Напоминание

Живописные и графические техники как средства создания художественного образа детьми в рисунке


Автор: Принзина Алёна Алексеевна
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Живописные и графические техники как средства создания художественного образа детьми в рисунке
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №18» города Магнитогорска

Согласовано:

зам. директора по ВР

_____________/_____________

« » ____________ 20 ___г.

Юный дизайнер

Программа

внеурочной деятельности

ФГОС

8 класс

Принзина Алёна Алексеевна

учитель изобразительного искусства

МОУ «Гимназия №18» города Магнитогорска

Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного курса «Юный

дизайнер».

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному

направлению

«Юный

дизайнер»

направлено

на

достижение

комплекса

результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Программа обеспечивает

достижение

обучающимися

следующих

личностных,

метапредметных

и

предметных результатов.

Личностные результаты

познание

мира

через

образы

и

формы

декоративно-прикладного

искусства;

формирование

художественного

вкуса

как

способности

чувствовать

и

воспринимать искусство;

навык

самостоятельной

работы

и

работы

в

группе

при

выполнении

практических творческих работ;

ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

воспитание

патриотизма,

любви

и

уважения

к

Отечеству,

народной

мудрости; умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку

произведениям признанных мастеров изобразительного искусства.

Формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности

и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

Формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,

творческой деятельности.

Метапредметные рузультаты

формирование

навыков

самостоятельной

работы

при

выполнении

практических творческих работ;

умение

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в

группе;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные возможности ее решения.

Владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений,

и

осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности

Познавательные результаты

наличие сформированных познавательных интересов и общей эрудиции;

умение самостоятельно находить, отбирать, анализировать необходимую

информацию;

овладение знаниями, умениями целеполагания, планирования, анализа

учебно-познавательной деятельности;

умение представлять результаты своей деятельности;

усвоение

знаний

о

культурных

ценностях

общества,

о

событиях,

происходящих в стране и в мире, о социальной значимости профессий и

др.

Коммуникативные

приобретение

коммуникативных

навыков

группового

общения

(способность

работать

в

команде,

умение

общаться,

дискутировать,

защищать

свою

точку

зрения,

выступать

публично,

стремление

устанавливать отношения взаимопонимания);

приобретение

опыта

коллективного

планирования

и

анализа

деятельности;

способность к выполнению различных ролей в коллективе при решении

учебных и социальных задач;

умение

четко

и

корректно

излагать

свои

мысли;

умение

давать

и

получать обратную связь;

способность к анализу собственного поведения и поведения других,

способность видеть свои сильные и слабые стороны;

умение

организовывать

учебное

сотрудничество

с

учителем

и

сверстниками, уметь разрешать конфликты.

Предметные

результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-

творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе

освоения учебного курса:

развитие

визуально-пространственного

мышления

как

формы

самовыражения

и

ориентации

в

художественном

и

нравственном

пространстве культуры;

формирование основ художественной культуры обучающихся как особого

способа

познания

жизни

и

средства

организации

общения;

развитие

эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

развитие

наблюдательности,

зрительной

памяти,

ассоциативного

мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной

в

архитектуре,

в

национальных

образах

предметно-материальной

и

пространственной среды;

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и

жанрах

визуально-пространственных

искусств:

изобразительных

(,графика), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

приобретение опыта работы различными художественными материалами

и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных

искусств;

осознание

значения

искусства

и

творчества

в

личной

и

культурной

самоидентификации личности;

развитие

индивидуальных

творческих

способностей

обучающихся,

формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Раздел II. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Юный

дизайнер»

Программа внеурочной деятельности «Юный дизайнер» в соответствии с

новыми

требованиями

ФГОС

и

реализует

художественно-

эстетическое

направление.

Дизайн – это часть духовной и эстетической культуры, что способствует его

слиянию с другими видами художественной деятельности. Этот синтез обладает

большой

культурной

ценностью

для

формирования

интеллектуального

потенциала, развитие творческой индивидуальности учащихся.

Основная концепция программы кружка - это комплексность обучения, тесная

связь

теории

и

практики

дизайна.

Получение

теоретических

знаний

осуществляется по средствам различных форм (работа в группах, беседы, игры)

и приемов (работа различными материалами) и закрепляются на практических

занятиях. Данные занятия предполагают тесную связь с живописью, ДПИ,

рисунком и композицией.

Содержание

программы

«Юный

дизайнер»

нацелено

на

формирование

творческой личности и воспитание духовно – нравственных качеств путем

целенаправленного и организованного обучения.

Организация образовательного процесса предполагает использование форм и

методов

обучения,

адекватных

возрастным

возможностям

обучающихся

6-8

классов.

Предполагаются

различные

упражнения,

задания,

обогащающие

словарный

запас

детей

новой

терминологией.

Информативный

материал,

небольшой

по

объёму

и

интересный

по

содержанию,

даётся

как

перед

практической частью, так и во время работы. В ходе поисковой деятельности

предполагается активное использование информационных интернет ресурсов

учащимися

и

преподавателем.

Программа

ориентирует

обучающихся

на

самостоятельность

в

поисках

композиционных

решений

и

дизайн

составляющих.

Программа основана на принципах природосообразности, последовательности,

наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Все

задания соответствуют по сложности возрастным особенностям детей.

Особенности программы:

Преемственность.

Ведущий вид деятельности: проектный.

Использование

информационных

технологий

на

различных

этапах

реализации проекта.

Социальные практики

.

Современные

методики

внешкольной

деятельности

в

области

искусства

органично сочетают в себе элементы обучения и развития художественно –

творческих

способностей.

