Автор: Лебедева Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ 26
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Изучение национальной культуры и науки школьниками через предмет физика.
Раздел: полное образование
ЛебедеваТГ
Изучение национальной культуры и науки школьниками
через предмет физика.
Наше
общество
в
течение
последних
десятилетий
претерпевало,
изменения: изменились моральные устои, люди перестали ценить свой
край,
свою
страну,
забывают
историю
и
культуру
своего
народа.
Подрастающее поколение получало образование и воспитание:
неполное
(с
произвольными
пропусками,
одно стороннее,
ориентированное преимущественно на рациональное знание);
бессистемное (гуманитарные и естественно-математические науки
постигаются
автономно
как
параллельные
процессы,
нигде
не
перекрещивающиеся);
разорванное (фрагментарное, не участвующее в создании цельной
личности,
не
сохраняющее
самобытность
подрастающего
поколения);
безнациональное (лишенное корней, разорвана связь с традициями
семьи, народа, страны, отсутствие чувства национальной общности,
которое
долгое
время
объявлялось
предрассудком,
подлежащим
искоренению).
Чтобы
исправить
сложившуюся
ситуацию
Минобрнауки
России
утвердил Федеральные государственные образовательные стандарты.
На
сегодняшний
день
высшая
цель
образования – высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий
судьбу
Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.
Одним из путей выполнения этой цели может быть углубленное
изучение национальной культуры и науки.
Предмет
«Физика»,
на
первый
взгляд,
мало
относится
к
национальной
идее,
но
при
глубоком
рассмотрении
оказывается,
что
преподавание
физики
лежит
в
основе
формирования
современного
образованного
человека,
способного
адекватно
мыслить
в
разных
категориях, в том числе и в естественнонаучных.
Физика
является
мировоззренческой
наукой,
лежащей
в
основе
современного
естествознания.
Процесс
познания
физики
в
школе
основывается
на
взаимосвязи
предметов
естественнонаучного
цикла,
а
главным является сотворчество педагогов и учеников на разных этапах
обучения.
Реализация задач по естественнонаучной подготовке учащихся по
предмету физика происходит через образовательные программы базового
уровня, в которую внесены дополнения -
уроки дополняются материалом:
«Физика
вокруг
нас»,
«Открытия
великих
людей»,
представляющие
адаптированную систему интегрированных, бинарных, сквозных занятий.
ЛебедеваТГ
Например «Физика вокруг нас» включает:
1.
Тема
«Физические
явления»
Находим
в
произведениях
русских
писателей, художников, музыкантов упоминания о физических явлениях.
(Интегрированный урок: физика, литература, музыка, ИЗО.)
2. Тема «Сила трения» Рассматриваем применение силы трения в жизни
человека. (Интегрированный урок: физика, экология, биология.)
3.
Тема
«Атмосфера,
которая
нас
окружает».
(Интегрированный
урок:
физика, экология, география.).
6. Урок «Светочи России» А.Н.Крылов – кораблестроитель.
7. Тема «Сила Архимеда, плавание тел» Находим в произведениях русских
писателей проявление силы Архимеда. (Интегрированный урок: физика,
литература)
8. Тема «Простые механизмы» Рассматриваем простые механизмы в живых
организмах. (Интегрированный урок: физика, анатомия, биология.)
Такая
интеграция
способствует
воссоединению
целостности
мировосприятия,
исследованию
сложных
связей
человека,
общества
и
природы.
Формой
организации
учебных
занятий
могут
быть:
уроки-
конференции, диспуты, творческие лаборатории, уроки – игры.
Например, в 11 классе традиционно проходит урок - конференция
«Светочи России» И.В. Курчатов – созидатель мира. Цель урока: выяснить
значение
работ
И.В.
Курчатова
для
России.
Действующие
лица:
библиограф
И.В.
Курчатова,
историк,
инженер,
атомщик,
эколог
и
журналисты.
