Напоминание

«Физические аспекты экологических проблем» - 28 часов 11 класс


Автор: Абрахов Дмитрий Афанасьевич
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: МБОУ Оргетская СОШ им.Т.И.Петрова
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Верхневилюйский улус с.Оргет
Наименование материала: программа элективного курса
Тема: «Физические аспекты экологических проблем» - 28 часов 11 класс
Раздел: полное образование





Назад




Программа элективного курса

«Физические аспекты экологических проблем» - 28 часов

11 класс

Пояснительная записка

Современная естественнонаучная картина мира немыслима без отражения экологических

проблем. В наши дни взаимодействия общества и природы благодаря появлению новых отраслей

науки, техники, производства и расширению сферы влияния трудовой деятельности людей на

окружающий мир стало настолько тесным, что вторжение человека в природу уже не может быть

хаотическим и безграничным. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе

обучения физике связано, прежде всего, с формированием у них представлений о целостности

природы, взаимосвязи протекающих в ней и их причиной обусловленности, о взаимодействии

человека и природы и нарушения вследствие этого некоторых природных процессов.

Одним из условий реализации экологического образования школьников является

информация и пути решения проблем окружающей среды. Данный факультатив предназначены

для учащихся 10, 11 класса, целью, которой, является сформирование у учащихся ответственное

отношение к окружающей среде, воспитание личности, готовую к практической деятельности, к

пропаганде экологических идей, к защите и улучшению окружающей среды.

Задачи:

1.

Раскрытие главных природных закономерностей и на этом материале добиться научных

основ экологии.

2.

Привитие

детям

любви

к

природе,

развивать

способности

и

умения

и

наблюдения

природных явлений и процессов.

3.

Осуществить

связь

теории

с

практикой,

привлекать

учащихся

к

доступной

им

экологической деятельности.

4.

Использование природных ресурсов в интересах хозяйства стран, знакомство с методами

эффективного и рационального использования природных ресурсов, их преумножения и

охраны природы.

Программа курса «Энергетика и окружающая среда», 11 класс

Темы

Краткое содержание

Кол-во

часов

Дата

проведения

1

Введение. Проблема развития

энергетики и защиты окружающей

среды.

Что такое энергетика?

Кол-во энергии,

вырабатываемой в расчете

на душу населения:

динамика роста. Развитие

энергетики.

2

2

Эффективность электрификации.

Универсальность

электрической энергии.

Электрификация

технологических процессов

с/х и транспорта,

промышленности.

Электрическое освещение.

2

3

Энергетические системы – основа

электрификации.

Энергетика современности и

будущего. Экологические

1

проблемы энергетики

сегодня и завтра.

4

Современные источники энергии.

Особенности их воздействия на

окружающую среду.

Тепловые электростанции

(ТЭС) и охрана окружающей

среды. ГЭС, их

экологические

преимущества по

сравнению с ТЭС и присущие

им недостатки. АЭС и охрана

природы. Критерии оценки

их воздействия (ТЭС, ГЭС,

АЭС) на окружающую среду.

Возобновляемые источники

энергии и поиски новых

экологических источников

энергии.

5

5

Использование солнечной

энергии.

Необходимости изыскания

дополнительных

экологических источников

энергии. Возможности

использования солнечной

энергии. Концентраторы

солнечного света.

Преобразование солнечной

энергии во внутреннюю

энергию.

8

6

Другие экологические виды

энергии.

Энергия ветра. Энергия,

возникающая в результате

вращения Земли и

циркуляции атмосферы.

Энергия приливов и

отливов, а также морских и

океанических течений.

Внутреннее тепло Земли, его

использование. Энергия

водородного топлива.

5

7

Конференции

3

8

Защита рефератов

2

Литература:

1. Турдикулов Э.А. «Экологическое образование учащихся в процессе обучения физике».

М., «Просвещение» - 1988 г.

2. Физика и экология составители Фадеева Г.А., Попова В.А. Волгоград, изд. «Учитель»,

2003.

Программа курса «Элементы экологии в курсе физики», 10 класс

Тема

основного

курса

физики

Тема факультатива

Кол-во

часов

Дата

проведения

1

Основы МКТ

Р а с п р о с т р а н е н и е

р а з л и ч н ы х

в е щ е с т в

в

а тм о с ф е р е

п у т е м

диффузии.

