Автор: Мельникова Светлана Федоровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Вьюковская СОШ
Населённый пункт: Суражского района Брянской области
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС
Раздел: полное образование
I.
Планируемые результаты освоения учебного
предмета «Геометрия»
Освоение геометрии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих
результатов:
В направлении личностного развития
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору
дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом
устойчивых познавательных интересов;
2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;
3. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-
исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5. Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
6. Креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических
задач;
7. Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений;
В метапредметном направлении
1. Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2. Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного
внимания и вносить необходимые коррективы;
3. Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решения;
4. Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения,
установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и
критериев, установления родовидовых связей;
5. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
7. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы
работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
8. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9. Формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об
универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни;
11. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях
неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи,
схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их
проверки;
14. Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные
стратегии решения задач;
15. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
16. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
математических проблем;
17. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
В предметном направлении
1).Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление
об основных изучаемых понятиях ( число, геометрическая фигура) как важнейших
математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом( анализировать , извлекать необходимую
информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с
применением математической терминологии и символики, использовать различные языки
математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических
утверждений;
3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов
окружающего мира, развития пространственных представлений и изобразительных умений,
приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном
уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о
них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления
периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического
характера и задач из сложных дисциплин с использованием при необходимости справочных
материалов, калькулятора, компьютера.
II. Содержание учебного предмета «Геометрия»
Начальные геометрические сведения (10ч)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие
равенства фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка.
Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства.
Перпендикулярные прямые.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1) формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча; угла, прямого,
острого, тупого и развернутого углов; вертикальных и смежных углов; биссектрисы угла;
2)формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства вертикальных и смежных
углов;
3) формулировать определения перпендикуляра к прямой;
4))решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
5) опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
6) сопоставлять полученный результат с условием задачи.
Обучающийся получит возможность:
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности
и
повседневной жизни для:
1)
углубления и развития представлений о плоских геометрических фигурах (точка, прямая,
отрезок, луч, угол.);
Треугольник. (17ч)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой.
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его
свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1)распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать равнобедренный,
равносторонний треугольники; высоту, медиану, биссектрису;
2) формулировать определение равных треугольников;
3)формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников;
4)объяснять и иллюстрировать неравенство треугольника;
5)формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного
треугольника,
6)моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные
построения в ходе решения;
7)
решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
8)опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
9) интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;
10)решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: деление отрезка
пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам;
построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на и
равных частей.
Обучающийся получит возможность:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
1)овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от
противного, методом перебора вариантов;
2)приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении геометрических
задач;
3)овладения традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки:
анализ, построение, доказательство и исследование;
Параллельные прямые. (13 ч )
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства
параллельных прямых.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1) распознавать на чертежах, изображать, формулировать определения параллельных прямых;
углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей; перпендикулярных
прямых; перпендикуляра и наклонной к прямой; серединного перпендикуляра к отрезку;
2)формулировать аксиому параллельных прямых;
3) формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и признаки параллельных
прямых;
4)моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные
построения в ходе решения;
5)решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
6) опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
7)интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.
Обучающийся получит возможность:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
1)углубления и развития представлений о параллельных прямых;
2) приобретения опыта построения параллельных прямых с помощью угольника и линейки
Соотношения между сторонами и углами треугольника. (18 ч )
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки
равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными
прямыми. Построение треугольника по трем элементами.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1)
распознавать
на
чертежах,
формулировать
определения,
изображать
прямоугольный,
остроугольный, тупоугольный;
2)формулировать и доказывать теоремы
3)о соотношениях между сторонами и углами треугольника,
4) о сумме углов треугольника,
5)о внешнем угле треугольника;
6) формулировать свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;
7) решать задачи на построение треугольника по трем его элементам с помощью циркуля и
линейки.
