Автор: Муравьёва Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Росиночка"
Населённый пункт: город Тамбов,Тамбовская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа по речевому развитию для детей 3-4 лет
Раздел: дошкольное образование
Содержание
1.Целевой раздел
1..1Пояснительная записка (цели и задачи, принципы реализации программы);
1..2Планируемые результаты освоения программы.
2.Содержательный раздел
2.1. Возрастные особенности детей в подготовительной группе в возрасте 3-4 лет
2.2. Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Речевое развитие»;
2.3 Объем образовательной нагрузки;
2.4 Календарно-тематическое планирование образовательного процесса «Речевое развитие»
2.5.Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть для детей от 3 до 4 лет в режимных моментах, в совместной
деятельности»
3.Организационный раздел
3.1 Режим дня (холодный и теплый период);
3.2. Список литературы.
1.
Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г № 1155)
-
Санитарно-эпидемиологические
правила
и
нормативы
СанПиН
2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г.№ 26)
-
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования» Утверждѐн приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1014 -Основная образовательная программа
МБДОУ «Детский сад «Росиночка»
-
Комплексная образовательная программа развития и воспитания детей в детском саду
«Детство»
под редакцией Т.
И.
Бабаевой,
А.
Г.
Гогоберидзе, З. А. Михайловой и др.
Программа направлена на формирование общей культуры, укрепление физического и психического здоровья ребенка,
формирование основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры, а также обеспечивает социальную
успешность детей.
При реализации рабочей программы большое значение имеет:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии каждого ребенка;
создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях
повышения эффективности образовательного процесса;
креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в
соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
обеспечение участия семьи в жизни группы и дошкольного учреждения в целом.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников от 3-х до 4-х лет, и
направлена
на
формирование
общей
культуры,
развитие
физических,
интеллектуальных
и
личностных
качеств,
формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного возраста.
Рабочая программа является стратегической основой действий педагога и выступает в качестве перспективного плана
работы группы в режиме развития.
Цель и задачи реализации программы.
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного
детства,
формирование
основ
базовой
культуры
личности,
всестороннее
развитие
психических
и
физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к
жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольника.
Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности,
социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение
ребенка к миру.
Задачи программы:
•
охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
•
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребѐнка в период дошкольного детства
независимо
от
места
жительства,
пола,
нации,
языка,
социального
статуса,
психофизиологических
и
других
особенностей .
•
создания
благоприятных
условий
развития
детей
в
соответствии
с
их
возрастными
и
индивидуальными
особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребѐнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
•
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
•
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребѐнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
•
7)
обеспечения
вариативности
и
разнообразия
содержания
Программ
и
организационных
форм
дошкольного
образования,
возможности
формирования
Программ
различной
направленности
с
учѐтом
образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
•
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и
физиологическим особенностям детей;
•
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы рабочей программы:
•
полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
•
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках
которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования;
•
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений;
•
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
•
сотрудничество организации с семьей;
•
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
•
стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
•
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и
особенностям развития).
1.2.Планируемые результаты освоения Программы - целевые ориентиры.
Целевые
ориентиры
дошкольного
образования
представляют
собой
социально-нормативные
возрастные
характеристики
возможных
достижений
ребенка
на
этапе
завершения
уровня
дошкольного
образования.
Специфика
дошкольного
детства
(гибкость,
пластичность
развития
ребенка,
высокий
разброс
вариантов
его
развития,
его
непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность
уровня
дошкольного
образования
в
Российской
Федерации,
отсутствие
возможности
вменения
ребенку
какой-либо
ответственности
за
результат)
делают
неправомерными
требования
от
ребенка
дошкольного
возраста
конкретных
образовательных
достижений
и
обусловливают
необходимость
определения
результатов
освоения
образовательной
программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от
ее характера, особенностей развития детей и группы, реализующей Программу.
Целевые
ориентиры
Программы
выступают
основаниями
преемственности
дошкольного
и
начального
общего
образования. Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к
учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования являются ориентирами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих
для всего образовательного пространства;
б) решения задач:
-
формирования Программы,
-
анализа профессиональной деятельности,
-
взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей до 8 лет;
г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей
дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства.
К
целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально -нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому
себе,
обладает
чувством
собственного
достоинства;
активно
взаимодействует
со
сверстниками
и
взрослыми,
участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам
и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь
для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может
выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать
свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно - следственными связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в
котором
он
живет;
знаком
с
произведениями
детской
литературы,
обладает
элементарными
представлениями
изобласти живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных
решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
2.5 Объем образовательной нагрузки;
2.6 Календарно-тематическое планирование образовательного процесса «Рисование», «Лепка/аппликация»;
3.Организационный раздел
3.2 Режим дня (холодный и теплый период);
3.2. Список литературы.
2.
Содержательный раздел.
2.1. Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет
В
три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый»,
но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет.
Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как любовь к
близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к
эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих
поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни
устанавливает
со
взрослыми
и
другими
детьми,
отличаются
нестабильностью
и
зависят
от
ситуации.
Большим
эмоциональным благополучием характеризуются девочки.
Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны,
последствия их ребенок не представляет, нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение
безопасности,
доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление ребенка быть независимым от взрослого и действовать как
взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения.
3–4-летние дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и
запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам
поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали,
что нельзя драться, а он дерется»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребенку, что он
поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому. Нарушивший же правило ребенок, если ему специально не
указать на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных
действий (разбил посуду, порвал одежду), и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием последующих за
таким нарушением санкций взрослого.
В
три года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он
адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной
принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и т.д.). В этом
возрасте дети дифференцирует других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей как в реальной
жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола.
У нормально развивающегося 3-летнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания –
самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять
свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой
поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном
уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития
моторной координации.
В
этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины
времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических
упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). 3-4
года
–
также
благоприятный
возраст
для
начала
целенаправленной
работы
по
формированию
физических
качеств
(скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).
Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей
действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть
сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий). Если
перед ребенком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет 3–4 цвета по названию и 2–3 из них
самостоятельно
назовет.
Малыш
способен
верно
выбрать
формы
предметов
(круг,
овал,
квадрат,
прямоугольник,
треугольник) по образцу, но может еще путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова «больше»,
«меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. Труднее
выбрать «самый большой» или «самый меньший» из 3-5 предметов (более пяти предметов детям трехлетнего возраста не
следует предлагать).
В
3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду,
двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Они
знают, что рядом со столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом растет дерево, за домом – гараж,
под
дерево
закатился
мяч.
Освоение
пространства
происходит
одновременно
с
развитием
речи:
ребенок
учится
пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлогами и наречиями).
В
этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть, потрогать, поиграть с ним, но
дети его чувствуют, вернее, организм ребенка определенным образом реагирует: в одно время хочется спать, в другое –
завтракать, гулять.
Представления ребенка четвертого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной
стороны,
психологическими
особенностями
возраста,
с
другой,
его
непосредственным
опытом.
Малыш
знаком
с
предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых
общественно-бытовых
зданий
(в
магазине,
супермаркете
покупают
игрушки,
хлеб,
молоко,
одежду,
обувь);
имеет
представления о знакомых средствах передвижения (легковая, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о
некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка
(снег белый, холодный, вода теплая и холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики,
а
сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом
году жизни малыш различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает 2–3 вида птиц, некоторых
домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.
Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно
малыш может заниматься в течение 10–15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не
переключается и не отвлекается от него.
Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и
воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая
понравившиеся стихи и песенки, ребенок из 5–7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не
больше двух–трех). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.
Мышление
3-летнего
ребенка
является
наглядно-действенным:
малыш
решает
задачу
путем
непосредственного
действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-
действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.
В
три года воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре. Малыш действует с одним предметом и
воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместе мыла, стул – машина для путешествий и т. д.
В
младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка - носитель
определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети
овладевают
способами
игровой
деятельности
–
игровыми
действиями
с
игрушками
и
предметами-заместителями,
приобретают
первичные
умения
ролевого
поведения.
Ребенок
3-4
лет
способен
подражать
и
охотно
подражает
показываемым ему игровым действиям. Игра ребенка первой половины 4-го года жизни - скорее игра рядом, чем вместе. В
играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместным со взрослым играх. Сюжеты
игр простые, неразвернутые, содержащие 1-2 роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с
ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по
поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе
совместных игр, использует речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение
большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых задействовано 2-3 подруги.
В
3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или
продуктивной деятельности. Для трехлетки характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с
партнером открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему все еще нужны поддержка и
внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение.
Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит, в
основном, из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим
строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами,
создавая
забавные
неологизмы.
Умеет
отвечать
на
простые
вопросы,
используя
форму
простого
предложения.
Высказывается
в
2-3
предложениях
об
эмоционально
значимых
событиях.
Начинает
использовать
в
речи
сложные
предложения. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по всем показателям развития превосходят
мальчиков: артикуляция речи, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и
услышанного.
В
3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным
персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают
интерес.
С
помощью
взрослых
ребенок
называет
героев,
сопереживает
добрым,
радуется
хорошей
концовке.
Он
с
удовольствием
вместе
со
взрослым
рассматривает
иллюстрации,
с
помощью
наводящих
вопросов
высказывается
о
персонажах и ситуациях, т.е. соотносит картинку и прочитанный текст. Начинает «читать» сам, повторяя за взрослым или
договаривая отдельные слова, фразы. Уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших стихотворениях.
Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда
(увеличением количества осваиваемых трудовых процессов, улучшением качества их выполнения, освоением правильной
последовательности действий в каждом трудовом процессе). Маленькие дети преимущественно осваивают
самообслуживание как вид труда, но способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в
хозяйственно-бытовом труде, труде в природе.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы,
происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться,
чтоизображено ребенком. В лепке дети могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания
их между ладонями и на плоскости и сплющивания. В аппликации - располагать и наклеивать готовые изображения
знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и
величине. Конструированиеносит процессуальный характер.Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные
предметные конструкции из 2 - 3 частей.
Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие
музыкальных образов происходит в «синтезе искусств» при организации «практической деятельности» (проиграть сюжет,
рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства
предметов,
осваивает
звуковые
предэталоны
(громко-тихо,
высоко-низко
и
пр.).
Может
осуществить
элементарный
музыкальный
анализ
(заметить
изменения
в
звучании
звуков
по
высоте,
громкости,
разницу
в
ритме).
Начинают
проявляться интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности
(пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).
2.2. Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Речевое развитие»;
Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Основной контингент воспитанников проживает в
условиях города. Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными
особенностями региона. Знакомясь
с родным краем,
его
достопримечательностями, ребенок
учится осознавать
себя,
живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется
через целевые прогулки, беседы, проекты.
В
режим
дня
группы
ежедневно
включены
бодрящая
гимнастика,
упражнения
для
профилактики
плоскостопия,
дыхательная
гимнастика.
В
холодное
время
года
прогулки
проходят
на
открытом
воздухе.
В
теплое
время
года
–
жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с
выделением двух периодов:
1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание организованной
образовательной деятельности);
2. теплый период (июнь-август. составляется режим дня на летний период).
Образовательная область:«Речевое развитие»
Основные задачи:
1.
Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон,
речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками:
здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
2.
Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры
на наглядность.
3.
Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простогопредложения или высказывания из 2-3
простых фраз.
4.
Использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
5.
Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего
окружения, их действиях,ярко выраженных особенностях.
6.
Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно
пользоваться речевым дыханием.
7.
Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.
Формирование словаря:
Расширение и активизация словарного запаса детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.
Уточнение названий и назначения предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Развитие умения различать и называть существенные детали и части предметов, особенности поверхности, некоторые
материалы и их свойства, местоположение.
Привлечение внимания детей к некоторым сходным по назначению предметам.
