Автор: Битиева Фатима Яковлевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 50 им.С.В.Марзоева
Населённый пункт: г.Владикавказ
Наименование материала: Статья
Тема: "П Р И Ё М Ы О Б Ъ Я С Н Е Н И Я М Е Т А Ф О Р П Р И И З У Ч Е Н И И Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н О Г О Т Е К С Т А"
Раздел: полное образование
- 1 -
Правильность восприятия метафоры при обычном чтении или
прослушивании текста художественного произведения требует определённого навыка,
который может быть выработан путём систематического лингвистического анализа
метафорических образований в ходе комментирования текста на уроках русского языка и
литературы. А навыки определения метафор необходимы учащимся для развития речи и
при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
П Р И Ё М Ы О Б Ъ Я С Н Е Н И Я М Е Т А Ф О Р П Р И И З У Ч Е Н И И
Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н О Г О Т Е К С Т А.
Метафора в художественном, особенно в стихотворном, тексте является
важным средством формирования образно-смыслового и эмоционального содержания
произведения. От понимания исходного значения метафоры, её смысловой первоосновы
зависит глубина и верность оценки её идейно-художественной функции в составе текста.
. Встречающиеся в художественной речи индивидуально-авторские
метафоры в зависимости от характера отношений между прямым и метафорическим
значением делятся на четыре типа, каждый из которых требует особого приёма
объяснения.
1.
С о б с т в е н н о м е т а ф о р а. Механизм её образования состоит в
том, что под влиянием контекста некоторые признаки прямого значения
формируют переносное метафорическое значение или порождают ассоциации,
мотивирующие его содержание:
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака
(И.Никитин)
Слово о г о н ь означает «раскалённые светящиеся газы вокруг горящего
предмета». Из нескольких признаков прямого значения в приведённом примере
актуализируется, составляя содержание метафорического значения, один признак – цвет
огня.
Это наиболее распространённый тип метафоры. г о р Не случайно в
общенародном языке реализуется чаще всего эта разновидность метафоры (ср. , о к н о в
р а с п и с а н и и, о с т р а я б о л ь,
ч ё р н ы е м ы с л и и т. п.)
Истолкование собственно метафор заключается в извлечении «семантического
корня», т. е. в нахождении тех признаков прямого значения, которые актуализируются в
данном контексте и составляют содержание метафорического значения.
Сливеют губы с холода…
(В. Маяковский)
С л и в е ю т – неологизм, образованный от слова с л и в а : в контексте
актуализируется лишь один признак – цвет, и глагол означает «становиться иссиня-
чёрным», что создаёт впечатляющую образность и экспрессивность, лаконично, одним
штрихом подчёркивая трудности, которые пришлось преодолевать рабочим Кузнецк-строя.
В ней чувства не вспыхнут пожаром
(М. Лермонтов)
В с п ы х н у т ь – «сильно и внезапно загореться» - в сочетании со словом ч у
в с т в а означает «сильно и внезапно проявиться», причём сам характер переноса
- 2 -
конкретного действия (вспыхивает обычно какой-то материал) на абстрактный предмет –
чувства – создаёт гиперболу и придаёт чувствам необычайную силу.
Глазами
доброго дядю выев…
берут,
как будто берут чаевые,
паспорт
американца
(В. Маяковский)
В ы е в – собственно метафора и означает здесь (посмотрев пристально-
заискивающе) однако это значение формируется не непосредственно на основе отдельных
признаков значения глагола в ы е с т ь, а на основе ассоциаций
(с м о т р е т ь, б у д т о в г р ы з а т ь с я ), что создаёт экспрессивность и служит
средством сатирического изображения.
И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч…
(Н. Гоголь)
Д е р е в я н н о е обозначает здесь «бесчувственное, ничего не
выражающее»; это значение возникает на основе ассоциаций: д е р е в я н н ы й – т в ё р д
ы й – н е п о д в и ж н ы й – н и ч е г н е в ы р а ж а ю щ и й, б е с ч у в
с т в е н н ы й и т. д.
