Автор: Абросимова Марина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ЦЭВ
Населённый пункт: п. Климово Брянская область
Наименование материала: Семинар
Тема: «Самостоятельная работа вокалиста – залог его успеха».
Раздел: дополнительное образование
Семинар
на
тему
:
«
Самостоятельная
работа
вокалиста
–
залог
его
успеха
».
Педагог доп. образования: Абросимова М.А.
2020 г.
Вокальное мастерство в современном мире занимает особое место. В последнее
время возросла популярность детских вокальных конкурсов, фестивалей, шоу,
вследствие
чего
появились
новые
телевизионные
шоу-проекты,
которые
активно
транслируются
по
радио,
телевидению
и
Интернет-каналам,
они
популяризируют
вокальное
искусство
и
открывают
для
слушателей
новых
талантливых исполнителей. Очевидно, благодаря этому интерес к вокальному
мастерству
проявляется
у
детей
уже
в
раннем
детстве.
Учитывая
его,
в
учреждениях дополнительного образования активно внедряются программы по
обучению вокальному мастерству детей.
Вокальное
мастерство
сочетает
в
себе
не
только
вокал,
но
и
актерское
мастерство,
сценическую
речь.
Все
эти
виды
музыкально-художественной
деятельности требуют постоянной ежедневной тренировки.
Способность, активное стремление к приобретению навыков, умений, знаний
развивается,
прежде
всего,
в
самостоятельной
работе
учащегося.
Что
же
предоставляет собой этот процесс?
Самостоятельная
работа
обучающегося
–
это
часть
учебного
процесса,
состоящая из двух разделов:
самостоятельная работа вокалиста непосредственно на самом уроке;
домашняя работа над выполнением заданий, полученных на уроке.
К
этому
следует
добавить,
что
оба
раздела
тесно
взаимосвязаны
и
их
разграничение чисто условно. Чем интенсивней самостоятельная работа ребенка
на занятии, тем эффективней она в домашних условиях и наоборот. Решающим
условием продуктивной и качественной самостоятельной работы обучающегося
является ясная постановка задач. От того, насколько четко педагог сформулирует
их, определит последовательность выполнения и конкретизирует, зависит успех
домашних
занятий
обучающегося.
Важно
напомнить,
что,
во-первых,
учить
навыкам самостоятельной работы следует на уроках, во-вторых, любое новое
задание, предлагаемое для самостоятельной проработки, должно опираться на
усвоенное ранее под руководством преподавателя.
Ребенок должен понимать всю важность самостоятельной домашней подготовки
к
занятию
и,
какую
роль
она
играет
в
дальнейшем
развитии
и
совершенствовании. Домашние занятия по вокалу должны быть включены в
общий круг занятий ребенка и войти в его ежедневное расписание. Нельзя
ожидать хороших результатов, если домашние занятия происходят нерегулярно,
если ребенок сегодня занимается 10 минут, а завтра – вообще не занимается,
если каждый день время занятий меняется.
Для самостоятельной работы нужно
ежедневно отводить более или менее постоянное время. Но важно учитывать
индивидуальные особенности детей, поэтому о продолжительности выполнения
домашнего задания лучше проконсультируйтесь с преподавателем. Любое новое
задание, предлагаемое для самостоятельной проработки, должно опираться на
усвоенное ранее под руководством преподавателя.
Важную роль в привитии привычки выполнять домашнее задание по вокалу,
особенно
у
дошкольников
и
младших
школьников,
отводится
родителям.
Поэтому, наряду с работой с детьми, я провожу разъяснительную работу и с их
родителями, стараясь донести до них важность их участия, помощи и контроля в
достижении
результата.
На
первых
порах
родители
обучающегося
могут
напоминать ему о том, что наступило время занятий, и следить за тем, чтобы
ребенок
действительно
занимался
в
течение
предписанного
ему
времени.
В
дальнейшем ребенок должен сам помнить об этом.
Важно объяснить ребёнку, что без систематичной самостоятельной работы нет
успешного результата, и процесс обучения застопорится.
Хорошей
формой
воспитания
самостоятельности,
обучающихся
может
быть
задание приготовить произведение без всякой помощи со стороны педагога.
Песни подбираются такие, чтобы дети могли с ними справиться. Произведения
должны
быть
выучены
в
определенный
(короткий)
срок.
Прослушивание
самостоятельно подготовленных произведений может производиться в форме
групповых занятий, где все обучающееся слушают друг друга, затем проводится
обсуждение, в котором участвуют все вокалисты – исполнители и педагог. Польза
такой формы работы несомненна: подготовка к выступлению заставляет детей
напрячь все свои творческие силы при самостоятельных занятиях, а оживленная
дискуссия после выступления учит их многое переоценивать, переосмысливать в
работе, помогает лучше осознать и учесть свои ошибки, заставляет критически
относиться к своему исполнению и к исполнению других вокалистов.