Развитие умения понимать обобщающие слова; называть части суток; называть домашних животных и их детѐнышей,
овощи и фрукты.
Звуковая культура речи:
Совершенствовать умения детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки.
Развитие моторики рече-двигательного аппарата, слухового восприятия, речевого слуха и речевого дыхания,
уточнение и закрепление артикуляции звуков.
Формирование умения отчѐтливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно.
Грамматический строй речи:
Совершенствовать умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять
существительные с предлогами.
Помощь детям в употреблении в речи имѐн существительных в форме единственного и множественного
числа, обозначающих животных и их детѐнышей.
Формирование умения получать из нераспространѐнных простых предложений распространѐнные путѐм введения в
них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами.
Связная речь:
Развивать диалогическую форму речи.
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций;
наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос,
понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, v перебивая говорящего взрослого.
Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»,
«спокойной ночи» (в семье, группе).
Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.
В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах
ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания
картинки, книги, наборы предметов.
Формы организации образовательной области «Речевое развитие»:
-
беседы
-
ситуативный разговор
-
речевая ситуация
-сюжетные игры
-игры с правилами
Основные направления работы по развитию речи детей в дошкольной организации:
-
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
-
развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; -знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы;
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпо-
сылки обучения грамоте.
Средства развития речи:
Общение взрослых и детей.
Обучение родной речи на занятиях
Художественная литература
Изобразительное искусство, музыка, театр
Занятия по другим разделам программы
2.3
.Объем образовательной нагрузки;
Вторая младшая группа
Продолжительность
Периодичность в
Количество ООД в год
ООД
неделю
Развитие речи
15 минут
1 раз
38 образовательных ситуаций
2.4.Календарно-тематическое планирование образовательного процесса «Речевое развитие»
М
е с
я ц
Неделя
Тема недели
Тема ООД
Цели и задачи
Источник
Интеграция
областей
образовательных
1 неделя
Детский сад.
Рассматривание
-подвести к составлению
О.С.Ушакова
Беседа с детьми на тему:
Игрушки
игрушек -поезда,
описательного рассказа об
Развитие речи детей
«Моя любимая
коровы, кукушки,
игрушке;
3-5лет Сфера.2015,
игрушка».
петуха.
-учить правильно называть
стр.18
Д/и «Четвертый
предметы, их отдельные
лишний».
С е н т
я б р ь
части, качества;
Отгадывание загадок об
-уточнить и закрепить
игрушках.
правильное произношение
звука (у).
П/и «Лошадки».
Рассматривание фото с
изображением игрушек.
2 неделя
Семья
Пересказ сказки
-учить пересказу совместно
О.С.Ушакова
Беседа с детьми на тему:
«Репка»
со взрослым на примере
Развитие речи детей
«Моя семья».
сказки «Репка»;
3-5лет Сфера.2015,
Пальчиковая игра
стр.38
-учить правильно по смыслу
«Семья».
называть качества
Рассматривание
предметов, закреплять в
семейных фотографий.
активном словаре названия
детенышей животных;
закреплять правильное
произношение звука (м);
3 неделя
Осень
Любуемся красотой
-обучать навыкам
Волчкова В.Н.,
Рассматривание
осени
составления описательных
Степанова Н.В.
иллюстраций с осенним
рассказов о явлениях
Развитие и
пейзажем.
природы на основе личных
воспитание детей
П/и «Солнышко и
впечатлений;
младшего
дождик».
дошкольного
-отработать правильное
возраста,
Чтение стихотворения К.
произношение звуков (а), (и),
ТЦ»Учитель№. 2001,
Бальмонта «Осень».
(ц), (н); (нь);
стр. 65
-активизировать
Пальчиковая игра
использование в речи
Д/и «Отгадай и назови».
прилагательных;
4 неделя
Во саду ли в
«Расскажи о
-учить описывать предметы;
Волчкова В.Н.,
Рассматривание
огороде
фруктах.»
-упражнять в согласовании
Степанова Н.В.
иллюстраций с фруктами
Развитие и
Октябрь
существительных,
воспитание детей
Отгадывание загадок о
прилагательных,
младшего
фруктах.
местоимений в роде, числе;
дошкольного
Д/и «Отгадай и назови»
возраста,
-закреплять правильное
ТЦ»Учитель№. 2001,
Разучить стихотворение
произношение звуков (в),
В. Мирясовой «Яблоко».
(вь);
стр. 74
1 неделя
Дикие и
Составление
-учить составлять с
С.Ушакова Развитие
Рассматривание
домашние
рассказа об
помощью воспитателя
речи детей 3-5лет
иллюстраций с
животные
игрушках-котенке,
короткие рассказы;
Сфера.2015, стр.31
животными.
зайчонке
-учить образовывать
Пальчиковая игра «Идет
уменьшительно-
коза рогатая»
ласкательные названия
Чтение стих. А. Блока
детенышей животных,
«Зайчик».
соотносить наименования
детенышей в единственном и
Отгадывание загадок о
множественном числе с
животных.
изображениями на
картинках;
-отработать правильное
произношение звука (ы);
2 неделя
Всемирный день
Чтение рассказа Е.
-продолжать учить детей
А.В.Аджи Конспекты
Рассматривание
животных.
Чарушина «Кошка».
отгадывать загадки, отвечать
интегрированных
иллюстраций с дикими и
Дикие и
на простейшие логические
занятий во 2 мл.
домашними животными.
вопросы;
группе детского сада
домашние
Д/и «Четвертый
.Развитиеречи,
животные
-обогащать словарь детей;
лишний».
Воронеж. 2006, стр.85.
-учить детей слушать
Физкультминутка
небольшое по объему
«Котенок».
произведение, запоминать
его содержание, оценивать
поступки героев, отвечать на
вопросы воспитателя.
-закрепить правильное
произношение звука(р), (рь).
3 неделя
Международный
«Мы были в гостях у
-пополнить словарь детей
Волчкова В.Н.,
Рассматривание
день врача. Я,
врача»
медицинской
Степанова Н.В.
иллюстраций с
части тела и
терминологией;
Развитие и
изображением работы
лица человека.
