Автор: Звездина Анастасия Викторовна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ГБПОУ «1-й МОК»
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Правила общения с тревожными детьми
Раздел: начальное образование
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
1.
Джонатан Свифт сказал: "Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить
самому себе за вину другого". Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь
намного уравновешенней и оптимистичней.
2.
Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с
людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и
расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное
отношение к людям. Прав Шекспир: "Напрасно думать, будто резкий тон есть
признак прямодушия и силы".
3.
Не пытайся просто подавить в себе эмоции, Подавленные чувства все равно
выльются наружу тем или иным способом или могут стать причиной
заболевания. Лучше "отыграй" эти эмоции внешне, но без вреда для
окружающих.
4.
Если у тебя возникло раздражение или разозлённость, не борись с ними, а
попытайся "отделить" их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и
проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и
несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.
5.
В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о
своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем
фальшь и закрытость в общении.
Анкета «Признаки тревожности»
Инструкция: «Отметьте критерии, которые проявляются у Вашего ребенка».
1.
Не может долго работать, не уставая.
2.
Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3.
Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4.
Во время выполнения заданий, очень напряжен, скован.
5.
Смущается чаще других.
6.
Часто говорит о напряженных ситуациях.
7.
Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8.
Жалуется, что ему сняться страшные сны.
9.
Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Если проявляются более 14 признаков - у ребенка высокий уровень тревожности.
Игры помогающие снять напряжение.
«Драка».
Упражнение
помогает
расслабить
мышцы
нижней
части
лица
и
кистей рук.
Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко
вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до
боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание.
Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура!
Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?
«Веселый - грустный». Игра помогает расслабить мышцы лица.
Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем
просит
ребенка
ответить
на
следующие
вопросы:
«Кто
из
этих
героев
самый
добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты
еще
знаешь
героев
(удивленных,
испуганных
и
т.д.)?»
Затем
все
названные
персонажи ребенок рисует на листе бумаги. После этого взрослый говорит: «Я
сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать, как он выглядит. А
ты отгадай, кто это». Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает
таким.
Затем
ребенок
изображает
выражение
лица
любого
героя,
а
взрослый
отгадывает, кто это.
«Ласковый мелок». Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию
тактильных ощущений.
Существует хорошее развлечение - рисовать или писать на спине друг у друга
различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что изображено.
Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на
спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал?
Правила общения с тревожными детьми
Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так,
чтобы он знал, за что.
Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером
ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Будьте последовательны в воспитании ребенка.
Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него
людей.
Если
по
каким-либо
объективным
причинам
ребенку
трудно
учиться,
выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему
радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он
есть. Пусть он живет в атмосфере тепла, любви и заботы, и тогда проявятся
все его многочисленные таланты.
Педагог-психолог Звездина Анастасия Викторовна