Воспитание
самостоятельности
обучающегося
определяется
отношением
педагога к первому показу учеником нового произведения. Очень важно с первых
лет
обучения
стремиться
к
тому,
чтобы
ребёнок,
самостоятельно
разбирая
произведение, делал это, по возможности, грамотно и добросовестно.
Целью самостоятельной работы является:
формирование
самостоятельности
мышления,
способностей
к
саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
Задачи самостоятельной работы вокалиста:
выработка способности работать самостоятельно;
развитие познавательной активности;
стимулирование творческого мышления;
осмысление
приобретенных
знаний
("что
сделано
самим,
лучше
запоминается");
формирование умения планировать время;
выработка ответственности и инициативности.
Домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в
соответствии
с
рекомендациями
преподавателя.
Все
рекомендации
по
выполнению домашнего задания в индивидуальном порядке дает преподаватель
и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий:
Работа над правильной вокально-певческой установкой;
Работа над артикуляцией, над чётким произношением скороговорок;
Упражнения для выработки правильного певческого дыхания;
Упражнения для разогрева вокального аппарата;
Разбор текста нового произведения;
Выучивание наизусть слов и мелодии произведения;
Работа
над
звуком
и
конкретными
деталями
(следуя
рекомендациям,
данным преподавателем на уроке);
Работа над вокальными приемами:
Работа
над
художественным
планом
произведения,
над
сценическим
образом;
Доведение произведения до концертного вида;
Повторение ранее пройденных произведений.
Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл
певец,
освоив
дыхательную
технику,
научившись
попадать
в
ноты
(интонирование);
он
научился
использовать
резонаторы
и
обладает
своим
собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); вокалист не
чеканит
слова,
а
поёт
согласно
вокальной
орфоэпии
(есть
например
своя
специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом
другом
иностранном
языке
и
она
не
всегда
совпадает
с
нормами
языка
разговорного).
И чтобы научиться петь красиво и
профессионально важно
освоить вышеперечисленные «пункты».
А теперь рассмотрим, на примере, упражнения для самостоятельной работы
вокалиста. Первоначально дети знакомятся с заданиями на вокальных занятиях
и
учатся
их
правильно
выполнять,
затем
закрепляют
полученные
знания
самостоятельной работой дома. Некоторые упражнения для лучшего усвоения
знаний проводятся в игровой форме.
Упражнения для развития вокальных навыков.
В
педагогической
практике
вокальных
занятий
всегда
использовались
различные упражнения. Они необходимы для воспитания певческих навыков,
овладения
элементами
певческого
мастерства.
Чтобы
превратить
голос
в
послушный инструмент, необходима систематическая работа над точностью
координации всех частей голосового аппарата.
Важное
значение
имеет
тщательный
подбор
и
правильное
использование
упражнений,
которые
отличаются
определённой
направленностью.
На
начальном
этапе
следует
обратить
внимание
на
правильное
формирование
звука, устранение вокальных недостатков, развитие вокальной техники. Всё
вместе это называется постановкой голоса.
Начинать занятие, как правило, лучше с небольшой разминки, которая поможет
вокалистам
снять
внутреннее
напряжение,
ощутить
психологическую
и
физическую раскованность, а также подготовить голосовой аппарат к пению.
1.Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:
а) Счёт на четыре: вдох – голова вниз, задержка – голова прямо, вверх, прямо,
выдох – голова вниз.
б) Счёт на четыре: повороты головы вправо, влево.
в) Счёт на четыре: положить голову на плечи.
г) Счёт на четыре: плавный поворот от плеча к плечу, слева направо и обратно.
2. Для развития бокового зрения:
Счёт на восемь: глаза смотрят вверх, вниз, вправо, влево. Задача вокалиста –
увидеть окружающие его предметы.
3.Для смачивания и размягчения голосовых связок:
Счёт на четыре:
а) «Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;
б) Пожёвывание языка (копим слюну и проглатываем);
в) «Бежит лошадка» - поцокивание язычком;
г) «Дразнящаяся обезьянка» - движения языка вперёд назад, задевая верхнюю
губу;
д) «Болтушка» - движения языка из стороны в сторону, рот при этом открыт.
4. Прочистка носоглоточной системы:
Счёт на четыре:
а) Вдох – ведём указательным пальцем от основания ноздри до верхних пазух,
выдох – слегка бьём указательными пальцами по крылышкам носа;
б) «Нюхаем цветок» - вдох – носом втягиваем воздух, выдох – «Ах!»
