Напоминание

использование подвижных игр народов Прибайкалья в физкультурно - оздоровительной работе в ДОУ


Автор: Заландинова Мария Владимировна
Должность: инструктор пофизической культуре
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №169
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: использование подвижных игр народов Прибайкалья в физкультурно - оздоровительной работе в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




статья

Инструктора по физической культуре Заландиновой Марии Владимировны

17 марта 2020 года

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НАРОДОВ ПРИБАЙКАЛЬЯ В

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОшКОЛЬНИКАМИ

ВВЕДЕНИЕ

Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит

неизменных салочек, ловушек, пряток! Кто придумал эти игры? Когда они

возникли? На этот вопрос есть только один ответ: они созданы народом, так

же как сказки и песни.

Народные игры имеют давнюю историю, они сохранились и дошли до

наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение,

вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Народные игры оказывают большое внимание на воспитание ума,

характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют

ребёнка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному

творчеству. Так же игры являются универсальным средством формирования

взаимоотношений взрослых с ребёнком и детей между собой. Способствуют

развитию навыков общения, пространственной ориентировки, речи,

расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

Народные игры включают в единое действие и детей, и взрослых, они

классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. В них много

юмора, шуток, соревновательного задора. В детском саду используются

народные игры на музыкальных и физкультурных занятиях, прогулках, при

проведении народных праздников .

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных

чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически

укрепляют ребёнка. Через игру воспитывается чувство ответственности

перед коллективом, умение действовать в команде.

Классификация народных подвижных игр:

- По возрасту (для детей младшего, среднего и старшего дошкольного

возраста). Различают игры по содержанию, тематике и организации.

Народные подвижные игры имеют правила. Народные подвижные игры

различаются по двигательному содержанию (игры с бегом, игры с прыжками,

метание и т.д.). Некоторые из них можно проводить как в теплое, так и в

холодное время года.

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и

бессюжетные.

Особую группу составляют игры-хороводы – это маленькие

театрализованные представления, где Вы как будто переноситесь в иной мир,

становитесь царевичем и царевной, серым зайкой или злым волком.

По динамическим характеристикам различаются игры большой и малой

подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на

ограниченной площадке.

Выбор игры

Подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего к программе

воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен 2

с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного

возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных

задач.

Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный

эффект. Поэтому не следует выбирать среди них такие, которые содержат

незнакомые движения, чтобы не задерживать детей.

Двигательное содержание игр должно сочетаться с условиями

проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или

вдали не удастся как следует провести в помещении. Важно также учитывать

погодные условия. Для зимней прогулки, например, подойдут динамичные

игры.

Регламентируем выбор игры и её место в режиме дня. Игры более

динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей

предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и

однообразным положением тела.

На второй прогулке можно проводить разные по двигательной

характеристике игры, но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не

следует разучивать новые.

Создание интереса к игре

Во всех возрастных группах во время игры надо поддерживать интерес

детей к ней. Особенно важно создать его в самом начале, чтобы придать

целенаправленность игровым действиям. Приёмы создания интереса тесно

примыкают к приёмам сбора детей. Иногда это одно и то же. Можно,

например, задать детям интригующий вопрос: «Хотите быть лётчиками?

Бегите на аэродром!..»

Огромные эффект имеет использование атрибутов. Например,

воспитательница надевает маску-шапочку: «Смотрите, дети, какой большой

косолапый мишка пришёл к вам играть!» - или «Сейчас я кому-нибудь

надену шапочку, и у нас будет зайчик… Ловите его! Или «Угадайте, кто

прячется за моей спиной?» - говорит воспитательница, манипулируя

звучащей игрушкой.

В старших группах приёмы создания интереса используются главным

образом при разучивании. Это могут быть стихи, песенки, загадки (в том

числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или

значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

Объяснение игры

Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и

эмоциональным. Все средства выразительности – интонация голоса, мимика,

жесты, а в сюжетных играх и имитация – должны найти целесообразное

применение в объяснениях, для того чтобы выделить главное, создать

атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям.

Таким образом, объяснение игры – это и инструкция, и момент создания

игровой ситуации. Содержание объяснения зависит от возраста,

подготовленности детей и вида игры.3

Для детей младшего возраста объяснение ведётся поэтапно, т.е. в ходе

игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа.

Например, игра «Самолёты». Сидят на скамейке лётчики, ждут команды,

чтобы отправиться в полёт. Вот приходит командир – воспитательница

надевает фуражку: - готовьтесь к полёту! Или игра «Воробушки и кот»:

«Лежит на лавочке кот, греется на солнышке. Очень хочется ему поймать

какую-нибудь птичку. А в это время воробушки расправили крылышки и

полетели искать зёрнышки…»

Представительное объяснение игры для старших дошкольников

происходит с учётом возросших психологических возможностей детей. Это

учит их планировать свои действия. Принципиально важно является

последовательность объяснения, аналогичная арифметической задаче:

сначала условие, потом вопрос. На практике, к сожалению, распространена

такая ошибка: воспитатель сначала назначает ребёнка на главную роль, и

когда он начинает объяснять правила, дети уже теряют интерес, и игра не

удаётся. То же самое получается, когда перед объяснением правил детям

раздают атрибуты.