Обучающийся получит возможность:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
1) )приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении геометрических
задач;
2))овладения традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки:
анализ, построение, доказательство и исследование;
Повторение. Решение задач. (12ч)
Начальные геометрические сведения. Признаки равенства треугольников.
Параллельные прямые. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Прямоугольный треугольник и его свойства. Задачи на построение.
III. Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Раздел программы.
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
план
факт
Глава I Начальные геометрические сведения (10 ч)
1.
Простейшие геометрические фигуры: прямая и отрезок.
1
2.
Луч и угол. Решение практических задач
1
3.
Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и
углов.
1
4.
Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера
угла.
1
5.
Измерение углов, градусная мера угла.
1
6.
Решение практических задач по темам «Измерение отрезков и углов»
1
7.
Смежные и вертикальные углы, их свойства.
1
8.
Перпендикулярные прямые
1
9.
Решение задач по теме « Начальные геометрические сведения»
1
10.
Контрольная работа № 1 «Начальные геометрические сведения»
1
Глава II. Треугольники (17 ч)
11.
Треугольник
1
12.
Первый признак равенства треугольников
1
13.
Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников»
1
14.
Перпендикуляр к прямой.
1
15.
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
1
16.
Равнобедренный треугольник и его свойства.
1
17.
Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства»
1
18.
Второй признак равенства треугольников
1
19.
Решение задач по теме «Второй признак равенства треугольников»
1
20.
Третий признак равенства треугольников
1
21.
Урок обобщения «признаки равенства треугольников»
1
22.
Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников»
1
23.
Окружность. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Построение угла равного данному.
1
24.
Построение биссектрисы угла. Построение середины отрезка.
1
25.
Решение задач на построение. Построение перпендикулярных
прямых.
1
26.
Решение задач по теме «Треугольники».
1
27.
Контрольная работа № 2 «Треугольники»
1
Глава III. Параллельные прямые (13 ч)
28.
Определение параллельных прямых
1
29.
Признаки параллельности двух прямых
1
30.
Практические способы построения параллельных прямых.
1
31.
Решение задач на применение признаков параллельности прямых
1
32.
Об аксиомах геометрии.
1
33.
Аксиома параллельных прямых.
1
34.
Теоремы об углах образованных двумя параллельными прямыми и
секущей.
1
35.
Доказательство следствий из аксиомы параллельных прямых.
1
36.
Обобщение материала «Аксиома параллельных прямых»
1
37.
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
1
38.
Решение задач на доказательство по теме «Параллельные прямые»
1
39.
Решение задач по теме «Практические способы проведения
параллельных прямых»
1
40.
Контрольная работа № 3 «Параллельные прямые»
1
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч)
41.
Теорема о сумме углов треугольника
1
42.
Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники.
Решение задач по теме сума углов треугольника.
1
43.
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
1
44.
Неравенство треугольника.
1
45.
Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами
треугольника»
1
46.
Контрольная работа № 4 «Сумма углов треугольника»
1
47.
Прямоугольные треугольники, их свойства.
1
48.
Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства.
1
49.
Расстояние от точки до прямой.
1
50.
Расстояние между параллельными прямыми.
1
51.
Построение треугольника по трём элементам: построение
треугольника по двум сторонам и углу между ними.
1
52.
Построение треугольника по трём элементам:построение
треугольника по стороне идвум прилежащим к ней улам.
1
53.
Построение треугольника по трём элементам:построение
треугольника по трем сторонам.
1
54.
Решение задач на построение треугольника по трем элементам.
1
55.
Решение задач по теме « Сумма углов треугольника»
1
56.
Решение задач по теме «признаки равенства прямоугольных
треугольников»
1
57.
Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники»
1
58.
Контрольная работа № 5 «прямоугольные треугольники»
1
Итоговое повторение (12 ч)
59.
Начальные геометрические сведения
1
60.
Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник
1
61.
Параллельные прямые
1
62.
Соотношения между сторонами и углами треугольника
1
63.
