Автор: Заландинова Мария Владимировна
Должность: инструктор пофизической культуре
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №169
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: использование подвижных игр народов Прибайкалья в физкультурно - оздоровительной работе в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
статья
Инструктора по физической культуре Заландиновой Марии Владимировны
17 марта 2020 года
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НАРОДОВ ПРИБАЙКАЛЬЯ В
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОшКОЛЬНИКАМИ
ВВЕДЕНИЕ
Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит
неизменных салочек, ловушек, пряток! Кто придумал эти игры? Когда они
возникли? На этот вопрос есть только один ответ: они созданы народом, так
же как сказки и песни.
Народные игры имеют давнюю историю, они сохранились и дошли до
наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение,
вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Народные игры оказывают большое внимание на воспитание ума,
характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют
ребёнка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному
творчеству. Так же игры являются универсальным средством формирования
взаимоотношений взрослых с ребёнком и детей между собой. Способствуют
развитию навыков общения, пространственной ориентировки, речи,
расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
Народные игры включают в единое действие и детей, и взрослых, они
классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. В них много
юмора, шуток, соревновательного задора. В детском саду используются
народные игры на музыкальных и физкультурных занятиях, прогулках, при
проведении народных праздников .
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных
чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически
укрепляют ребёнка. Через игру воспитывается чувство ответственности
перед коллективом, умение действовать в команде.
Классификация народных подвижных игр:
- По возрасту (для детей младшего, среднего и старшего дошкольного
возраста). Различают игры по содержанию, тематике и организации.
Народные подвижные игры имеют правила. Народные подвижные игры
различаются по двигательному содержанию (игры с бегом, игры с прыжками,
метание и т.д.). Некоторые из них можно проводить как в теплое, так и в
холодное время года.
По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и
бессюжетные.
Особую группу составляют игры-хороводы – это маленькие
театрализованные представления, где Вы как будто переноситесь в иной мир,
становитесь царевичем и царевной, серым зайкой или злым волком.
По динамическим характеристикам различаются игры большой и малой
подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на
ограниченной площадке.
Выбор игры
Подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего к программе
воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен 2
с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного
возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных
задач.
Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный
эффект. Поэтому не следует выбирать среди них такие, которые содержат
незнакомые движения, чтобы не задерживать детей.
Двигательное содержание игр должно сочетаться с условиями
проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или
вдали не удастся как следует провести в помещении. Важно также учитывать
погодные условия. Для зимней прогулки, например, подойдут динамичные
игры.
Регламентируем выбор игры и её место в режиме дня. Игры более
динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей
предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и
однообразным положением тела.
На второй прогулке можно проводить разные по двигательной
характеристике игры, но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не
следует разучивать новые.
Создание интереса к игре
Во всех возрастных группах во время игры надо поддерживать интерес
детей к ней. Особенно важно создать его в самом начале, чтобы придать
целенаправленность игровым действиям. Приёмы создания интереса тесно
примыкают к приёмам сбора детей. Иногда это одно и то же. Можно,
например, задать детям интригующий вопрос: «Хотите быть лётчиками?
Бегите на аэродром!..»
Огромные эффект имеет использование атрибутов. Например,
воспитательница надевает маску-шапочку: «Смотрите, дети, какой большой
косолапый мишка пришёл к вам играть!» - или «Сейчас я кому-нибудь
надену шапочку, и у нас будет зайчик… Ловите его! Или «Угадайте, кто
прячется за моей спиной?» - говорит воспитательница, манипулируя
звучащей игрушкой.
В старших группах приёмы создания интереса используются главным
образом при разучивании. Это могут быть стихи, песенки, загадки (в том
числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или
значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.
Объяснение игры
Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и
эмоциональным. Все средства выразительности – интонация голоса, мимика,
жесты, а в сюжетных играх и имитация – должны найти целесообразное
применение в объяснениях, для того чтобы выделить главное, создать
атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям.
Таким образом, объяснение игры – это и инструкция, и момент создания
игровой ситуации. Содержание объяснения зависит от возраста,
подготовленности детей и вида игры.3
Для детей младшего возраста объяснение ведётся поэтапно, т.е. в ходе
игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа.
Например, игра «Самолёты». Сидят на скамейке лётчики, ждут команды,
чтобы отправиться в полёт. Вот приходит командир – воспитательница
надевает фуражку: - готовьтесь к полёту! Или игра «Воробушки и кот»:
«Лежит на лавочке кот, греется на солнышке. Очень хочется ему поймать
какую-нибудь птичку. А в это время воробушки расправили крылышки и
полетели искать зёрнышки…»
Представительное объяснение игры для старших дошкольников
происходит с учётом возросших психологических возможностей детей. Это
учит их планировать свои действия. Принципиально важно является
последовательность объяснения, аналогичная арифметической задаче:
сначала условие, потом вопрос. На практике, к сожалению, распространена
такая ошибка: воспитатель сначала назначает ребёнка на главную роль, и
когда он начинает объяснять правила, дети уже теряют интерес, и игра не
удаётся. То же самое получается, когда перед объяснением правил детям
раздают атрибуты.
