Автор: Цыбикова Маргарита Очировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5 города Закаменск
Населённый пункт: город Закаменск, Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Концептуализация как прием интенсивного обучения
Раздел: полное образование
Концептуализация как прием
интенсивного обучения
М. О. Цыбикова,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №5 города Закаменск»
В методике обучения русскому языку и развитию речи сегодня актуальной
становится работа со словом как с системой смыслов, т.е. работа с концептом.
Необходимо отметить, что понятие концепта изучено достаточно, чтобы можно было
применять такой вид лексической работы как анализ концепта в урочной и внеурочной
деятельности по русскому языку и литературе в старших классах средней школы.
Концепт – это и новая «упаковка» текста, обеспечивающая его многомерность и
многоканальность. Он становится такой образовательной средой, которая позволяет
рассматривать любой текст как гипертекст, как код, и соответственно организовывать
другое речевое поведение. При этом любой человек – своего рода концептоноситель
(Д.С. Лихачев), который может по-разному расшифровывать концепт в зависимости от
своих ценностно-смысловых ориентиров.
Кроме того, число лексических единиц, являющихся концептами, ограниченно,
потому что не всякое имя – обозначение явления есть концепт. Они своего рода являются
символами, эмблемами, определенно указывающими на породивший их текст, ситуацию,
знания. Они являются носителями культурной памяти народа.
Важным в технологии концептуального анализа является следование пяти этапам:
1 этап концептуального анализа – ассоциативно-образный – позволяет провести анализ
прошлых знаний, воображения, ассоциаций. На данном этапе актуализируется систему
ценностей и смыслов учащегося.
2 этап - ценностный (научно-понятийный) этап подразумевает работу с разными
словарями. Выделение ключевых слов в определениях, их интерпретация, установление с
помощью словарей свойств понятия. Таким образом, идет формирование личностного
знания о концептах.
3 этап - культурная интеграция - это этап текстовой коммуникации. Анализ
художественных, искусствоведческих, философских и научно-популярных текстов (из
журналов, газет, Интернета) способствует формированию информационной и культурной
компетентностей учащихся, а также открывает перед учащимися философию слова.
4 этап – социокультурный совмещает в себе лингвистическое и лингвострановедческое
комментирование. Его основой становятся исторические реалии, которые могут
затрагивать все области жизни.
5 этап - концептуальный этап - это этап смыслотворчества. Он способствует
преобразованию и применению нового знания в учебных, учебно-проектных и
социально-проектных ситуациях. На данном этапе формируется умение понимать
широкий контекст полученных знаний.
Структура модели зависит от времени и целей обучения языку, от прагматических
интересов каждой личности.
В своей практике я провожу подобные работы со словом - концептом на уроках,
на консультациях при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, при организации исследовательских
проектов.
Какие виды работ могу выделить в рассматриваемом нами аспекте:
составление методических разработок по неким системообразующим
сюжетным линиям (например, работа с концептом «добро» включает три линии: добро
и доброта , добро и благо , в поисках Добра;
создание словесного портрета концепта (слово на уровне текста, словарный
портрет слова , контекстуальный портрет слова);
достраивание недостающих фрагментов ценностной картины мира в
тезаурусе языковой личности ученика - установление понятийного значения путем
сравнения близких концептов; составление сравнительных портретов концептов на
основе деформированного текста; «собирание» ключевых признаков слова-концепта и
др.).
Акцентирую внимание на такой форме, как исследовательские работы с
учащимися. Логика комплексного анализа разных художественных текстов может быть
различна:
от анализа языковых явлений – к смысловому, идейному содержанию текста;
от анализа концептосферы текста – к языковым явлениям, позволившим воплотить
автору его идейный замысел от концептуального анализа слова – к
концептуальному анализу текста.
Нам представляется более результативной логика анализа текста «от смысла – к форме»,
от концепта – к языковым категориям.
Интерпретируя литературное произведение, ученики постигают концепты, то есть
некие художественные смыслы. Этот подход помогает школьникам в постижении законов
искусства слова, а также выводит на просторы серьѐзных философских обобщений.
