Авторы: Ермоленко Наталья Анатольевна, Касаткина Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ ДС №80
Населённый пункт: Самарская область городского округа г Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: Взаимосвязь театрализованной деятельности и художественной литературы
Раздел: дошкольное образование
Взаимосвязь театрализованной деятельности и художественной
литературы
В детском саду мы, воспитатели, знакомим детей с лучшими произведениями
художественной литературы и на этой основе решаем целый комплекс
взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Знакомясь с художественными произведениями, дети учатся сопереживать
героям, учатся следить за развитием сюжета, сопоставлять события, описанные в
произведении, с теми, что им приходится наблюдать в жизни. Также учатся
определять основных героев, высказывать свое отношение к ним (кто нравится, а
кто нет, почему), определять жанр произведения (стихотворение, сказка, рассказ),
учатся улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения,
сравнения). Мы уже знаем, что знакомство с художественным произведением не
должно ограничиваться только лишь его прочтением. Работа над
художественным произведением должна проходить через все виды деятельности
такие как: художественное творчество, коммуникация, конструирование,
социализация. И конечно же здесь большое значение имеет театрализованная
деятельность. Немного о театрализованной игре. Ведь театрализованная игра –
это такой вид деятельности, в котором происходит развитие личности ребенка, а
также он учится овладевать актерским мастерством. Здесь идет
интеллектуальное развитие, развитие речи (активизируется словарь,
совершенствуется звуковая культура), происходит развитие памяти, углубляются
чувства ребенка. ( Ведь одно дело когда ребенок просто прослушал
художественное произведение, и совсем другое дело когда во время
драматизации ребенок пропускает как бы через себя эмоции и переживания того
или иного героя . Театрализованная деятельность присутствует в нашей работе
ежедневно. Например, когда мы озвучиваем мотивацию к образовательным
видам деятельности (к нашим занятиям), когда хотим собрать внимание детей,
когда выполняем различные виды гимнастик. И конечно каждый из нас
(воспитателей) является актером. Ведь чем ярче, красочнее, живее речь педагога,
его действия, тем быстрее и охотнее дети откликаются на наши слова или
выполняют различные задания. Наши детки очень любят театрализованные
игры. Даже самые маленькие дети (первая младшая группа) с удовольствием
демонстрируют, как ходит косолапый мишка, как прыгают зайчики, как летают
гуси-лебеди и т.д. Ну а детки чуть постарше (вторая младшая, средняя группы) с
большим удовольствием наряжаются, надевают костюмы различных животных,
тем самым как бы перевоплощаясь в другой образ. Вернемся к художественной
литературе. Театрализованная деятельность здесь помогает лучше усвоить
художественное произведение, характер героев, литературный язык
произведения. Работу надо проводить с учетом возрастных особенностей детей.
В младших группах лучше проводить драматизацию не целого произведения, а
какого- либо отрывка. Хорошо использовать театральные этюды, связанные с
конкретным художественным произведением. Например русская народная сказка
«Морозко», здесь можно использовать следующие театральные этюды: «
Согреем ручки», «Ворчливая старуха». Еще пример «Сказка про глупого
мышонка», здесь можно делать упражнения на тембр голоса: споем как мышка-
мама, как тетя лошадь, как тетя свинка и т.д. Также в этом возрасте можно делать
театрализованные игры по потешкам, колыбельным. Во время исполнения
колыбельных сначала надо провести работу по интонационной выразительности,
а затем работу над передачей выразительного образа. Девочки могут надеть
косыночки, положить одну руку на другую и покачивать из стороны в сторону,
как бы укачивая малыша. С детьми постарше можно делать драматизацию всего
произведения. Но надо помнить, что здесь должна вестись постепенная и
постоянная работа. Прочитали произведение, разобрали сюжет, разобрали
героев, их характеры, можно поделать упражнения на тембр голоса, затем
поработать над передачей выразительности образа , используя различные
игровые упражнения. Вся эта работа проводится со всей группой детей. А,
например, в конце недели, как итог, ребят можно разделить: одни будут актерами,
другие зрителями. Здесь уже можно использовать различные элементы костюмов
героев, театральные маски, шапочки и т.д.
Список литературы:
1. Е. А. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера»,
Москва 2006г.
2. М. Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в деском саду»
ТЦ «Сфера», Москва 2007г.
3. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г