Напоминание

"Применение результатов внешней оценки в работе учителя"


Автор: Лариса Александровна Мальгина
Должность: учитель начальной школы
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Применение результатов внешней оценки в работе учителя"
Раздел: начальное образование





Назад




Мальгина Лариса Александровна

Муниципальное автономное образовательное учреждение МАОУ «Траектория», РФ, г.

Пермь

учитель начальных классов

ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ

Аннотация: Данная

статья

посвящена

описанию

результатов

мониторинга

уровня

сформированости универсальных учебных действий в начальной школе. Показаны приемы

работы учителя по формированию у учащихся рефлексивных умений. В статье представлен

курс для формирования регулятивных УУД.

Ключевые слова: мониторинг, рефлексия, учащиеся начальной школы, регулятивные

УУД.

Начальная

школа

закладывает

основы

обучения

и

воспитания

подрастающего

поколения. «За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в

представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и

навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как

процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому чтобы занять активную

позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть

готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда»

[1, с. 24]. Одна из задач школы состоит в создании таких условий для школьника, чтобы у

него появились способность, возможность и желание учиться самостоятельно. Поэтому

перед учителем возникает множество вопросов и проблем. Например, почему одни дети

могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие сидят в стороне? За

счет чего одним ученикам удается выполнить задание быстро, а другие с трудом находят

ответ на подобные вопросы? Почему одни школьники слушают внимательно, а другие

думают о чём-то постороннем?

Работая

со

своим

классом,

наблюдая

и

анализируя

результаты

своей

работы

и

деятельности учащихся, я вижу ответ на эти вопросы в учёте индивидуальных особенностей

школьников при достижении ими предметных и метапредметных результатов обучения. В

текущем учебном году для направления методической работы в области самообразования

мною была выбрана тема «Формирование регулятивных универсальных действий». Выбор

обусловлен анализом результатов внешнего мониторинга, организованном Международным

образовательным

проектом

«ЭМУ»,

проводимом

Центром

развития

молодежи

г.

Екатеринбург. Итоги конкурсных мероприятий ЭМУ (Эрудит-марафон учащихся) помогает

получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности

универсальных учебных действий у младших школьников.

Мониторинг был организован в он-лайн режиме. Учащиеся с первого по четвертый

класс выполняли все задания на компьютерах. В ходе диагностики был организован перерыв

в работе школьников. После динамической паузы ученики продолжили свою работу.

На рис.1 представлены общие результаты по классу.

Рис. 1. Результаты внешнего мониторинга метапредметных умений учащихся

начальной школы.

Прокомментируем результаты.

Данный мониторинг позволяет оценить уровень развития метапредметных результатов

обучения

учащихся

начальной

школы.

На

диаграмме

показана

динамика

за

два

года.

Отметим, что учащиеся класса демонстрируют повышение уровня развития умений работы с

текстом и решение проблем. На наш взгляд, это результат профессиональной деятельности

учителя в области обучения школьников. Дети осваивают учебный материал в достаточной

мере.

В

классе

хороший

микроклимат,

дети

поддерживают

дружеские

отношения.

Рассматривая познавательную деятельность учащихся класса, отметим, что практически по

всем показателям наблюдается положительная динамика. Школьники продемонстрировали

умение анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам.

Умеют

построить

логическую

цепь

рассуждений,

самостоятельно

создавать

алгоритм

действий. Наблюдается небольшой спад в принятии решений, снизились показатели «анализа

и планирования». На наш взгляд, это обосновано тем, что родители часто выполняют учебно-

исследовательскую работу за детей. Сами младшие школьники мало возможностей для

самостоятельного решения.

В

то

же

время

наблюдается

отрицательная

динамика

в

показателях,

связанных

с

регулятивными УУД.

Рассмотрим результаты анализа развития компонентов регулятивных умений

(см. рис. 2).