Решение задач на соотношение сторон и углов треугольника
1
64.
Прямоугольный треугольник и его свойства
1
65.
Решение задач на прямоугольный треугольник.
1
66.
Задачи на построение
1
67.
Решение задач на построение
1
68.
Решение задач по разделу геометрия
1
69.
Итоговая контрольная работа по геометрии.
1
70.
Итоговый урок по материалу повторения. Решение задач
1
Учебно-методическое обеспечение
1.
Библиотечный фонд. Нормативные документы:
1.1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования.
1.2. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы.
1.3.
Сборник
нормативных
документов.
Математика
/
сост.
Э.Д.Днепров,
А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2013. – 128 с.
1.4. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7 – 9 классы: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / [автор-составитель Т.А. Бурмистрова. – М.:
Просвещение, 2014.
1.5. Бутузов В.Ф. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С.Атанасяна и
других.
7-9
классы:
пособие
для
учителей
общеобразов.
учреждений
/
В.Ф.Бутузов. – М.: Просвещение, 2013. – 31 с.
2. Библиотечный фонд. Учебная литература основная:
2.1. Геометрия: 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С.
Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев,
Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.:
Просвещение, 2017
3.
Библиотечный фонд. Дополнительная литература для учителя:
3.1. Геометрия 7 – 9 классы: задачи на готовых чертежах для подготовки к ОГЭ и
ЕГЭ / Э.Н. Балаян. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2019
3.2. Геометрия. 7 класс. Самостоятельные работы. Тематические тесты. Тесты для
промежуточной аттестации. Справочник. Рабочая тетрадь / Ф.Ф. Лысенко, С.Ю.
Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Издательство «Легион», 2019
3.3.. Геометрия. 7 класс. Контрольные измерительные материалы / Д.Г. Мухин,
А.Р. Рязановский. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
3.4. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод. рекомендации: кн. Для учителя /
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. - М.: Просвещение, 2017.
4. Библиотечный фонд. Дополнительная литература для учащихся:
4.1. Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.:ООО «Издательство
АСТ», 2003.
4.2. Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.:ООО «Издательство АСТ»,
2003.
4.3. Черкасов О.Ю. Математика. Справочник / О.Ю.Черкасов, А.Г.Якушев. -М.:
АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
4.4. Мантуленко В.Г. Кроссворды для школьников. Математика / В.Г.Мантуленко,
О.Г.Гетманенко. – Ярославль: Академия развития, 2009.
4.5. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / гл.ред. М.Д.Аксенова. – М.:
Аванта+, 2002. – 688 с.
5. Дидактические материалы, рабочие тетради:
5.1. Дидактические материалы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна
и
др.
«Геометрия
7
–
9
классы»
/
Н.Б.
Мельникова,
Г.А.
Захарова.
–
М.:
Издательство «Экзамен», 2017
5.2. Геометрия: рабочая тетрадь: 8кл. /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков,
И.И.Юдина. – М.: Просвещение, 2017.
5.3. Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 7 кл. / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. –
16-е изд. - М.: Просвещение, 2017. -127 с.: ил.
5.4. Контрольные работы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др.
«Геометрия 7 – 9 классы» / Н.Б. Мельникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2017
5.5.
Мищенко
Т.М.
Геометрия.
Тематические
тесты.
7
класс
/
Т.М.Мищенко,
А.Д.Блинков. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
5.6. Рабочая тетрадь по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др.
«Геометрия 7 – 9 классы» / Ю.А. Глазков, П.М. Камаев. – М.: Издательство
«Экзамен», 2017
5.7. Тесты по геометрии: 7класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9
классы» / А.В. Фарков. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
Лист корректировки календарно- тематического планирования
Предмет геометрия
Класс 7
Учитель Мельникова Светлана Федоровна
2019-2020
учебный год
№ урока
Тема урока
Количество часов
Причина
корректировки
Способ
корректировки
По
плану
фактическ
и