Напоминание

«Однозначные числа в русских пословицах».


Автор: Мотыль Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Томская СОШ"
Населённый пункт: Том Ижемский район Республика Коми
Наименование материала: Учебный исследовательский проект
Тема: «Однозначные числа в русских пословицах».
Раздел: начальное образование





Назад




Учебный

исследовательский

проект

«Однозначные

числа

в

русских

пословицах».

Тип проекта: исследовательский, межпредметный.

Время работы над проектом: 2 недели.

Форма работы: урочная, внеурочная.

Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.

Цель работы над проектом: познакомить с основами организации учебной

исследовательской деятельности.

Задачи работы над проектом:

-

Образовательные: учить работать с книгами, словарями; формировать

представление

об

отражении

чисел

в

малых

жанрах

устного

народного

творчества и в языковом сознании носителей языка.

-

Развивающие: развивать

творческую

и

познавательную

активность,

познавательные интересы, формировать навыки работы в группе, навыки

публичных выступлений.

-

Воспитательные: вовлечь каждого ученика в активный познавательный

процесс

творческого

характера;

воспитывать

навыки

самостоятельной

деятельности, чувства ответственности за порученное дело и взаимопомощи;

привлекать

родителей

к

активному

участию

в

школьной

жизни

детей;

укреплять связь семьи и школы.

Этапы работы над проектом.

Выбор темы.

Наш проект был предложен на классном часе. Тема классного часа «Когда

появились слова, обозначающие числа». В ходе классного часа подвела ребят

к тому, что некоторые числа имели особую значимость для народа, который

отразил понимание этой значимости, создав большое количество пословиц,

поговорок, содержащих эти числа.

Далее

предложила

вспомнить

пословицы,

в

которых

употребляются

однозначные числа.

Поставила

проблему:

«Как

вы

думаете,

какое

число

наиболее

часто

встречается в русских пословицах?» По таблице видно, что единого мнения

нет. Поэтому предложила провести небольшое исследование этой проблемы.

Сформулировали тему исследовательского проекта: «Однозначные числа в

русских пословицах».

Далее

вывели цель: установить какие

однозначные числа наиболее часто

встречаются в пословицах русского народа.

Потом

идёт

обсуждение

с

классом:

что

нужно

сделать,

чтобы

достичь

поставленной цели? В ходе обсуждения сформулировали задачи:

1.

Вспомнить

и

записать

как

можно

больше

пословиц,

в

которых

встречаются однозначные числа.

2.

Посчитать,

сколько

раз

каждое

число

встретилось

в

выписанных

пословицах.

3.

Обобщить собранный материал.

Так

же

на

этом

этапе

формулируется

объект

и

предмет

исследования.

Конечно,

детям

в

таком

возрасте

и

не

очень

понятны

такие

слова,

но

познакомить с ними нужно. Объект – это то, что мы исследуем, а предмет –

то

качество

объекта,

которое

нас

в

данном

исследовании

интересует.

Совместно с ребятами формулируем объект и предмет исследования: объект

русские

пословицы,

в

которых

имеются

однозначные

числа; предмет:

частота употребления однозначных чисел в русских пословицах.

Далее

выдвигается гипотеза: чаще всего в русских пословицах встречается

однозначное число 7.

Как же сделать так, чтобы количество проанализированных пословиц было

как можно больше? Конечно, нельзя ограничиваться только собственными

знаниями. Мы решили обратиться к взрослым, к книгам, к Интернету т. е

вывели методы исследования.

Работа по сбору материала проходила в виде домашнего задания. У каждого

была тетрадь, куда собиралась информация.

Потом

данные

оформили

в

виде

таблицы.

В

неё

были

внесены

все

пословицы найденные учениками. Количество пословиц в каждом столбике

были подсчитаны и сделан вывод.

Итогом исследовательской работы стал открытый урок.

Ход урока:

1.

Организационный момент

2.

Речевая разминка

Викторина «Пословицы и поговорки»

-Узнайте пословицы и поговорки.

1. Как иногда говорят про дальнего родственника? ( Седьмая вода на

киселе).

2. Как в пословице говорят о человеке, часто меняющем свои решения?

(Семь пятниц на неделе)

3.

О

соперниках,

которые,

чаще

всего

не

уживаются

рядом?

(Два

медведя в одной берлоге не живут)

4.

Так

говорят

как

бы

в

оправдание

чьего-

либо

бессилия,

невозможности справиться с большим делом? (Один в поле не воин.)

