Напоминание

Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Татьяна Анатольевна Радионова
Должность: младший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №14
Населённый пункт: Сахалинская область Корсаковский р-он с. Соловьевка
Наименование материала: Методический материал
Тема: Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Особенности развития памяти у детей старшего

дошкольного возраста

Впечатления,

которые

человек

получает

об

окружающем

мире,

оставляют

определенный

след,

сохраняются,

закрепляются,

а

при

необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются

памятью. «Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами

мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере

его протекания, безвозвратно исчезало в прошлом»

1

.

Память – познавательный психический процесс, который заключается в

запечатлении,

сохранении

и

воспроизведении

информации

2

.

Недостатки

памяти

заметно

тормозят,

снижают

продуктивность

познавательной

деятельности.

По утверждению Р.С. Немова

3

, у человека выделяют 3 вида памяти,

которые наиболее продуктивны, чем у животных:

1.

Произвольная – связанная с волевым контролем запоминания.

2.

Логическая – связанная с употреблением логики.

3.

Опосредованная

связанная

с

использованием

различных

средств

запоминания.

Классификация памяти по времени сохранения материала выглядит

следующим

образом:

мгновенная

память,

кратковременная

память,

оперативная память и долговременная память.

Мгновенная память по определению Р.С. Немова

4

, это память - образ,

она

связана

с

непосредственным

отражением

информации,

только

что

воспринятой

органами

чувств

без

какой-либо

переработки

полученной

информации. Ее длительность 0,1- 0,5 секунд.

1

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Центрполиграф, 2013. С.117.

2

Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Академия, 2018. С.57.

3

Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: М.: ВЛАДОС, 2013. С.88.

4

Там же. С.93.

2

Кратковременная память обеспечивает сохранение и воспроизведение

материала

спустя

несколько

секунд

после

его

однократного

восприятия.

Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью, однако после

непродолжительного

времени

впечатления

исчезают.

Длительность

удержания

мнемических

следов

составляет

примерно

20

секунд

(без

повторений). Из мгновенной в кратковременную память попадает только та

информация, которая осознается, соотносится с интересами и потребностями

человека, привлекает к себе память.

Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение

определенного заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до

нескольких дней. Срок хранения сведение этой памятью определяется задачей,

которая поставлена перед человеком и рассчитан только на решение данной

задачи.

Долговременная память, по мнению Р.С. Немова

1

, способна хранить

информацию

в

течение

неограниченного

срока.

Она

характеризуется

длительностью

и

прочностью

сохранения

воспринятого

материала.

В

долговременной

памяти

происходит

накопление

знаний,

приобретенных

человеком в процессе выполнения им различных видов деятельности. Знания

эти хранятся в обобщенном и систематизированном виде.

Классификация

памяти

по

содержанию

психической

активности,

преобладающей в мнемической деятельности, выглядит следующим образом:

двигательная память, образная память, эмоциональная память, словесно –

логическая память.

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведения

различных движений и их систем. Эта память служит для формирования

различных двигательных умений и навыков. А.В. Петровский

2

подчеркивает

важность значения двигательной памяти в том, что она служит основой для

1

Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: ВЛАДОС, 2013. С.95.

2

Петровский А.В, Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 2018. С.43.

3

формирования различных практических и трудовых навыков, так же, как и

навыков ходьбы, письма и т. д.

Признаком

хорошей

двигательной

памяти,

является

физическая

ловкость и сноровка.

Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение

образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной

памяти является зрительная, слуховая, осязательная и обонятельная память.

Каждому

возрасту

соответствует

свой

уровень

физического,

психического и социального развития. Это соответствие справедливо отчасти,

так как развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую

сторону.

Старший

дошкольный

возраст

играет

особую

роль

в

психическом

развитии

ребенка:

в

этот

период

жизни

начинают

формироваться

новые

психологические механизмы деятельности и поведения. Одним из важнейших

достижений

старшего

дошкольного

возраста

является

осознание

своего

социального «Я», формирование внутренней социальной позиции.

