Автор: Тимофеева Любовь Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ ДО "Центр творчества"
Населённый пункт: г. Шелехов Иркутской области
Наименование материала: Конспект открытого занятия
Тема: «Развитие музыкально-ритмических движений и хореографических способностей у детей дошкольного возраста»
Раздел: дополнительное образование
План-конспект занятия в хореографическом объединении по
дополнительной общеразвивающей программе «Пластилин-Бэйби»
Педагог дополнительного образования Тимофеева Любовь Геннадьевна.
Краткая характеристика учебной группы: дети 4-5 лет, 1 года обучения.
Место проведения занятия: МКОУ ДО «Центр творчества», кабинет №34,
танцевальный зал.
Время проведения: 17.30-18.00
Дата проведения: 20 декабря 2019 г.
Тема: «Развитие музыкально-ритмических движений и
хореографических способностей у детей дошкольного возраста»
Цель:
Отработка навыков музыкально-ритмических движений через использование
средств музыкального «языка».
Задачи:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с основами музыкальной грамоты (развитие
интеллектуальных способностей);
- закрепить умение детей различать и понимать специфические средства
музыкального «языка»: звуковысотность, метроритм, двучастная форма
произведения, совпадение начала движений с началом музыки и четкое
окончание музыки, ощущение сильных и слабых долей такта.
Развивающие:
- формировать правильную осанку, развивать физические (увеличение
подвижности в суставах, сила мышц, выносливость) и музыкально-
ритмические способности (умение слушать музыку, передавая её ритм в
своих движениях);
- развивать эмоциональное восприятие музыки;
- способствовать снятию мышечного напряжения, повышению жизненного
тонуса.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство красоты движений, чувство ритма, эстетическое
восприятие;
- формировать произвольное внимание обучающихся.
Методы обучения, используемые в ходе занятия:
- словесные (объяснение), наглядные (практический показ), игровые,
практические (упражнения);
- репродуктивные, творческие.
Тип занятия: занятие применения знаний, умений и навыков.
Форма занятия: занятие игра-путешествие
Методическое обеспечение: нотный материал, фонограмма, цветной картон,
мягкая игрушка зайчик.
Материально-техническое обеспечение: фортепиано, муз.центр.
План проведения учебного занятия
Этапы учебного занятия:
1. Подготовительный 2 мин.
2. Основной 20-25 мин.
3. Итоговый 3-5 мин.
Ход занятия
1.
Вводная часть
- Вход обучающихся в зал (маршировка).
- Орг.момент:
1. Приветствие
Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодня мы с детьми покажем занятие по
теме: «Развитие музыкально-ритмических движений и хореографических
способностей у детей дошкольного возраста» через игру-путешествие
«Прогулка по лесу».
2. Постановка цели и задач: (обращение к детям!) Ребята, путешествуя по
лесу, мы встретимся с разными его обитателями и постараемся передать в
движениях образ и характер каждого! Зайка будет следить за правильным
нашим исполнением движений.
А отправимся мы в путешествие на поезде! Готовы? Тогда, поехали!
2.
Основная часть
Ритмико-гимнастические упражнения, элементы музыкальной грамоты,
сюжетно-образная драматизация:
Педагог: Гудок, шаг на месте, в продвижении. Остановились - машем из окна
рукой маме, другой папе, посылаем воздушный поцелуй бабушке в центр
зала, дедушке из центра зала, едем «змейкой», спим-пружинка на месте,
повернулись на другой бок, проснулись-потянулись, едем-остановились.
Очутились на лесной полянке.»
- выполнение дробного топающего шага с ускорением темпа («поезд»);
Педагог: «Ребята, побежали в гору!»
- бег с высоким подниманием бедра;
Педагог: «Спускаемся с горы»
- бег с захлестыванием голени
Педагог: Впереди река, идем по мостику - (верхний регистр-на полупальцах)
–на пяточках -«уточки»- (нижний регистр)
- шаг на полупальцах/пяточках;
Педагог: «Пробираемся сквозь кустики»
- топающий шаг (отряхнулись, смахнули листья с головы, с рук, с ног, с
корпуса);
Педагог: «Ребята, это кто так звонко щебечет!? Да это же птенчик! Давайте
аккуратно возьмем его на руки и погладим нежно с головы спускаясь
ладошкой вдоль спинки до хвостика, указательным пальчиком по клювику…
выпустили.»
