Автор: Деревянко Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №53
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Реализация гражданской направленности воспитания младшего школьника в культурно-досуговой деятельности
Раздел: начальное образование
Сегодня возрастает роль патриотического воспитания, которое позволяет с
раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране
– умение ценить и уважать историю и современные достижения нашего
народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о
значимости России и родного края.
В связи с изменением позиции общества и государства по отношению к
воспитанию гражданина России требуется новый педагогический подход в
формировании гражданско-патриотического и нравственного сознания
учащихся.
Главной особенностью воспитания патриотизма у младших школьников
является возможность активизации внеурочной работы: игровой
деятельности и культурно-досуговых внеклассных мероприятий.
Эта деятельность органично находит своё продолжение в программе летнего
лагеря при школе. Вместе с тем в условиях летнего лагеря, когда, во-первых,
рядом находятся дети от 7 до 11 лет, во-вторых, школьники нацелены
отдыхать, организовать такие мероприятия сложнее. Поэтому от
педагогического коллектива требуется увлечь детей таким образом, чтобы
через уместную организацию отдыха в их душах зародился интерес к
семейной истории, её традициям; уважение к прошлому и настоящему
родного края; ответственность за его будущее. Для реализации указанных
задач были определены следующие этапы работы: «Моя семья»,
«Путешествие по Екатеринбургу», «История моего края в истории моей
страны».
На первом этапе детям были предложены различные конкурсы и задания.
Первоклассники и второклассники участвовали в конкурсе рисунков «Мама,
папа, я – дружная семья», после чего была организована выставка.
Выпускники третьих и четвёртых классов попытались с помощью родителей и
педагогов составить презентацию «Генеалогическое древо моей семьи» и
рассказать младшим товарищам об истории своих семей. Во время занятий в
кружке «Умелые руки» все ребята с помощью картона, цветной бумаги, ткани
и природных материалов создавали композиции на тему «Профессии моих
родителей», после чего состоялся отрядный сбор, посвящённый детским
рассказам об особенностях труда родителей. Также дети посетили одно из
ведущих предприятий микрорайона – НПП «Старт», на котором трудятся
родители многих из них. В ходе этой экскурсии школьники познакомились с
особенностями профессии инженера, программиста и многих других. Итогом
первого этапа стал КВН «Вся семья вместе, так и душа на месте», среди
конкурсов которого были такие как «Собери пословицу», «Задай
оригинальный вопрос о семье», « Семейное фото». Всё это способствовало
тому, что у школьников воспитывалось гуманное отношение к членам своих
семей, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и
традициях.
Для реализации второго этапа «Путешествие по Екатеринбургу» за основу
была взята экскурсионная деятельность. Дети не только посетили
интересные места родного города с гидами-профессионалами, но и под
руководством наставников сами подготовили ряд экскурсий: виртуальное
путешествие «На Плотинке», фотоэкскурсия «Лесопарки города»,
рисуночный фильм-путешествие «Цветущий Екатеринбург». Приобщение
учащихся к экскурсионной деятельности позволило повысить интерес ребят к
изучению города, выработать у них потребности к самообразованию, дать
навыки работы с источниками, архивными данными, умение смотреть и
видеть, коммуникативную культуру.
Поскольку во время работы летнего лагеря дети часто выезжают, не
удивителен тот факт, что большинство экскурсий были именно автобусными.
Малышам было предложено во время поездки прочитать и постараться
запомнить названия улиц родного края и через несколько дней попытаться
рассказать историю их становления. А ребята старшего возраста приготовили
викторину на данную тему.
Во время поездок на спектакли в Театр музыкальной комедии, ТЮЗ,
Драматический театр дети не только получили эстетическое удовольствие от
просмотра прекрасных спектаклей, но и узнали об истории возникновения
этих храмов искусства Екатеринбурга, современной жизни, наградах, участии
в международном театральном движении и репертуаре. Например, в ТЮЗе
дети узнали об уникальном образовательном проекте « Театр у школьной
доски», в рамках которого поставлены спектакли по литературным
произведениям школьной программы, рекомендованными театру
Ассоциацией филологов города Екатеринбурга.
Темой особой экскурсии была выбрана «Уральская роспись в быте крестьян».
Старшие ребята, разделившись на несколько творческих групп, нашли в
школьной костюмерной костюмы русских крестьян, в библиотеке – материал
об уральской росписи, вырезали заготовки для проведения мастер-класса. В
назначенный день они облачились в костюмы и рассказали малышам о том,
какое внимание уделялось росписи деревенской избы, заинтересовали игрой
«Птица – символ» и занялись росписью бумажных заготовок.
Таким образом, ребята не только узнали об истории возникновения
уральской росписи, но и получили удовольствие от знакомства с историей
родного края, ощутили радость от процесса познания и заинтересовались
поиском информации из различных источников.
Последним видом экскурсий стало виртуальное путешествие в мир
современной уральской детской литературы. Дети посетили дом-музей
П.П.Бажова и Д.Н.Мамина-Сибиряка, а также узнали много нового о
творчестве В.Крапивина. С большим интересом они отнеслись к рассказу о
том, что ещё в 1961 году писатель создал детский разновозрастный отряд
«Каравелла», который действует и по сей день.
Настоящим открытием стало для ребят знакомство с творчеством уральской
писательницы-фантаста С.Лавровой, которая в 2013 году получила
литературную премию «Книгуру». С замирание сердца слушали дети отрывки
из книги Светланы Лавровой «Удивительный Урал», в которой рассказывается
о множестве необычных и даже загадочных мест нашего края. Разберись, что
тут правда, а что – вымысел.
Ребята постарше познакомились с творчеством ещё одного уральского
писателя – О. Раина. Герои его произведений – сегодняшние школьники,
подростки, родители которых вечно заняты. Прослушав отрывки из его книг
«Человек дейтерия», « Слева от солнца» ребята задумались над вопросами о
том, как сохранить в современном мире человеческие качества, которые
иногда не приветствуются среди твоих одноклассников; как стать сильнее и
благороднее; как преодолеть выпавшие на твою долю трудности.
Последним этапом нашей работы было мероприятие «История моего края в
истории моей страны». 22 июня была организована встреча детей с
тружениками тыла и участниками военных конфликтов, из рассказов которых
ребята узнали о всей тяжести, ужасах войны и ответственности за жизнь и
благополучие народа в наше время. Ребята также возложили цветы к
мемориалу Славы в торжественной обстановке, участвовали в конкурсе
рисунков на асфальте «Миру – мир».
Подобные мероприятия являются и данью памяти павшим в годы войны, и
оказывают огромное общественное влияние на воспитание высокой
нравственности, добра и любви к Родине.
Таким образом, сегодня, когда политика государства направлена на
возрождение духовных ценностей, патриотическое воспитание приобретает
огромное значение. Поэтому необходимо разрабатывать комплекс
специальных мероприятий, в том числе и во время досуговой деятельности
детей, что позволит поддержать процесс патриотического воспитания
школьников.