Автор: Петрова Марина Авенировна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МАОУДО
Населённый пункт: город Чебоксары Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Планирование и организация воспитательной работы по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних"
Раздел: дополнительное образование
Петрова М.А.,
к. пед.н., педагог-организатор
МАОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества»
г.Чебоксары Чувашской Республики
Планирование и организация воспитательной работы по профилактике правонару-
шений и преступлений несовершеннолетних.
Актуальность и необходимость воспитательной работы по профилактике правона-
рушений и преступлений несовершеннолетних обусловлена рядом причин: во-первых, со-
циальный фон воспитания детей и подростков продолжает оставаться неблагоприятным;
во-вторых, особую тревогу вызывает рост количества детей, употребляющих алкоголь,
психоактивные вещества; число курящих детей увеличивается; в-третьих, не снижается
количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Причины асоциального поведения подростков – это следствие их взаимосвязей с
микросредой: неблагоприятные условия семейного воспитания, отрицательное влияние
стихийно-группового общения, недостатки в учебно-воспитательной работе. Рост процен -
та детей с асоциальным поведением связан со снижением социально-экономического
уровня жизни населения; с неправильным образом жизни родителей, за которыми наблю -
дают несовершеннолетние; с ухудшением состояния здоровья подростков, растет числен -
ность детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями. Необхо -
димость совершенствования воспитательной работы по профилактике правонарушений и
преступлений несовершеннолетних послужила поводом для создания программы «Мы
вместе!», основой которой является профилактика асоциального поведения подростков в
образовательных учреждениях в процессе совместной работы педагогов, психологов, вра-
чей, социальных работников. В соответствии с данной программой, МАОУДО «Дворец
детского (юношеского) творчества» города Чебоксары ЧР совместно с образовательными
учреждениями проводит следующую работу. Это:
- создание нормативно-правовой базы по профилактике правонарушений и преступ-
лений несовершеннолетних, выявление детей с асоциальным поведением;
- организация работы психолого-педагогической службы с детьми, подростками и их
родителями по коррекции поведения, создание совета по профилактике;
- сотрудничество с ОПДН ОП №4,5 УМВД РФ по г. Чебоксары и др. специалистами-
партнерами.
Программа создавалась в рамках инновационного обновления и с учетом «Нацио-
нальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2020 годы» (Указ Президента
№761 от 01.02.2012 г.), а также в соответствии со стратегическими направлениями («Здра -
воохранение, дружественное детям, и здоровый образ жизни» и «Равные возможности для
уязвимых групп детей»). Она подготовлена для работы с учащимися 1-11 классов.
Главная цель программы - создание условий для совершенствования существую-
щей системы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, сни-
жение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, пра -
вонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательных учреждений.
Задачи:
1.
Выявление несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально - опасном
положении, сбор банка данных на учащихся, стоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН и
ВШУ, и уязвимых групп детей и подростков.
2.
Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершенно-
летним, имеющим отклонения в поведении, и их семьям.
3.
Обеспечение внеурочной и зимне-летней досуговой занятости учащихся, привле -
чение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности и орга -
низационно-массовых мероприятиях.
4.
Осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведе-
ния несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни.
5.
Совершенствование взаимодействия органов и учреждений системы профилак-
тики в целях выявления и своевременного оказания помощи и услуг детям, под -
росткам и их семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
6.
Создание мониторинга эффективности реализации программы, выявление поло-
жительного опыта и рисков в целях дальнейшей корректировки программы.
Программу по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолет-
них «Мы вместе!» характеризуют 5-и направлений деятельности:
1 . Диагностико – аналитическая деятельность. Задачи:
-
выявление и систематизация личностных данных несовершеннолетних, находящих-
ся в социально опасном положении, и их семей;
-
создание банка данных на учащихся, стоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН и ВШУ;
-
выявление положительного опыта и рисков реализации программы.
2. Образовательная деятельность. Задачи:
-
развитие личностных компетенций учащихся, социальной активности, толерантно-
сти, конкурентоспособности;
-
формирование мотивации к обучению и позитивного отношения к получению про-
фессии.
3. Социально-правовая защита. Задачи:
-
формирование умений и навыков поведения в обществе, знаний в области прав че-
ловека и осознания важности личной ответственности за свое поведение и взаимо -
отношения с другими людьми;
-
развитие самосознания личности.
