Технология продуктивного обучения через использование фреймовых опор.
Автор: Кучукбаева Раушания Рафаэлевна Должность: учитель истории Учебное заведение: МБОУ "Бардымская СОШ №2" Населённый пункт: село Барда Пермский край Наименование материала: педпроект Тема: Технология продуктивного обучения через использование фреймовых опор. Раздел: среднее образование
использование фреймовых опор.
Традиционные формы обучения истории устарели. Последние годы
ознаменовались
активным
поиском
и
широким
использованием
новых
технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения
истории.
Современная реформа образования диктует учителю необходимость в
первую
очередь
подготовить
обучаемого
к
Единому
Государственному
экзамену (ЕГЭ). Однако эта подготовка сводится к зазубриванию значимых
дат,
понятий,
событий.
В
результате,
обучаемый
получает
обрывочный
сухой материал, логически не связанный с сутью исторического процесса.
Таким образом, теряется сам смысл истории.
Одна из технологий, позволяющих повысить эффективность обучения
истории
–
технология
продуктивного
обучения
через
использование
фр е й мо в ы х
о п о р .
Фр е й мо ва я
схе ма
п р ед п ола га е т
н а л и ч и е
визуализированной
жесткой
каркасной
структуры,
накладываемой
на
множество исторических тем и являющейся средством структурирования
учебного материала. Также ФГОС второго поколения ставит требование
формирования
универсальных
учебных
действий.
В
связи
с
этим,
фреймовые
опоры
могут
быть
использованы
механизмом
для
формирования
УУД
на
уроках
истории.
В
приложении
прилагаются
примеры универсальных фреймовых опор.
Современное занятие по истории должно быть методически построено
так, чтобы учебный материал воспринимался учащимися не как статическая
мертвая информация для запоминания и точного воспроизведения, а как
средство развития мышления. Главная цель педагога – научить учащихся
мыслить логически, понимать, анализировать и представлять исторические
события.
Наряду
с
традиционным
преподаванием
истории
всё
большую
популярность среди учителей и методистов приобретает проблемный и
деятельностный подход. В процессе решения проблемы ученик выполняет
определенный масштаб действий, изучает необходимый объем материала;
тем самым достигаются не только образовательные, но и развивающие цели
обучения.
Соответственно
при
проблемном
построении
курса,
ориентированного
на
продуктивную
деятельность
учащихся
изменяется
структура
учебного
процесса.
На
наш
взгляд
использование
средств
образности делает организацию урока существенно более эффективной.
Цели и задачи проекта.
Цель: сформировать творческие и интеллектуальные способности обучаемых
через фреймовые опоры и образность в истории.
Задачи:
1.
сформировать
живой
интерес
обучаемых
к
истории
как
науке,
к
историческому
процессу
как
объективной
реальности
логически
связанных событий;
2.
разработать систему фреймов и символов как средств, обеспечивающих
понимание исторических процессов;
3.
представление
эпохи
через
визитную
карточку,
символически
отображающую особенности данного исторического периода;
4.
схематизация исторического материала как метод структурирования;
5.
ориентация
на
получение
творческих
образовательных
продуктов
обучающихся как условие творческого, интеллектуального и личностного
развития обучающихся.
Направления работы по проекту.
-сбор и изучение теоретического материала по теме проекта;
-систематизация имеющегося педагогического опыта по данной технологии;!
-накопление и систематизация творческих образовательных продуктов
обучающихся;
-разработка продуктов профессиональной деятельности педагогов
(тематическое планирование раздела, методические рекомендации,
методические разработки, КИМы и др.).
Основное содержание проекта.
В курсе отечественной истории идет параллельное изучение тем в 9 и 11
классе
(по I
и II
концентру).
Такое
совпадение
даёт
возможность
использовать
совместную
работу
учащихся
двух
параллелей,
используя
продуктивную технологию через фреймовые опоры.
Проект охватывает изучение главы «Великая Отечественная война. 1941-
1945 г.». Девятиклассникам будет предложено в ходе изучения главы создать
визитную карточку эпохи, используя фреймовые опоры и изобразительные
2
навыки.
После изучения отдельных сражений учащиеся создают макеты,
отображающие расстановку участников битвы, ее ход и тактику. На уроках
учащиеся
презентуют
продукты
своей
образовательной
деятельности,
комментируют работы одноклассников и дают им оценку.
Учащиеся 11 классов по этой же теме составляют тесты проверочных и
контрольных работ для 9 класса, используя наработанный опыт фреймовых
опор. Дальнейшая работа может быть направлена на совместную творческую
работу 9 и 11 классов. Она включает в себя:
1.
Проведение выставки визитных карточек эпохи, созданных учениками 9-х
классов. Оценивание работ учащихся проводят старшеклассники.
2.
Выполнение
проверочных
и
контрольных
тестов
девятиклассников,
составленных учащимися 11-х классов.
3.
Создание,
учащимися
11-х
классов
на
уроках
информатики,
мультимедийных проектов по теме «Великая Отечественная война. 1941-
1945 г.» и подтемам «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Курская
битва», «Героическая оборона Ленинграда», «Партизанское и подпольное
движение».
Созданные
слайды
проходят
апробацию
на
уроках
в
9-х
классах.
4.
Учащиеся 11-х классов участвуют в разработке программы внеклассного
мероприятия
по
теме
«Великая
Отечественная
война»
в
форме
интеллектуального марафона для 9-х классов. Совместно с
учителем
старшеклассники проводят этот марафон, выбирают жюри из учащихся,
педагогов и родителей.
5.
Проведение недели истории в школе: выставка визитных карточек эпох,
интеллектуальный марафон в 9-х классах подготовленный учащимися 11-х
классов, конкурс мультимедийных проектов по истории.
Партнеры для осуществления проекта.
1)
Администрация школы;
2)
учителя информатики;
3)
учитель ИЗО;
4)
родители учащихся 9,11 классов
5)
школьная и районная библиотеки
6)
Совет ветеранов
3
Целевая группа проекта
Данный проект разрабатывается для учащихся 9 и 11 классов.
Участники проекта
Количество
участников
9-е классы
48
11-е классы
40
Этапы проектной деятельности
Этап
Действия
Результат
Участники
Предподготов
ительный
этап
(сама
разработка
проекта)
Рассмотрение актуальности
проекта, согласование с
администрацией, научным
руководителем школы,
обсуждение содержания
деятельности в рамках
данного проекта.
Утверждение проекта на
научно-методическом совете
школы.
Сформировать
представление
о разработке
проекта, его
основные цели
и задачи.
Руководитель
проекта,
научный
руководитель,
администрация
школы.
Подготовител
ьный этап
(февраль)
Разработка плана по
реализации проекта.
Сформировать
представление
о целях,
задачах,
пользе проекта
Учителя
истории
Ознакомить с проектом
учащихся, вызвать интерес у
ребят.
Представление
учащимися о
предстоящей
работе в
рамках
проекта.
Учащиеся 9, 11
классов
Создание инициативной
группы учащихся
Деятельность
инициативной
группы
Инициативная
группа
Основной
этап
(март, апрель)
Работа на уроках, проведение
недели истории
Интеллектуаль
ный марафон,
конкурс
визитных
карточек эпох,
конкурс
мультимедийн
Все группы
участников
4
ых
презентаций
Заключитель
ный этап
(апрель)
Видеоотчёт по итогам
проекта, составление
сборника ученических
творческих работ
Ярмарка –
выставка
творческих
работ
учащихся,
презентация
проекта
Все группы
участников
Календарный план реализации проекта.
Содержание
деятельности
Ответственные
Целевые
группы
Сроки
Изготовление учащимися
визитных карточек по
Отечественной войне
Руководители,
при участии
учителя ИЗО
9-е
классы
1-15
март
Составление учащимися на
основе фреймовых опор
проверочных работ по теме
«Великая Отечественная
война»
Руководители
11-е
классы
1-15
март
Разработка интеллектуального
марафона по теме «Великая
Отечественная война»
Руководители
11-е
классы
15-20
март
Создание слайдов в программе
PowerPoint по теме «Великая
Отечественная война»
Руководители,
при участии
учителя
информатики
11-е
классы
15-20
март
Конкурс-выставка визитных
карточек «Великая
Отечественная война»
Руководители
9-11-е
классы
5 апрель
Просмотр мультимедийных
презентаций на уроках 9-х
классах, приготовленных
старшеклассниками
Руководители
9-11-е
классы
7 апрель
5
Проведение проверочной
работы в 9-х классах,
составленной
старшеклассниками
Руководители
9-11-е
классы
11 апрель
Проведение
интеллектуального марафона
по теме «Великая
Отечественная война»
Руководители
9-11-е
классы
18 апрель
Ожидаемые результаты и механизмы измерения результатов.
Ожидаемые результаты
Механизмы измерения результатов,
индикаторы
Приобретение новых знаний,
умений и навыков работы с
фреймовыми опорами, визитными
карточками эпох, схемами,
компьютерными программами.
Выполнение работ по созданию и
использованию фреймовых опор,
визитных карточек эпох, схем,
компьютерных программ.
Развитие творческой активности
учащихся в использовании
технологии продуктивного
обучения.
Презентация творческих продуктов
учащихся.
Выявление лидеров инициативной
группы.
Анкетирование, тренинги, анализ и
мониторинг работы инициативной
группы.
Новая форма восприятия
исторического материала.
