Автор: Сенцова Людмила Анатольевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: п./ст. Жипхеген, Хилокского района, Забайкальского края
Наименование материала: Статья
Тема: Методы и приемы организации образовательного процесса в рамках ФГОС
Раздел: среднее образование
Сенцова Л.А.
учитель русского языка и литературы
Методы и приемы организации образовательного процесса в рамках ФГОС
Мы лишаем детей будущего,
если продолжаем учить сегодня так,
как учили этому вчера.
Д. Дьюи
Многие путают термины "методы" и "приемы", употребляя их как синонимы.
Между тем, метод — это способ совместной деятельности учителя и
ученика.
Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации
метода.
Форма урока — это формат, в котором построен весь урок.
В структуре ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы
проведения выбираются свободно.
Классификация методов
Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в
рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на
отдельных уроках обучающего типа.
Самый распространенный прием пассивных методов —лекция.
Активные (АМО): Здесь учитель и ученик выступают как равноправные
участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
Интерактивные (ИМО): наиболее эффективные методы, при которых ученики
взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом.
Вектор: учитель = ученик = ученик.
Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер
взаимоотношений между преподавателем и учащимся, позволяет по-новому
взглянуть на оптимизацию учебного процесса, переосмыслить существующие
методы преподавания.
Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в
образовательной практике. Модернизация образовательного процесса неизбежно
приводит каждого педагога к осмыслению того, что необходимо искать такие
современные активные методы обучения, которые вызвали бы интерес
обучающихся и мотивировали их на изучение предмета.
Как показывает практика, особенно ярко запоминается то, что является
нестандартным! Активные методы позволяют разбавить скучные и привычные
уроки, сделать их интересными и более познавательными. Активные методы и
новые современные технологии позволяют подготовить выпускника, обладающего
необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему
уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, уметь быстро адаптироваться
к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов.
Какие же методы обучения можно использовать для формирования у учащихся
интереса к знаниям?
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных
аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и
определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков.
Какие же методы обучения можно использовать для формирования у учащихся
интереса к знаниям?
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных
методов, как более действенных и эффективных.
- Кейс-метод
- Метод проектов
- Проблемный метод
- Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
- Эвристический метод
- Исследовательский метод
- Метод модульного обучения
Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к
реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты
ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и
умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет
исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по
ФГОС.
Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной
ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через
анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Метод развития критического мышления через чтение и
письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического
(самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике
предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов
вызова, осмысления и размышления.
Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в
форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения.
Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников —
организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в
дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой,
целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают
наиболее эффективно реализовать метод на практике.
Выбор метода зависит от многих условий:
цели обучения;
уровня подготовленности учащихся;
возраста учащихся;
времени, отведенного на изучение материала;
оснащенности школы;
теоретической и практической подготовленности учителя.
Непременным условием обеспечения эффективности АМО является изменение
существующей роли ученика в образовательном процессе. Субъект-объектные
отношения, в которых учащемуся отводится подчиненная роль запоминающего
устройства, не способны обеспечить успешное внедрение АМО, да и не нуждаются
в них. Реалии сегодняшней жизни требуют от человека, в том числе, выпускника
школы самостоятельности в принятии решений, гибкого реагирования на вызовы
динамично изменяющегося мира, смелости в принятии личной ответственности за
совершенные поступки. Сама жизнь диктует необходимость замены существующей
роли школьника, как послушного исполнителя, на его активное участие в
образовательном процессе. Принятие обучающегося в качестве равноправного
субъекта школьных отношений, признание его значения и ответственности за
результаты обучения создадут ту необходимую среду, которая позволит эффективно
использовать активные методы обучения.
В
заключении
считаю
необходимым
подчеркнуть
эффективно сть
использования нетрадиционных уроков или их элементов в процессе преподавания.
АМО доступны каждому учителю, стоит только немного отойти от стандарта и
задуматься о том, что заинтересовало бы детей на уроке, заставило их задуматься.
Само по себе знание и несистемное использование активных методов, скорее всего,
не
приведет
к
ожидаемым
результатам. А
проведение таких уроков как раз и
служит повышению учебной мотивации, интереса к предмету.
Овладение технологией АМО и использование ее в образовательном процессе
способствует развитию у обучающихся качеств, отвечающим процессам,
происходящим сегодня в жизни, и требованиям, прописанным в государственных
стандартах нового поколения. Мир активных методов обучения яркий,
удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и
ученики. Главное, откройте для себя его тайны и возможности, научитесь
управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и
эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.