-активизировать глаголы;
воспитание детей
врача.
младшего
Беседа «Работа врача».
-проговаривать сложные
дошкольного
возраста,
предложения в сюжетно-
Пальчиковая
ТЦ»Учитель№. 2001,
ролевой игре;
игра«Волшебные
-закрепить звуковое
стр.219
ручки».
произношение (к). (т).
С/р игра «Больница».
Д/и «Кому что нужно».
4 неделя
Одежда и обувь
Описание предметов
-учить составлять вместе с
.С.Ушакова Развитие
Рассматривание
одежды куклы Оли
воспитателем небольшой
речи детей 3-5лет
иллюстраций с
рассказ, отвечать на вопросы
Сфера.2015, стр.40
предметами одежды.
законченным предложением;
Д/и «Оденем куклу Олю
-учить правильно называть
на прогулку».
предметы одежды,
Речь с движением
действия, использовать
«Одевалочка».
прилагательные,
Пальчиковая гимнастика
обозначающие цвет;
-отработать правильное
«Обувь».
произношение звуков (п),
Д/и «Кто что оденет».
(пь);
1 неделя
День народного
Что я знаю о дожде?
-учить детей слушать
А.В.Аджи Конспекты
Рассматривание
единства.
небольшое по объему
интегрированных
иллюстрации с
Россия-Родина
литературное произведение,
занятий во 2 мл.
изображением
моя.
отвечать на вопросы
группе детского сада
дождливого дня.
воспитателя по его
.Развитиеречи,
Чтение стих. «Дождик,
содержанию; закрепить
Воронеж. 2006,
дождик веселей…»
звукопроизношение звуков
стр.142
(о), (к), (п).
2 неделя
Хлеб-всему
«Чтобы хлебушком
учить детей воспроизводить
Волчкова В.Н.,
Рассматривание альбома
голова
насладиться.
знакомую сказку с помощью
Степанова Н.В.
«Как хлеб на стол
Надо долго
воспитателя; отвечать на
Развитие и
пришел», иллюстрации о
вопросы воспитателя,
воспитание детей
хлебе.
потрудиться.»
правильно употреблять в
младшего
Чтение сказки
речи название качеств
дошкольного
«Колосок».
предметов;
возраста,
-закреплять правильное
ТЦ»Учитель№. 2001,
Чтение стихов о хлебе.
стр. 369
произношение звуков (м),
Д/и «Что сначала, что
(ш), (с);
потом».
-активизировать глаголы и
Игра-хоровод «Каравай».
прилагательные
3 неделя
Наш родной
Наш город
-Учить детей связно отвечать
Волчкова В.Н.,
Рассматривание
на вопросы воспитателя, -
Степанова Н.В.
город.
Активизировать детей по
Развитие и
фотографий г. Тамбова.
ходу беседы. В
воспитание детей
Побеседовать с детьми о
предложенной ситуации
младшего
домашних адресах.
закрепить умение детей
дошкольного
применять полученные
возраста,
Обыгрывание ситуации
знания в жизни.
ТЦ»Учитель№. 2001,
«Если бы я потерялся…»
стр. 302
-Расширять словарный запас
детей.
4 неделя
День матери.
Моя любимая мама
-учить детей отвечать на
Волчкова В.Н.,
Рассматривание
Профессии мам.
вопросы воспитателя;
Степанова Н.В.
иллюстраций с
составлять короткий рассказ,
Развитие и
женскими портретами.
пользуясь алгоритмом;
воспитание детей
Беседа «Моя любимая
младшего
-учить детей правильно
мама».
дошкольного
подбирать прилагательные и
возраста,
Словесная игра
глаголы; активизировать
ТЦ»Учитель№. 2001,
«Поможем нашим
словарь;
стр. 257
мамам».
-отработать правильное
Пальчиковая гимнастика
произношение звуков (чь),
«Семья».
(м);
5 неделя
Поздняя осень.
«Сочиняем сказку»
-учить составлять небольшой
Волчкова В.Н.,
Рассматривание
Лес, грибы и
рассказ по схеме, соблюдая
Степанова Н.В.
иллюстраций с грибами.
ягоды.
последовательность;
Развитие и
Разучивание считалки
воспитание детей
-развивать умение
«Шла лисичка по
младшего
согласовывать
тропинке».
дошкольного
существительное с
возраста,
Пальчиковая гимнастика
ТЦ»Учитель№. 2001,
прилагательным в роде и
«Этот пальчик в лес
стр.93
числе;
пошел».
Декабрь
-отработать правильное
произношение звуков (а), (у);
1 неделя
Зима
Как котѐнок зиме
-учить детей составлять
Волчкова В.Н.,
Рассматривание
удивился
короткие описательные
Степанова Н.В.
иллюстраций с зимними
рассказы по описанию
Развитие и
пейзажами.
явлений природы;
воспитание детей
Игра «Зайке холодно
младшего
-подбирать глаголы,
сидеть».
дошкольного
обозначающие действие;
возраста,
Д/и «Зимние слова».
ТЦ»Учитель№. 2001,
-закреплять умение
стр. 185
Отгадывание загадок о
соотносить слово с
зиме.
действием, которое оно
обозначает;
Чтение Я. Акима
-активизировать
«Первый снег».
произношение звука (у);
2 неделя
Зима.
«Кто как кричит»
-учить
детей
составлять
Волчкова В.Н.,
Рассматривание
Домашние
вместе
с
воспитателем
Степанова Н.В.
иллюстраций с
небольшой рассказ;
Развитие и
домашними животными
животные и их
воспитание детей
и их детенышами.
детеныши
-учить
называть детенышей
младшего
животных
с
помощью
Д/и «Кто как кричит».
дошкольного
суффикса –онок-;
возраста,
Д/и «Помогите найти
ТЦ»Учитель№. 2001,
-различать
слова
с
маму».
стр. 113
противоположным
Игра «Я корова – му».
значением;
-отработать
правильное
произношение звука (и);
3 неделя
Дикие животные
«Не ходи козочка в
-обучить навыкам
Волчкова В.Н.,
Рассматривание
Январь
и их детеныши
лес»
составления коротких
Степанова Н.В.
