Автор: Овсова Любовь Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: ЯНАО Пуровский р-н п. Пурпе
Наименование материала: Рабочая программа по учебному предмету Русский родной язык
Тема: Рабочая программа по учебному предмету 1класс Русский родной язык
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Пурпе Пуровского района
«Утверждаю»
Директор школы
____________ Филимонцева Л. И.
приказ № 164 от 02.09.2019 г.
«Согласовано»
«Рассмотрено»
Заместитель директора по ОП
Руководитель методического совета
_____________ Люшина Т. В.
Мещерякова Н.В.
02.09.2019 г.
протокол № 1 от 31.08.2019 г.
Рабочая программа
по учебному предмету Русский родной язык
для 1а класса
на 2019-2020 учебный год
Учитель Овсова Любовь Викторовна
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому родному языку для 1а класса составлена на основе следующих материалов:
примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального
общего образования.
авторской рабочей программы учебного предмета «Русский родной язык» для 1 класса О. М. Александровой, О. Л. А. Вербицкой, С. И. Богданова,
Е. И. Казаковой, М. И. Кузнецовой, Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык»
воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского
народа, осмысление красоты и величия русского языка;
приобщение к литературному наследию русского народа;
обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте
его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении
языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на
применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1.
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями
между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
понимание
традиционных
русских
сказочных
образов,
понимание
значения
эпитетов
и
сравнений
и
особенностей
их
употребления
в
произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление
эпитетов и
сравнений в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного
быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого
общения (в рамках изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими),
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее
точно соответствует обозначаемому
предмету или явлению реальной
действительности;
проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
употребление
отдельных
грамматических
форм
имен
существительных:
словоизменение
отдельных
форм
множественного
числа
имен
существительных;
употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями
отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и
имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в
форме прошедшего времени);
редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в
основном курсе):
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе
редактирования текста;
использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения
слова;
использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;
3.
Совершенствование
различных
видов
устной
и
письменной
речевой
деятельности
(говорения
и
слушания,
чтения
и
письма),
соблюдение норм речевого этикета:
владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре
русского народа;
чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок,
пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;
выделять наиболее
существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические
связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с
примечаниями к тексту;
умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого
поведения в ходе диалога;
умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника,
мини-доклад;
создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об
участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной
форме;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного
текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Содержание учебного предмета «Русский родной язык»
Первый год обучения
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица,
светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 2. Язык в действии
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в
диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос
на новое содержание).
Резерв учебного времени
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№
урока
Дата
Тема урока
Количество
часов
Планируемые
результаты
Вид контроля,
инструментарий
Раздел 1. Секреты речи и текста
1
06.09
Как люди общаются друг
с другом
1
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Диалоговая
форма
устной
речи.
Стандартные
обороты
речи
для
участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища?
Как
правильно
поблагодарить?).
Цели
и
виды
вопросов
(вопрос-
уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Текущий, вопросы
и задания
учебника§1
2
3
13.09
13.09
Вежливые слова
Вежливые слова
0,5
0,5
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Диалоговая
форма
устной
речи.
Стандартные
обороты
речи
для
участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища?
Как
правильно
поблагодарить?).
Цели
и
виды
вопросов
(вопрос-
уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Текущий, вопросы
и задания
учебника§1
4
5
20.09
20.09
Как люди приветствуют
друг друга
Как люди приветствуют
друг друга
0,5
0,5
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Диалоговая
форма
устной
речи.
Стандартные
обороты
речи
для
участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища?
Как
правильно
поблагодарить?).
Цели
и
виды
вопросов
(вопрос-
уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Текущий, вопросы
и задания
учебника§2
6
27.09
Зачем людям имена
1
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Диалоговая
форма
устной
речи.
Стандартные
обороты
речи
для
участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища?
Как правильно поблагодарить?).
Текущий, вопросы
и задания
учебника§2
7
04.10
Спрашиваем и отвечаем
1
1
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со
взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные
обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить?
Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?).
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее
8
11.10
Как писали в старину
1
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках,
прибаутках).
Текущий, вопросы
и задания
учебника§4
9
10
18.10
18.10
Дом в старину: что как
называлось
Дом в старину: что как
называлось
0,5
0,5
Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое
содержание).
Текущий, вопросы
и задания учебника
§5
№
урока
Дата
Тема урока
Количество
часов
Планируемые
результаты
Вид контроля,
инструментарий
11
25.10
Во
что
одевались
в
старину
1
Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое
содержание).
Текущий, вопросы
и задания учебника
§5
Раздел 2. Язык в действии
12
06.12
В ы д е л я е м
г о л о с о м
важные слова
1
Как
нельзя
произносить
слова
(пропедевтическая
работа
по
предупреждению ошибок в произношении слов).
Текущий,
вопросы
и
задания учебника §9
13
13.12
К а к
м о ж н о
и г р а т ь
звуками
0,5
Как
нельзя
произносить
слова
(пропедевтическая
работа
по
предупреждению ошибок в произношении слов).
Текущий,
вопросы
и
задания учебника §9
14
13.12
Где поставить ударение
0,5
Смыслоразличительная роль ударения.
Текущий,
вопросы
и
задания учебника §9
15
20.12
Как сочетаются слова
0,5
Наблюдение
за
сочетаемостью
слов (пропедевтическая
работа
по
предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Текущий,
вопросы
и
задания учебника §10
Раздел 1. Секреты речи и текста
16
20.12
Сравниваем тексты
0,5