Дети,
исполняющие
эти
роли,
за
две
недели
до
урока
получают
задания,
а
непосредственно
перед
занятием
проходит
консультация по отбору материала. Журналисты выслушивают сообщения
историка, библиографа, инженера, и задают вопросы, которые помогут в
написании «статьи» по путевому листу. Содержание этой статьи должно
содержать ответ на вопрос, является ли И.В.Курчатов – созидателем мира?
Естественнонаучная
подготовка
на
уроках
физики
не
может
проходить изолированно от всех предметов в школе, цель может быть
достигнута только при условии сотворчества учащихся и педагогов.
Н а п р и м е р ,
п р и
п о д г о т о в к е
к интегрированному
уроку
«Характеристики звука. Музыкальные звуки» в 9 классе, учащиеся делятся
на
творческие
группы
и
выполняют
задания,
«Музыкальные
инструменты» и «Музыкальные голоса». Ребята посещают музыкальную
школу,
собирают
материал.
Помощь
оказывают
учителя
истории,
географического краеведения и музыки.
Опыт
показывает,
что
при
подготовке
таких
уроков
участвуют
учителя предметов как естественнонаучного цикла: химии, математики,
биологии, географии, так и гуманитарного: история, литература. Именно
такая интеграция предметов помогает всесторонне изучить и рассмотреть
физические явления.
ЛебедеваТГ
Многочисленные
конкурсы,
олимпиады
по
физике
способствуют
выявлению детей с высоким уровнем интеллекта. Эти мероприятия дают
возможность
ученику
продемонстрировать
приобретенные
им
компетенции,
проявить
интеллектуальные
способности,
раскрыть
многогранность
своих
интересов.
Таким
образом,
у
обучающихся
формируется стимул саморазвития
Большое
значение
при
естественнонаучной
подготовке
уделяется
научно-исследовательской
деятельности
учащихся,
работа
над
кратковременными
и
долговременными
проектами.
Над
проектами
по
физике
работают
как
на
уроках,
так
и
на
внеурочных
занятиях.
Не
обойтись без них и при подготовке домашнего задания. С 7 по 11 класс
составлены задания, предполагающие кратковременный проект, которые
развивают неформальное мышление и творческий интерес.
Например,
в
7
классе
предлагается
«Рассчитать
массу
воздуха
в
вашей
комнате»
или
«Изготовить
прибор
для
демонстрации
закона
Паскаля».
Между уроками и внеклассными мероприятиями существует тесная
взаимосвязь.
Учебные
занятия
развивают
интерес
к обучению
и
содействуют
проведению
творческих
мероприятий.
И
наоборот,
внеклассные занятия, позволяют учащимся применить знания на практике,
содействуют
повышению
интереса
к
обучению,
ч т о
д е л а е т
естественнонаучную подготовку увлекательной и занимательной. Формы
проведения
таких
мероприятий
разные:
КВН,
брей
ринг,
научные
конференции, спектакли и концерты.
Например,
в
9
классе
проходило
внеклассное
мероприятие
«Радиоактивное загрязнение», в 7 классе «Энергосбережение». 8 классе
игра «Мисс точных наук».
Внеклассные мероприятия придают учащимся уверенность в своих
силах,
учат
держаться
перед
аудиторией,
применять
знания
в
не
стандартных ситуациях, стимулируют дальнейшее обучение.
Современная
школа
вбирает
в
себя
современные
концепции
экологического,
планетарного,
неосферного,
космического
мышления,
сочетает принципы патриотизма и всемирного взаимоуважения народов.
Литература:
1.
Гончаров И.Ф. Русская национальная школа: Концепция. – СПб., 1992.
2.
Гончаров
И.Ф.
Школа
уходящая
и
восходящая
//
Народное
образование. – 1993. - № 1.
3.
Русская национальная культурологическая школа: поиски и находки. –
Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский дом печати», 2007 – 321 с.
4.
Культурология образования: современный урок. - Шадринск: Изд-во
ПО «Исеть», 2004. – 147 с.