Напоминание

Методы и приемы организации образовательного процесса в рамках ФГОС


Автор: Сенцова Людмила Анатольевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: п./ст. Жипхеген, Хилокского района, Забайкальского края
Наименование материала: Статья
Тема: Методы и приемы организации образовательного процесса в рамках ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Сенцова Л.А.

учитель русского языка и литературы

Методы и приемы организации образовательного процесса в рамках ФГОС

Мы лишаем детей будущего,

если продолжаем учить сегодня так,

как учили этому вчера.

Д. Дьюи

Многие путают термины "методы" и "приемы", употребляя их как синонимы.

Между тем, метод — это способ совместной деятельности учителя и

ученика.

Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации

метода.

Форма урока — это формат, в котором построен весь урок.

В структуре ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы

проведения выбираются свободно.

Классификация методов

Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в

рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на

отдельных уроках обучающего типа.

Самый распространенный прием пассивных методов —лекция.

Активные (АМО): Здесь учитель и ученик выступают как равноправные

участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.

Интерактивные (ИМО): наиболее эффективные методы, при которых ученики

взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом.

Вектор: учитель = ученик = ученик.

Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер

взаимоотношений между преподавателем и учащимся, позволяет по-новому

взглянуть на оптимизацию учебного процесса, переосмыслить существующие

методы преподавания.

Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в

образовательной практике. Модернизация образовательного процесса неизбежно

приводит каждого педагога к осмыслению того, что необходимо искать такие

современные активные методы обучения, которые вызвали бы интерес

обучающихся и мотивировали их на изучение предмета.

Как показывает практика, особенно ярко запоминается то, что является

нестандартным! Активные методы позволяют разбавить скучные и привычные

уроки, сделать их интересными и более познавательными. Активные методы и

новые современные технологии позволяют подготовить выпускника, обладающего

необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему

уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, уметь быстро адаптироваться

к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов.

Какие же методы обучения можно использовать для формирования у учащихся

интереса к знаниям?

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных

аспектах:

формирование положительной учебной мотивации;

повышение познавательной активности учащихся;

активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

стимулирование самостоятельной деятельности;

развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

эффективное усвоение большого объема учебной информации;

развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и

определение условий для их проявления и развития;

развитие навыков самостоятельного умственного труда;

развитие универсальных навыков.

Какие же методы обучения можно использовать для формирования у учащихся

интереса к знаниям?

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных

методов, как более действенных и эффективных.

- Кейс-метод

- Метод проектов

- Проблемный метод

- Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

- Эвристический метод

- Исследовательский метод

- Метод модульного обучения

Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к

реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты

ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.

Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и

умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет

исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по

ФГОС.

Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной

ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через

анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

Метод развития критического мышления через чтение и

письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического

(самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике

предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов

вызова, осмысления и размышления.

Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в

форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения.

Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников —

организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в

дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой,

целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают

наиболее эффективно реализовать метод на практике.

Выбор метода зависит от многих условий:

цели обучения;

уровня подготовленности учащихся;

возраста учащихся;

времени, отведенного на изучение материала;

оснащенности школы;

теоретической и практической подготовленности учителя.

Непременным условием обеспечения эффективности АМО является изменение

существующей роли ученика в образовательном процессе. Субъект-объектные

отношения, в которых учащемуся отводится подчиненная роль запоминающего

устройства, не способны обеспечить успешное внедрение АМО, да и не нуждаются

в них. Реалии сегодняшней жизни требуют от человека, в том числе, выпускника

школы самостоятельности в принятии решений, гибкого реагирования на вызовы

динамично изменяющегося мира, смелости в принятии личной ответственности за

совершенные поступки. Сама жизнь диктует необходимость замены существующей

роли школьника, как послушного исполнителя, на его активное участие в

образовательном процессе. Принятие обучающегося в качестве равноправного

субъекта школьных отношений, признание его значения и ответственности за

результаты обучения создадут ту необходимую среду, которая позволит эффективно

использовать активные методы обучения.

В

заключении

считаю

необходимым

подчеркнуть

эффективно сть

использования нетрадиционных уроков или их элементов в процессе преподавания.

АМО доступны каждому учителю, стоит только немного отойти от стандарта и

задуматься о том, что заинтересовало бы детей на уроке, заставило их задуматься.

Само по себе знание и несистемное использование активных методов, скорее всего,

не

приведет

к

ожидаемым

результатам. А

проведение таких уроков как раз и

служит повышению учебной мотивации, интереса к предмету.

Овладение технологией АМО и использование ее в образовательном процессе

способствует развитию у обучающихся качеств, отвечающим процессам,

происходящим сегодня в жизни, и требованиям, прописанным в государственных

стандартах нового поколения. Мир активных методов обучения яркий,

удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и

ученики. Главное, откройте для себя его тайны и возможности, научитесь

управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и

эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.



В раздел образования