Автор: Насруллаева Марьям Акимовна
Должность: учитель математике
Учебное заведение: МБОУ СОШ 1
Населённый пункт: город Дагестанские Огни, Республика Дагестан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
Раздел: среднее профессиональное
Тема: Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
План урока.
1. Обобщение теоретического материала по теме «Способы решения систем
уравнений
второй
степени
с
двумя
переменными».
Проверка
домашнего
задания.
2.
Изучение
нового
материала
по
теме
«Применение
систем
уравнений
второй степени при решении задач».
3. Исследовательская работа в группах.
4. Представление аналитического решения поставленных задач.
5. Анализ результатов и выводы.
Цели урока:
познакомить
учащихся
с
применением
систем
уравнений
второй
степени
при
решении
задач;
обеспечить
овладение
основными
алгоритмическими
приемами
применения
систем
уравнений
при
решении задач; формирование умения переносить знания
в новую
ситуацию;
развивать
логиче ско е
мышление,
математиче скую
р е ч ь ,
вычислительные навыки;
формирование умения работать в группе.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, друзья! Этот урок алгебры у Вас проведу я. Меня зовут Владимир
Владимирович Тюпин. Я учитель математики гимназии №19. (Слайд 1)
Не летите передо мной – я могу и не
последовать,
Не летите позади меня – я могу Вас не повести,
А летите рядом со мной, ощутите радость
полёта.
И будьте моими друзьями.
2. Мотивация урока.
Ещё Платон говорил: «Человек, способный к математике, изощрён во
всех науках». (Слайд 2)
Как вы понимаете это высказывание?
Таким
образом,
мы
сегодня
будем
размышлять,
искать
простые
и
красивые
решения,
развивать
логическое
мышление,
правильно
и
последовательно рассуждать, тренировать память, внимание.
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
На предыдущих уроках Вы изучали «Решение систем уравнений второй
степени»
Давайте
вспомним,
что
называется
решением системы уравнений?
П а р а
з н ач е н и й
п е р е м е н н ы х ,
обращающая
каждое
уравнение
системы
в
верно е
р а в е н с т в о ,
называется решением системы
Какие
способы
решения
систем
уравнений вы знаете?
Графический, подстановки, Сложения
Эти способы решения систем уравнений Вы должны были применить при
выполнении домашнего задания.
Давайте откроем рабочие тетради и начнём проверку домашнего задания с
№440(а).
Я его тоже решал, и вот что у меня получилось. Всё ли у меня получилось
верно? (Слайд 3)
Ошибочное решение:
x
2
+
y
2
=
16 ,
x
−
y
=
4 .
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
(
y
−
4
)
2
+
y
2
=
16 ,
x
=
y
−
4 .
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
(
y
−
4
)
2
+
y
2
=
16 ;
2 y
2
−
8 y
+
16
−
16
=
0 ;
2 y
(
y
−
4
)
=
0 ;
y
=
0, . . . . . . . . .. . . . y
=
4 ;
Данная ошибка привела к неверному решению
y
=
0,
x
=−
4 ;
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
y
=
4,
x
=
0 ;
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
Ответ:(0;4), (-4;0)
Верное решение: (Слайд 4)
x
2
+
y
2
=
16 ,
x
−
y
=
4 .
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
(
y
+
4
)
2
+
y
2
=
16 ,
x
=
y
+
4 .
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
(
y
+
4
)
2
+
y
2
=
16 ;
2 y
2
+
8 y
+
16
−
16
=
0 ;
2 y
(
y
+
4
)
=
0 ;
y
=
0, . . . . . . . . .. . . . y
=−
4 ;
y
=
0,
x
=
4 ;
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
y
=−
4,
x
=
0;
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
Ответ: (0;-4), (4;0)
Данную систему необходимо было решить и графическим способом(Слайд 5)
А, что Вы скажете о решении №448 (а)? Прав я или нет? (Слайд 6)
x
2
−
2 y
2
=
14 ,
x
2
+
2 y
2
=
18 .