5. Для подготовки дыхательной системы:
Счёт на четыре:
а) «Надуваем шарик» - медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны,
шарик сдувается на звук с-с-с – ладошки соединяем;
б) «Взлетает самолёт» - на звук у-у-у;
в) «Змея или шум леса» - на звук ш-ш-ш усиливая или ослабевая звучание;
г) «Стрекочет цикада» - дозированный выдох;
д) «Заводим мотоцикл» - р-р-р. Или машинка маленькая – биь.\ большая \Бу
е) «Назойливая муха» - з-з-з- зудит муха как бы удаляясь и приближаясь.
Упражнения
на
развития
дыхания
помогают
выработке
правильного
диафрагменного
дыхания,
увеличивают
продолжительность
и
силу
выдоха,
способствуют развитию правильных вокальных данных ребёнка.
1. «Зевок и потягивание» руки вверх как при пробуждении. (естественное,
правильное дыхание без поднятия плеч).
2. «
Обжорка»
исходное
положение,
лёжа
на
спине,
вдох
живот
надуть,
выдох……… у-у-у-ух. При это верхний плечевой пояс почти не подвижен.
3. «
Подними
тетрадку»
исходное
положение,
лёжа
на
спине.
На
живот
ребёнку положить тетрадь средней толщины (48-96 листов), ребёнок должен
поднять тетрадь животом (дыханием).
4. « Надуваем шарик» вдох живот надуть (надуваем шарик) задержка дыхания
на счёт 1,2,3,4,5, выдох …….у-у-у-у-у-у-у кто дольше будет спускать шарик, тот
и выиграл.
5. « Рыбка» руками обхватить рёбра, имитируем дыхание рыбы через жабры.
6. « Раздуваем меха» или «Аккордеон» руками обхватить рёбра. На согласный
звук «Х» быстро берём короткий вдох и выдох.
7. « Летит самолёт» вдох- живот надули ( заправили самолёт), выдох-гласная
у-у-у-у-у-у-у-у-у-у (самолёт полетел).
8. « Зеркальце» - глядя в ладошку, как в зеркало, ребёнок выдувает воздух
тоненькой струйкой в середину ладошки.
9.« Ворона» села на забор и решила развлечь всех своей песней. Дети делают
вдох носом и на выдохе произносят протяжно « Кар!» 5-6 раз. Ворона так
громко каркала, что охрипла. Вокалист выполняет упражнение с закрытым ртом
5-6 раз.
10. « Чайник» Из положения на корточках постепенно встают, руки поднимают
вверх и делают глубокий вдох, на выдохе руки разводят в стороны и произносят
звук Ф-Ф-Ф-Ф.
11. « Колокол» Глубоко вдохнём и на выдохе произнесём «Бом-Бом-Бом»,
одновременно хлопая в ладоши.
12. « Суслик». Приседая, дети прижимают к груди согнутые в локтях руки и
резко произносят звук « Х».
13. «Ёжик». Ребёнок делает резкий и короткий вдох и выдох носиком. Ёжик
сопит.
14.
«Осы».
Вращать
перед
грудью
указательными
пальцами
и
на
выдохе
пропеть « З-з-з-з-з ».
15. « Аромат цветов». Долгий вдох носом (нюхаем цветок), задержка, на
выдохе « А-а-а-ах».
Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата и
произношения.
Чёткая
дикция
–
непременное
условие
успешного
выступления
на
сцене
артиста. Для вокалиста работа над артикуляцией имеет особое значение, потому
что влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания. Лучше упражнения
для губ и языка выполнять перед зеркалом.
а) Счёт на два: «раз» - губы вытянуть трубочкой, «два» - перевести в широкую
улыбку. Повторить упражнение не менее 10 раз.
б) Сложить губы в трубочку - хоботок, устойчиво зафиксировав положение,
подвигать
«хоботком»
вправо-влево.
Щёки
должны
быть
неподвижны.
Это
получается не сразу, поэтому вначале их можно придерживать ладонями.
в) «Шпага 2»- упереться кончиком языка в верхнюю губу, затем – в нижнюю.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
1. Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть
опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик"
сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
2. Акулы.
На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот
раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть
даигается
влево,
на
"пять"
-
челюсть
опущена,
на
"шесть"
-
челюсть
выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении,
губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая
резких движений.
3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4. Обезьяна.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
5. Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и
мысленным
произнесением
звуков
а
или
э
на
твердой
атаке,
сложнее
-
с
шепотным произнесением этих звуков.
6. Силач.
Рот
открыт.
Представить,
что
на
подбородке
повешен
груз,
который
надо
поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним.
Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
7.
Поставить
руки
на
стол,
сложить
ладони
одна
на
другую,
упереться
подбородком
в
ладони.
Открывая
рот,
давить
подбородком
н а
сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит
руку под челюстью ребенка).