Через анализ функционирования цветописи Мэлса Самбуева прослеживается
динамика авторского сознания - от радостного любования всеми проявлениями жизни к
драматическому и даже трагическому ее восприятию. Наше открытие состояло в том, что
цветовой образ так же, как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение
мысли: «И, плененный Джокондой грустной, Леонардо я благодарил За ее стосветный,
многоструйный Взгляд, что мир подлунный покорил», «На меня, старика, с удивлением
смотрят, точь-в-точь, как на доброго молодца, мудрые ясные звезды», «Из камней
овальных, пестролицых Возводил я башенки дворца», «Как день сегодня светел,
Просторен, бирюзов!»
В работе «Неизвестное об известном. Тайны « Сказки о рыбаке и рыбке » А.С.
Пушкина» сопоставили сказку братьев Гримм « Сказка о рыбаке и его жене», « Сказку о
рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, рассказ Чимита Цыдендамбаева «Светлая капля росы»,
японскую сказку «Воробей с обрезанным языком» и индийскую сказку «Золотая рыба».
Определили концепт Добра и образ Волшебной рыбы. Разгадку особенностей золотой
рыбы нашли в мифах. Способностью говорить была наделена "мать-рыба", Богиня-
Матерь, которой поклонялись в Закавказье. На Руси с течением веков миф о потопе
упростился. Первочеловек из «старых времен» превратился в простого старика, а
спасительный ковчег - в прозаическое корыто.
Установили, что с помощью сравнительных конструкций Светлана Нестерова в
своих рассказах « Вечной памяти» представляет читателю свой мир. Чтобы показать
искренность чистоту их чувств, автор употребляет в качестве сравнения переливающиеся
всеми цветами радуги капельки воды на лепестках роз , что были чисты как слезы.
Зимой ещё, как цветок, была. Розовощекая, глаза, как сливы спелые.»
Рассматривали и «сквозные» темы. Одной из них является тема пути - дороги в
литературе. Это древний образ-символ, спектральное звучание которого очень широко и
разнообразно. «Жизненный путь» в языке - пространственно-временная метафора, к
использованию которой в своих произведениях прибегали многие классики: А. С.
Пушкин, Н. А. Некрасов, Н.С.Лесков, Н. В. Гоголь. Дорога в рассказах «Чудесный
доктор» А.И. Куприна и «Ливень в степи» Чимита Цыдендамбаева символизирует не
только вечное движение жизни. Это точка завязывания и место совершения событий.
Хронотоп дороги связан и с этапами жизни героев, и со встречами с людьми – ангелами.
А. Куприн и Ч. Цыдендамбаев создали образ докторов Н.И.Пирогова и А.П.Чехова. Если
попробовать соединить качества врачей, о которых нам говорят писатели, то получится
идеальный образ врача. Они способны совершать чудеса.
На основе анализа текстов «Калейдоскопа памяти», роли заглавий, выявления
свойственных только автору просторечной лексики, диалектных слов, приложений,
крылатых выражений, определили, что рассказы местного мастера художественного
слова П. А. Коцюба отмечены неповторимым авторским почерком. Его языковая
личность представляет собой мастерскую индивидуального состояния языка, что
позволяет говорить об идиостиле…
Таким образом, концептуализация как прием интенсивного обучения:
1) позволяет эффективно развивать лингвокультурологическую компетенцию учащихся
2) позволяет развивать умения и навыки коммуникативной деятельности и
текстопорождающей деятельности учащихся;
3) актуализирует, а значит, развивает языковую и лингвистическую компетенции, которые
закрепляются в речевой деятельности учащихся;
4) позволяет эффективно подготовить учащихся к ГИА
Список использованной литературы
1. Концепция государственных образовательных стандартов общего образования /под
ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М., 2010. – 18 с.
2. Зусман В. Концепт в системе гуманитарного знания // Журнал «Вопросы литературы».
- 2003 - №2
3. Зюзикова Т.А. Применение технологии концептуального анализа слова на уроках
русского языка и литературы. Интернет- ресурсы
4. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов - М.: Филол. ф-т МГУ им. М.
В. Ломоносова, 1997.
5. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: Антология. – М.,
1997.
6. Новокрещенова И.Л. Понятие «концепт» и его востребованность в современном
литературоведении // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2007. -№1