Напоминание

Склонение имён прилагательных 4 класс


Автор: Кармакова Светлана Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Медведевская гимназия
Населённый пункт: пгт Медведево
Наименование материала: УРОК
Тема: Склонение имён прилагательных 4 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Русский язык

Тема: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Цели урока:

1. познакомить с изменением имён прилагательных во множественном числе и

научить правильно писать падежные окончания;

2 . с о в е р ш е н с т в о ват ь

ум е н и е

с о гл а с о в ы ват ь

п р и л а г ат е л ь н ы е

с

существительными, к которым они относятся;

3.

развивать

каллиграфические

и

орфографические

навыки

письма,

речь

учащихся;

4. воспитывать доброжелательные взаимоотношения и бережное отношение к

природе.

5. Оборудование: Полякова А.В. Русский язык. 4 кл. Таблицы по теме, карточки

для индивидуальной и групповой работы, снежинки, картины с изображением

зимней природы.

Ход урока

1.Организационный момент.

Необычный день у нас,

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

«Видеть вас мы очень рады!»

2. Сообщение темы и целей урока.

- Начну наш урок с загадки.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

- Да, это зима. Какие прилагательные вы бы подобрали к слову зима?

1

1) Эмоциональный настрой.

- Что вам сейчас представлялось, когда слушали музыку? (зимний день в лесу,

полянку, изредка можно почувствовать легкие порывы ветерка.)

- Какое название может быть у этой музыки?

- Эта прекрасная музыка из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Зима».

-

Как

зиму

можно

назвать

ласково?

(зимушка,

красавица,

волшебница,

матушка)

-

Какая

бывает

зима?

(великолепная,

прекрасная

русская

зима,

снежная,

холодная, суровая)

- Как выглядит земля с приходом зимы? (Покрыта белоснежным одеялом,

укутана снежным покрывалом)

- С чем можно сравнить деревья зимой? (Одеты в белые платья, меховые шубы,

шапки).

- Мы назвали много разных слов, которые нам помогли описать зиму, как они

называются?

(Имена

прилагательные).

Вы

назвали

не

только

имена

прилагательные, но и другие части речи.

Картины зимы можно описать не только словами и музыкой, красоту зимней

природы показывают красками художники в своем творчестве.

- ”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: "Вовсе не холодная и не вьюжная”.

"Красивая, пушистая и белоснежная!” – восхищённо воскликнет другой. А на

самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с

капелью, снежная, да с солнцем.

- Ребята, а вы любите зиму? За что? ( ответы детей)

- Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный урок. Мы оправимся в

гости к зимушке – зиме. Пожалуем к ней не с пустыми руками. А принесём ей

снежинки, которые вы будете получать за правильное выполнение задания на

уроке.

- Вы хотите побывать в гостях у зимы? Тогда в путь!

- Откройте тетради.

- Запишите число

Классная работа. 2

3 .Каллиграфическая минутка.

- Над окончаниями какой части речи мы работаем в последнее время?

- Что такое имя прилагательное?

-Какие окончания у имён прилагательных единственного числа мужского рода

в И.п.?

м.р -ый, -ий,-ой

ж.р. ? –ая, -яя

ср.р. ? –ое, -ее)

-На доске открывается запись: ый ий ой ая яя ое

- Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво,

каллиграфически

правильно

написать

букву,

а

какую,

вы

отгадайте.

Она

обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в

алфавите являются буквы «Ж» и «И»

- Отгадали. Какая это буква?

- Правильно, это буква З.

- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы,

соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать.

Зз

зима зимний зимняя зимнее зимние

- Подберите к слову зима однокоренные прилагательные мужского, женского,

среднего родов и прилагательное множественного числа. Запишите их.

Выделите окончания.

- Оцените сами себя.

Оценка детьми выполненной работы по таблице самооценки.

1.) Я – молодец!

2.) Могу и лучше.

3.) Надо постараться.

- Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому первая снежинка

ваша.

( прикрепляется снежинка на доску)

3

4 . Словарная работа.

- Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав

загадку.

По снегу покатите-

Я подрасту.

На костре согрейте-

Я пропаду.

- Да, это снежок.

- Вы любите играть в снежки?

- Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.

- Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы, а ниже «снежки» с

этими буквами.

- С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова.

- Запишите: словарный диктант.

- Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы,

ставя ударение.

д… кабрь за…. ц

ин… й к… ртина

сев… р ф… враль

к… л… ндарь мес … ц

…нварь п… года

- Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю,

что хорошо справились с этим заданием, заработали ещё одну снежинку.

( прикрепляется снежинка на доску)

Разминка для глаз «Лови снежинку!»

-Какое время года на дворе?

Какие характерные признаки этого времени года?

Любите ли вы наблюдать как падают и кружатся снежинки?

5. Актуализация знаний об имени прилагательном.

1)На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

2) Что оно обозначает? 4

3) Как изменяется имя прилагательное?

4)Как определить род, число, падеж у имени прилагательного?

5)С какой частью речи связано?

6) Что образует с существительным?

7) На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода

именительного падежа, и какие имеют окончания?

8) На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода

именительного падежа, и какие имеют окончания?

9) На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода

именительного падежа, и какие имеют окончания?

10) Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

- Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени прилагательном, а

значит получаете ещё одну снежинку.

( прикрепляется снежинка на доску)

6. Работа над новой темой

-

Давайте

просклоняем

словосочетания: высокие

сугробы,

пушистые

снежинки

Определите тему сегодняшнего урока.

Склонение имён прилагательных во

множественном числе.

