Автор: Абрахов Дмитрий Афанасьевич
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: МБОУ Оргетская СОШ им.Т.И.Петрова
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Верхневилюйский улус с.Оргет
Наименование материала: программа элективного курса
Тема: «Физические аспекты экологических проблем» - 28 часов 11 класс
Раздел: полное образование
Программа элективного курса
«Физические аспекты экологических проблем» - 28 часов
11 класс
Пояснительная записка
Современная естественнонаучная картина мира немыслима без отражения экологических
проблем. В наши дни взаимодействия общества и природы благодаря появлению новых отраслей
науки, техники, производства и расширению сферы влияния трудовой деятельности людей на
окружающий мир стало настолько тесным, что вторжение человека в природу уже не может быть
хаотическим и безграничным. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе
обучения физике связано, прежде всего, с формированием у них представлений о целостности
природы, взаимосвязи протекающих в ней и их причиной обусловленности, о взаимодействии
человека и природы и нарушения вследствие этого некоторых природных процессов.
Одним из условий реализации экологического образования школьников является
информация и пути решения проблем окружающей среды. Данный факультатив предназначены
для учащихся 10, 11 класса, целью, которой, является сформирование у учащихся ответственное
отношение к окружающей среде, воспитание личности, готовую к практической деятельности, к
пропаганде экологических идей, к защите и улучшению окружающей среды.
Задачи:
1.
Раскрытие главных природных закономерностей и на этом материале добиться научных
основ экологии.
2.
Привитие
детям
любви
к
природе,
развивать
способности
и
умения
и
наблюдения
природных явлений и процессов.
3.
Осуществить
связь
теории
с
практикой,
привлекать
учащихся
к
доступной
им
экологической деятельности.
4.
Использование природных ресурсов в интересах хозяйства стран, знакомство с методами
эффективного и рационального использования природных ресурсов, их преумножения и
охраны природы.
Программа курса «Энергетика и окружающая среда», 11 класс
№
Темы
Краткое содержание
Кол-во
часов
Дата
проведения
1
Введение. Проблема развития
энергетики и защиты окружающей
среды.
Что такое энергетика?
Кол-во энергии,
вырабатываемой в расчете
на душу населения:
динамика роста. Развитие
энергетики.
2
2
Эффективность электрификации.
Универсальность
электрической энергии.
Электрификация
технологических процессов
с/х и транспорта,
промышленности.
Электрическое освещение.
2
3
Энергетические системы – основа
электрификации.
Энергетика современности и
будущего. Экологические
1
проблемы энергетики
сегодня и завтра.
4
Современные источники энергии.
Особенности их воздействия на
окружающую среду.
Тепловые электростанции
(ТЭС) и охрана окружающей
среды. ГЭС, их
экологические
преимущества по
сравнению с ТЭС и присущие
им недостатки. АЭС и охрана
природы. Критерии оценки
их воздействия (ТЭС, ГЭС,
АЭС) на окружающую среду.
Возобновляемые источники
энергии и поиски новых
экологических источников
энергии.
5
5
Использование солнечной
энергии.
Необходимости изыскания
дополнительных
экологических источников
энергии. Возможности
использования солнечной
энергии. Концентраторы
солнечного света.
Преобразование солнечной
энергии во внутреннюю
энергию.
8
6
Другие экологические виды
энергии.
Энергия ветра. Энергия,
возникающая в результате
вращения Земли и
циркуляции атмосферы.
Энергия приливов и
отливов, а также морских и
океанических течений.
Внутреннее тепло Земли, его
использование. Энергия
водородного топлива.
5
7
Конференции
3
8
Защита рефератов
2
Литература:
1. Турдикулов Э.А. «Экологическое образование учащихся в процессе обучения физике».
М., «Просвещение» - 1988 г.
2. Физика и экология составители Фадеева Г.А., Попова В.А. Волгоград, изд. «Учитель»,
2003.
Программа курса «Элементы экологии в курсе физики», 10 класс
№
Тема
основного
курса
физики
Тема факультатива
Кол-во
часов
Дата
проведения
1
Основы МКТ
Р а с п р о с т р а н е н и е
р а з л и ч н ы х
в е щ е с т в
в
а тм о с ф е р е
п у т е м
диффузии.
