

г.Чебоксары

ЧР;

инспекторы ОПДН ОП № 4,5 УМВД РФ по г. Чебоксары; главные специалисты – экспер-

ты по физкультуре и спорту, по делам молодежи, культуре, по профилактике правонаруше -

ний Управления образования и администрации Московского района г.Чебоксары; специа -

листы отдела охраны детства и учреждений культуры, здравоохранения и валеологии, пре-

подаватели и студенты ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»; ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им.

И.Я.Яковлева»; АУ ЧР СПО «Чебоксарский педколледж им. Н.В.Никольского»; социаль-

ные педагоги и психологи МБВ (С) ОУ «Центр образования №2» г.Чебоксары и ОУ г.Че-

боксары.

Оценкой эффективности реализации Программы служат следующие результа-

ты:

1.

Уменьшение количества детей и подростков, находящихся в социально-опасном

положении, стоящих на различных формах учета в образовательном учреждении и

учреждениях системы профилактики правонарушений.

2.

Снижение количества учащихся образовательных учреждений и учебных объедине-

ний МБОУДОД «ДДТ» г.Чебоксары ЧР, участвующих в совершении правонаруше-

ний в сравнении по годам.

3.

Повышение эффективности работы всех заинтересованных структур по предупре-

ждению, профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

4.

Повышение

позитивно-познавательной

активности

несовершеннолетних,

формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения.

Предполагаются следующие виды программных мероприятий.

I.Диагностико-аналитическая деятельность:

1.1. Совместное с ОУ (Советы профилактики, ШСП) выявление несовершеннолетних и их

семей, находящихся в социально опасном положении, сбор данных на учащихся, стоящих

на учете.

1.2.Создание банка данных об учащихся и их семьях (список учащихся; социальный пас-

порт семьи; социальный паспорт класса, учебного объединения; учет детей - сирот, детей

из многодетных семей, детей из малообеспеченных семей, детей; внутришкольный учет

учащихся уязвимых групп и несовершеннолетних, стоящих на учете в ОПДН, КДН и ЗП;

учет неблагополучных семей; охват учащихся деятельностью в кружках и спортивных

секциях).

II.Образовательная деятельность:

2.1.Организация учебных занятий для детей и подростков, имеющих отклонения в пове-

дении по:

-

развитию личностных компетенций;

-

социальной активности;

-

толерантности;

-

саморегуляции;

-

овладению способами разрешения конфликтов.

2.2.Способствование в обеспечении занятости детей и подростков, склонных к правонару-

шениям, во внеурочное время в кружках, секциях, студиях:

-

организация Дней открытых дверей;

-

зимний и летний отдых.

2.3.Организация деятельности образовательных программ по социальной адаптации несо -

вершеннолетних «Надежда», «Твори добро», «Тропа здоровья»; создание новых программ.

III.Социально-правовая защита:

3.1.Организация социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолет -

ним, имеющим отклонения в поведении, и их семьям:

-

диагностика личностного и социального развития;

-

информационно-просветительская работа;

-

учебные занятия, мастер-классы, тренинги, круглые столы, дебаты;

-

работа консультационных пунктов.

3.2.Организация взаимодействия органов и учреждений профилактики, ОУ по проблемам

правонарушений несовершеннолетних:

-

проведение совместных совещаний для определения

стратегии и тактики деятельности;

-

согласование планов работы;

-

укрепление межведомственного сотрудничества.

3.3.Организация практических занятий, семинаров, тренингов по проблемам профилакти-

ки правонарушений несовершеннолетних.

3.4.Профилактика семейного «неблагополучия» и развитие педагогической культуры роди-

телей:

-

банк данных неблагополучных семей;

-

родительский правовой всеобуч;

-

пропаганда семейных ценностей;

-

индивидуальная помощь родителям детей девиантного поведения.

IV.Организационно-массовая работа:

4.1.Организация мероприятий для досуга несовершеннолетних, склонных к правонаруше-

ниям:

-

по формированию духовной, правовой и экологической культуры;

-

по пропаганде здорового образа жизни;

-

по развитию интеллектуального, творческого потенциала.

4.2.Организация отдыха и оздоровления детей и подростков, склонных к правонарушени-

ям, в лагерях:

-

военно-патриотических;

-

спортивных;

-

туристических;

-

профильных.

V.Информационно-методическая работа:

5.1.Информационно-методическое обеспечение деятельности по профилактике правонару-

шений и преступлений несовершеннолетних:

-

разработка и внедрение пакета нормативных документов, локальных актов и дру -

гих методических материалов;

-

организация информационно-просветительской деятельности.

5.2.Отслеживание и анализ результатов реализации программы:

-

мониторинг эффективности;

-

выявление положительного опыта и рисков.

Осуществление программных мероприятий должно обеспечить создание усло-

вий для совершенствования существующей системы профилактики правонарушений

и преступлений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных

деяний, сокращение фактов правонарушений, преступлений, совершенных учащи -

мися образовательных учреждений.

Литература:

1.

Девиантное поведение детей и подростков, проблемы и пути их решения / Под ред.

В.А. Никитина. – М.: Просвещение, 2000.

2.

Ерышов О.Ф. Жизнь без наркотиков. – СПб.: Питер, 2001.

3.

Исмуков Н.Н. Без наркотиков. – М.: Пресс, 2001.

4.

Клеейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: Просвещение, 2003.

5.

Лавров Н.И. Ваша группа крови: диета и образ жизни. – Ростов – на – Дону: Фе -

никс, 2002.

6.

«О профилактике правонарушений несовершеннолетних». //Воспитание школьни-

ков. №8, 2006; №9, 2009; №10, 2010.

7.

Популярный журнал «Нарконет». №7-8, 2002.

8.

Сирота Н.А. Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркоти-

ками и другими психоактивными веществами среди подростков.- М.: Просвещение,

2002.

9.

Хажилина И.И. Профилактика наркомании. – М.: Институт психотерапии, 2002.

10. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.- М.: Просвещение, 2004.

11. Шульга Т.И., Слот В., Сканиярд Х. Методика работы с детьми «группы рис -

ка».- М.: Астрель, Аст, 2006.



В раздел образования