Нужно использовать следующую последовательность объяснения:
назвать игру и её замысел, предельно кратко изложить содержание,
подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли,
раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые
действия. Специально разучивать слова при объяснении не следует – дети
естественно запомнят их в ходе игры.
Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с
ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий воспитателя
сохраняется.
Распределение ролей в игре
Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль – всегда
соблазн. Поэтому при распределении ролей могут случится различные
конфликты.
Распределение ролей следует использовать в воспитательных целях.
Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение со
стороны воспитателя, который доверяет им выполнить важное поручение.
Назначение на главную роль – наиболее распространённый приём. Выбор
воспитателя должен быть обязательно мотивирован. Например: «Дети, пусть
первым ловишкой будет Алёша – у него сегодня день рождения. Это наш ему
подарок. Согласны?» или «Маша первая услышала зазывалочку и быстро
прибежала. Она будет затейница…» или «Ульяночка загадала лучшую
загадку про нашу игру. Пусть она назначит лису…»
Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Они
предупреждают конфликты: на кого выпало последнее слово, тот и будет
водить. По-настоящему считалочки понятны старшим детям: за рукой
считающего ревниво следят все. Поэтому делить слова на части нельзя.
Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле.
Распределить роли можно при помощи «волшебной палочки»,
всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др.), при помощи перехваток
и т.д.4
Руководство ходом игры
В целом контроль за ходом игры направлены на выполнение её
программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и
приёмов.
Педагогу необходимо следить за движениями дошкольников: поощрять
удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать
личным примером.
То же самое касается правил. Охваченные радостным настроением или
образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо
упрекать их за это, а тем более исключать из игры. Лучше похвалить того,
кто действовал правильно.
Повторение и продолжительность игр для каждого возраста
регламентированы программой, но воспитатель должен уметь оценивать и
реальную ситуацию. Если дети во время бега покашливают, значит, они
устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на
другую, более спокойную игру.
Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. С
детьми младшего возраста обязательно непосредственное участие педагога,
который чаще всего сам выполняет главную роль: в знакомых играх
исполнение главной роли поручается детям. Руководство детьми старшего
возраста непосредственное. Но иногда воспитатель участвует в игре, если,
например, по условиям игры требуется определенное число играющих.
Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным.
Малышей надо обязательно похвалить.
Варьирование и усложнение подвижных игр
Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления
детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение
делает хорошо знакомые игры более интересными. Варьируя игру, нельзя
менять замысел и композицию игры, но можно:
Увеличить количество повторений и общую продолжительность игры;
Усложнить двигательное содержание («воробушки» из домика не
выбегают, а выпрыгивают);
Изменить размещение играющих на площадке (ловишка находится не
сбоку, а в середине площадки);
Сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный);
Провести игру в нестандартных условиях 9по песку бежать труднее; в
лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватить ствол дерева
руками и ногами);
Усложнить правила (в старшей группе можно выручать пойманных,
увеличить число ловишек и т.п.).
Задачи, решаемые при проведении подвижных игр:
В формировании разносторонне развитой личности ребёнка подвижным
играм отводится важнейшее место. Опираясь на общие цели физического
воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые при 5
проведении подвижных игр. К ним оздоровительные, воспитательные,
образовательные.
Оздоровительные задачи подвижных игр. При правильной организации
занятий с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности,
занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост,
развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на
формирование правильной осанки у детей, а также повышают
функциональную деятельность организма.
Воспитательные задачи подвижных игр. Подвижные игры в большой
степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости,
силы, выносливости, гибкости, и что немаловажно, эти физические качества
развиваются в комплексе.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры
построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые,
зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками,
задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших
расстояний в кратчайшее время.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие
проявления умеренных по нагрузке, кратковренных скоростно-силовых
напряжений. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с
частым изменением направления движений.
Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может
активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности,
мужества и упорства для достижения цели.
Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников,
как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В
зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной
игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей;
так дети приучаются к деятельности в коллективе.
Кроме того, занятия играми вырабатывает координированные,
экономичные и согласованные движения; игроки приобретают умения
быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять
разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия
и настойчивость, что важно в жизни.
Образовательные задачи подвижных игр. Игра оказывает большое
воздействие на формирование личности: это такая сознательная
деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать,
сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют
развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в
повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также
в гимнастике, спорте и туризме.
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо
решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет
эффективным средством разностороннего физического воспитания детей. 6
Таким образом, подвижная игра – независимое средство пополнения
ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития
мышления, ценных морально-волевых и физических качеств. Однако следует
помнить, что при проведении подвижных игр в силу их специфики, прежде
всего, решаются задачи собственного физического воспитания.
Основная задача подвижных игр - укреплять здоровье занимающихся,
способствовать их правильному физическому развитию; содействовать
овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и
совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание
движения и новых возможностей
тела.