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
Сложим первое и второе уравнение почленно:
2 x
2
=
32 ,
x
2
+
2 y
2
=
18.
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
2 x
2
=
32 ;
x
2
=
16 ;
x
=
4, . . . . . . . . . x
=−
4 .
x
=
4,
2 y
2
=
2 ;
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
x
=−
4,
2 y
2
=
2 ;
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
x
=
4,
y
=
1 ;
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
x
=
4,
y
=−
1 ;
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
x
=−
4,
y
=
1;
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
x
=−
4,
y
=−
1 .
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
Ответ: (-4;-1), (-4;1), (4;-1), (4;1)
Спасибо!
Запишите в тетради сегодняшнее число 12.12.2013.
Сегодня на уроке мы начнем рассматривать решение задачи, с помощью
систем уравнений второй степени с двумя переменными. (Слайд 7)
Запишите, пожалуйста, её в тетрадях.
При решении задач используются формулы, с которыми Вы уже знакомы.
Некоторые из них давайте повторим.
Вам необходимо в кабинете найти формулу, относящуюся к тому или иному
утверждению, прикрепить на магниты её к доске и сформулировать данное
утверждение.
Давайте начнём с теоремы Пифагора
a
2
+
b
2
=
c
2
Назовите
формулы
площади
и
периметра
прямоугольника
с о
сторонам a и b.
S
=
a
⋅
b
P
=
2
(
a
+
b
)
Путь при равномерном движении со
скоростью
υ
за время t
s
=
υ
⋅
t
Как найти n% от числа а
Необходимо число а разделить на 100
и умножить на n
Масса вещества через его плотность
и объём
m
=
ρ
⋅
v
Замечательно! Часть этих формул Вы будете использовать при выполнении
самостоятельной работы в группах
4. Изучение нового материала.
Дорогие ребята! Область применения математике очень широка. Без неё не
обойтись и в естественных науках. Рассмотрим одну из таких задач.
Задача.
От
вершины
прямого
угла
по
его
сторонам
начинают
одновременно
двигаться два тела. Через 15 с расстояние между ними стало равно 3 м. С
какой скоростью двигалось каждое тело, если известно, что первое прошло за
6 с такое же расстояние, какое второе прошло за 8 с?
Итак, что спрашивается в данной задачи? (Читают)
Сколько в этом вопросе неизвестных величин?
Что нам неизвестно в задаче? (Скорости двух тел)
Как обозначим эти неизвестные величины? (Обозначим за х м/с скорость
первого тела, а у м/с скорость второго тела)
Выделите 1 ситуацию в задаче
Давайте поработаем с 1 части задачи и оформим анализ условия в виде
таблицы
Ситуация 1
Первое тело
Второе тело
Скорость
х м/с
у м/с
Время
15 с
15 с
Путь
15х м
15у м
Т.к.
тела
двигались
по
катетам
прямоугольного
треугольника,
то
расстояние между ними равное 3 м можно выразить через теорему Пифагора
Первое уравнение___
(
15 x
)
2
+
(
15 y
)
2
=
9
______________________
Выделите
2
ситуацию
в
задаче.
И
проведем
аналогичные
рассуждения,
оформив их в таблицу 2
Ситуация 2
Первое тело
Второе тело
Скорость
х м/с
у м/с
Время
6 с
8 с
Путь
6х м
8х м
Т.к. во втором случае они прошли одинаковый путь, то получим
Второе уравнение_________6х=8у________________
Составим пояснительный текст задачи.
Пусть х м/с скорость первого тела, у м/с скорость второго тела. Известно,
что за 6 с первое тело проходит такое же расстояние, что второе за 8 с.
Составим первое уравнение системы 6х=8у. Двигаясь, по сторонам прямого
угла, расстояние между ними через 15 с стало равно 3 м. Используя теорему
Пифагора
для
прямоугольного
треугольника,
получим
второе
уравнение
системы:
(
15 x
)
2
+
(
15 y
)
2
=
9.
