Автор: Мостовая Марина Леонидовна Должность: классный руководитель Учебное заведение: МАОУ "Панковская СОШ" Населённый пункт: п. Панковка Новгородского муниципального района Новгородской области Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Подросток и закон" Раздел: среднее образование
Классный руководитель: Мостовая М.Л.
Время проведения: 29.03.2016
Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних,
воспитание правового сознания учащихся;
Задачи:
1.познакомить учащихся с разными аспектами последствий правонарушений, с точки
зрения закона и с точки зрения морали;
2. формировать умения учащихся выбирать правильную позицию и уметь ее отстоять;
3. способствовать воспитанию законопослушного гражданина;
Ход мероприятия:
Кл. руководитель: Наш разговор мы начнем с представления гостей:
1. Представители правоохранительных органов, общественности, учителя нашей школы
Тему нашего классного часа постарайтесь определить сами: Слайд 1.
-Я уверена, что вы понимаете, почему мы сегодня взяли для классного часа такую тему?
(Случаются правонарушения среди подростков) Что такое закон? Слайд 3
В каких документах закреплены права и обязанности граждан Российской Федерации?
слайды 4-7
В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для
своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы,
молодежные театральные студии, огромные стадионы и современные ледовые дворцы.
Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя,
а бывает, что проводит его и во вред самому себе. Давайте сегодня попробуем найти
ответы на вопросы:
- Что же такое правонарушение?
- Несет ли подросток ответственность правонарушения?
- Как не допустить неправильного поступка в своей жизни.
- Ребята, почему ваш возраст особенно сложен?
Подростковый возраст – чуть ли не самый активный период жизни человека.
Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, кажется, что он может
все. Однако недостаток жизненного опыта, незнание уголовных законов, а часто и просто
неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям. Ежегодно
подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из
них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные
колонии (ВК).
Проверим, а насколько вы владеете информацией по теме сегодняшнего разговора.
Слово участковому Лобановой Марине Александровне.
Вопросы викторины:
1
1. Что такое правонарушение? Правонарушение – это нарушение закона, за которое
предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.
2.С какого возраста наступает ответственность за все виды нарушения закона? (с 16 лет)
3. За какие виды правонарушений ответственность наступает с 14 лет?
4. Что такое мораль? (система норм и ценностей, регулирующих поведение людей)
5. Золотое правило нравственности гласит: «Поступай по отношению к другим так, как
…….. (закончи фразу)
Некоторые подростки рассматривают свои проступки как проявление
обыкновенной шалости. «Подумаешь, какие мелочи - разбил стекло, выругался
нецензурной бранью, сделал непристойную надпись на парте, сломал дерево», - говорят
они когда приходится отвечать за содеянное. Нет, это не шалости, не мелочи. Стоит
только задуматься о последствиях таких проступков и станет понятным, что в результате
их несет материальный ущерб государство, морально или физически страдают другие
люди, и что самое главное, сам правонарушитель оказывается у опасной черты в
нравственном развитии, за которой - преступление.
Работа со слайдами презентации
Закрепление информации (работа в группах): слайд 8
3 группы сидят за столами.
Прежде, чем начать выполнять задание повторим правила работы в малых группах:
Каждый имеет право высказать свое собственное мнение. Прежде чем что-то сказать,
нужно подумать. Формулировать свои выражения просто и ясно. Уметь слушать и быть
услышанным. Уважать мнение каждого члена группы. Не оскорблять, не унижать
другого, даже если наши точки зрения не совпадают. Уметь дискутировать и делать общее
заключение. Уметь обсуждать заданную проблему за отведенное время.
Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нару-
шений. Слайды 21-23
Виды ответственности:
А- административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
У- уголовная.
Д - дисциплинарная
Виды нарушений:
1.
Порвал учебник одноклассника (Г)
2.
Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3.
Избил одноклассника (У)
4.
Совершил кражу мобильного телефона (У)
5.
Совершил прогул в школе (Д)
6.
Переходил дорогу в неположенном месте (А)
7.
Разбил мячом окно (Г)
8.
Нецензурно выражался в общественном месте (А)
Кл. руководитель:
Правонарушения имеют серьезные последствия, как для общества, так и для личности
подростка и его родителей. Воспитать законопослушного человека очень непросто в наше
время, но можно нужно. Как же не допустить правонарушение? Давайте совместно
составим памятку, которую так и назовем - как не допустить правонарушение.
2
Работа в группах (5 мин.)
Примерная памятка «как не допустить правонарушение»
1.
Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
2.
Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие
любимым делом)
3.
Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и
почему)
4.
Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым
5.
Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность
Наш классный час подходит к завершению. Настало время подвести итоги.
Рефлексия: слайд 34
Учитель: Подростковый период – испытание, данное каждому человеку. Представляете,
сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! Этот жизненный
опыт нельзя передать другому. К сожалению, каждый подросток начинает свой путь
снова. Только развивая самостоятельное мышление, анализируя причины событий,
поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях, вы научитесь делать свой
выбор и сможете избежать многих ошибок. Да, действительно, отрицательное влияние на
подростков может быть сильным, обстановка в семье - невыносимой, но все-таки, в
конечном итоге выбирает, как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с
него ответственность за его поступки.
- Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, вы будете совер-
шать только хорошие поступки. Удачи вам.
Слайды 36-37 - синквейн
3