Автор: Павлова Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ3 УИОП
Населённый пункт: г.Усинск, Республика Коми
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: "Проектная деятельность младших школьников на уроках как средство развития интеллектуальных способностей".
Раздел: начальное образование
Обобщение педагогического опыта работы Павловой Елены Васильевны,
учителя начальных классов, МАОУ СОШ3 УИОП г. Усинска, Республики Коми
по теме:
«Проектная деятельность младших школьников на уроках как средство
развития интеллектуальных способностей»
Почему я выбрала именно метод проектов?
Метод проектов:
позволяет младшим школьникам находить значимую для них проблему
и решать её путём творческого поиска и применения интегрированного
знания;
развивает исследовательские, творческие способности;
позволяет
организовать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность учителя с учеником;
создаёт
условия
для
самостоятельной
деятельности
учащихся
в
ситуации выбора;
даёт возможность связать теорию с практикой.
Что мы знаем о проектах? Проекты очень хороши для развития школьников, в
том числе для освоения общих учебных умений. Метод проектов – это система
обучения:
1. Способность работать с информацией;
2. Способствует развитию навыков самостоятельной работы;
3.Развитие творческих способностей;
4. Развитие коммуникативных навыков;
5. Ответственность за выбор решения;
6. Повышение мотивации в учёбе;
7. Получение навыков презентации себя и своей работы;
8. Анализ результатов своей деятельности.
А что же такое «ПРОЕКТ»?
Проект –– слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus.Перевод
объясняет
многое
–
«брошенный
вперед».
История
человечества
наполнена
проектами – делами, нацеленными на конечный оригинальный результат. Например,
строительство пирамид, экспедиция Колумба, полёт Гагарина - это всё проекты.
Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов
деятельности это направленность на достижение конкретных целей. Проекты
отличаются:
1.
По результату (изделие, мероприятие, знания, решённая проблема);
2.
По времени (краткосрочные и долгосрочные);
3.
По количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные).
В определённой степени проектная деятельность - это неповторимость и
уникальность.
Как я работаю над проектами?
При работе над проектами:
а) изучаем имеющуюся информацию по теме проекта;
б) составляем планы, эскизы, сценарии;
в) реализуем проект в заданные сроки;
г) представляем результат работы над проектом.
Желательно освоить эти умения при выполнении массовой работы над
проектами в начальной школе.
В ходе проектной деятельности реализуются
1.Общеучебные организационные умения:
а) определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы
«Такой ли получен результат? Правильно ли это делается?); определение причин
возникающих трудностей и пути их устранения; предвидение трудностей .
б)
учебное
сотрудничество,
т.
е.
общение
(умение
договариваться,
распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности).
2.Общеучебные умения поиска сведений:
а) овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования и
хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой
информации в словарях, каталоге библиотеки.
б)
наблюдение
объектов
окружающего
мира;
обнаружение
изменений
по
результатам работы с информацией, наблюдений и опытов; устное описание объекта
наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос
«Удалось ли достичь поставленной цели?)
* проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время);
* проводится при активном участии родителей;
*по возможности сведения собираются из наблюдений на экскурсиях (на
природу, на предприятия, в музеи и т.д.);
*по времени занимает 1 – 2 недели;
*результат: найденные сведения.
3. Применение полученных знаний:
а) практическая работа над проектами предполагает постоянное применение знаний
полученных при работе над темой, а также знаний, полученных на уроках в классе.
б) разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать
как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных
ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.
4. Творческие общеучебные умения: умение решать творческие задачи на уровне
комбинаций, импровизаций: самостоятельно решать план действий (замысел),
проявлять оригинальность, разыгрывать воображаемые ситуации.
Например, 3класс. Одежда. Модели одежды.
5.Привлечение родителей:
а) необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для
налаживания плодотворных связей между семьёй и школой;
б) у детей возникает чувство собственной значимости, когда они видят, что их
родители участвуют в совместном проекте. Этим самым детям дают понять, что
самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.
в) когда родители становятся активными помощниками учителя, дети
получают положительную мотивацию. Хорошие, дружеские отношения между
семьёй и школой идут на пользу всем детям. Но, следует учесть ,что не родители
делают задания, а сами дети. Чтобы этого не произошло, учителю необходимо
работать в стиле педагогической поддержки.
6.Успешность,
альтернативная
учебной.
Успех
–
это
состояние
человека,
качественная
характеристика
деятельности,
чувство
уверенности
в
собственных
силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких
результатов.
(Невысокая
успеваемость
ученика
приводит
к
потере
внутреннего
ощущения своей успешности). Таким образом, проектная деятельность позволяет
обрести ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с
другой стороны, не на пути асоциального поведения.
Ну, и наконец, в ходе проектной деятельности ребёнок должен представить
результаты:
Представление результатов:
*проводится при активном участии родителей в школе во внеурочное время;
*проводятся
мероприятия,
представляются
поделки
и
экспозиции,
защищаются (представляются) проекты;
*все мероприятия, презентации и защиты фотографируются;
Пластилиновая живопись. Пейзаж «Деревня».
Проект: Деревенский двор.
Таким образом, ГЛАВНОЕ в работе над проектами научить школьников
создавать и реализовывать свои замыслы. Т.е. ПРОЕКТ – ЭТО « ШЕСТЬ П»!:
1.Проблема.
2.Проектирование.
3.Поиск информации.
4.Продукт проектной деятельности.
5.Презентация.
6.Портфолио (папка) проекта)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!