Автор: Сивова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6
Населённый пункт: город Тосно, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Исследовательская деятельность в коррекционной группе ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Организация исследовательской деятельности детей старшей коррекционной
группы «Ромашка» с использованием метода экспериментирования.
«Знакомство с магнитом и его свойствами»
Форма организации: подгрупповое занятие (6 человек)
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной
активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и
размышлению через экспериментирование.
Задачи:
образовательная:
- формировать представление о свойствах магнита;
развивающая:
- развивать у детей желание узнавать новое посредством проведения практических
опытов, делать простейшие выводы, обобщения;
воспитательная:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, интерес к деятельности
сверстников, желание работать в группе.
Оборудование и материалы:
демонстрационный:
картинки с изображением правила поведения и безопасности, магнит, напильник,
гвоздь, металлическая стружка и опилки, стекло, стеклянная ёмкость, железная
монета, вода, скрепки, красный и синий квадраты, картонный лист, медицинская
аптечка;
раздаточный:
подносы с предметами из металла, стекла, резины, пластмассы, бумаги, ткани, очки,
маски медицинские, нагрудные знаки, картонные круги красного и синего цвета,
магниты на каждого ребёнка.
Цель деятельности
воспитателя
Содержание НОД, деятельность
воспитателя
Деятельность
ребёнка
(предполагаемая
деятельность)
Методы
работы
1
2
3
4
Вводная часть (информационно-познавательная) (3 мин.)
Приветствие:
создание атмосферы
психологической
комфортности,
эмоциональной
поддержки детей.
Введение в
проблемную
Воспитатель предлагает детям
поприветствовать гостей,
устанавливает зрительный контакт.
Воспитатель: мы сегодня с вами
отправимся в мир знаний,
открытий, экспериментов и
исследования. Узнаем, что такое
«магнит» и познакомимся с его
Дети приветствуют
гостей.
Коммуникативная
деятельность.
Дети размышляют о
том, что такое магнит.
Предполагают, с чем
же они будут
Гностический
(проблемно-
поисковый).
ситуацию:
мотивирование
детей на участие в
предстоящей
деятельности;
погружение в
проблемную
ситуацию.
свойствами.
Ребята, а кто-нибудь знает, что такое
магнит? Из чего он сделан?
проводить опыты.
Основная часть (20 мин.)
Актуализация
знаний:
формирование
речевых умений,
необходимых для
«открытия» нового
знания.
Побуждение детей к
«открытию» нового
знания в совместной
с педагогом
деятельности.
Воспитатель: прежде, чем
приступить к нашей дальнейшей
деятельности, мы с вами должны
вспомнить правила поведения в
лаборатории.
Для закрепления знаний на доске
висят таблички с правилами
поведения, на которые воспитатель
фиксирует внимание детей.
Воспитатель: послушайте одну
старинную легенду о магните.
(см. приложение)
Воспитатель организует знакомство
с магнитом и его свойствами,
проведение экспериментов.
Магнит сделан из сплавов, которые
способны создавать магнитное
поле, в основном это железо и
сталь.
Любой магнит, любого размера,
даже самый маленький имеют
северный и южный полюса. Разные
полюса притягиваются друг к другу,
а одинаковые полюса
отталкиваются друг от друга.
Воспитатель: предлагает взять
каждому по магниту, проверить как
действуют полюса.
«Вот перед вами волшебный
магнит, волшебные свойства в себе
он хранит». Хотите узнать, что это
за волшебные свойства?
Содержание опытов (см.
приложение).
В процессе работы воспитатель
организует динамическую паузу.
«Магнитные человечки»
каждому ребёнку вешаются модели
магнита: на спину – синий квадрат,
на живот – красный. Дети образуют
круг, в центре воспитатель. Когда
воспитатель показывает красный
квадрат – «южный полюс», то дети
притягиваются к воспитателю
спинками – «северным полюсом»,
Когда увидят синий квадрат –
Дети отвечают на
вопросы.
Познавательно-
исследовательская
деятельность.
Коммуникативная
деятельность.
Гностический
(проблемно-
поисковый).
Перцептивный
(наглядный,
поисковый).
притягиваются животиками –
«южным полюсом».
Дети ходят по кругу с поворотами
плечей влево-вправо, произнося
слова: «Мы магнитные человечки,
по сигналу мы пойдём, нужный
полюс мы найдём».
Заключительная часть (2 мин.)
Подведение итогов.
Рефлексия.
Воспитатель создаёт условия для
рефлексивной деятельности.
Воспитатель, ребята, с чем мы
сегодня с вами познакомились? С
помощью опытов мы многое узнали
про магнит.
Какой из опытов больше всего вам
понравился?
После подведения итогов
предложить детям поискать в
группе с помощью магнитов те
места, куда бы смог примагнититься
магнит.
Коммуникативная
деятельность.
Рассказ детей.
Дети строят
дальнейшее
экспериментирование,
используя
самостоятельную
деятельность.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Легенда.
В давние времена на горе под названием Ида пастух по имени Мангус пас овец. Он заметил, что
его сандали, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к чёрным
камням, которые в изобилии валялись под ногами.
Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными
камнями. Снял сандали и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Мангус понял, что эти
странные чёрные камни не признают никаких материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько
таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название
«магнит».
Опыт 1
У магнита одна половинка красная, вторая – синяя. Давайте соединим разными сторонами,
посмотрим, что будет. А теперь одинаковыми сторонами.
- Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
- Это происходит из-за полюсов магнитов.
С одной стороны магнита «северный полюс», а с другой «южный». Синяя сторона означает
«северный» полюс, красная «южный».
- Когда мы соединяем магнит между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить.
А если мы их соединяем одинаковыми сторонами-полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят
дружить.
Вывод: у магнита два полюса – северный и южный, которые притягиваются и отталкиваются.
Опыт 2
Воспитатель: у вас на столах на подносах находятся предметы из разных материалов: железа,
дерева, стекла, пластмассы, резины и т.д. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши
предметы на две группы: на красный круг положите те предметы, которые не притягиваются
магнитом, а на синий круг – предметы, которые притягивает магнит.
Воспитатель: из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?
Предполагаемые ответы детей: из железа.
Воспитатель: из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?
Предполагаемые ответы детей: из дерева, ткани и т.д.
Вывод: магнит притягивает железные предметы через воздух. Это свойство называется
магнитной силой.
Опыт 3
Воспитатель: вот вам задачка посложнее. Мы сейчас узнаем с вами, может ли магнит притягивать
предметы через преграду? Для этого возьмём магнит, приблизим его к монетке через стекло и
попробуем её передвинуть к краю ёмкости. (Воспитатель демонстрирует опыт.)
Вывод: магнит воздействует через стекло и воду.
Опыт 4
Воспитатель: я возьму магнит и поднесу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке поднесу
вторую скрепку, она тоже притянулась, теперь третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я
осторожно возьму пальцами за первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно, цепочка не
разорвалась.
(Дети повторяют опыт самостоятельно).
Вывод: скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитными, но скрепки
обладают магнетическими свойствами незначительное время.
Опыт 5
Воспитатель: используя свойство магнита, можно рисовать. Но вместо красок и карандашей
использовать железные опилки.
А может кто-то из вас знает, что такое железные опилки?
Предполагаемые ответы детей: нет.
Воспитатель: самый простой способ получить такие опилки – опилить железным напильником
гвоздь. Я уже приготовила железные опилки и поместила их в ёмкость. Сейчас попробуем нарисовать
волшебную змейку.
Вывод: магнит действует через картон.