Проблемы

развития

памяти

у

детей

дошкольного

возраста

рассматривается как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Так,

Э. Мейман

1

в «Лекциях по экспериментальной педагогике» утверждает, что «в

самом раннем детстве память ребенка работает механически». Прочность

запоминания, по его мнению, с возрастом ослабевает, хотя в то же время он не

отрицает и некоторого улучшения ее с годами.

Более поздние исследователи Е. Брунсвик и Л. Гольдшейдер

2

, изучая

возрастные

различия

в

соотношении

запоминания

бессмысленного

и

осмысленного материала, пришли к выводу, согласно которому логическая,

или осмысленная, память развивается с 11 - 12 лет, а до этого преобладает

механическая.

1

Лекции по экспериментальной педагогике / Эрнст Мейман. М.: Мир, 2014. С.239.

2

Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.:

Изд-во МГУ, 2019.С.194.

4

Ценный вклад в учение о развитии детской памяти внес И.М. Сеченов

1

.

К изучению психических процессов и, в частности, процессов памяти у

ребенка он подошел с позиции выдвинутой им рефлекторной теории психики,

развитой

в

дальнейшем

И.П. Павловым.

Общеизвестно,

что

эта

теория

сыграла огромную роль в построении материалистической психологии.

П.П. Блонский в книге «Память и мышление»

2

развивает генетическую

теорию памяти. Он выделяет четыре основных вида памяти: моторная память

(память-привычка), аффективная, образная и вербальная. Возникают эти виды

памяти у ребенка не одновременно, а именно в данной последовательности,

один за другим.

Л.С. Выготский

3

рассматривал проблему памяти с позиции выдвинутой

им

культурно-исторической

теории

развития

психики.

Одной

из

первых

значительных попыток Л.С. Выготского конкретизировать общую

теорию

культурно-исторического развития психики у человека явилась разработанная

им

концепция

развития

памяти.

Согласно

этой

концепции,

высшие,

специфические

человеческие

формы

памяти,

активное

запоминание

с

помощью знаков точно так же, как и другие формы поведения, первоначально

рождаются в социальном общении между людьми.

Как

показывают

психологические

исследования

(А.Н. Леонтьев,

П.И. Зинченко)

4

,

именно

в

дошкольном

возрасте

у

ребенка

начинает

формироваться,

собственно,

мнемическая

деятельность,

имеющая

свои

специфические

цели,

приемы

и

способы.

Возникает

произвольная,

преднамеренная

память.

На

протяжении

дошкольного

возраста

ребенок

учится управлять этим процессом, учится ставить перед собой цель что-либо

запомнить. У него формируются специальные мнемические действия.

Процесс выделения и осознания ребенком мнемической цели изучался

З.М. Истоминой.

Было

установлено,

что

выделение

мнемической

цели

1

Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Наука, 2017. С.304.

2

Блонский П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2011. С.71.

3

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Психология, 2010. С.76.

4

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: М.: Педагогика, 2013.С.218.

5

ребенком

дошкольного

возраста

происходит

в

том

случае,

когда

он

сталкивается с условиями, которые требуют от него активного запоминания и

припоминания

1

.

В

исследовании

3.М. Истоминой

было

также

обнаружено,

что

припоминание

раньше,

чем

запоминание,

приобретает

произвольный

характер.

Экспериментальные

материалы,

полученные

3.М. Истоминой,

показали,

что,

только

обнаружив

свою

несостоятельность

при

воспроизведении данного ему поручения, ребенок осознавал тот факт, что он

не был достаточно активен при выслушивании поручения и не сделал ничего

для того, чтобы его запомнить

2

.

Материалы, полученные в работе Н.А. Корниенко, также указывают на

наличие

у

детей

всех

возрастов

дошкольного

детства

обобщений

запоминаемого материала, объединения его в смысловые группы

3

.