Зависимость

степени

загрязнения

атмосферного

воздуха

от высоты.

2

2

Газовые Законы

Состав

атмосферы.

Воздействие

производственной

деятельности

людей.

«Дыхание»

почвы

и

его

связь с загрязнением атмосферы.

2

3

Те м п е р а т у р а

и

е г о

способы измерения

Те м п е р а т у р а

к а к

г л а в н ы й

экологический

фактор.

Влияние

и з м е н е н и я

т е м п е р а т у р ы

н а

с б а л а н с и р о в а н н о с т ь

о б м е н а

веществ в организмах.

2

4

Н а с ы щ е н н ы е

и

ненасыщенные пары

Токсичность

некоторых

газов

и

их

«устойчивость» в атмосфере.

1

5

Влажность воздуха

Значение

влажности

воздуха

и

ее

влияние на биологические системы.

Совместное

действие

температуры

и влажности на живые организмы.

Влияние загрязнения атмосферы на

конденсацию пара в ней. Борьба с

градом.

3

6

Поверхностное

натяжение

Физические основы почвы и

перспективные

способы

борьбы

с

ним.

Загрязнение

поверхности

в о д о е м о в ,

п р и в о д я щ е е

к

уменьшению испарения воды и их

связь

с

осадками.

Использование

явления

смачивания

для

очистки

жидкостей от примесей.

2

7

Каппиллярные явления

Структуры

почвы,

причины

ее

н а р у ш е н и я

и

м е р ы

предупреждения.

Капиллярные

явления

в

почве

и

растительном

мире.

Охрана

почвы

и

воды,

их

рациональные использования.

2

8

Физика твердого тела

Засорение

окружающей

среды

отработанными

материалами

с

з а д а н н ы м и

с в о й с т в а м и

(пластмассы, полиэтилен).

2

9

Основы термодинамики

Диапазон

температур

в

природе,

влияние температуры на биосферу.

Тепловые

двигатели

косвенные

источники загрязнения атмосферы.

Состав

и

токсичность

выхлопных

газов, зависимость их количества от

мощности

двигателя.

Тепловой

баланс

Земли

и

влияние

его

на

к л и м а т.

З а щ и т а

в о з д у х а

о т

4

загрязнения (ТЭС, АЭС).

10

Электрическое поле.

Атм о с ф е р н о е

э л е к т р и ч е с т в о ,

э л е к т р и ч е с к о е

п о л е

электроприборов, его проявление и

влияние на человека.

3

11

М а г н и т н о е

п о л е .

Магнитные

М а г н и т н о е

п о л е

З е м л и

и

п р и с п о с о б л е н и е

к

н е м у

организмов.

«Магнитная»

очистка

воды

от

примесей

магнитная

сепарация.

1

12

Электрический

ток

в

растворах,

расплавах

электролитов.

Электролиз.

Очистка

воды

от

загрязнения

при

электролизе (электрофлотационный

метод очистки). Метод определения

засоленности почв и устойчивых вод

по их электропроводности. Принцип

действия

электрофильтрованных

о ч и с т н ы х

с о о р у ж е н и й .

Э к о л о г и ч е с к и е

а с п е к т ы

электрического производства.

2

13

Электрический

ток

в

газах

Ионизация

атмосферного

воздуха.

Биологические

действия

легких

и

т я жел ы х

и о н о в .

П о н я т и е

о б

электрофильтрах.

Экологические

п р е о б р а з о в а т е л и

э н е р г и и .

Плазменный МГД – генератор.

2

14

Электрический

ток

в

полупроводниках

Экологические

преобразователи

тепловой

и

световой

энергии

в

электрическую.

(полупроводниковые

приборы).

Использование энергии Солнца.

3

ВСЕГО уроков:

31

Литература:

1.

Фадеева Г.А., Попова В.А. «Физика и экология». Изд. «Учитель», 2003 г., Волгоград.

2.

Турдикулов Э.А. «Экологическое образование в процессе обучения физике». М.,

«Просвещение», 1988 г.



В раздел образования