4. Организационно-массовая работа. Задачи:
-
вовлечение детей и подростков в активную деятельность;
-
формирование духовной культуры, здорового образа жизни;
-
развитие интеллектуального, творческого потенциала детей и подростков.
5. Информационно-методическая работа. Задачи:
-
разработка и внедрение пакета нормативных документов, локальных актов и дру -
гих методических материалов;
-
мониторинг (изучение эффективности реализации программы, выявление положи-
тельного опыта и рисков в целях дальнейшей корректировки программы);
-
организация информационно-просветительской деятельности.
Программа реализуется по трем этапам.
Подготовительный (2013-2015 уч.г.):
-
обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику право-
нарушений несовершеннолетних;
-
разработка методики, направленной на профилактику правонарушений несовер-
шеннолетних и проведение в образовательных учреждениях социологического иссле-
дования детей и их родителей; создание банка данных об учащихся и их семьях;
-
определение стратегии и тактики деятельности;
-
поиск форм и методов вовлечения несовершеннолетних во внеурочную деятель-
ность;
-
укрепление межведомственного сотрудничества.
Внедрение (2014-2016 уч.г.):
-
организация внеучебной деятельности детей и подростков, склонных к правонару-
шениям,
через
организацию
мероприятий
по
формированию
духовной,
правовой
культуры; пропаганда здорового образа жизни, развитие интеллектуального, творче-
ского потенциала;
-
оказание социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки детям, под -
росткам и их семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; привитие умений и
навыков поведения в обществе, знаний в области прав человека и осознания важности
личной ответственности за свое поведение и взаимоотношения с другими людьми;
-
разработка и внедрение пакета нормативных документов, локальных актов, мето-
дических материалов, личностно-ориентированных приемов и методик, обеспечиваю-
щих развитие у детей и подростков активного жизненного стиля поведения для ис-
пользования в учебно-воспитательном процессе ОУ и МБОУДОД «ДДТ» г.Чебоксары
ЧР.
Отслеживание и анализ результатов (2017-2019 уч.г.):
-
обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
-
соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и зада-
чами;
-
определение перспектив развития в этом направлении.
Участниками программы являются образовательные учреждения г. Чебоксары (Со-
веты профилактики правонарушений, школьные службы примирения (ШСП), педагоги,
учащиеся
и
их
родители)
и
МБОУДОД
«Дом
детского
творчества»
г.Чебоксары
ЧР;
инспекторы ОПДН ОП № 4,5 УМВД РФ по г. Чебоксары; главные специалисты – экспер-
ты по физкультуре и спорту, по делам молодежи, культуре, по профилактике правонаруше -
ний Управления образования и администрации Московского района г.Чебоксары; специа -
листы отдела охраны детства и учреждений культуры, здравоохранения и валеологии, пре-
подаватели и студенты ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»; ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им.
И.Я.Яковлева»; АУ ЧР СПО «Чебоксарский педколледж им. Н.В.Никольского»; социаль-
ные педагоги и психологи МБВ (С) ОУ «Центр образования №2» г.Чебоксары и ОУ г.Че-
боксары.
Оценкой эффективности реализации Программы служат следующие результа-
ты:
1.
Уменьшение количества детей и подростков, находящихся в социально-опасном
положении, стоящих на различных формах учета в образовательном учреждении и
учреждениях системы профилактики правонарушений.
2.
Снижение количества учащихся образовательных учреждений и учебных объедине-
ний МБОУДОД «ДДТ» г.Чебоксары ЧР, участвующих в совершении правонаруше-
ний в сравнении по годам.
3.
Повышение эффективности работы всех заинтересованных структур по предупре-
ждению, профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
4.
Повышение
позитивно-познавательной
активности
несовершеннолетних,
формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения.
Предполагаются следующие виды программных мероприятий.
I.Диагностико-аналитическая деятельность:
1.1. Совместное с ОУ (Советы профилактики, ШСП) выявление несовершеннолетних и их
семей, находящихся в социально опасном положении, сбор данных на учащихся, стоящих
на учете.