Нужно использовать следующую последовательность объяснения:

назвать игру и её замысел, предельно кратко изложить содержание,

подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли,

раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые

действия. Специально разучивать слова при объяснении не следует – дети

естественно запомнят их в ходе игры.

Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с

ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий воспитателя

сохраняется.

Распределение ролей в игре

Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль – всегда

соблазн. Поэтому при распределении ролей могут случится различные

конфликты.

Распределение ролей следует использовать в воспитательных целях.

Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение со

стороны воспитателя, который доверяет им выполнить важное поручение.

Назначение на главную роль – наиболее распространённый приём. Выбор

воспитателя должен быть обязательно мотивирован. Например: «Дети, пусть

первым ловишкой будет Алёша – у него сегодня день рождения. Это наш ему

подарок. Согласны?» или «Маша первая услышала зазывалочку и быстро

прибежала. Она будет затейница…» или «Ульяночка загадала лучшую

загадку про нашу игру. Пусть она назначит лису…»

Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Они

предупреждают конфликты: на кого выпало последнее слово, тот и будет

водить. По-настоящему считалочки понятны старшим детям: за рукой

считающего ревниво следят все. Поэтому делить слова на части нельзя.

Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле.

Распределить роли можно при помощи «волшебной палочки»,

всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др.), при помощи перехваток

и т.д.4

Руководство ходом игры

В целом контроль за ходом игры направлены на выполнение её

программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и

приёмов.

Педагогу необходимо следить за движениями дошкольников: поощрять

удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать

личным примером.

То же самое касается правил. Охваченные радостным настроением или

образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо

упрекать их за это, а тем более исключать из игры. Лучше похвалить того,

кто действовал правильно.

Повторение и продолжительность игр для каждого возраста

регламентированы программой, но воспитатель должен уметь оценивать и

реальную ситуацию. Если дети во время бега покашливают, значит, они

устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на

другую, более спокойную игру.

Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. С

детьми младшего возраста обязательно непосредственное участие педагога,

который чаще всего сам выполняет главную роль: в знакомых играх

исполнение главной роли поручается детям. Руководство детьми старшего

возраста непосредственное. Но иногда воспитатель участвует в игре, если,

например, по условиям игры требуется определенное число играющих.

Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным.

Малышей надо обязательно похвалить.

Варьирование и усложнение подвижных игр

Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления

детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение

делает хорошо знакомые игры более интересными. Варьируя игру, нельзя

менять замысел и композицию игры, но можно:

Увеличить количество повторений и общую продолжительность игры;

Усложнить двигательное содержание («воробушки» из домика не

выбегают, а выпрыгивают);

Изменить размещение играющих на площадке (ловишка находится не

сбоку, а в середине площадки);

Сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный);

Провести игру в нестандартных условиях 9по песку бежать труднее; в

лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватить ствол дерева

руками и ногами);

Усложнить правила (в старшей группе можно выручать пойманных,

увеличить число ловишек и т.п.).

Задачи, решаемые при проведении подвижных игр:

В формировании разносторонне развитой личности ребёнка подвижным

играм отводится важнейшее место. Опираясь на общие цели физического

воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые при 5

проведении подвижных игр. К ним оздоровительные, воспитательные,

образовательные.

Оздоровительные задачи подвижных игр. При правильной организации

занятий с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности,

занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост,

развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на

формирование правильной осанки у детей, а также повышают

функциональную деятельность организма.

Воспитательные задачи подвижных игр. Подвижные игры в большой

степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости,

силы, выносливости, гибкости, и что немаловажно, эти физические качества

развиваются в комплексе.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры

построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые,

зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками,

задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших

расстояний в кратчайшее время.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие

проявления умеренных по нагрузке, кратковренных скоростно-силовых

напряжений. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с

частым изменением направления движений.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может

активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности,

мужества и упорства для достижения цели.

Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников,

как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В

зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной

игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей;

так дети приучаются к деятельности в коллективе.

Кроме того, занятия играми вырабатывает координированные,

экономичные и согласованные движения; игроки приобретают умения

быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять

разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия

и настойчивость, что важно в жизни.

Образовательные задачи подвижных игр. Игра оказывает большое

воздействие на формирование личности: это такая сознательная

деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать,

сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют

развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в

повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также

в гимнастике, спорте и туризме.

Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо

решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет

эффективным средством разностороннего физического воспитания детей. 6

Таким образом, подвижная игра – независимое средство пополнения

ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития

мышления, ценных морально-волевых и физических качеств. Однако следует

помнить, что при проведении подвижных игр в силу их специфики, прежде

всего, решаются задачи собственного физического воспитания.

Основная задача подвижных игр - укреплять здоровье занимающихся,

способствовать их правильному физическому развитию; содействовать

овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и

совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание

движения и новых возможностей

тела.



В раздел образования