Использование

дошкольниками

в

процессе

запоминания

смысловой

группировки уже само по себе свидетельствует об осмысленном характере их

памяти

и

может

служить

для

опровержения

положения

о

механическом

характере памяти детей в дошкольном возрасте. Многие психологи считали,

что

одной

из

основных

особенностей

детской

памяти

является

ее

механичность. Штерн и Третер говорили о преимуществе механического

запоминания у маленьких детей

4

.

Участие речи в установлении смысловых связей внутри запоминаемого

материала

является

одним

из

центральных

факторов

развития

памяти

в

дошкольном возрасте. Замещение наглядно-образных связей, имеющих место

на первых этапах дошкольного детства, связями речевыми знаменует собой

переход

к

внутренне

опосредствованному

запоминанию,

что

делает

возможным развитие у детей словесно-логической памяти.

1

Истомина З.М. Развитие памяти. М.: Психология, 2017. С.61.

2

Там же. С.63.

3

Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.:

Изд – во МГУ, 2019.С.214.

4

Штерн В. Психология раннего детства. М.: Мир, 2015. С.123.

6

Формирование и воспитание памяти старших дошкольников, также как

и

формирование

других

психических

процессов,

происходит

в

процессе

деятельности. От особенностей ее структуры в старшем дошкольном возрасте

во

многом

зависит

и

характер

памяти.

Деятельность

дошкольника

характеризуется тем, что она направлена на ближайшие конкретные цели.

В

старшем

дошкольном

возрасте

развития

достигает

словесно-

логическая память. Ребенок к 6 годам уже свободно пользуется, словом для

установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова он

группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений,

устанавливает логические связи. Все это способствует и увеличению объема

запоминаемого материала.

Большую роль в повышении продуктивности запоминания в старшем

дошкольном возрасте играет то, что к 6 годам представления ребенка об

окружающем начинают систематизироваться. Те или иные объекты относятся

им к той или другой категории предметов или явлений. Последнее облегчает

установление между ними логических связей, что облегчает их запоминание.

Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте:

преобладает непроизвольная образная память;

память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает

интеллектуальный характер;

словесно-логическая память обеспечивает опосредованное познание и

расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

складываются

элементы

произвольной

памяти

как

способности

к

регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого

ребенка;

формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в

особую

умственную

деятельность,

для

овладения

логическими

приемами

запоминания;

7

по

мере

накопления

обобщения

опыта

поведения,

опыта

общения

ребенка с взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие

личности.

Рассматривая влияние памяти на развитие личности, отмечается, что

память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство

личности.

Память вступает во взаимосвязи с речью и мышлением, приобретая на

этой основе интеллектуальный характер, то есть опора на мыслительные

операции придает ей осмысленный и обобщенный характер.

Сохранение в памяти прошлого тесно связано с чувствами. Сильные

переживания способствуют прочности и точности запоминания и сохранения.

Взволновавшее событие помнится много лучше того, что оставило человека

безразличным. Однако эта зависимость не имеет абсолютного характера,

существует некая граница, за которой сила переживаемых чувств способна

привести как раз к противоположному результату.

Память

имеет

огромное

значение

в

жизни

и

деятельности

людей.

Благодаря

запоминанию

происходит

накопление

опыта,

а

узнавание

и

воспроизведение

делают

возможным

использование

его

в

последующей

деятельности.

Прошлый

опыт

сохраняется

в

памяти.

Это

значит,

что

в

определенных условиях воспроизводится то, что было раньше. Без сохранения

прошлого опыта человек не узнавал бы окружающих предметов, не мог бы ни

представить их, ни мыслить о них, не мог бы, следовательно, ориентироваться

во внешнем мире. Без сохранения опыта невозможно никакое обучение,

никакое развитие ни в умственной, ни в практической области.

Развитие произвольной памяти имеет большое значение для подготовки

ребёнка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется

возможной,

если

ребёнок

будет

запоминать

только

то,

что

его

непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми

задачами, которые выдвигаются обучающей программой.



В раздел образования