Напоминание

"П Р И Ё М Ы О Б Ъ Я С Н Е Н И Я М Е Т А Ф О Р П Р И И З У Ч Е Н И И Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н О Г О Т Е К С Т А"


Автор: Битиева Фатима Яковлевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 50 им.С.В.Марзоева
Населённый пункт: г.Владикавказ
Наименование материала: Статья
Тема: "П Р И Ё М Ы О Б Ъ Я С Н Е Н И Я М Е Т А Ф О Р П Р И И З У Ч Е Н И И Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н О Г О Т Е К С Т А"
Раздел: полное образование





Назад




- 1 -

Правильность восприятия метафоры при обычном чтении или

прослушивании текста художественного произведения требует определённого навыка,

который может быть выработан путём систематического лингвистического анализа

метафорических образований в ходе комментирования текста на уроках русского языка и

литературы. А навыки определения метафор необходимы учащимся для развития речи и

при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

П Р И Ё М Ы О Б Ъ Я С Н Е Н И Я М Е Т А Ф О Р П Р И И З У Ч Е Н И И

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н О Г О Т Е К С Т А.

Метафора в художественном, особенно в стихотворном, тексте является

важным средством формирования образно-смыслового и эмоционального содержания

произведения. От понимания исходного значения метафоры, её смысловой первоосновы

зависит глубина и верность оценки её идейно-художественной функции в составе текста.

. Встречающиеся в художественной речи индивидуально-авторские

метафоры в зависимости от характера отношений между прямым и метафорическим

значением делятся на четыре типа, каждый из которых требует особого приёма

объяснения.

1.

С о б с т в е н н о м е т а ф о р а. Механизм её образования состоит в

том, что под влиянием контекста некоторые признаки прямого значения

формируют переносное метафорическое значение или порождают ассоциации,

мотивирующие его содержание:

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака

(И.Никитин)

Слово о г о н ь означает «раскалённые светящиеся газы вокруг горящего

предмета». Из нескольких признаков прямого значения в приведённом примере

актуализируется, составляя содержание метафорического значения, один признак – цвет

огня.

Это наиболее распространённый тип метафоры. г о р Не случайно в

общенародном языке реализуется чаще всего эта разновидность метафоры (ср. , о к н о в

р а с п и с а н и и, о с т р а я б о л ь,

ч ё р н ы е м ы с л и и т. п.)

Истолкование собственно метафор заключается в извлечении «семантического

корня», т. е. в нахождении тех признаков прямого значения, которые актуализируются в

данном контексте и составляют содержание метафорического значения.

Сливеют губы с холода…

(В. Маяковский)

С л и в е ю т – неологизм, образованный от слова с л и в а : в контексте

актуализируется лишь один признак – цвет, и глагол означает «становиться иссиня-

чёрным», что создаёт впечатляющую образность и экспрессивность, лаконично, одним

штрихом подчёркивая трудности, которые пришлось преодолевать рабочим Кузнецк-строя.

В ней чувства не вспыхнут пожаром

(М. Лермонтов)

В с п ы х н у т ь – «сильно и внезапно загореться» - в сочетании со словом ч у

в с т в а означает «сильно и внезапно проявиться», причём сам характер переноса

- 2 -

конкретного действия (вспыхивает обычно какой-то материал) на абстрактный предмет –

чувства – создаёт гиперболу и придаёт чувствам необычайную силу.

Глазами

доброго дядю выев…

берут,

как будто берут чаевые,

паспорт

американца

(В. Маяковский)

В ы е в – собственно метафора и означает здесь (посмотрев пристально-

заискивающе) однако это значение формируется не непосредственно на основе отдельных

признаков значения глагола в ы е с т ь, а на основе ассоциаций

(с м о т р е т ь, б у д т о в г р ы з а т ь с я ), что создаёт экспрессивность и служит

средством сатирического изображения.

И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч…

(Н. Гоголь)

Д е р е в я н н о е обозначает здесь «бесчувственное, ничего не

выражающее»; это значение возникает на основе ассоциаций: д е р е в я н н ы й – т в ё р д

ы й – н е п о д в и ж н ы й – н и ч е г н е в ы р а ж а ю щ и й, б е с ч у в

с т в е н н ы й и т. д.