1.2.Создание банка данных об учащихся и их семьях (список учащихся; социальный пас-
порт семьи; социальный паспорт класса, учебного объединения; учет детей - сирот, детей
из многодетных семей, детей из малообеспеченных семей, детей; внутришкольный учет
учащихся уязвимых групп и несовершеннолетних, стоящих на учете в ОПДН, КДН и ЗП;
учет неблагополучных семей; охват учащихся деятельностью в кружках и спортивных
секциях).
II.Образовательная деятельность:
2.1.Организация учебных занятий для детей и подростков, имеющих отклонения в пове-
дении по:
-
развитию личностных компетенций;
-
социальной активности;
-
толерантности;
-
саморегуляции;
-
овладению способами разрешения конфликтов.
2.2.Способствование в обеспечении занятости детей и подростков, склонных к правонару-
шениям, во внеурочное время в кружках, секциях, студиях:
-
организация Дней открытых дверей;
-
зимний и летний отдых.
2.3.Организация деятельности образовательных программ по социальной адаптации несо -
вершеннолетних «Надежда», «Твори добро», «Тропа здоровья»; создание новых программ.
III.Социально-правовая защита:
3.1.Организация социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолет -
ним, имеющим отклонения в поведении, и их семьям:
-
диагностика личностного и социального развития;
-
информационно-просветительская работа;
-
учебные занятия, мастер-классы, тренинги, круглые столы, дебаты;
-
работа консультационных пунктов.
3.2.Организация взаимодействия органов и учреждений профилактики, ОУ по проблемам
правонарушений несовершеннолетних:
-
проведение совместных совещаний для определения
стратегии и тактики деятельности;
-
согласование планов работы;
-
укрепление межведомственного сотрудничества.
3.3.Организация практических занятий, семинаров, тренингов по проблемам профилакти-
ки правонарушений несовершеннолетних.
3.4.Профилактика семейного «неблагополучия» и развитие педагогической культуры роди-
телей:
-
банк данных неблагополучных семей;
-
родительский правовой всеобуч;
-
пропаганда семейных ценностей;
-
индивидуальная помощь родителям детей девиантного поведения.
IV.Организационно-массовая работа:
4.1.Организация мероприятий для досуга несовершеннолетних, склонных к правонаруше-
ниям:
-
по формированию духовной, правовой и экологической культуры;
-
по пропаганде здорового образа жизни;
-
по развитию интеллектуального, творческого потенциала.
4.2.Организация отдыха и оздоровления детей и подростков, склонных к правонарушени-
ям, в лагерях:
-
военно-патриотических;
-
спортивных;
-
туристических;
-
профильных.
V.Информационно-методическая работа:
5.1.Информационно-методическое обеспечение деятельности по профилактике правонару-
шений и преступлений несовершеннолетних:
-
разработка и внедрение пакета нормативных документов, локальных актов и дру -
гих методических материалов;
-
организация информационно-просветительской деятельности.
5.2.Отслеживание и анализ результатов реализации программы:
-
мониторинг эффективности;
-
выявление положительного опыта и рисков.
Осуществление программных мероприятий должно обеспечить создание усло-
вий для совершенствования существующей системы профилактики правонарушений
и преступлений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных
деяний, сокращение фактов правонарушений, преступлений, совершенных учащи -
мися образовательных учреждений.
Литература:
1.
Девиантное поведение детей и подростков, проблемы и пути их решения / Под ред.
В.А. Никитина. – М.: Просвещение, 2000.
2.
Ерышов О.Ф. Жизнь без наркотиков. – СПб.: Питер, 2001.
3.
Исмуков Н.Н. Без наркотиков. – М.: Пресс, 2001.
4.
Клеейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: Просвещение, 2003.
5.
Лавров Н.И. Ваша группа крови: диета и образ жизни. – Ростов – на – Дону: Фе -
никс, 2002.
6.
«О профилактике правонарушений несовершеннолетних». //Воспитание школьни-
ков. №8, 2006; №9, 2009; №10, 2010.
7.
Популярный журнал «Нарконет». №7-8, 2002.
8.
Сирота Н.А. Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркоти-
ками и другими психоактивными веществами среди подростков.- М.: Просвещение,
2002.
9.
Хажилина И.И. Профилактика наркомании. – М.: Институт психотерапии, 2002.
10. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.- М.: Просвещение, 2004.
11. Шульга Т.И., Слот В., Сканиярд Х. Методика работы с детьми «группы рис -
ка».- М.: Астрель, Аст, 2006.