- пальчиковая гимнастика «птенчик»;
Педагог: «Полетели птички маленькие, большие»
- лёгкий бег на полупальцах («птички маленькие – большие»);
Педагог: Прилетели птички на полянку- повернулись в центр зала, а там
зайчики, выглянули-спрятались; барабанят лапками по пенёчкам; кушают
морковку, объелись: толстые-худенькие; прыгают в продвижении.
- прыжки на двух ногах: на месте, по 6,2 позициям ног, в продвижении;
прохлопывание ритмического рисунка («зайчики»);
Педагог: Остановились. Испугались-задрожали…это злой волк за ними
гонится. Показали волчьи лапы с длинными когтями, и пытаемся поймать
ими зайца.
- прыжки с одной ноги на другую в продвижении с сохранением
равновесия («волк»).
Педагог: Подняли такой шум на полянке, что разбудили старого медведя!
Дети: Что за шум, что за гам? (наклон корпуса, ладонь то к правому, то к
левому уху)
Кто притопывает там! (удивляемся)
Топни, Мишенька ногой, (топаем одной ногой)
Да притопывай другой! (топаем другой ногой)
- перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую – шаги на внешнем
своде стопы с наклоном корпуса вперед с речетативом, руки за спиной
(«Михайло Потапыч»), теже шаги, но с прямым корпусом, руки во 2
позиции; повороты вокруг себя в одну и другую стороны («Мишутка»);
Педагог: Навстречу нам вышла лисичка. Идет на подушечках, хвостиком
следы заметает.
Дети: Я, Лисичка, хороша, хороша, хороша («пружинка» из стороны в
сторону, руки на поясе)
Хвост пушистый у меня, у меня, у меня! (наклон корпуса вперед,
поглаживаем хвост правой, левой руками)
Я живу в лесу, в норе, (поочередное выставление ноги вперед на носок,
каблук)
Приходите все ко мне! (наклон корпуса вперед, пордебра руками из 1
позиции во 2 позицию)
- шаг на полупальцах с захлестыванием голени с речетативом под
музыку («лисичка»).
Элементы танцевальной азбуки, приобретение навыка ориентирования в
пространстве, партерная гимнастика:
Педагог: «Ребята, а вы любите играть, а надувать шары? А шар какой,
круглый? А когда его надуваешь, что с ним происходит, он становиться
больше? А если попытаться сдуть его немного, что происходит, он
становится меньше? А если долго дуть в шарик, что с ним произойдет, он
лопнет? Правильно! Давайте мы с вами сейчас на примере воздушного
шарика, постараемся построить круг и показать расширение и сужение круга.
Надули-любуемся шариком. Подбросили шарик вверх, полетел и
приземлился на землю – игра «Найди своё место» - обрадовались соседу с
право, соседу слева - обнимаемся. А давайте надуем самый большой шар -
расширение круга, шарик лопнул, мы испугались, повалились на спину и
завизжали»
- учимся строить круги: сужение и расширение круга; поочерёдное
выдвижение ноги вперёд на носок – каблук, пружинка. («воздушный
шарик»);
Педагог: Сели на пол. Поочередно сокращаем стопы ног - выглядывает одно,
потом другое ушко зайчика из-за пенёчка; зайчики спрятались; охотники
тянут зайчика за ушки. Разбежались зайчики.)
- партерная гимнастика («зайчики»);
Педагог: А кто бегает быстрее всех? Да, это сороконожка, потому, что у нее
40 ножек! Мимо сороконожка пробегала со своим другом ёжиком! Держим
высоко пузико в потолок, чтобы не уколоться об иголки и не раздавить
друга!;
- «Сороконожка с ёжиком». (Показать в движении смену частей
муз.произведения.);
Педагог : Над цветами бабочка пролетела! Летит; села на гордую розочку-
носик от плеча вверх задираем; полетела дальше; села на застенчивую
ромашку- кивок к плечу, голова в центр; полетела и села на колокольчик-
поочерёдно нажимаем на колени и качаемся из стороны в сторону; устала
бабочка летать - вытянули усики-руки вперёд и легли спать; проснулись-
потянулись-будто сильно растягиваем руками тугую резиночку, в конце
движения из положения «кулачок» резко выпрямляем пальцы рук).
- партерная гимнастика («бабочка»);
Педагог: Все немного проголодались. Ребята, давайте поделимся с
обитателями леса нашим сочным апельсином!
