Напоминание

Взаимосвязь театрализованной деятельности и художественной литературы


Авторы: Ермоленко Наталья Анатольевна, Касаткина Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ ДС №80
Населённый пункт: Самарская область городского округа г Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: Взаимосвязь театрализованной деятельности и художественной литературы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимосвязь театрализованной деятельности и художественной

литературы

В детском саду мы, воспитатели, знакомим детей с лучшими произведениями

художественной литературы и на этой основе решаем целый комплекс

взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Знакомясь с художественными произведениями, дети учатся сопереживать

героям, учатся следить за развитием сюжета, сопоставлять события, описанные в

произведении, с теми, что им приходится наблюдать в жизни. Также учатся

определять основных героев, высказывать свое отношение к ним (кто нравится, а

кто нет, почему), определять жанр произведения (стихотворение, сказка, рассказ),

учатся улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения,

сравнения). Мы уже знаем, что знакомство с художественным произведением не

должно ограничиваться только лишь его прочтением. Работа над

художественным произведением должна проходить через все виды деятельности

такие как: художественное творчество, коммуникация, конструирование,

социализация. И конечно же здесь большое значение имеет театрализованная

деятельность. Немного о театрализованной игре. Ведь театрализованная игра –

это такой вид деятельности, в котором происходит развитие личности ребенка, а

также он учится овладевать актерским мастерством. Здесь идет

интеллектуальное развитие, развитие речи (активизируется словарь,

совершенствуется звуковая культура), происходит развитие памяти, углубляются

чувства ребенка. ( Ведь одно дело когда ребенок просто прослушал

художественное произведение, и совсем другое дело когда во время

драматизации ребенок пропускает как бы через себя эмоции и переживания того

или иного героя . Театрализованная деятельность присутствует в нашей работе

ежедневно. Например, когда мы озвучиваем мотивацию к образовательным

видам деятельности (к нашим занятиям), когда хотим собрать внимание детей,

когда выполняем различные виды гимнастик. И конечно каждый из нас

(воспитателей) является актером. Ведь чем ярче, красочнее, живее речь педагога,

его действия, тем быстрее и охотнее дети откликаются на наши слова или

выполняют различные задания. Наши детки очень любят театрализованные

игры. Даже самые маленькие дети (первая младшая группа) с удовольствием

демонстрируют, как ходит косолапый мишка, как прыгают зайчики, как летают

гуси-лебеди и т.д. Ну а детки чуть постарше (вторая младшая, средняя группы) с

большим удовольствием наряжаются, надевают костюмы различных животных,

тем самым как бы перевоплощаясь в другой образ. Вернемся к художественной

литературе. Театрализованная деятельность здесь помогает лучше усвоить

художественное произведение, характер героев, литературный язык

произведения. Работу надо проводить с учетом возрастных особенностей детей.

В младших группах лучше проводить драматизацию не целого произведения, а

какого- либо отрывка. Хорошо использовать театральные этюды, связанные с

конкретным художественным произведением. Например русская народная сказка

«Морозко», здесь можно использовать следующие театральные этюды: «

Согреем ручки», «Ворчливая старуха». Еще пример «Сказка про глупого

мышонка», здесь можно делать упражнения на тембр голоса: споем как мышка-

мама, как тетя лошадь, как тетя свинка и т.д. Также в этом возрасте можно делать

театрализованные игры по потешкам, колыбельным. Во время исполнения

колыбельных сначала надо провести работу по интонационной выразительности,

а затем работу над передачей выразительного образа. Девочки могут надеть

косыночки, положить одну руку на другую и покачивать из стороны в сторону,

как бы укачивая малыша. С детьми постарше можно делать драматизацию всего

произведения. Но надо помнить, что здесь должна вестись постепенная и

постоянная работа. Прочитали произведение, разобрали сюжет, разобрали

героев, их характеры, можно поделать упражнения на тембр голоса, затем

поработать над передачей выразительности образа , используя различные

игровые упражнения. Вся эта работа проводится со всей группой детей. А,

например, в конце недели, как итог, ребят можно разделить: одни будут актерами,

другие зрителями. Здесь уже можно использовать различные элементы костюмов

героев, театральные маски, шапочки и т.д.

Список литературы:

1. Е. А. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера»,

Москва 2006г.

2. М. Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в деском саду»

ТЦ «Сфера», Москва 2007г.

3. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г



В раздел образования