иллюстраций с дикими и
повествовательных
Развитие и
домашними животными.
рассказов;
воспитание детей
Д/и «Четвертый
младшего
-развивать умение
лишний».
дошкольного
согласовывать
возраста,
Физкультминутка
существительные и
ТЦ»Учитель№. 2001,
«Котенок».
прилагательные в роде,
числе;умение правильно
стр.103
называть игрушки, их цвет,
величину;
-отработать правильное
произношение звука (э);
4 неделя
Новый год.
«Вырастала елка»
Учить детей составлять
Волчкова В.Н.,
Рассматривание
описательный рассказ;
Степанова Н.В.
иллюстраций с
-упражнять в согласовании
Развитие и
празднично украшенной
воспитание детей
елкой.
сущ., прилаг., местоимений в
младшего
роде, числе, падеже;
Чтение стих. Е.
дошкольного
активизировать
Трутневой «Вырастала
возраста,
употребление в речи
елка в лесу на горе…»
ТЦ»Учитель№. 2001,
прилагательных;
стр.162
Пальчиковая гимнастика
-отработать правильное
«Елочка».
произношение звука (у);
Проговаривание
скороговорки: У елки
иголки колки.
Рождество
«Вот летят пушинки,
-учитьдетей отгадывать
А.В.АджиКонспекты
Рассматривание
2 неделя
белые снежинки»
стихотворения-загадки
о
интегрированных
иллюстраций с зимним
снеге и снежинках;
занятий во 2 мл.
пейзажем.
группе детского сада
.Развитие речи,
Отгадывание загадок о
Воронеж. 2006,
зиме.
стр.108
Пальчиковая гимнастика
«Прогулка».
Игра-хоровод
«Снежиночки-
пушиночки».
3 неделя Зимние забавы.Рассматривание
-учить детей отвечать на
Волчкова В.Н.,
Рассматривание картины
картины «Зимой на
вопросы по содержанию
Степанова Н.В.
«Зимние забавы».
прогулке»
картины, составлять рассказ
Развитие и
Беседа» Мое любимое
по схеме;
воспитание детей
развлечение зимой на
младшего
-активизация ласкательных
прогулке».
дошкольного
существительных;
возраста,
Физкультминутка «Не
ТЦ»Учитель№. 2001,
-отработать
боимся мы мороза».
стр. 209
звукопроизношение
Чтение стих. «Плохая
словосочетания ха-ха-ха;
привычка».
Отгадывание загадок по
теме.
4 неделя Неделя здоровья. «Зубы чистим,
-формировать умение
А.В.Аджи Конспекты
Чтение стих. «Почему
полощем рот чище»
отвечать на вопросы
интегрированных
зайка стал чистить
воспитателя;
занятий во 2 мл.
зубки».
-закреплять правильное
группе детского сада
Беседа с детьми на тему
.Развитие речи,
произношение звуков (о),
Воронеж. 2006,
Февраль
(ж);
стр.112
«Личная гигиена».
Пальчиковая гимнастика
«За работу».
5 неделя День доброты.
Волшебные слова
-продолжать учить детей
А.В.Аджи Конспекты
Рассматривание
Домашние
слушать стихотворение,
интегрированных
иллюстраций с
отвечать на вопросы по его
занятий во 2 мл.
хорошими поступками
животные
содержанию, выделять
группе детского сада
детей.
главную мысль стих-я.
.Развитие речи,
Чтение стихов о
Воронеж. 2006,
-воспитывать у детей навыки
волшебных словах.
стр.113
культурного поведения,
Пальчиковая игра
приучать детей к
«Чики-чики-чички».
вежливости.
-формировать умение
благодарить.
1 неделя Мебель.
Называние
-учить составлять вместе с
С.Ушакова Развитие
Рассматривание
предметов мебели.
воспитателем короткий
речи детей 3-5лет
иллюстраций с
Употребление
рассказ;
Сфера.2015, стр.81
изображением мебели.
пространственных
-учить называть отдельные
Д/и «Четвертый
предлогов.
предметы мебели; упражнять
лишний».
в понимании и употреблении
Игра «Доскажи
пространственных предлогов
словечко».
в, на, за, около; учить
правильному употреблению
Отгадывание загадок по
формы родительного падежа
теме.
существительных;
-отработать правильное
произношение звуков (с),
(сь);
2 неделя
Транспорт.
«Как нам транспорт
-учить детей строить
Волчкова В.Н.,
Рассматривание
помогает»
предложения, выражающие
Степанова Н.В.
иллюстраций с
просьбу, называть правильно
Развитие и
транспортом.
предметы в магазине
воспитание детей
Беседа «Какой вид
«Автолюбитель»;
младшего
транспорта ты знаешь?».
дошкольного
- обогащать словарный запас
возраста,
Игра «Самолеты».
детей (виды транспорта и
ТЦ»Учитель№. 2001,
грузов);
стр. 143
Д/и «Скажи правильно».
-использовать предлоги по
назначению: в, на около,
перед, за, от;
- развивать фантазию;
выполнять упражнения по
развитию речевого дыхания
3 неделя
«День
О моѐм любимом
-учить детей рассказывать
Волчкова В.Н.,
Рассматривание
защитника
папе.
небольшие истории из
Степанова Н.В.
иллюстраций с
Отечества».
личного опыта;
Развитие и
мужскими портретами.
Профессии пап.
-учить подбирать
воспитание детей
Беседа о празднике
младшего
характерные определения;
«День защитника
дошкольного
Отечества».
-активизация звуков з), (ч),
возраста,
ТЦ»Учитель№. 2001,
(пь), (У).
Игра-имитация «Мы
стр. 240
помогаем папе».
Д/и «что нужно
пограничнику».
4 неделя
Посуда.
Описание предметов
Учить составлять совместно
С.Ушакова Развитие
Рассматривание
посуды
со взрослым короткий
речи детей 3-5лет
предметных
картинок
с
рассказ;
Сфера.2015, стр.78
изображением посуды.