Главное

раскрыть

и

развить

индивидуальные

художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем

детям.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью.

Дети

могут

применить

полученные

знания

и

опыт

в

дальнейшей

жизни.

Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать

активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов,

развитию детской одаренности.

Целью данной программы является развитие творческого потенциала у каждого

ребенка, стремление к самосовершенствованию и самореализации.

Задачи курса:

Развитие фантазии, воображения, раскрытие индивидуальных творческих

способностей и познавательных интересов каждого ребенка, образного

мышления и творческой активности учащихся; развитие умения создавать

свои

собственные

дизайнерские

объекты,

учить

находить

новое

применение

знакомым

предметам,

по

новому

их

оформлять

и

употреблять в быту.

Воспитание

усидчивости,

терпения,

внимательности,

старательности,

трудолюбия,

эстетического

отношения

к

жизни,

потребности

в

творческом и коллективном труде.

Для

занятий

по

программе «Юный

дизайнер» необходимы

следующие

материалы: бумага писчая, бумага цветная, бумажные салфетки, картон, ткань,

клей, краски (акварель, гуашь), старые DVD-CD диски, искусственные цветы,

свечи, пластиковая посуда.

Формы работы могут быть следующими: индивидуальная работа, работа в

парах, в группах. При формировании пар или групп необходимо учитывать

возрастные

особенности

детей.

В

конце

каждого

занятия

проводятся

просмотры.

Форма занятий по программе может быть определена как свободное студийное

творчество.

Занятия

включают

в

себя

организационную,

теоретическую

и

практическую части.

Организационная

часть

должна

обеспечить

наличие

всех

необходимых

для

работы материалов и иллюстраций.

Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной

и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия.

Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной

частью

занятия.

На

основе

объяснений

педагога,

а

также

восприятия

фотографий,

слайдов,

репродукций

произведений

искусства,

образцов

декораторской

мысли,

дети

выполняют

задание,

результатом,

которого

становится продукт творческой деятельности. Как правило, одно задание может

быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на

следующем.

Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом

интересов, возможностей и предпочтений данной возрастной группы.

Подведение

итогов

по

результатам

освоения

материала

данной

программы

можетбыть

как

персональная,

так

и

общая

выставка

творческих

работ

учащихся.

В

результате

работы

в

кружке «Юный

дизайнер» обучающиеся должны

знать:

основы изобразительных техник и декоративно-прикладной работы и на

этой основе формирование трудовых умений и навыков;

стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой

основе

развитие

аналитических

способностей,

зрительной

памяти,

пространственных представлений, творческого воображения;

изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в

интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и

разных стран мира;

должны уметь:

доводить работу до полного завершения, через что прививается культура

труда;

воплощать свои фантазии, как и выражать свои мысли;

составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;

дизайнерски оформлять готовые формы.

Ожидаемые результаты:

1.

Раскрытие

творческого

потенциала

школьников,

повышение

уровня

духовности.

2.

Умение

воплощать

в

работах

свои

собственные

впечатления.

3 .

С о з д а в а т ь

п р е к р а с н о е

с в о и м и

р у к а м и .

4 .

Ц е н и т ь

с в о й

т р у д ,

у в а ж а т ь

ч у ж о й .

5 .

Уме т ь

п р и ме н я т ь

т е о р е т и ч е с к и е

зн а н и я

н а

п р а к т и к е .

6. Уметь пользоваться художественным материалом.

Содержание программы:

1.

Введение (1ч)

2.

Стилизованный объект как иконический знак (8ч.)

3.

Образная выразительность как основная задача композиции (8 ч)

4.

Стилизация (21ч)

Литература

1.. С.Н.Андрияка «Цветы». Москва, 2005

2. Дизайн поверхности : композиция, пластика, графика, колористика : учебное

пособие / Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. - М. : КДУ, 2010. - 153 с. : ил., цв.

ил.

3.Композиция

в

дизайне.

Методические

основы

композиционно-

художественного

формообразования

и

дизайнерского

творчества

:

учебное

пособие / В. Б. Устин. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 239 с. : ил., цв.ил., рис.

4.

Энциклопедия символов : пер.с нем. / Бауэр, Вольфганг. - М. : Крон-

Пресс, 2009. - 503 с. : ил.

5.

Асмолов

А.

Г.

Дополнительное

персональное

образование

в

эпоху

перемен:

сотрудничество,

сотворчество,

самотворение.

Образовательная

политика. — № 2 (64), 2014.

6.

Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «Об

организации

внеурочной

деятельности

при

введении

федерального

образовательного стандарта общего образования» (приложение к письму

Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г.

№ 03–296).

Раздел III.

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

Тема раздела

Теоретические занятия

1

Стилизованный объект как иконический знак

0,5

2-3

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

4-5

Изучение манеры стилизации известных

художников

1

6

Передача эмоционального состояния через

растительные формы

0,5

7-8

Стилизация животных

1

9-

12

Упражнение. Статика. Динамика. Хаос.

1

13

Композиция из кубов

0,5

14-

16

Стилизация. Растение. Силуэт

1

17-

18

Композиция «Портрет». Формообразование

1

19-

20

Стилизация объекта. Ассоциация

1

21-

22

Слово. Образ. Текст

1

23-

25

Ассоциативно-образная композиция город

1

26

Буквенная композиция «Монограмма»

0,5

27-

30

Трансформация натюрморта

1

31-

33

Ассоциативно-образная композиция на

заданную тему

1

34-

35

Объемно-пространственная композиция

1



В раздел образования