Рис. 2. Диагностика компонентов регулятивных умений учащихся начальной школы

Заметно

снижение

уровня

развития

следующих

компонентов:

целеполагание

и

планирование деятельности, оценка деятельности, применение технологий, планирование

ресурсов,

оценка

результата

или

продукта

деятельности.

Одной

из

причин

сложившей

ситуации, на наш взгляд, явилась разная технология проведения мониторинга. Так, если в

первом

классе

учащимся

прочитывались

задания

учителем,

то

второклассники

читали,

понимали

и

выполняли

задания

самостоятельно.

Результаты

мониторинга

заострили

внимание учителей и на проблеме формирования умения основам смыслового восприятия

текста.

Выбор

для

разработки

проблемы

формирования

регулятивных

умений

учащихся

начальных классов обусловлен результатами диагностики компонентов данного вида УУД.

Анализ мониторинга показал низкий уровень развития умений целеполагания и рефлексии.

Именно на разрешение данных проблем направлены мои профессиональные интересы.

Опираясь

на

знания,

полученные

на

курсах

повышения

квалификации

по

теме

«Метапредметный подход к образованию: работая по-новому», организованных Центром

развития системы образования г. Перми и проводимых представителями Центра молодежи г.

Екатеринбург,

было

выбрано

одно

из

средств

обучения

для

достижения

поставленных

профессиональных целей. В своей практике использую курс «Интеллектуальные витаминки»

[3], состоящий из системы интеллектуально-развивающих заданий, авторами- составителями

которого являются Шпагина О.Н. и Пинженина С.В. Данный курс реализуется в рамках

внеурочной деятельности.

Упражнения

курса

дифференцированы

в

соответствии

с

классификацией

факторов

интеллекта Л. Л. Тёрстоуна. «Интеллектуальные витаминки» представляют собой учебное

пособие,

которое

помогает

формированию

УУД

и

развитию

у

младших

школьников

комплексного подхода к оценке результатов своей деятельности. Основу курса составляют

упражнения,

направленные

на

формирование

вербального

восприятия,

продуктивность

мышления, развитие пространственного мышления, отработку числовых навыков.

Как

показывает

практика,

учащиеся

с

удовольствием

выполняют

задания,

где

применяются знания не только материала, соответствующего программе, но и с опорой на

использование опыта ребенка. Основное внимание я уделяю при этом на обсуждении цели

выполнения заданий и анализ выполненной работы.

Согласно новым ФГОС целесообразно систематически организовывать данную форму

учебно-познавательной деятельности. Сегодня я понимаю, как важно уделять внимание

формированию потребности в самостоятельном изучении учащимися новых знаний, включая

процесс организации самого усвоения через жизненный опыт учеников. Обращаю внимание

на формирование навыков, которые помогут им в обучении, а именно: планировать свою

учебно-познавательную

деятельность,

оценивать

успешность

усвоения

новых

знаний,

исследовать, обрабатывать и отбирать нужную информацию, вырабатывать свою позицию и

отношение к изученному и увиденному.

С моей стороны, как учителя, проводится регулярная рефлексия и оценка результата

деятельности учащихся. На собственном примере я учу анализу работы, т.к. детям сложно

принять сам принцип оценки, научиться обосновывать свои собственные действия.

Целью

моей

методической

работы

является

создание

условий

для

формирования

рефлексивных умений младших школьников, а именно:

1)

адекватно воспринимать себя;

2)

определять цель и результаты деятельности;

3)

определять наличие ошибок в собственном поведении.

Передо мной стоит ряд задач:

осуществить индивидуальный подход к каждому учащемуся;

научить

организовывать

учебный

диалог

в

процессе

обучения

(рефлексия

диалогична);

научить описывать прожитую ситуацию;

сформировать

у

учащихся

потребность

в

постоянной

рефлексии

собственной

деятельности;

научить принимать на себя разные роли; дать возможность ребенку познакомиться с

разными взглядами на себя: со стороны другого ученика, со стороны учителя или другого

значимого человека.

