Напоминание

"Проектная деятельность младших школьников на уроках как средство развития интеллектуальных способностей".


Автор: Павлова Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ3 УИОП
Населённый пункт: г.Усинск, Республика Коми
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: "Проектная деятельность младших школьников на уроках как средство развития интеллектуальных способностей".
Раздел: начальное образование





Назад




Обобщение педагогического опыта работы Павловой Елены Васильевны,

учителя начальных классов, МАОУ СОШ3 УИОП г. Усинска, Республики Коми

по теме:

«Проектная деятельность младших школьников на уроках как средство

развития интеллектуальных способностей»

Почему я выбрала именно метод проектов?

Метод проектов:

позволяет младшим школьникам находить значимую для них проблему

и решать её путём творческого поиска и применения интегрированного

знания;

развивает исследовательские, творческие способности;

позволяет

организовать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность учителя с учеником;

создаёт

условия

для

самостоятельной

деятельности

учащихся

в

ситуации выбора;

даёт возможность связать теорию с практикой.

Что мы знаем о проектах? Проекты очень хороши для развития школьников, в

том числе для освоения общих учебных умений. Метод проектов – это система

обучения:

1. Способность работать с информацией;

2. Способствует развитию навыков самостоятельной работы;

3.Развитие творческих способностей;

4. Развитие коммуникативных навыков;

5. Ответственность за выбор решения;

6. Повышение мотивации в учёбе;

7. Получение навыков презентации себя и своей работы;

8. Анализ результатов своей деятельности.

А что же такое «ПРОЕКТ»?

Проект –– слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus.Перевод

объясняет

многое

«брошенный

вперед».

История

человечества

наполнена

проектами – делами, нацеленными на конечный оригинальный результат. Например,

строительство пирамид, экспедиция Колумба, полёт Гагарина - это всё проекты.

Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов

деятельности это направленность на достижение конкретных целей. Проекты

отличаются:

1.

По результату (изделие, мероприятие, знания, решённая проблема);

2.

По времени (краткосрочные и долгосрочные);

3.

По количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные).

В определённой степени проектная деятельность - это неповторимость и

уникальность.

Как я работаю над проектами?

При работе над проектами:

а) изучаем имеющуюся информацию по теме проекта;

б) составляем планы, эскизы, сценарии;

в) реализуем проект в заданные сроки;

г) представляем результат работы над проектом.

Желательно освоить эти умения при выполнении массовой работы над

проектами в начальной школе.

В ходе проектной деятельности реализуются

1.Общеучебные организационные умения:

а) определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы

«Такой ли получен результат? Правильно ли это делается?); определение причин

возникающих трудностей и пути их устранения; предвидение трудностей .

б)

учебное

сотрудничество,

т.

е.

общение

(умение

договариваться,

распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности).

2.Общеучебные умения поиска сведений:

а) овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования и

хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой

информации в словарях, каталоге библиотеки.

б)

наблюдение

объектов

окружающего

мира;

обнаружение

изменений

по

результатам работы с информацией, наблюдений и опытов; устное описание объекта

наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос

«Удалось ли достичь поставленной цели?)

* проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время);

* проводится при активном участии родителей;

*по возможности сведения собираются из наблюдений на экскурсиях (на

природу, на предприятия, в музеи и т.д.);

*по времени занимает 1 – 2 недели;

*результат: найденные сведения.

3. Применение полученных знаний:

а) практическая работа над проектами предполагает постоянное применение знаний

полученных при работе над темой, а также знаний, полученных на уроках в классе.

б) разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать

как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных

ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.

4. Творческие общеучебные умения: умение решать творческие задачи на уровне

комбинаций, импровизаций: самостоятельно решать план действий (замысел),

проявлять оригинальность, разыгрывать воображаемые ситуации.

Например, 3класс. Одежда. Модели одежды.

5.Привлечение родителей:

а) необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для

налаживания плодотворных связей между семьёй и школой;

б) у детей возникает чувство собственной значимости, когда они видят, что их

родители участвуют в совместном проекте. Этим самым детям дают понять, что

самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.

в) когда родители становятся активными помощниками учителя, дети

получают положительную мотивацию. Хорошие, дружеские отношения между

семьёй и школой идут на пользу всем детям. Но, следует учесть ,что не родители

делают задания, а сами дети. Чтобы этого не произошло, учителю необходимо

работать в стиле педагогической поддержки.

6.Успешность,

альтернативная

учебной.

Успех

это

состояние

человека,

качественная

характеристика

деятельности,

чувство

уверенности

в

собственных

силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких

результатов.

(Невысокая

успеваемость

ученика

приводит

к

потере

внутреннего

ощущения своей успешности). Таким образом, проектная деятельность позволяет

обрести ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с

другой стороны, не на пути асоциального поведения.

Ну, и наконец, в ходе проектной деятельности ребёнок должен представить

результаты:

Представление результатов:

*проводится при активном участии родителей в школе во внеурочное время;

*проводятся

мероприятия,

представляются

поделки

и

экспозиции,

защищаются (представляются) проекты;

*все мероприятия, презентации и защиты фотографируются;

Пластилиновая живопись. Пейзаж «Деревня».

Проект: Деревенский двор.

Таким образом, ГЛАВНОЕ в работе над проектами научить школьников

создавать и реализовывать свои замыслы. Т.е. ПРОЕКТ – ЭТО « ШЕСТЬ П»!:

1.Проблема.

2.Проектирование.

3.Поиск информации.

4.Продукт проектной деятельности.

5.Презентация.

6.Портфолио (папка) проекта)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования