Автор: Формаленко Анна Викторовна
Должность: учитель- дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Красноярский край,город Ачинск
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Щедрые дары Осени
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
Старшая группа для детей с нарушением зрения
«Щедрые дары Осени»
Задачи:
- учить детей находить овощи заданного цвета (оттенка) в окружающем
пространстве;
- развивать зрительные функции различения, фиксации при обучении
рассматриванию картины, пониманию заслонённости одного предмета
другим;
-закреплять знания о дарах осени - овощах;
-развивать зрительно- моторную координацию;
-продолжать воспитывать интерес к применению знаний в продуктивной
деятельности.
Словарная работа: морковь, редис, капуста, свёкла, помидор, лук, огурец,
кабачок, тыква, перец, картофель; действия людей: выращивать, ухаживать,
собирать, консервировать, варить.
Материал:
муляжи овощей; черные и цветные силуэты овощей разной
величины;
цветной
мешочек;
цветные
карточки;
лабиринты;
карточки
с
заслонными изображениями овощей, карандаши, альбомные листы.
Предварительная
работа:
рассматривание
овощей
и
фруктов
в
уголке
природы, соотнесение их с изображением на картинке; рассказывание об
овощах по алгоритму; чтение произведений, где упоминаются овощи.
Ход занятия
Организационный момент.
Дидактическая
игра
«Чудесный
мешочек».
В
мешочке
лежат
муляжи
морковь, редис, капуста, свёкла, помидор, лук, огурец, кабачок, тыква, перец,
картофель. Ребёнок ощупывает овощ в мешочке, называет его, перечисляет
качества, определяемые на ощупь. - Это картошка. Она круглая (овальная),
гладкая, твёрдая, большая. - Что из картофеля можно приготовить? (сварить
суп, пюре, пожарить). Игра повторяется, пока все овощи не окажутся на
столе.
Как одним словом можно назвать дары осени, которые лежат перед нами?
(овощи).
- Как люди используют для себя эти овощи в пищу? (ответы детей должны
быть полные и развернутые).
Пальчиковая гимнастика:
С
базара
однажды
хозяйка
пришла…
С
базара
однажды
хозяйка
пришла, («шагаем» средним и указательным пальцем по столу) С базара
хозяйка домой принесла: (по очереди загибаем на руках пальцы) Капусту,
Картошку, Морковку Свеклу, Петрушку и горох. Ох!.. (хлопок в ладоши)
- Овощи спор завели на столе (пальцы на обеих руках сжимаем в кулаки и
потом разжимаем) Кто лучше, нужней и вкусней на земле: (загибаем пальцы
на руках по-очереди) Капуста? Картошка? Морковка? Свекла? Петрушка или
горох? Ох!..(хлопок в ладоши)
-Тем
временем
ножик
хозяйка
взяла (ладонь
раскрываем,
другую
ладонь
ставим
ребром
и
делаем
режущие
движения)
И
этим
ножом
крошить
начала: (загибаем пальцы на руках по-очереди) Капусту, Картошку, Морковку,
Свеклу, Петрушку и горох. Ох!..(хлопок в ладоши)
- Крышкой накрытые в душном горшке (раскрываем ладонь и накрываем
другую руку, которая в это время сжата в кулак) В крутом кипятке кипели,
кипели: (по-очереди
загибаем
пальцы
на
руках)
Капуста,
Картошка,
Морковка, Свекла, Петрушка и горох. Ох!...(хлопаем в ладоши)
Супчик
овощной
оказался
неплох! (гладим
себя
по
животу
ладошкой)
Дидактическое упражнение «Подбери к силуэтному изображению цветное».
Каждому ребенку дается цветная карточка, и он подбирает муляж овощей в
соответствии с цветной карточкой и своим силуэтным изображением овоща.
Дидактическая
игра
«Найди
и
не
ошибись».
Детям
раздаются
индивидуальные
листы
с
зашумленным
изображением
овощей,
ребенок
должен увидеть изображение овоща и закрасить его.
Зрительная гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять. Дети выполняют круговые движения глазами
Будем овощи искать. Посмотреть вверх – вниз.
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий. Посмотреть влево, вправо
Там редиска, там салат –
Наша грядка просто клад! Быстро поморгать.
Ребята, а вы знаете, что у каждого овоща есть семена, при помощи которых
они появляются. Рассматривание картин – Помидор, огурец, тыква, горох. А
давайте найдем каждому овощу его семечко (детям раздаются лабиринты
«Плод и семечко»).
Физкультурная минутка «Обед на грядке»
Спрятались на грядке ловко
Репка, свекла и морковка. (присесть, прикрыть глаза руками)
За ботву потянем,
Из земли достанем. (встали, руками снизу вверх имитируем движения
«дергаем морковку»)
Будет малышам обед:
Борщ, пюре и винегрет. (высокие прыжки с поворотами в разные стороны)
Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)
Дети овощи учили: (Прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)
Хрен, морковка и чеснок. (Хлопки в ладоши)
Дети в огород идут,
А там овощи растут,
Дети спинки наклоняют,
И горох они срывают.
- А сейчас ребята вы возьмете карандаши, альбомные листы и нарисуете
овощи, которые вам больше всего нравятся.
По окончанию работы совместное рассматривание детских работ и
оформление из них выставки.