-учить правильно называть
Чтение К.
Чуковского
отдельные предметы посуды,
«Федорино горе».
формировать представление
Отгадывание загадок по
об их функции, знакомить с
теме.
производными словами
(сахар –сахарница);
Д/и «Четвертый
-закреплять правильное
лишний».
произношение звука(с);
1 неделя
Весна.
«Встречаем весну» .
-учить детей использовать
А.В.Аджи Конспекты
Рассматривание
Международный
мнемотаблицы для
интегрированных
иллюстраций с весенним
женский день.
составления описательного
занятий во 2 мл.
пейзажем.
рассказа;
группе детского сада
Отгадывание загадок
о
.Развитие речи,
-обогащать словарный запас;
весне.
Воронеж. 2006,
стр.120
Чтение стих. В.Берестова
«Март».
Словесная
игра «Кого
разбудило солнышко?».
2 неделя
Неделя
Пожарная машина
-учить детей связно отвечать
Волчкова В.Н.,
Рассматривание
Мар
т
безопасности
на вопросы воспитателя;
Степанова Н.В.
иллюстраций с
(Пожарная
-правильно использовать в
Развитие и
изображением
безопасность)
речи названия предметов;
воспитание детей
профессии пожарного .
-закреплять
младшего
пожарной машины.
дошкольного
звукопроизношение звуков
Беседа «Спички».
возраста,
(ш), (р), (у);
ТЦ»Учитель№. 2001,
Чтение произведения С.
стр. 312
-активизировать предлоги.
Маршака «Кошкин дом»,
глаголы в предложениях.
потешек о пожаре.
3 неделя
Всемирный день
Составление
-учить составлять
короткие
С.Ушакова Развитие
Рассматривание
Земли.
описательного
рассказы по картинке;
речи детей 3-5лет
иллюстраций с
рассказа о животных
-закрепить
умение
Сфера.2015, стр.90
животными.
по картинкам.
образовывать
формы
Д/и «Помогите найти
единственного
и
маму».
множественного
числа
Пальчиковая гимнастика
существительных-
названия
«На лужок пришли
детенышей;
зайчата».
Учить отчетливо
произносить звуки(з)-(зь);
4 неделя
День театра.
Игра-инсценировка
-учить детей участвовать в
А.В.Аджи Конспекты
Беседа «Чему учит
«Колобок»
инсценировке сказки,
интегрированных
сказка?»
формировать
занятий во 2 мл.
Отгадывание загадок.
группе детского сада
инонациональную
.Развитие речи,
Игра «Назови ласково»
выразительность речи;
Воронеж. 2006, стр.63
развивать умение входить в
Пальчиковая игра
«Колобок»
определенный образ,
представлять его, выполнять,
имитировать движения.
-активизировать
Апрель
использование в речи слов,
встречающихся в сказке.
1 неделя Международный Цыпленок
-обучить правильно отвечать
Волчкова В.Н.,
Рассматривание
день птиц.
на вопросы, воспроизводить
Степанова Н.В.
иллюстраций с птицами.
Домашние и
содержание
сказки
по
Развитие и
Д/и «Кто как кричит».
дикие птицы.
вопросам, составлять рассказ
воспитание детей
по картине;
младшего
Чтение потешки-Сорока-
дошкольного
- отработать правильное
ворона»..
возраста,
произношение звуков [к],
ТЦ»Учитель№. 2001,
Заучивание
[к'], четкую артикуляцию
стр. 124
стихотворения В. И.
этих звуков в словах.
Мирясовой «Какие
бывают птицы.
Пальчиковая гимнастика
«Домашние птицы».
Наблюдение на участке
за птицами.
2 неделя
День
«Мы космонавты»
формировать представление
Авторский конспект.
Рассматривание
космонавтики.
детей о космосе, профессии
картинок и иллюстраций
«космонавт», и о первом
с изображением космоса,
космонавте Ю. А. Гагарине;
космонавтов,
пополнять словарный запас
космической техники.
воспитанников (космос,
Рассказ о первом
космонавт, скафандр, ракета,
космонавте.
планета) ;
Чтение стих. «В небо
развивать память, внимание,
ракета стрелою
речь детей, интерес к
взлетела».
космонавтике;
Д/и «Подскажи
словечко».
Физминутка «Ракета».
3 неделя
Всемирный день
Личная«Личнаягигиенагигиена».
-вызывать-вызыватьречевуюречевую
активностьАвторский
конспектАвторский.
конспектРассматривание.
Рассматриваиллюстрац
здоровья.
активностьдетейдетей,закреплять,закреплятьпредставления
Д/и «Умывайся
иллюстраци
»
Туалетные
представленияфункциональномо
назначении
правильно
личной гиги
принадлежности.
функциональномпредметовназначени,называя
и
х;
Отгадывание
загадок о пре
предметов, называя их;
Д/и «Умыва
Продукты питания
.
-использовать слова в разных
Пальчиковая
гимнастика «
-использоватьграмматическихсловавразныхформах;
Отгадывани
предметах л
грамматических формах;
Воспитывать привычку следить
Пальчиковая
Воспитыватьзасвоимпривычкувнешним видом,
«Детки»
следитьпользуясьзасвоим внешниндив
и
дуальными
видом, пользуясьредметами личной гигиены.
индивидуальными
предметами личной гигиены.
4 неделя
Международный
Пересказ сказки
-учить пересказывать вместе
С.Ушакова Развитие
Разучивание потешки
день детской
«Козлята и волк»
с воспитателем сказку
речи детей 3-5лет
«Козочка-козочка»
книги. Читаем
«Козлята и волк»
Сфера.2015, стр.77
Д/и «Отгадай загадку».
любимые книги.
-приучать отчетливо и
Чтение стих. А. Барто
правильно произносить звук
«Козленок»
(с), изолированный в словах;
.Физминутка«Козлята»
1 неделя
День почтовой
Почтовая марка.
формировать
представление
Авторский конспект.
Рассмотреть
марки.
детей
о почте,
профессии
иллюстрации с
«почтальон».