5. Говорится, как совет проявить осторожность перед началом какого-

либо дела? (Семь раз отмерь, один раз отрежь)

3.

Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Сегодня у нас необычный урок – мы будем говорить о том, что часто люди

употребляют в своей речи. От этого их речь становится яркой и образной.

Мы с вами провели большую работу и расскажем о ней нашим сегодняшним

гостям.

4.

Работа по теме урока.

На прошлом классном часе мы решили впервые провести исследование на

тему: «Однозначные числа в русских пословицах» т.к. во время обсуждения

темы перед нами возникла проблема: какое однозначное число наиболее

часто

встречается

в

русских

пословицах?

Мы

провели

опрос

и

вот

что

выяснилось.

Слайд с таблицей 2

По таблице видно, что наш класс почти не знает пословиц, но всё же у всех

были предположения о том какие числа встречаются чаще всего в русских

пословицах.

Итак. Цель нашего исследования:

-

Установить

какие

однозначные

числа

наиболее

часто

встречаются

в

пословицах русского народа. Слайд 3

Что же нужно сделать для поставленной цели. И вот мы сформулировали

задачи, которые поставили перед собой. Слайд 4

1.

Вспомнить

и

записать

как

можно

больше

пословиц,

в

которых

встречаются однозначные числа

2.

Посчитать

сколько

раз

каждое

число

встретилось

в

выписанных

пословицах.

3.

Обобщить собранный материал.

Итак, объект нашего исследования – это русские пословицы, а предмет –

частота употребления однозначных чисел в русских пословицах. Слайд 5

Конечно, наш класс знал пока мало пословиц. Но как же сделать так, чтобы

количество

проанализированных

пословиц

было

как

можно

больше?

Конечно, нельзя ограничиваться только своими знаниями.

- К каким же источникам, ребята, вы обратились?

ДЕТИ.

Значит, методы исследования были такими:

1.

Беседа со взрослыми

2.

Работа с книгами, словарями.

3.

Поиск в Интернете.

И вот, что мы узнали:

Немного из истории пословиц нам расскажут: Ксения и Михаил. (Сообщения

детей)

А теперь давайте посмотрим на таблицу, которую мы оформили с помощью

найденных вами пословиц.

Судя по выписанным пословицам их создатели, наши предки – чаще всего

использовали числа 1,2,7..

-

Давайте

поразмышляем,

почему

именно

эти

числа

наиболее

часто

встречаются в пословицах

Для понимания подобного выбора

важно знать, что у нас в современном

языке есть единственное число и множественное, а вот в древнерусском,

когда создавались пословицы,

выделялось единственное, двойственное и

множественное число.

Другими словами для древнерусского человека много это всё, что больше

двух. А для нас всё, что больше одного.

В свою очередь 3 согласно христианскому миропониманию символ Троицы –

Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух т.е. божественного начала, а 4 символ

реального мира окружающий человека (4 стороны света, 4 времени года)

А сумма этих чисел есть объединение мира. Символ абсолютно всего, т.е.

очень много. И если в пословице противопоставляются 1 и 7 очень мало и

очень много.

Сообщения

детей

об

однозначных

числах,

которые

чаще

всего

встречаются в пословицах.

Люди с давних времён вкладывали в числа определённый смысл. Всё это

нашло отражение в устном народном творчестве, в том числе в пословицах и

поговорках. Давайте посмотрим на таблицу и скажем, к какому же выводу мы

пришли?

Дети: Мы пришли к выводу, что наши предки чаще всего использовали

числа 1,2,7. Но наибольшее количество пословиц с числом 1.

Итак, наша гипотеза не подтвердилась.

Наши ребята приготовили

иллюстрации к понравившимся пословицам и

сейчас покажут их нам и расскажут об их значении.

Ученик

показывает

свой

рисунок,

остальным

нужно

узнать,

к

какой

пословице он относиться и объяснить смысл пословицы.

А теперь поиграем. Слайд 6,7.

5

Рефлексия.

Выберите и продолжите любое предложение.

- На этом уроке я похвалил бы себя за…

- После урока мне захотелось…

- Сегодня я сумел…

6. Подведение итогов урока.

- Ребята, понравилось ли вам эта необычная работа, которой вы занимались

почти две недели?

- Узнали что-то новое?

- Будете ли употреблять в своей речи пословицы?

- Я думаю, что эта первая для вас роль быть исследователями да, да именно

исследователями первыми в нашей школе принесёт вам пользу.



В раздел образования