Следите
за
тем,
чтобы
при
произнесении
звуков
раскрытие
рта
было
достаточно полным.
Скороговорки следует проговаривать под заданный темп, постепенно ускоряя
его.
Можно
придумать
к
некоторым
скороговоркам
несложные
движения,
только такие, чтобы они не мешали, а помогали в проговаривании.
Скороговорки:
а) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
б) Уточка вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
в) Три сороки тараторки тараторили на горке.
г) Няня мылом мыла Милу,
Мила мыла не любила.
Но не ныла Мила,
Мила – молодчина!
д) Лакомка молоко лакала, лакала, да не вылакала.
е) Расскажите про покупки. Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
ж) Сорок сорок ели сырок,
Рог носорог принёс на порог.
«Зачем он явился?» - кричат тараторки, -
«Его не хватает для скороговорки!»
з) Король на корону копейку копил,
Да вместо короны корову купил.
А этот король на корову копил,
Да вместо коровы корону купил.
Упражнения для разогрева голосового аппарата.
1.Скрип горлом с переходом на гласные А-О-У-Э-Ы
2.Счёт от 1 до 10 с нарастанием силы звука (1 – произносим шёпотом, 10 –
должны прокричать, оставляя небольшой запас, чтобы не сорвать голос);
3.На «Р» А-О-У (не прерывая рычание)
4.Звуковысотные упражнения (произносим с различной интонацией слоги)
У-ШУ-ЖУ, О-ШО-ЖО;
5.Скрип с переходом на сонорные гласные: А, О, Э, Ы;
Методика разучивания песни:
-прослушать песню;
-переписать слова;
-знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как
стихотворение, спеть без сопровождения);
-внимательно прослушать оригинал песни, обратить внимание на дыхание;
-спеть песню с полузакрытым ртом;
-хорошо выговаривать согласные в конце слова;
-произнести слова шепотом в ритме песни;
-выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
-настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
-задержаться на отдельном звуке и прислушаться как он звучит;
-обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
-пение без сопровождения;
- проработать движения и сценический образ.
Работа над сценическим образом.
Умение держать взгляд.
Выходя на сцену, смотрите на зрителя!
Попробуйте
попросить
помочь
друзей
и
знакомых
или
родных
сидеть
и
смотреть на вас. А вы выходите на «сцену» перед ними и просто смотрите на
них. Надо постараться не отвлекаться, а просто смотреть и видеть. Лучше, если
после этого вы закроете глаза и попробуете описать одежду сидящих перед
вами, какого цвета волосы, глаза и т.д. Если детали вы назовете правильно,
значит, вы занимались на сцене делом, а не чем-то посторонним.
Пусть возникнет пауза перед тем, как что-то начать говорить.
Умение работать с микрофоном.
Умение правильно держать микрофон.
Чем отличается вокальное выступление со сцены от пения на улице или в
комнате с друзьями? Совершенно очевидно, что не только светом софитов и
большого количества разборчивой аудитории. В этом деле ваш верный друг и
союзник — микрофон! Именно он помогает вам спеть так, чтобы заставить
требовательных зрителей рукоплескать вам. Однако это возможно только при
умелом использовании микрофона.
В процессе исполнения песни либо речи, старайтесь не отворачиваться
в сторону от микрофона.
Контролируйте свою руку и не болтайте микрофон по сторонам. Это
особенно важно, ведь в противном случае микрофон будет ловить
посторонние звуки и шумы. Как результат, качество записи будет
искажено, вой из колонок начнет раздражать публику.
Как держать микрофон правильно?
Держать микрофон следует на 3-5 см от своего лица. Максимально допустимое
расстояние — 10 см. Если держать микрофон дальше, тогда он начнет «ловить»
сторонние шума, а ваш голос будет пропадать. Если микрофон, напротив,
расположен близко ко рту, тогда публика услышит то, что слышать им не нужно:
ваше дыхание, шлепанье губами(!) и прочие сомнительные звуки. Поэтому,
пожалуйста, заранее потренируйтесь в держании микрофона и выборе удобного
для вас расстояния.
Работу над образом необходимо проводить перед зеркалом!
Делая
вывод
можно
сказать,
что
систематичная
самостоятельная
работа
вокалиста влияет на:
- развитие личности;
-развивает способность обучающихся к рефлексивной оценке планируемых и
достигнутых результатов;
-воспитывает силу воли и характер;
- продуктивная самостоятельная деятельность помогает быстрее достигнуть
поставленных задач.
Литература:
1. Т. И. Ручинская. Методическая разработка «Основы вокальной методики».
СПб, 2001.
2. Н.Б.Гонтаренко. «Сольное пение: секреты вокального мастерства». Ростов на
Дону, 2006.
3. П.В.Голубев. «Советы молодым педагогам - вокалистам». Москва, 1963.