изображением марок
.Сюжетно-ролевая игра
«Почта».
2 неделя
День Победы.
«Что мы знаем о Дне
учить детей рассказывать
Авторский конспект.
Дать знания детям о
победы?».
небольшие истории .
празднике «День
Победы».Беседа о
празднике,рисунки детей
«Салют».
3 неделя
Лето, насекомые
Краски лета.
учить
составлять
короткие
Авторский конспект.
Рассмотреть насекомых,
,цветы.
рассказы по картинке;
цветы-иллюстрации.
4 неделя
Лето. Игры с
Водичка-водичка.
Учить составлять совместно
Авторский конспект.
Заучит потешки о воде.
водой.
со
взрослым
короткий
Опыты с водой.
рассказ;
Ма
й
5 неделя
Не попади в беду на
-учить
детей
отвечать на
Волчкова В.Н.,
Рассматривание альбома
ПДД знать
дороге.
вопросы воспитателя;
Степанова Н.В.
по ПДД, дорожных
каждому
-активизировать глаголы;
положено!
Закреплять правильное
произношение звуков (ш),
(би);
Развитие и
воспитание детей
младшего
дошкольного
возраста, стр. 153
знаков.
Беседа «Как мы с мамой
дорогу переходили».
Игра «Можно-нельзя».
Отгадывание загадок о
транспорте.
Русские народные сказки.
Коза-дереза;
Кот, петух и лиса;
Лиса и журавль;
Маша и медведь;
Петушок и бобовое зернышко;
Снегурушка и лиса;
Теремок.
Произведения русской классической литературы
А.Блок. Зайчик
А. Кольцов. «Дуют ветры буйные...»;
А. Плещеев. «Уж тает снег...»
А. Пушкин. «За весной, красой природы...»; «Ветер, ветер, ты могуч...»; Зимняя
дорога И. Суриков. «Первый снег пушистый...»
Л. Толстой.«У Вари был чиж...»; «Саша был трус...»; «У Миши были сани...»; «Нашли дети ежа...»; «Сел дед пить чай...»; Три медведя.
Ф. Тютчев. «В небе тают облака...»
К. Ушинский. Уточки; Коровка; Бишка; Спор зверей.
А. Фет. «Чудная картина...»; «Ласточки пропали...»
С. Черный. На коньках.
Карем. Серое и белое; Зайчонок отправился в город (франц.)
Л. Квитко. Бабушкины руки; Кисонька (евр.).
Ф. Мугур. Рило-Йепурило и Жучок с золотыми крылышками (румынск.)
Ногути Удзе. Кукушка (японск.).
Ю. Тувим. Где очки?(польск)
Произведения современной русской и зарубежной литературы
Я. Аким. Откуда; Елка наряжается.
3.
Александрова. Мой мишка; Мишка; Большая ложка.
А. Барто.Девочка-ревушка; Машенька; Девочка чумазая; «Вот с насиженной гнилушки...»; Ути-ути; У Кирюши
петушок. В. Берестов. Про машину; Снегопад.;
К
Благинина. Не мешайте мне трудиться; Вот какая мама; «Улетают, улетели...»; Мы пускаем
пузыри. А. Введенский. Кто; Сны; Черный кот; На лыжах.
С Маршак. Усатый-полосатый; Мяч; Дремота и зевота; Сказка об Умном мышонке; Кто колечко найдет.
Ю. Мориц. Ручеек; Ежик резиновый.
П. Павлова. Щепочка и камешек; Чьи башмачки.
Тайц. Кубик на кубик; Ага.
И. Токмакова. Где спит рыбка?; «Как На горке...»; Голуби.
Д.Хармс. Кораблик; Таксик и бульдог; Кошки
Е. Чарушин. Что за зверь; Томкины сны; Волчишко; Никита- охотник.
К. Чуковский, Айболит; Ежики смеются; Елка; Закаляка; Краденое солнце; Мойдодыр; Путаница.
А. Шабад. Лесенка.
3.Организационный раздел
3.1 Режим дня (холодный и теплый период);
Режим дня в группе общеразвивающей направленности № 3 для детей 3-4 лет
(холодный период)
деятельность
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
Характер
деятельности
Утренний прием, игры,
7.00-8.00
СД
совместная деятельность ,
самостоятельная
деятельность
Утренняя гимнастика
8.00-8.05
СОД в РМ
Гигиенические процедуры,
8.05-8.20
СОД в РМ
подготовка к завтраку.
Завтрак
8.20-8.45
КГН
Самостоятельная
8.45-9.00
СД
деятельность, детей по
интересам, игры.
Подготовка к
образовательной
деятельности
ООД
1.ООД
9.00-9.15
9.00-9.15
9.00-9.15
9.00-9.15
1п.9.00-
ООД
9.15
СД
2п.9.25-
9.40
2.ООД
9.25-9.40
9.25-9.40
1 п.9.25-
9.25-9.40
10.00-
9.40
10.15
2.п.10.00-
10.15
Второй завтрак
9.50-10.00
КГН
Подготовка к прогулке.
СОД в РМ
Прогулка: наблюдение в
СД
природе, труд в природе;
подвижные игры ,ролевые
10.00-12.00
10.15-12.00
10.00-
10.15-
игры, индивидуальная
12.00
12.00
работа по развитию
движений ,дидактические
игры по экологии, развитию
речи, ознакомлению с
окружающим ,беседы с
детьми,
Возвращение с прогулки,
гигиенические процедуры,
12.00-12.15
подготовка к обеду
Обед
12.15-12.45
КГН
Гигиенические процедуры,,
СОД в РМ
подготовка ко сну, сон.
12.45-15.00
СД
Постепенный подъем,
СОД в РМ
гимнастика после сна,
СД
воздушные ванны, водные,
гигиенические процедуры, ,
профилактика плоскостопия
закаливающие мероприятия,
15.00-15.30
массаж на профилактику
простудных заболеваний
Уплотненный полдник
15.30-15.50
КГН
Совместно организованная
СОД в РМ
деятельность.