Системно применяю в профессиональной деятельности такой прием формирования

рефлексивных умений как организацию групповой оценочной деятельности. Постепенно

перевожу детей на формирование индивидуальной рефлексии.

Технологическая цепочка моей работы в данном направлении:

а) предъявление условий, провоцирующие детские действия (формулировка учебного

задания);

б) создание учебных групп (по рядам, по четверкам);

в) распределение ролей: рабочие группы (которые при проверке предъявляют результат

выполненного задания) и экспертная группа (которая оценивает работу);

г) проведение индивидуальной рефлексии. Приемы:

шкала самооценки

шкала успеха

- я мог бы работать лучше;

- сегодня я понял, что мне не хватает для успешной работы;

- у меня все получилось.

«Светофорик»

Красный – мне нужна помощь;

желтый – я понял(а), но есть вопросы;

зеленый – материал усвоил(а).

Как показывает практика, применение организации групповой оценочной деятельности

возможно с первого класса. Согласно новым ФГОС даже целесообразно систематически

организовывать данную форму учебно-познавательной деятельности младших школьников.

На мой взгляд, единственный вариант, когда следует отказаться от такой формы – это

проведение проверочных работ с запланированной внешней оценкой.

К критериям результативности своей работы отношу следующее:

- принятие и понимание учащимися роли эксперта (следование правилам игры);

- систематическое наличие самооценки в работах учащихся;

- наличие устного или письменного аргумента самооценки у школьников.

С

целью

формирования

УУД

планирования

собственной

учебной

деятельности

эффективны

следующие

приемы:

обсуждение

готового

плана

решения

учебной

задачи;

работа

с

деформированным

планом

решения

учебной

задачи;

использование

плана

с

недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной

задачи.

Данный прием и описанная технологическая цепочка позволяет ученикам научиться

осуществлению самооценки и оценки одноклассников. На основе этих умений в дальнейшем

школьники освоят весь спектр рефлексивных умений, будет сформирована основа умения

реализовывать разные социальные роли. В своем классе в качестве перспективной формы

организации оценочной деятельности я вижу следующее: создание учебного сектора (группа

сменного состава по месяцам), который будет моим помощником при оценивании работ

учащихся на уроках.

Не

следует

забывать

и

о

формировании

всей

остальной

группы

метапредметных

результатов

обучения

школьников.

Так,

с

целью

развития

навыков

работы

с

текстом,

информацией

следует

обращать

внимание

на

формирование

умений

обобщать,

систематизировать,

преобразовать

информацию

из

одного

вида

в

другой

(из

изобразительной, схематической, модельной, условно-звуковой в словесную и наоборот) [2].

С целью развития коммуникативных и познавательных УУД необходимо

давать детям

возможность быть более самостоятельными, работать в экспертных группах, учиться ставить

цель и достигать положительных результатов.

В ходе проделанной работы можно с уверенностью сказать, что каждый ученик учиться

мыслить

сам.

При

организации

рефлексии

на

уроке

учащиеся

учатся

размышлять

и

доказывать свое мнение. Построенная таким образом системная работа на уроке позволила

школьникам

научится

свободно

задавать

вопросы,

быть

инициативными

в

поиске

и

применению информации из различных учебных и дополнительных источников, эффективно

планировать деятельность, и, в целом, направлена на формирование потребности учиться.

Список литературы:

1.

Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной

школе / [А.Г. Асмолов] – М.: Просвещение, 2011.

2.

Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его

осмыслением, при обучении младших школьников чтению. [Текст] / Н.Н. Светловская //

Начальная школа. – 2005. – №4. – С. 8-15.

3.

Шпагина О.Н., Пинженина С.В. Интеллектуальные витаминки. Рабочая тетрадь

по внеурочной деятельности для 2 класса. Учебно-методическое пособие. – г. Екатеринбург:

АНО «Центр Развития Молодежи», 2014 г. – 64 с.



В раздел образования