Составим и решим систему уравнений:
225 x
2
+
225 y
2
=
9,
6 x
=
8 y .
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
не удовлетворяет
условию задачи
Ответ: 0,16 м/с, 0,12 м/с
Итак, какие этапы мы можем с Вами выделить при решении задачи на
составление системы уравнений?
Схема решения задач (Слайд 8)
1)
Анализ условия
2)
Введение неизвестных
3)
Выделения двух ситуаций
4)
Установление зависимости между данными задачи и неизвестными
5)
Составление уравнений
6)
Решение системы уравнений
7)
Запись ответа
7. Самостоятельная работа.
А теперь поработаем в группах. На столах у каждой группы в конвертах
лежит
задание.
Каждое
задание
состоит
из
двух
частей.
Вам
предстоит
решить задачу и в бланк ответа вписать составленную систему, которая
позволит
решить
задачу,
а
далее
необходимо
решить
данную
систему
и
выбрать правильный вариант ответа предложенный ниже. После чего один
представитель от каждой группы должен внести эти результаты в компьютер,
тем самым проверить правильность выполнения задания. Каждый учащийся
в группе получит отметку, зависящую от того, насколько удачно сработает его
группа.
Первая группа:
Диагональ прямоугольника равна 10 см, а его периметр равен 28 см. Найдите
стороны прямоугольника.
225
⋅
25
16
⋅
x
2
=
9;
x
2
=
16
25
2
;
x
=
4
25
,
y
=
3
4
⋅
x ,
225
⋅
x
2
+
225
⋅
9
16
⋅
x
2
=
9 ;
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
x
=−
4
25
x
=
4
25
,
y
=
3
25
.
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
1.
Составьте
систему
уравнений
для
решения
задачи,
обозначив
переменными x и y стороны прямоугольника.
2.
Выберите правильный вариант ответ из ниже приведённых.
6 см. и 8 см. 7 см. и 7 см. 5 см. и 9 см. 4 см. и 10 см.
Вторая группа:
Разность двух чисел равна 5, а их произведение равно 84. Найдите эти числа.
1.
Составьте
систему
уравнений
для
решения
задачи,
обозначив
переменными x и y искомые числа..
2.
Выберите правильный вариант ответ из ниже приведённых.
12 и 7 19 и 12 7 и 2 21 и 4
Третья группа:
Периметр прямоугольника 26 см, а его площадь
42 см
2
. Найдите стороны
прямоугольника.
1.
Составьте
систему
уравнений
для
решения
задачи,
обозначив
переменными x и y стороны прямоугольника.
2.
Выберите правильный вариант ответа из ниже приведённых.
14 см и 3 см 7 см и 6 см 11 см и 2 см 21 см и 2 см
Чётвёртая группа:
Одна из сторон прямоугольника на 4 см больше другой. Найдите стороны
прямоугольника, если его площадь равна 45
см
2
1.
Составьте
систему
уравнений
для
решения
задачи,
обозначив
переменными x и y стороны прямоугольников.
2.
Выберите правильный вариант ответа из ниже приведённых.
13 см и 9 см 15 см и 3 см 22,5 см и 2 см 9 см и 5 см
7 Результаты самостоятельной работы
8. Домашнее задание. Подведение итогов урока. (Слайд 9)
Выучить п.20. Решить № 458, 461, 466.
Рефлексия:
Рефлексия.
1)
Комфортно ли Вам было сегодня на уроке?
Мне тоже, потому что я старался лететь вместе с Вами!
Давайте вместе с Вами подведём итоги нашего урока.
а) Сегодня на уроке мы повторили…
б) Сегодня на уроке мы изучили…
И в качественного беспристрастного помощника у нас сегодня выступал
компьютер.
Дорогие
друзья,
это
был
первый
урок
по
теме
«Решение
задач
на
составление систем квадратных уравнений». На следующих уроках Вы
продолжите работу по этой теме.
(Слайд 10)
Я надеюсь, что мы с Вами ощутили радость! Спасибо за урок!