Напоминание

Исследовательская деятельность в коррекционной группе ДОУ


Автор: Сивова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6
Населённый пункт: город Тосно, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Исследовательская деятельность в коррекционной группе ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация исследовательской деятельности детей старшей коррекционной

группы «Ромашка» с использованием метода экспериментирования.

«Знакомство с магнитом и его свойствами»

Форма организации: подгрупповое занятие (6 человек)

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной

активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и

размышлению через экспериментирование.

Задачи:

образовательная:

- формировать представление о свойствах магнита;

развивающая:

- развивать у детей желание узнавать новое посредством проведения практических

опытов, делать простейшие выводы, обобщения;

воспитательная:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, интерес к деятельности

сверстников, желание работать в группе.

Оборудование и материалы:

демонстрационный:

картинки с изображением правила поведения и безопасности, магнит, напильник,

гвоздь, металлическая стружка и опилки, стекло, стеклянная ёмкость, железная

монета, вода, скрепки, красный и синий квадраты, картонный лист, медицинская

аптечка;

раздаточный:

подносы с предметами из металла, стекла, резины, пластмассы, бумаги, ткани, очки,

маски медицинские, нагрудные знаки, картонные круги красного и синего цвета,

магниты на каждого ребёнка.

Цель деятельности

воспитателя

Содержание НОД, деятельность

воспитателя

Деятельность

ребёнка

(предполагаемая

деятельность)

Методы

работы

1

2

3

4

Вводная часть (информационно-познавательная) (3 мин.)

Приветствие:

создание атмосферы

психологической

комфортности,

эмоциональной

поддержки детей.

Введение в

проблемную

Воспитатель предлагает детям

поприветствовать гостей,

устанавливает зрительный контакт.

Воспитатель: мы сегодня с вами

отправимся в мир знаний,

открытий, экспериментов и

исследования. Узнаем, что такое

«магнит» и познакомимся с его

Дети приветствуют

гостей.

Коммуникативная

деятельность.

Дети размышляют о

том, что такое магнит.

Предполагают, с чем

же они будут

Гностический

(проблемно-

поисковый).

ситуацию:

мотивирование

детей на участие в

предстоящей

деятельности;

погружение в

проблемную

ситуацию.

свойствами.

Ребята, а кто-нибудь знает, что такое

магнит? Из чего он сделан?

проводить опыты.

Основная часть (20 мин.)

Актуализация

знаний:

формирование

речевых умений,

необходимых для

«открытия» нового

знания.

Побуждение детей к

«открытию» нового

знания в совместной

с педагогом

деятельности.

Воспитатель: прежде, чем

приступить к нашей дальнейшей

деятельности, мы с вами должны

вспомнить правила поведения в

лаборатории.

Для закрепления знаний на доске

висят таблички с правилами

поведения, на которые воспитатель

фиксирует внимание детей.

Воспитатель: послушайте одну

старинную легенду о магните.

(см. приложение)

Воспитатель организует знакомство

с магнитом и его свойствами,

проведение экспериментов.

Магнит сделан из сплавов, которые

способны создавать магнитное

поле, в основном это железо и

сталь.

Любой магнит, любого размера,

даже самый маленький имеют

северный и южный полюса. Разные

полюса притягиваются друг к другу,

а одинаковые полюса

отталкиваются друг от друга.

Воспитатель: предлагает взять

каждому по магниту, проверить как

действуют полюса.

«Вот перед вами волшебный

магнит, волшебные свойства в себе

он хранит». Хотите узнать, что это

за волшебные свойства?

Содержание опытов (см.

приложение).

В процессе работы воспитатель

организует динамическую паузу.

«Магнитные человечки»

каждому ребёнку вешаются модели

магнита: на спину – синий квадрат,

на живот – красный. Дети образуют

круг, в центре воспитатель. Когда

воспитатель показывает красный

квадрат – «южный полюс», то дети

притягиваются к воспитателю

спинками – «северным полюсом»,

Когда увидят синий квадрат –

Дети отвечают на

вопросы.

Познавательно-

исследовательская

деятельность.

Коммуникативная

деятельность.

Гностический

(проблемно-

поисковый).

Перцептивный

(наглядный,

поисковый).

притягиваются животиками –

«южным полюсом».

Дети ходят по кругу с поворотами

плечей влево-вправо, произнося

слова: «Мы магнитные человечки,

по сигналу мы пойдём, нужный

полюс мы найдём».

Заключительная часть (2 мин.)

Подведение итогов.

Рефлексия.

Воспитатель создаёт условия для

рефлексивной деятельности.

Воспитатель, ребята, с чем мы

сегодня с вами познакомились? С

помощью опытов мы многое узнали

про магнит.

Какой из опытов больше всего вам

понравился?

После подведения итогов

предложить детям поискать в

группе с помощью магнитов те

места, куда бы смог примагнититься

магнит.

Коммуникативная

деятельность.

Рассказ детей.

Дети строят

дальнейшее

экспериментирование,

используя

самостоятельную

деятельность.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Легенда.

В давние времена на горе под названием Ида пастух по имени Мангус пас овец. Он заметил, что

его сандали, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к чёрным

камням, которые в изобилии валялись под ногами.

Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными

камнями. Снял сандали и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Мангус понял, что эти

странные чёрные камни не признают никаких материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько

таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название

«магнит».

Опыт 1

У магнита одна половинка красная, вторая – синяя. Давайте соединим разными сторонами,

посмотрим, что будет. А теперь одинаковыми сторонами.

- Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

- Это происходит из-за полюсов магнитов.

С одной стороны магнита «северный полюс», а с другой «южный». Синяя сторона означает

«северный» полюс, красная «южный».

- Когда мы соединяем магнит между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить.

А если мы их соединяем одинаковыми сторонами-полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят

дружить.

Вывод: у магнита два полюса – северный и южный, которые притягиваются и отталкиваются.

Опыт 2

Воспитатель: у вас на столах на подносах находятся предметы из разных материалов: железа,

дерева, стекла, пластмассы, резины и т.д. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши

предметы на две группы: на красный круг положите те предметы, которые не притягиваются

магнитом, а на синий круг – предметы, которые притягивает магнит.

Воспитатель: из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?

Предполагаемые ответы детей: из железа.

Воспитатель: из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?

Предполагаемые ответы детей: из дерева, ткани и т.д.

Вывод: магнит притягивает железные предметы через воздух. Это свойство называется

магнитной силой.

Опыт 3

Воспитатель: вот вам задачка посложнее. Мы сейчас узнаем с вами, может ли магнит притягивать

предметы через преграду? Для этого возьмём магнит, приблизим его к монетке через стекло и

попробуем её передвинуть к краю ёмкости. (Воспитатель демонстрирует опыт.)

Вывод: магнит воздействует через стекло и воду.

Опыт 4

Воспитатель: я возьму магнит и поднесу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке поднесу

вторую скрепку, она тоже притянулась, теперь третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я

осторожно возьму пальцами за первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно, цепочка не

разорвалась.

(Дети повторяют опыт самостоятельно).

Вывод: скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитными, но скрепки

обладают магнетическими свойствами незначительное время.

Опыт 5

Воспитатель: используя свойство магнита, можно рисовать. Но вместо красок и карандашей

использовать железные опилки.

А может кто-то из вас знает, что такое железные опилки?

Предполагаемые ответы детей: нет.

Воспитатель: самый простой способ получить такие опилки – опилить железным напильником

гвоздь. Я уже приготовила железные опилки и поместила их в ёмкость. Сейчас попробуем нарисовать

волшебную змейку.

Вывод: магнит действует через картон.



В раздел образования