Мы должны научиться склонять имена прилагательные

во множественном

числе.

Узнаем

падежные

вопросы.

Будем

учиться

определять

падеж

прилагательных во множественном числе и писать их окончания. А ещё будем

стараться применять прилагательные во множественном числе в речи.

И.п. (какие?) высокие сугробы, пушистые снежинки,

Р.п. (каких?)высоких сугробов, пушистых снежинок,

Д.п. (каким?) высоким сугробам, пушистым снежинкам,

В.п. (какие?) высокие сугробы, пушистые снежинки,

Т.п. (какими?) высокими сугробами, пушистыми снежинками,

П.п. (о каких?) о высоких сугробах, пушистых снежинках

-Какие окончания имеют прилагательные во множественном числе? Выделите

их. 5

- Зафиксируем окончания имен прилагательных во множественном числе в

вашей таблице.

И.п. (какие?) -ые, -ие,

Р.п. (каких? )-ых, -их,

Д.п.( каким?) -ым, -им,

В.п. (какие?)-ые, -ие,

Т.п. (какими?) -ыми, -ими,

П.п. (о каких?) -ых, -их.

-

Можно

ли

по

окончаниям

имён

прилагательных

множественного

числа

определить род? (Нет.)

-

Можно ли по окончаниям имён прилагательных множественного числа

определить род? (Нет.)

- Почему? (Они одинаковые.)

- Назовите окончания имён прилагательных с мягкой основой.

- с твёрдой основой.

- Какие падежи имён прилагательных имеют одинаковые окончания? (Им п.

Вин. п.)

Алгоритм правописания падежных окончаний имен прилагательных во

множественном числе

1.

Определи, к какому существительному относится прилагательное.

2.

Задай вопрос от существительного к прилагательному.

3.

Посмотри, какое окончание имеет падежный вопрос

прилагательного.

4.

Напиши окончание прилагательного:

Ы И

если с твердой основой если с мягкой основой

6

7 .

З а к р е п л е н и е . Упражнение

в

склонении

прилагательных

во

множественном числе и определении падежей.

Работа с текстом

1)

В

глухих

сосновых

лесах

живут,

зимуют

глухари.

2)

Они

кормятся

смолистою хвоей молоденьких сосен. 3) Большими дружными стаями всю зиму

живут

тетерева.

4)

Смело

бродят

по

лесным

полянам

лоси.

5)

Далеко

от

проезжих дорог скрыто волчье логово. 6) В густых еловых местах строят свои

берлоги медведи.

-

Сегодня

весь

урок

мы

собирали

снежинки.

Да

и

какая

зима

без

снега,

снежинок.

Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. Кружатся, порхают в воздухе и

падают на землю – одна красивее другой!

-

К

вам

на

парты

тоже

легли

снежинки,

но

это

необычные

снежинки,

а

волшебные.

На

них

для

вас

написано

задание,

которое

будете

выполнять

самостоятельно, записывая его в тетрадь.

Работа в группах

Согласуй данные в скобках прилагательные с существительными, обозначь

падеж, выдели окончания.

1. Наступила зима с ( трескучий) морозами, с ( глубокий) сугробами. Обрядила

волшебница сосны и ели в ( тяжелый, снеговой) шубы. До самых бровей

нахлобучила им ( белоснежный) шапки.

2.

Дополните

предложения

подходящими

по

смыслу

прилагательными,

определите их падеж.

Засыпаны снегом…….осины и … берёзки. Трещат от … морозов стволы

испуганных деревьев. В … сумерках их … ветви похожи на … причудливые

кружева.

Слова для справок: сильных, стройные, зимних, тонкие, красивые, гибкие

3.

Спиши, подбирая по смыслу имена прилагательные, поставив их в нужном

падеже, выдели окончания, укажи падеж:

7

Стоит …. ая зима.

Сосны и ели надели …ые шубки.

Лес утонул в …их сугробах.

4. Засыпав бел.. .. тропинки,(-ые)

Стирая свеж.. .. следы, (-ие)

На землю тих.. .. снежинки(-ие)

Ложатся блестками слюды

5. В зимнем лесу много звериных

и птичьих

следов. В мягких

осиновых

стволах устраивают тёплые постели белки. Под мощными корнями могучих

дубов маленькие мышки находят себе пищу.

6 .

-

Прочитайте

текст,

найдите

словосочетания

прилагательных

существительными.

Снег

Великолепен был вид зимней природы. Кусты, деревья опушились блестящим

инеем.

Лучи

солнца

осыпали

холодным

блеском

всю

местность.

Стояли

короткие

зимние

дни.

Вдруг

надвинулась

пухлая

белая

туча.

Большими

хлопьями стал падать снег. Наступали зимние сумерки. Небо сыпало снежный

пух.

8 Итог урока

– Наш урок подошёл к концу.

1. Как изменяются прилагательные во множественном числе?

(Прилагательные во множественном числе изменяются по падежам.)

2

. Как не изменяются имена прилагательные множественного числа?

(Не изменяются по родам.)

3. Как определить падеж прилагательного во множественном числе?

1 шаг - найти существительное, связанное с именем прилагательным.

2 шаг - определить падеж у имени существительного.

3 шаг - по падежу существительного определить падеж прилагательного.

8

9. Рефлексия.

На полях нарисовать круг, раскрасьте его в соответствующий цвет. На доске

запись:

Жёлтый – мне всё понятно.

Синий – всё понял, могу помочь товарищу.

Красный – мне ещё нужна помощь.

10. домашнее задание

9



В раздел образования