Дети: Мы делили апельсин, (вращение кулачком левой руки)
Много нас, а он, один (разжимаем кулак и показываем 5 пальчиков левой
руки; показываем указательный палец правой руки)
Эта долька для чижа, (указательным и большим пальцами правой руки
отгибаем большой палец левой руки)
Эта долька для ежа, (указательным и большим пальцами правой руки
отгибаем указательный палец левой руки)
Эта долька для котят, (указательным и большим пальцами правой руки
отгибаем средний палец левой руки)
Эта долька для утят, (указательным и большим пальцами правой руки
отгибаем средний палец левой руки)
Эта долька для бобра, (указательным и большим пальцем правой руки
отгибаем безымянный палец левой руки)
А для волка – кожура! (показываем левую ладонь «грабелькой» согнутыми
вниз пальцами)
Волк сердит на нас, (собираем левую и правую ладони запястьем вместе,
оставляя обе в положении «грабелька», и делаем движения, имитирующие
щелканье пасти волка)
Беда, разбегайся, кто куда! (вытягиваем обе руки высоко вверх и чертим ими
полугруг в разные стороны, одновременно быстро-быстро перебирая
прямыми пальцами рук и уводим их за спину)
- пальчиковая гимнастика «апельсин»;
Педагог: Спрятали пальчики за спинку-пенёчек, а там… змейки притаились!
- растяжка: группировка в упор-присев, резко выпрыгнуть на
поперечный шпагат;
Педагог: Это кто там резвится на лугу? Ах, да это же барашки, бодаются
рожками, и брыкаются ножками!
- подготовка к колёсам («брыкалочки»);
Педагог: Ребята, как вы думаете, что я держу в руках? Правильно, тучки, а
ещё они походят на облака. А если их положить на пол? Правильно, на
лужицу. Давайте сейчас представим, что пошел тёплый летний дождик, и мы
с вами с радостью прыгаем по лужам! Для этого нам надо перестроится на
два круга, внутренний и внешний.
- танцевальная композиция «Тучка».
- перестроение: из двух кругов в один;
Педагог: Ребята, когда дятел ищет червячков, он стучит своим клювом по
стволу деревьев и получаются разные ритмы. Сейчас, мы внимательно
послушаем песенку дятла, и постараемся повторить за ним! Прохлопывание
ритмического рисунка индивидуально и в ансамбле.
- прохлопывание ритмического рисунка (половинные, четвертные,
восьмые доли), «Вот какие дети молодцы!», «Вот какие дети огурцы!»,
«Все мы, вместе молодцы!».
Педагог, обращаясь к родителям: «Сейчас, уважаемые зрители, мы покажем
вам фотоотчет по нашему путешествию (передача эмоций):
Педагог: Какие мы были счастливыми, когда отправились в путешествие?
- (радость);
Педагог: Как плакали родители при нашем расставании…
- (грусть);
Педагог: Как мы удивлялись, когда видели высокие горы и бурные реки?
- (удивление);
Педагог: Как познакомились с хитрой лисой?
- (хитрость);
Педагог: Как испугались и рассердились на волка?
- (злость);
Педагог: «Какие мы были задумчивые, когда слушали песенку дятла?
- (задумчивость);
Педагог: И какими счастливыми мы вернулись домой, к родителям?
- (веселье).
- передача эмоций «фотография».
3.
Заключительная часть занятия
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Педагог: Ребята, вы все такие молодцы!
Всё это время зайчик наблюдал за вами, и говорит вам спасибо за
увлекательное путешествие. Давайте положим руку на голову и скажем
себе:
Дети: «Я молодец, я умница!»
Педагог: А вам самим понравилось путешествовать? Куда бы вы
хотели отправиться в следующий раз?
Посмотрите, вот три зонтика. Мне очень хочется узнать, какое
настроение у вас после нашего занятия? Если хорошее, веселое,
радостное, то встаньте под цветной зонтик. Если не совсем веселое и
радостное, то встаньте под оранжевый зонтик. Ну, а если печальное и
грустное – под серый.
(Дети разбегаются под зонтики.)
Педагог: Что вы обнаружили под цветным зонтом? Цветы, это зайка
собрал их для вас во время нашего путешествия. Давайте попрощаемся
с нашим зайчиком и гостями, затем после поклона вы выберете для
себя по цветочку.
Поклон (прощание).
- 2 хлопка в ладоши, руки опустили вниз, поставили на пояс (2 раза)
- шаг вперед, приставили, пружинка
- шаг назад, приставили, пружинка
(Раздали цветы)
Уход обучающихся из зала (маршировка).