2. М е т а ф о р а – с р а в н е н и е образуется, когда тот или иной признак

прямого значения становится основанием для сближения и сравнения двух предметов,

каждый из которых назван в тексте:

Плещет рдяный мак заката

На озёрное стекло

(С. Есенин)

Признак – цвет – в слове м а к , уточняемый прилагательным р д я н ы й ,

является основанием для сравнения мака и заката. Сама метафора приближается к

сравнению и легко преобразуется в него: м а к з а к а т а - з а к а т, как мак.

Для толкования этого типа метафор нужно выделить признак-основание для

сопоставления и сделать преобразование:

Над зеленью озими рдяное пламя рябины

(Н. Рыленков)

Метафору р д я н о е п л а м я р я б и н ы можно заменить сравнением - р я б и н а,

к а к р д я н о е п л а м я

Я прохожу по строчечному фронту

(В. Маяковский)

С т р о ч е ч н ы й ф р о н т - строки, как фронт.

- 3 -

3.М е т а ф о р а – п е р и ф р а з представляет собой переименование, основанное на

общности некоторых признаков значения слова или словосочетания и предмета, исходное

название которого в тексте отсутствует:

В колокол синий

Я месяцем бью

(С . Есенин)

К о ло к о л с и н и й – небосвод, причём основанием для переименования является

общий для прямого и метафорического названия признак – форма.

Процесс переименования может иметь разную направленность: слово заменяется

словосочетанием, словосочетание – словом, словосочетание – словосочетанием.

Объяснение метафор этого типа сводится к нахождению исходного наименования

предмета: происходит как бы отгадывание своего рода загадки на основе общих для обоих

наименований признаков:

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя вёсла по озёрам

(С. Есенин)

В е с л о – лунная дорожка (общий признак – продолговатая форма).

Кругом поглядеть нету мочи,

Равнина в алмазах блестит

(Н. Некрасов)

А л м а з ы – росинки (общий признак – блеск)

4. М е т а ф о р а - с и м в о л формируется путём закрепления за определённым

словом или словосочетанием содержания отвлечённого характера, благодаря ассоциациям

между ним и некоторыми признаками прямого значения слова или словосочетания.

Издавна в русской поэзии бытуют метафоры - символы н о ч ь, т ь м а, м р а к,

д е н ь, с в е т, с о л н ц е, воплощающие противоположные начала: зло, хаос,

дисгармонию – добро, величие, гармонию.

Какой утехи общий луч

В Российские светит к нам пределы,

Которой свет прогнал тьму туч?

(М. Ломоносов)

С в е т и т ь м а в приведённом тексте отчётливо обнаруживают отмеченные

выше контрастные значения.

Названные метафоры-символы встречаются также у русских поэтов

последующих поколений, например, у Блока, который частично переосмысляет их,

несколько конкретизируя их содержание:

- 4 -

Ещё бездомней,

Ещё страшнее жизни мгла…

М г л а – не физическое понятие, а символ негативных начал жизни – всего

тёмного, злого, враждебного человеку.

Раскрыть содержание таких образований можно путём восстановления

ассоциативных связей между исходным значением и отвлечённым, метафорическим,

опираясь при этом на узкий и широкий контекст:

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль

(А. Блок)

Н о ч ь , переомысленный Блоком традиционный смысл, означает здесь не

тёмную часть суток, а силы зла, сковавшие Россию .

О з а р и м к о с т р а м и - вариант метафоры - символа с в е т, означающий в

данном случае «посеять добро, утвердить гармонию».

Прояснилась омуть в сердце мглистом

( С. Есенин)

О м у т ь - глубокое место в реке (диал.) , отсюда ассоциации: мрак, холод и

далее – тяжёлое душевное состояние.

…души сиреневая цветь

(С. Есенин)

С и р е н е в а я ц в е т ь – цветение сирени, символизирует душевный

подъём, расцвет чувств в юности.

Метафора - символ позволяет поэту выявить, материализовать многообразные

внутренние душевные состояния, сделать явление природы носителем духовного

содержания.

Метафора может реализоваться и в узком контексте, как в приведённых выше

случаях, и в широком, становясь основой образной системы. .Всё это приводит к тому, что

разные образы перестают быть простыми атрибутами природы, становятся образами

-символами – носителями духовного содержания, свойственного человеку.



В раздел образования