16.05-17.00
16.00-
16.05-
15.50-
16.00-
СД
Самостоятельная
17.00
17.00
17.00
17.00.
деятельность по интересам
игры. Чтение
художественной
литературы.
Индивидуальная работа.
Подготовка
к
прогулке
Прогулка:
наблюдение
в
природе, подвижные игры,
сюжетно-ролевые
игры,
индивидуальная
работа
по
развитию
движений,
17.00-18.30
СОД в РМ
дидактические
игры
по
СД
экологии, развитию речи,
ознакомлению
с
окружающим.
Уход домой
18.30-19.00
Режим дня в группе общеразвивающей направленности № 6 для детей 3-4 лет
(холодный период)
деятельность
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
Характер
деятельности
Утренний прием, игры,
7.00-8.00
СД
совместная деятельность ,
самостоятельная
деятельность
Утренняя гимнастика
8.00-8.05
СОД в РМ
Гигиенические процедуры,
8.05-8.20
СОД в РМ
подготовка к завтраку.
Завтрак
8.20-8.45
КГН
Самостоятельная
8.45-9.00
СД
деятельность, детей по
интересам, игры.
Подготовка к
образовательной
деятельности
ООД
1.ООД
9.00-9.15
9.00-9.15
9.00-9.15
9.00-9.15
9.00-9.15
ООД
СД
2.ООД
9.25-9.40
1.п 9.25-
9.25-9.40
9..25-9.40
9.25-9.40
9.40
2.п10.00-
10.15
Второй завтрак
9.50-10.00
КГН
Подготовка к прогулке.
СОД в РМ
Прогулка: наблюдение в
СД
природе, труд в природе;
подвижные игры ,ролевые
10.00-12.00
10.15-12.00
10.00-
10.00.12.00
10.00-
игры, индивидуальная
12.00
12.00
работа по развитию
движений ,дидактические
игры по экологии, развитию
речи, ознакомлению с
окружающим ,беседы с
детьми,
Возвращение с прогулки,
КГН
гигиенические процедуры,
12.00-12.15
подготовка к обеду
Обед
12.15-12.45
КГН
Гигиенические процедуры,,
СОД в РМ
подготовка ко сну, сон.
12.45-15.00
СД
Постепенный подъем,
СОД в РМ
гимнастика после сна,
СД
воздушные ванны, водные,
гигиенические процедуры, ,
профилактика плоскостопия
закаливающие мероприятия,
15.00-15.30
массаж на профилактику
простудных заболеваний
Уплотненный полдник
15.30-15.50
КГН
Совместно организованная
деятельность.
16.05-17.00
15.50-
16.05-
15.50-17.00
15.50-
СОД в РМ
Самостоятельная
17.00
17.00
17.00.
СД
деятельность по интересам
игры. Чтение
художественной
литературы.
Индивидуальная работа,
игры.
Подготовка
к
прогулке
Прогулка:
наблюдение
в
природе, подвижные игры,
сюжетно-ролевые
игры,
индивидуальная
работа
по
развитию
движений,
17.00-18.30
СОД в РМ
дидактические
игры
по
СД
экологии, развитию речи,
ознакомлению
с
окружающим.
Уход домой
18.30-19.00
ООД- организованная образовательная деятельность
КГН- культурно-гигиенические навыки
СД- самостоятельная деятельность
СОД в РМ- совместная организованная деятельность в режимных моментах
Организация режима дня воспитанников
(теплый период)
Режимные моменты
Утренний прием, осмотр игры, совместная деятельность , индивидуальная работа самостоятельная
7.00-8.00
деятельность
Утренняя гимнастика на участке
8.00-8.06
Гигиенические процедуры, подготовка к завтраку.
8.06-8.15
Завтрак
8.15-8.45
Самостоятельные игры, подготовка к прогулке, выход на прогулку
8.45-9.15
Прогулка: оод, наблюдение в природе, подвижные игры, ролевые игры, индивидуальная работа по развитию
9.15-12.00
движений ,дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с окружающим ,беседы с детьми,
Второй завтрак
09.45-9.55
Подготовка к обеду, гигиенические процедуры , обед
12.00-12.30
Подготовка ко сну, сон.
12.30-15.00
Постепенный подъем, гимнастика после сна, воздушные ванны, водные, гигиенические процедуры, ,
15.00-15.30
профилактика плоскостопия закаливающие мероприятия, массаж на профилактику простудных заболеваний
Уплотненный полдник
15.30-15.50
Игры, досуги, , общение, самостоятельная деятельность, игровая, трудовая деятельность
15.50-16.40
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки
16.40-18.30
Игры, уход домой
18.30-19.00
3.2. Список литературы.
1.
План – программа образовательно – воспитательной работы в детском саду/Гончарова Н.В., Михайлова З.А и др. –
СПб: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2014.
2.
Методические советы к программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО _ ПРЕСС, 2017.
3.
Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. /Бондаренко Т.М., - Воронеж: Издательство «Учитель»,
2017
4.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста, ТЦ»Учитель№. 2016
5.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», ТЦ»Учитель», Воронеж,
2016
6.
Т.М.Бондаренко. «Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада», ТЦ»Учитель», Воронеж, 2017
7.
Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего возраста по разделу
«Социальный мир»(программа «Детство»)Волгоград,2016
8.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Т.А. и
др.-СПб.:Детство-Пресс,2017
9.
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников-М., ТЦ «Сфера»,2004
10. Извекова Н.А., Медведева А.Ф., Полякова Л.Б. и др. Занятия по правилам дорожного движения М. : ТЦ Сфера,2013
11. Карпухина Н.А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Знакомство с окружающим
миром-Воронеж,2016
12. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру-М.: Линка-Пресс,2017
11.Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я,ты,мы :Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию
детей дошкольного возраста.-М.:Дрофа,ДиК,2016,
12.Шипицина Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками(3-6
лет)-СПб.:Детство-Пресс,2015
13. Добро пожаловать в экологию!/Воронкевич О.А. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016.
14. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
15. Физическая культура в младшей группе детского сада / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2001.
16. Физическая культура для малышей/Лайзане С.Я. –М.:2002.