Проведение мероприятия внеурочной
деятельности: интеллектуального
марафона по теме «Великая
Отечественная война»
Формирование представления
учащихся об изучаемой эпохе.
Тестирование, анализ творческих работ
учащихся.
Повышение качества обучения
Контрольные и проверочные работы,
итоговые оценки (по четвертям и
полугодию), качественный результат
ЕГЭ, ГИА
Сборник методических
рекомендаций по использованию
фреймовых опор и образности в
курсе истории
Публикация методических
рекомендаций на сайте школы, РУО, в
периодической печати, научно-
методических сборниках.
Выступления на ШМО, РМО, на
6
научно-практических конференциях.
Профессионально-личностное
развитие педагога
Трансляция опыта работы в
организации уроков с использованием
символов, наглядности и фреймовых
опор.
Риски и затруднения, которые могут возникнуть при осуществлении
проекта.
1.
Несвоевременная подготовка участников целевых групп.
2.
Трудности в реализации проекта в связи с болезнями учителей и
участников целевых групп.
3.
Наличие праздничных выходных дней.
4.
Незапланированные школьные мероприятия
Ресурсное обеспечение
№
Статья расходов
Всего средств
Собственные
средства
1
Грамоты,
благодарственные
письма
300 р.
300 р.
2
Поощрительные призы
1200 р.
1200 р.
3
CD-R (RW)
200 р.
200 р.
Итого
1700 р.
1700р.
Литература
В основу реализации проекта положены идеи, отраженные в работах:
1.
С.А. Фомин. Разработки блочного обобщения. – М.: Вентана-Граф, 2007;
2.
В.В. Кириллов, Л.И. Зверева, А.Е. Тувельман. История в схемах. – М.:
Изд-во Эксмо, 2004;
3.
Р.В. Гурин. Фреймовые опоры. – М.: НИИ школьных технологий, 2007.
7
Приложение
Примеры
схем-фреймов ,
позволяющих
структурировать
исторический материал для усвоения, а также грамотно воспроизводить
исторические события и факты.
I.
Изложение исторического события.
А)
Б)
1.
Уяснение
сущности
историческо
го факта
(события)
2.
Выяснение
причины
его
происхожде
ния
3. Уяснение
процесса
взаимодействия
исторического
факта с
окружающей
действительнос
тью
4.
Определение
значения факта
(события)
для
времени
его
свершени
я
для
современн
ости
Д
ИИ
Основной блок
информации –
стержень
Блоки дополнительного материала:
Д – сведения из официальных исторических
источников
ИИ – сведения из исторических источников
Обозначения
8
В)
II. Схема-фрейм пятиэтапного алгоритма изучения личности.
1. Причины
2. Повод
3. Цели
4. Задачи
5. Этапы
6. Периоды
7. Итоги
8. Значение
9. Оценка
ИИ
ИИ
ИИ
ИИ
ИИ
ИИ
ИИ
ИИ
Основные блоки
1
. Запоминание
фамилии, имени
личности
2.
Ознакомление с
этапами, периодами
и содержанием
деятельности
личности
3
. Усвоение идейно-
теоретических
(политических,
религиозных и т.д.)
платформ изучаемой
личности
4. Осмысление того, чьи интересы
на том или ином этапе данная
личность выражала
5. Изучение оценок личности ее
современными историками
(политологами и т.д.)
9
III. Изучения исторических личностей в виде фрейма матричного типа
Истори-
ческая
личность
Годы
жизни и
правления
Этапы
деятельности Взгляды
Идеи
Решаемые
проблемы
Историческое
значение дан-
ной личности
IV. Схема-фрейм изучения персоналий
А)
Б)
Исторические личности и их деятельность
Век
Россия
Что сделали для страны,
государства
Европа
Что сделали для
страны, государства
Х
Владимир I
Принятие христианства
XI
XII
XIII
XIV
XV
Иван III
Освобождение Руси от ига.
Открыл (а)
Считал (а)
Разработал ( а)
Продолжил а)
Опроверг (а)
Доказал (а) утверждение
Высказал (а)
предположение
Опирался (ась) на …
Являлся (ась) сторонником
фамилии, имена
персоналий
10
Создание Российского
централизованного
государства
XVI
XVII
XVIII
Петр I
Создание Российской
империи
XIX
Александр II
Отмена крепостного права
XX
XXI
В)
Оценка правящей элиты России в XX в.
Качества
Личности
Николай II
Ленин
Сталин
Хрущев
Брежнев
Горбачев
Ельцин
Сильный характер
Стремление к истине
Привязанность к идее
Умение предвидеть дальнейший ход
событий
Риск
Импровизация, порыв, страсть, эмоции
Нетерпеливость, безапелляционность
Русское «авось»
Рейтинг личности (1-5 баллов)
V. Схема-фрейм изучения исторического источника