Напоминание

Реализация гражданской направленности воспитания младшего школьника в культурно-досуговой деятельности


Автор: Деревянко Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №53
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Реализация гражданской направленности воспитания младшего школьника в культурно-досуговой деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Сегодня возрастает роль патриотического воспитания, которое позволяет с

раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране

– умение ценить и уважать историю и современные достижения нашего

народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о

значимости России и родного края.

В связи с изменением позиции общества и государства по отношению к

воспитанию гражданина России требуется новый педагогический подход в

формировании гражданско-патриотического и нравственного сознания

учащихся.

Главной особенностью воспитания патриотизма у младших школьников

является возможность активизации внеурочной работы: игровой

деятельности и культурно-досуговых внеклассных мероприятий.

Эта деятельность органично находит своё продолжение в программе летнего

лагеря при школе. Вместе с тем в условиях летнего лагеря, когда, во-первых,

рядом находятся дети от 7 до 11 лет, во-вторых, школьники нацелены

отдыхать, организовать такие мероприятия сложнее. Поэтому от

педагогического коллектива требуется увлечь детей таким образом, чтобы

через уместную организацию отдыха в их душах зародился интерес к

семейной истории, её традициям; уважение к прошлому и настоящему

родного края; ответственность за его будущее. Для реализации указанных

задач были определены следующие этапы работы: «Моя семья»,

«Путешествие по Екатеринбургу», «История моего края в истории моей

страны».

На первом этапе детям были предложены различные конкурсы и задания.

Первоклассники и второклассники участвовали в конкурсе рисунков «Мама,

папа, я – дружная семья», после чего была организована выставка.

Выпускники третьих и четвёртых классов попытались с помощью родителей и

педагогов составить презентацию «Генеалогическое древо моей семьи» и

рассказать младшим товарищам об истории своих семей. Во время занятий в

кружке «Умелые руки» все ребята с помощью картона, цветной бумаги, ткани

и природных материалов создавали композиции на тему «Профессии моих

родителей», после чего состоялся отрядный сбор, посвящённый детским

рассказам об особенностях труда родителей. Также дети посетили одно из

ведущих предприятий микрорайона – НПП «Старт», на котором трудятся

родители многих из них. В ходе этой экскурсии школьники познакомились с

особенностями профессии инженера, программиста и многих других. Итогом

первого этапа стал КВН «Вся семья вместе, так и душа на месте», среди

конкурсов которого были такие как «Собери пословицу», «Задай

оригинальный вопрос о семье», « Семейное фото». Всё это способствовало

тому, что у школьников воспитывалось гуманное отношение к членам своих

семей, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и

традициях.

Для реализации второго этапа «Путешествие по Екатеринбургу» за основу

была взята экскурсионная деятельность. Дети не только посетили

интересные места родного города с гидами-профессионалами, но и под

руководством наставников сами подготовили ряд экскурсий: виртуальное

путешествие «На Плотинке», фотоэкскурсия «Лесопарки города»,

рисуночный фильм-путешествие «Цветущий Екатеринбург». Приобщение

учащихся к экскурсионной деятельности позволило повысить интерес ребят к

изучению города, выработать у них потребности к самообразованию, дать

навыки работы с источниками, архивными данными, умение смотреть и

видеть, коммуникативную культуру.

Поскольку во время работы летнего лагеря дети часто выезжают, не

удивителен тот факт, что большинство экскурсий были именно автобусными.

Малышам было предложено во время поездки прочитать и постараться

запомнить названия улиц родного края и через несколько дней попытаться

рассказать историю их становления. А ребята старшего возраста приготовили

викторину на данную тему.

Во время поездок на спектакли в Театр музыкальной комедии, ТЮЗ,

Драматический театр дети не только получили эстетическое удовольствие от

просмотра прекрасных спектаклей, но и узнали об истории возникновения

этих храмов искусства Екатеринбурга, современной жизни, наградах, участии

в международном театральном движении и репертуаре. Например, в ТЮЗе

дети узнали об уникальном образовательном проекте « Театр у школьной

доски», в рамках которого поставлены спектакли по литературным

произведениям школьной программы, рекомендованными театру

Ассоциацией филологов города Екатеринбурга.

Темой особой экскурсии была выбрана «Уральская роспись в быте крестьян».

Старшие ребята, разделившись на несколько творческих групп, нашли в

школьной костюмерной костюмы русских крестьян, в библиотеке – материал

об уральской росписи, вырезали заготовки для проведения мастер-класса. В

назначенный день они облачились в костюмы и рассказали малышам о том,

какое внимание уделялось росписи деревенской избы, заинтересовали игрой

«Птица – символ» и занялись росписью бумажных заготовок.

Таким образом, ребята не только узнали об истории возникновения

уральской росписи, но и получили удовольствие от знакомства с историей

родного края, ощутили радость от процесса познания и заинтересовались

поиском информации из различных источников.

Последним видом экскурсий стало виртуальное путешествие в мир

современной уральской детской литературы. Дети посетили дом-музей

П.П.Бажова и Д.Н.Мамина-Сибиряка, а также узнали много нового о

творчестве В.Крапивина. С большим интересом они отнеслись к рассказу о

том, что ещё в 1961 году писатель создал детский разновозрастный отряд

«Каравелла», который действует и по сей день.

Настоящим открытием стало для ребят знакомство с творчеством уральской

писательницы-фантаста С.Лавровой, которая в 2013 году получила

литературную премию «Книгуру». С замирание сердца слушали дети отрывки

из книги Светланы Лавровой «Удивительный Урал», в которой рассказывается

о множестве необычных и даже загадочных мест нашего края. Разберись, что

тут правда, а что – вымысел.

Ребята постарше познакомились с творчеством ещё одного уральского

писателя – О. Раина. Герои его произведений – сегодняшние школьники,

подростки, родители которых вечно заняты. Прослушав отрывки из его книг

«Человек дейтерия», « Слева от солнца» ребята задумались над вопросами о

том, как сохранить в современном мире человеческие качества, которые

иногда не приветствуются среди твоих одноклассников; как стать сильнее и

благороднее; как преодолеть выпавшие на твою долю трудности.

Последним этапом нашей работы было мероприятие «История моего края в

истории моей страны». 22 июня была организована встреча детей с

тружениками тыла и участниками военных конфликтов, из рассказов которых

ребята узнали о всей тяжести, ужасах войны и ответственности за жизнь и

благополучие народа в наше время. Ребята также возложили цветы к

мемориалу Славы в торжественной обстановке, участвовали в конкурсе

рисунков на асфальте «Миру – мир».

Подобные мероприятия являются и данью памяти павшим в годы войны, и

оказывают огромное общественное влияние на воспитание высокой

нравственности, добра и любви к Родине.

Таким образом, сегодня, когда политика государства направлена на

возрождение духовных ценностей, патриотическое воспитание приобретает

огромное значение. Поэтому необходимо разрабатывать комплекс

специальных мероприятий, в том числе и во время досуговой деятельности

детей, что позволит поддержать процесс патриотического воспитания

школьников.



В раздел образования