Зависимость
степени
загрязнения
атмосферного
воздуха
от высоты.
2
2
Газовые Законы
Состав
атмосферы.
Воздействие
производственной
деятельности
людей.
«Дыхание»
почвы
и
его
связь с загрязнением атмосферы.
2
3
Те м п е р а т у р а
и
е г о
способы измерения
Те м п е р а т у р а
к а к
г л а в н ы й
экологический
фактор.
Влияние
и з м е н е н и я
т е м п е р а т у р ы
н а
с б а л а н с и р о в а н н о с т ь
о б м е н а
веществ в организмах.
2
4
Н а с ы щ е н н ы е
и
ненасыщенные пары
Токсичность
некоторых
газов
и
их
«устойчивость» в атмосфере.
1
5
Влажность воздуха
Значение
влажности
воздуха
и
ее
влияние на биологические системы.
Совместное
действие
температуры
и влажности на живые организмы.
Влияние загрязнения атмосферы на
конденсацию пара в ней. Борьба с
градом.
3
6
Поверхностное
натяжение
Физические основы почвы и
перспективные
способы
борьбы
с
ним.
Загрязнение
поверхности
в о д о е м о в ,
п р и в о д я щ е е
к
уменьшению испарения воды и их
связь
с
осадками.
Использование
явления
смачивания
для
очистки
жидкостей от примесей.
2
7
Каппиллярные явления
Структуры
почвы,
причины
ее
н а р у ш е н и я
и
м е р ы
предупреждения.
Капиллярные
явления
в
почве
и
растительном
мире.
Охрана
почвы
и
воды,
их
рациональные использования.
2
8
Физика твердого тела
Засорение
окружающей
среды
отработанными
материалами
с
з а д а н н ы м и
с в о й с т в а м и
(пластмассы, полиэтилен).
2
9
Основы термодинамики
Диапазон
температур
в
природе,
влияние температуры на биосферу.
Тепловые
двигатели
–
косвенные
источники загрязнения атмосферы.
Состав
и
токсичность
выхлопных
газов, зависимость их количества от
мощности
двигателя.
Тепловой
баланс
Земли
и
влияние
его
на
к л и м а т.
З а щ и т а
в о з д у х а
о т
4
загрязнения (ТЭС, АЭС).
10
Электрическое поле.
Атм о с ф е р н о е
э л е к т р и ч е с т в о ,
э л е к т р и ч е с к о е
п о л е
электроприборов, его проявление и
влияние на человека.
3
11
М а г н и т н о е
п о л е .
Магнитные
М а г н и т н о е
п о л е
З е м л и
и
п р и с п о с о б л е н и е
к
н е м у
организмов.
«Магнитная»
очистка
воды
от
примесей
–
магнитная
сепарация.
1
12
Электрический
ток
в
растворах,
расплавах
электролитов.
Электролиз.
Очистка
воды
от
загрязнения
при
электролизе (электрофлотационный
метод очистки). Метод определения
засоленности почв и устойчивых вод
по их электропроводности. Принцип
действия
электрофильтрованных
о ч и с т н ы х
с о о р у ж е н и й .
Э к о л о г и ч е с к и е
а с п е к т ы
электрического производства.
2
13
Электрический
ток
в
газах
Ионизация
атмосферного
воздуха.
Биологические
действия
легких
и
т я жел ы х
и о н о в .
П о н я т и е
о б
электрофильтрах.
Экологические
п р е о б р а з о в а т е л и
э н е р г и и .
Плазменный МГД – генератор.
2
14
Электрический
ток
в
полупроводниках
Экологические
преобразователи
тепловой
и
световой
энергии
в
электрическую.
(полупроводниковые
приборы).
Использование энергии Солнца.
3
ВСЕГО уроков:
31
Литература:
1.
Фадеева Г.А., Попова В.А. «Физика и экология». Изд. «Учитель», 2003 г., Волгоград.
2.
Турдикулов Э.А. «Экологическое образование в процессе обучения физике». М.,
«Просвещение», 1988 г.