МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением речи №3»
«Речецветик»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по ФЭМП
Старшая группа
Цель: расширение и закрепление словаря по теме, формирование элементарных
математических представлений, интеграция НРК «Весна в Зеленогорске».
Дифференциация и классификация понятий по функциональным признакам.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
развивать долговременную память, внимание;
закреплять словарь по пройденным лексическим темам и специальный
математический словарь;
способствовать построению в речи воспитанников распространённых
предложений с союзами «а», «из», «потому что».
Образовательные:
закреплять количественный и порядковый, прямой и обратный счет в
пределах 10;
закреплять умение ориентироваться на плоскости, правильно определять
взаимное расположение предметов в пространстве;
закреплять знания о геометрических фигурах: круг, овал, квадрат,
треугольник. Упражнять в умении составлять изображение по словесной
инструкции, анализировать изображения зрительно-осязательным способом.
Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми,
формировать уважительное отношение к участникам взаимодействия.
Игровые средства:
Демонстрационные – аудиозапись «Голоса птиц».
Таблица «Дни недели», ребус «Весна». Схема птичьих стай.
3 веревки разной длины.
Модели перелётных птиц для наклеивания на столы.
Раздаточные – модели с изображением перелётных птиц из геометрических фигур
на ленточках. Счетный материал «скворцы и червяки», счетные полоски. Набор
геометрической мозаики.
Ход:
1.
Ориентировка во времени.
Воспитатель: Посмотрите на картинку (Приложение 1), подумайте и скажите:
какие дни недели пропущены? Как вы догадались? Какой сегодня день недели?
Который по счету день недели «среда»?
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и разгадайте ребус (приложение 2).
«Весна» - это что? (время года). После какого времени года наступает весна?
(после зимы). В какое время года солнце будет самым жарким? (летом). А когда
птицы улетают в теплые страны? (осенью).В какое время года птицы
возвращаются из тёплых стран? (весной).
Как называются такие птицы? (перелётные). Каких перелётных птиц вы знаете?
(ответы детей).
Давайте представим, что мы перелётные птицы!
Выберем себе модель (2 утки, лебедь, трясогузка, журавль, 2 ласточки) и
построимся стаей (схема).
2.
Счет.
Воспитатель: Перед полётом рассчитаемся по - порядку. (Одна птица, вторая….)
Сколько всего перелётных птиц в нашей стае? Каких птиц больше, чем лебедей?
Что можно сказать о ласточках и утках?
3.Ориентировка в пространстве.
Полетели. Летим направо! Летим за лебедем! Повернули налево! Летим за
трясогузкой! В обратную сторону! Снижаемся и приземляемся на самую длинную
ветку
(3 веревки разной длины),
отдохнули? Летим высоко!
Перелетаем самую широкую речку!
(3 отреза синего цвета ткани разной ширины)
Снижаемся и приземляемся рядом с такими же птицами как вы.
(за столами, на которых приклеены модели перелётных птиц, соответствующие нагрудным
моделям у воспитанников)
4.Сравнение 2х групп предметов.
На столах раздаточный «скворцы и червячки».
Воспитатель: А вот и наши пернатые друзья. Как называются эти птицы?
(скворцы). Кем питаются скворцы? (насекомыми). Давайте накормим их. Возьмите
скворца и посадите около каждого червяка. Что можно сказать про скворцов и
червяков? (одинаковое количество, поровну, столько, сколько и..)
(работа по составлению взаимооднозначных множеств, дифференциация
задания по уровню развития счетных навыков)
Один скворец улетел. Кого больше? (червяков) Почему больше? (потому что 7
больше 6).
5.Геометрические фигуры
Воспитатель: Скворцы живут в специальных домиках. Как называют эти
строения? (скворе чн ики – говорим для детей с ОНР, профилактика правильного
написания этого слова в школе). Правильно. Постройте скворечник из
геометрической мозаики (деятельность детей).
а)Из каких геометрических фигур состоит скворечник?
б)Ребята, кого не хватает в скворечнике? Давайте заселим наши строения.
6.Число-цифра
Воспитатель: Посмотрите, сколько скворцов слетелось к нам! (карточки с разным
количеством птиц, раздаются индивидуально соответственно уровню усвоения
воспитанниками навыков счета и цифр).
Посчитайте количество птиц и обозначьте нужной цифрой.
Назовите соседи числа…(индивидуальный опрос воспитанников)
Птички, мои перелётные, хотите я покажу вам удивительную поляну, на которой
растёт могучее дерево? (ответы детей). Летите за мной! (на ковер перед
мольбертом)
7. Подготовка к освоению задач.
Воспитатель: Вот могучее дерево, оно растёт в нашем городе Зеленогорске и
часто рассказывает детям и взрослым интересные истории. Хотите услышать
такие истории? (ответы детей).
1)
Однажды на могучем дереве сидели 4 трясогузки (наглядная работа на
мольберте). К ним прилетели 2 красивых пингвина!
Вопрос: Сколько стало на дереве птиц? (рассуждения, нахождение
несоответствия с реальностью и ответы детей)
2)
Как-то теплым вечером на высокой ветке могучего дерева сидели 4 иволги.
Две из них перелетели на нижнюю ветку.
Вопрос: Сколько птиц сидели на дереве? (рассуждения и ответы детей)
3)
Дело было в понедельник, под могучее дерево прилетели 3 ласточки.
Потом прилетели ещё 2 ласточки.
Вопрос: Сколько стало птиц под деревом? (ответы детей)
Воспитатель: Вы, молодцы, мои перелётные птички! И за это могучее дерево
приготовило вам угощение – червячков! (мармеладные червячки раздаются на
индивидуальных чайных ложках).
Итог.
Воспитатель:
Птички мои перелётные, пришло время превратиться опять в ребят самого
лучшего детского сада (снимают модели, кладут на стол).
Кем мы сегодня были? Чем занимались? Какие задания вам понравились?
В кого бы вы хотели поиграть с следующий раз?
Приложение № 1
ПОНЕДЕЛЬНИК
ВОСКРЕСЕНЬЕ
?
п/и
«Охотники и
утки»
Примечание:
Фото режимных моментов, любимых воспитанниками.
- «Интересные дела» (совместная, самостоятельная деятельности)
? – мотивационный знак «Каким интересным делом мы сейчас будем заниматься»
Приложение № 2
Схема Примерный раздаточный
материал:
«Могучее дерево»