Автор: Принзина Алёна Алексеевна
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Живописные и графические техники как средства создания художественного образа детьми в рисунке
Раздел: среднее образование
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №18» города Магнитогорска
Согласовано:
зам. директора по ВР
_____________/_____________
« » ____________ 20 ___г.
Юный дизайнер
Программа
внеурочной деятельности
ФГОС
8 класс
Принзина Алёна Алексеевна
учитель изобразительного искусства
МОУ «Гимназия №18» города Магнитогорска
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного курса «Юный
дизайнер».
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному
направлению
«Юный
дизайнер»
направлено
на
достижение
комплекса
результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Программа обеспечивает
достижение
обучающимися
следующих
личностных,
метапредметных
и
предметных результатов.
Личностные результаты
познание
мира
через
образы
и
формы
декоративно-прикладного
искусства;
формирование
художественного
вкуса
как
способности
чувствовать
и
воспринимать искусство;
навык
самостоятельной
работы
и
работы
в
группе
при
выполнении
практических творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
воспитание
патриотизма,
любви
и
уважения
к
Отечеству,
народной
мудрости; умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку
произведениям признанных мастеров изобразительного искусства.
Формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
Формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности.
Метапредметные рузультаты
формирование
навыков
самостоятельной
работы
при
выполнении
практических творческих работ;
умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные возможности ее решения.
Владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений,
и
осуществления
осознанного
выбора
в
учебной
и
познавательной
деятельности
Познавательные результаты
наличие сформированных познавательных интересов и общей эрудиции;
умение самостоятельно находить, отбирать, анализировать необходимую
информацию;
овладение знаниями, умениями целеполагания, планирования, анализа
учебно-познавательной деятельности;
умение представлять результаты своей деятельности;
усвоение
знаний
о
культурных
ценностях
общества,
о
событиях,
происходящих в стране и в мире, о социальной значимости профессий и
др.
Коммуникативные
приобретение
коммуникативных
навыков
группового
общения
(способность
работать
в
команде,
умение
общаться,
дискутировать,
защищать
свою
точку
зрения,
выступать
публично,
стремление
устанавливать отношения взаимопонимания);
приобретение
опыта
коллективного
планирования
и
анализа
деятельности;
способность к выполнению различных ролей в коллективе при решении
учебных и социальных задач;
умение
четко
и
корректно
излагать
свои
мысли;
умение
давать
и
получать обратную связь;
способность к анализу собственного поведения и поведения других,
способность видеть свои сильные и слабые стороны;
умение
организовывать
учебное
сотрудничество
с
учителем
и
сверстниками, уметь разрешать конфликты.
Предметные
результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-
творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного курса:
развитие
визуально-пространственного
мышления
как
формы
самовыражения
и
ориентации
в
художественном
и
нравственном
пространстве культуры;
формирование основ художественной культуры обучающихся как особого
способа
познания
жизни
и
средства
организации
общения;
развитие
эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
развитие
наблюдательности,
зрительной
памяти,
ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной
в
архитектуре,
в
национальных
образах
предметно-материальной
и
пространственной среды;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и
жанрах
визуально-пространственных
искусств:
изобразительных
(,графика), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта работы различными художественными материалами
и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных
искусств;
осознание
значения
искусства
и
творчества
в
личной
и
культурной
самоидентификации личности;
развитие
индивидуальных
творческих
способностей
обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Раздел II. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Юный
дизайнер»
Программа внеурочной деятельности «Юный дизайнер» в соответствии с
новыми
требованиями
ФГОС
и
реализует
художественно-
эстетическое
направление.
Дизайн – это часть духовной и эстетической культуры, что способствует его
слиянию с другими видами художественной деятельности. Этот синтез обладает
большой
культурной
ценностью
для
формирования
интеллектуального
потенциала, развитие творческой индивидуальности учащихся.
Основная концепция программы кружка - это комплексность обучения, тесная
связь
теории
и
практики
дизайна.
Получение
теоретических
знаний
осуществляется по средствам различных форм (работа в группах, беседы, игры)
и приемов (работа различными материалами) и закрепляются на практических
занятиях. Данные занятия предполагают тесную связь с живописью, ДПИ,
рисунком и композицией.
Содержание
программы
«Юный
дизайнер»
нацелено
на
формирование
творческой личности и воспитание духовно – нравственных качеств путем
целенаправленного и организованного обучения.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и
методов
обучения,
адекватных
возрастным
возможностям
обучающихся
6-8
классов.
Предполагаются
различные
упражнения,
задания,
обогащающие
словарный
запас
детей
новой
терминологией.
Информативный
материал,
небольшой
по
объёму
и
интересный
по
содержанию,
даётся
как
перед
практической частью, так и во время работы. В ходе поисковой деятельности
предполагается активное использование информационных интернет ресурсов
учащимися
и
преподавателем.
Программа
ориентирует
обучающихся
на
самостоятельность
в
поисках
композиционных
решений
и
дизайн
составляющих.
Программа основана на принципах природосообразности, последовательности,
наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Все
задания соответствуют по сложности возрастным особенностям детей.
Особенности программы:
Преемственность.
Ведущий вид деятельности: проектный.
Использование
информационных
технологий
на
различных
этапах
реализации проекта.
Социальные практики
.
Современные
методики
внешкольной
деятельности
в
области
искусства
органично сочетают в себе элементы обучения и развития художественно –
творческих
способностей.
Главное
–
раскрыть
и
развить
индивидуальные
художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем
детям.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью.
Дети
могут
применить
полученные
знания
и
опыт
в
дальнейшей
жизни.
Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать
активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов,
развитию детской одаренности.
Целью данной программы является развитие творческого потенциала у каждого
ребенка, стремление к самосовершенствованию и самореализации.
Задачи курса:
Развитие фантазии, воображения, раскрытие индивидуальных творческих
способностей и познавательных интересов каждого ребенка, образного
мышления и творческой активности учащихся; развитие умения создавать
свои
собственные
дизайнерские
объекты,
учить
находить
новое
применение
знакомым
предметам,
по
–
новому
их
оформлять
и
употреблять в быту.
Воспитание
усидчивости,
терпения,
внимательности,
старательности,
трудолюбия,
эстетического
отношения
к
жизни,
потребности
в
творческом и коллективном труде.
Для
занятий
по
программе «Юный
дизайнер» необходимы
следующие
материалы: бумага писчая, бумага цветная, бумажные салфетки, картон, ткань,
клей, краски (акварель, гуашь), старые DVD-CD диски, искусственные цветы,
свечи, пластиковая посуда.
Формы работы могут быть следующими: индивидуальная работа, работа в
парах, в группах. При формировании пар или групп необходимо учитывать
возрастные
особенности
детей.
В
конце
каждого
занятия
проводятся
просмотры.
Форма занятий по программе может быть определена как свободное студийное
творчество.
Занятия
включают
в
себя
организационную,
теоретическую
и
практическую части.
Организационная
часть
должна
обеспечить
наличие
всех
необходимых
для
работы материалов и иллюстраций.
Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной
и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия.
Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной
частью
занятия.
На
основе
объяснений
педагога,
а
также
восприятия
фотографий,
слайдов,
репродукций
произведений
искусства,
образцов
декораторской
мысли,
дети
выполняют
задание,
результатом,
которого
становится продукт творческой деятельности. Как правило, одно задание может
быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на
следующем.
Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом
интересов, возможностей и предпочтений данной возрастной группы.
Подведение
итогов
по
результатам
освоения
материала
данной
программы
можетбыть
как
персональная,
так
и
общая
выставка
творческих
работ
учащихся.
В
результате
работы
в
кружке «Юный
дизайнер» обучающиеся должны
знать:
основы изобразительных техник и декоративно-прикладной работы и на
этой основе формирование трудовых умений и навыков;
стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой
основе
развитие
аналитических
способностей,
зрительной
памяти,
пространственных представлений, творческого воображения;
изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в
интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и
разных стран мира;
должны уметь:
доводить работу до полного завершения, через что прививается культура
труда;
воплощать свои фантазии, как и выражать свои мысли;
составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
дизайнерски оформлять готовые формы.
Ожидаемые результаты:
1.
Раскрытие
творческого
потенциала
школьников,
повышение
уровня
духовности.
2.
Умение
воплощать
в
работах
свои
собственные
впечатления.
3 .
С о з д а в а т ь
п р е к р а с н о е
с в о и м и
р у к а м и .
4 .
Ц е н и т ь
с в о й
т р у д ,
у в а ж а т ь
ч у ж о й .
5 .
Уме т ь
п р и ме н я т ь
т е о р е т и ч е с к и е
зн а н и я
н а
п р а к т и к е .
6. Уметь пользоваться художественным материалом.
Содержание программы:
1.
Введение (1ч)
2.
Стилизованный объект как иконический знак (8ч.)
3.
Образная выразительность как основная задача композиции (8 ч)
4.
Стилизация (21ч)
Литература
1.. С.Н.Андрияка «Цветы». Москва, 2005
2. Дизайн поверхности : композиция, пластика, графика, колористика : учебное
пособие / Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. - М. : КДУ, 2010. - 153 с. : ил., цв.
ил.
3.Композиция
в
дизайне.
Методические
основы
композиционно-
художественного
формообразования
и
дизайнерского
творчества
:
учебное
пособие / В. Б. Устин. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 239 с. : ил., цв.ил., рис.
4.
Энциклопедия символов : пер.с нем. / Бауэр, Вольфганг. - М. : Крон-
Пресс, 2009. - 503 с. : ил.
5.
Асмолов
А.
Г.
Дополнительное
персональное
образование
в
эпоху
перемен:
сотрудничество,
сотворчество,
самотворение.
—
Образовательная
политика. — № 2 (64), 2014.
6.
Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «Об
организации
внеурочной
деятельности
при
введении
федерального
образовательного стандарта общего образования» (приложение к письму
Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г.
№ 03–296).
Раздел III.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№
Тема раздела
Теоретические занятия
1
Стилизованный объект как иконический знак
0,5
2-3
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
1
4-5
Изучение манеры стилизации известных
художников
1
6
Передача эмоционального состояния через
растительные формы
0,5
7-8
Стилизация животных
1
9-
12
Упражнение. Статика. Динамика. Хаос.
1
13
Композиция из кубов
0,5
14-
16
Стилизация. Растение. Силуэт
1
17-
18
Композиция «Портрет». Формообразование
1
19-
20
Стилизация объекта. Ассоциация
1
21-
22
Слово. Образ. Текст
1
23-
25
Ассоциативно-образная композиция город
1
26
Буквенная композиция «Монограмма»
0,5
27-
30
Трансформация натюрморта
1
31-
33
Ассоциативно-образная композиция на
заданную тему
1
34-
35
Объемно-пространственная композиция
1