Автор: Кушников Максим Федорович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ Пятилетская СОШ имени Дударева И.К.
Населённый пункт: п.Пятилетка, Черепановский район, Новосибирская область
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации учителям физической культуры по усовершенствованию навыков игры в волейбол в сельских малокомплектных школах
Раздел: дополнительное образование
Методические рекомендации учителям физической культуры по
усовершенствованию навыков игры в волейбол в сельских малокомплектных
школах
На протяжении более чем 10 лет учащиеся нашей школы становятся победителями и
призёрами района, неоднократными призёрами и участниками области по волейболу.
Призёрами первенств района среди мужских и женских команд. Хочу поделиться опытом,
как я этого достиг.
Набирая очередные группы считаю обязательным разделить ребят по возрасту и полу,
т.к. возрастные учащиеся, в игровых моментах забирают инициативу у более младших
ребят. Разница возраста в группе не должна быть более 2 лет.
Также следует обратить внимание на общую физическую подготовленность с помощью
различных
тестов,
физических
упражнений,
координационных
и
интеллектуальных
особенностей детей. Проанализировав эти данные, ставлю цели и задачи в первую очередь
для себя. И стараюсь реализовывать их, посредством внедрения в тренировочный процесс
различных методик, подходов к обучающимся, обязательно включая индивидуальный
подход к каждому ребёнку (дифференцированный подход).
Начиная процесс обучения, основное значение уделяю ОФП (общей физической
подготовке), что составляет более 50% времени от тренировочного процесса, 30 % СФП
(специальной физической подготовке) и 20% отработке технике передач, приёмов, бросков
мяча и т.д. Включаю в тренировки другие виды спорта: минифутбол, баскетбол, ручной
мяч,
подвижные
игры.
Так
как
учащимся
младшего
возраста
необходимо
больше
применять
вариативности
в
процессе
тренировок.
Это
способствует
большей
заинтересованности школьников к занятиям спортом. Ведь не для кого не секрет, что в
малокомплектных
школах
этому
нужно
уделять
большое
внимание,
т.к.
в
игровых
командных видах спорта другого пути нет, все должны работать как один механизм.
Во второй год обучения постепенно меняю тактику подхода к тренировочному процессу.
Постепенно
увеличивая
время
СФП
и
отработке
навыков
технике
владения
мячом
(передача сверху, снизу, подача мяча и т.д.). В процессе отработки навыков большое
внимание уделяю стойкам волейболиста и правильности перемещения в ней. Постоянно
корректирую учеников в чёткости выполнения упражнений, т.к. это имеет значительную
роль
на
данном
этапе
обучения.
Мотивирую
к
занятиям
различными
способами,
подходами, методами. Отмечу, что важна и работа с родителями обучающихся.
В последующих годах обучения придерживаюсь следующей тактики.
1. Большое внимание уделяю физической подготовке, скоростно-силовым, скоростным
упражнениям,
а
также
прыжковым
упражнениям
и
упражнениям
на
координацию
движений.
2. Требую технически чёткое выполнение техники различных передач, приёмов, подач
мяча.
Особое
внимание
уделяю
комбинационной
игре
в
атаке,
нападении,
системе
командной защиты.
3. На данном этапе обучения начинаю определять узкую направленность игроков в
зависимости
от
их
игровых
качеств.
Определяю
пасующих
игроков,
центральных,
доигровщиков,
диагональных.
Ставлю
перед
ними
конкретные
задачи,
подбираю
подводящие упражнения в зависимости от амплуа данного обучающегося.
4. Отработка командного взаимодействия. На данном этапе тренировочного процесса
большое время уделяю двусторонней игре, ставлю задачи различной сложности, требую
чёткости выполнения.
5. Соревнования, товарищеские встречи, первенства различного уровня. Начиная с
первого
года
обучения
считаю
необходимым
участие
в
соревнованиях
не
только
по
волейболу, но и баскетболу, футболу, легкой атлетике, лыжным гонкам и т.д. Участие в
соревнованиях
различного
уровня
воспитывают
в
учениках
силу
воли
к
победе,
способствуют повышению общей физической подготовке, морально волевым качествам,
что в дальнейшей положительно сказывается при игре в волейбол.
Данная статья не является методическим пособием, а несёт рекомендательный характер.