2. М е т а ф о р а – с р а в н е н и е образуется, когда тот или иной признак
прямого значения становится основанием для сближения и сравнения двух предметов,
каждый из которых назван в тексте:
Плещет рдяный мак заката
На озёрное стекло
(С. Есенин)
Признак – цвет – в слове м а к , уточняемый прилагательным р д я н ы й ,
является основанием для сравнения мака и заката. Сама метафора приближается к
сравнению и легко преобразуется в него: м а к з а к а т а - з а к а т, как мак.
Для толкования этого типа метафор нужно выделить признак-основание для
сопоставления и сделать преобразование:
Над зеленью озими рдяное пламя рябины
(Н. Рыленков)
Метафору р д я н о е п л а м я р я б и н ы можно заменить сравнением - р я б и н а,
к а к р д я н о е п л а м я
Я прохожу по строчечному фронту
(В. Маяковский)
С т р о ч е ч н ы й ф р о н т - строки, как фронт.
- 3 -
3.М е т а ф о р а – п е р и ф р а з представляет собой переименование, основанное на
общности некоторых признаков значения слова или словосочетания и предмета, исходное
название которого в тексте отсутствует:
В колокол синий
Я месяцем бью
(С . Есенин)
К о ло к о л с и н и й – небосвод, причём основанием для переименования является
общий для прямого и метафорического названия признак – форма.
Процесс переименования может иметь разную направленность: слово заменяется
словосочетанием, словосочетание – словом, словосочетание – словосочетанием.
Объяснение метафор этого типа сводится к нахождению исходного наименования
предмета: происходит как бы отгадывание своего рода загадки на основе общих для обоих
наименований признаков:
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя вёсла по озёрам
(С. Есенин)
В е с л о – лунная дорожка (общий признак – продолговатая форма).
Кругом поглядеть нету мочи,
Равнина в алмазах блестит
(Н. Некрасов)
А л м а з ы – росинки (общий признак – блеск)
4. М е т а ф о р а - с и м в о л формируется путём закрепления за определённым
словом или словосочетанием содержания отвлечённого характера, благодаря ассоциациям
между ним и некоторыми признаками прямого значения слова или словосочетания.
Издавна в русской поэзии бытуют метафоры - символы н о ч ь, т ь м а, м р а к,
д е н ь, с в е т, с о л н ц е, воплощающие противоположные начала: зло, хаос,
дисгармонию – добро, величие, гармонию.
Какой утехи общий луч
В Российские светит к нам пределы,
Которой свет прогнал тьму туч?
(М. Ломоносов)
С в е т и т ь м а в приведённом тексте отчётливо обнаруживают отмеченные
выше контрастные значения.
Названные метафоры-символы встречаются также у русских поэтов
последующих поколений, например, у Блока, который частично переосмысляет их,
несколько конкретизируя их содержание:
- 4 -
Ещё бездомней,
Ещё страшнее жизни мгла…
М г л а – не физическое понятие, а символ негативных начал жизни – всего
тёмного, злого, враждебного человеку.
Раскрыть содержание таких образований можно путём восстановления
ассоциативных связей между исходным значением и отвлечённым, метафорическим,
опираясь при этом на узкий и широкий контекст:
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль
(А. Блок)
Н о ч ь , переомысленный Блоком традиционный смысл, означает здесь не
тёмную часть суток, а силы зла, сковавшие Россию .
О з а р и м к о с т р а м и - вариант метафоры - символа с в е т, означающий в
данном случае «посеять добро, утвердить гармонию».
Прояснилась омуть в сердце мглистом
( С. Есенин)
О м у т ь - глубокое место в реке (диал.) , отсюда ассоциации: мрак, холод и
далее – тяжёлое душевное состояние.
…души сиреневая цветь
(С. Есенин)
С и р е н е в а я ц в е т ь – цветение сирени, символизирует душевный
подъём, расцвет чувств в юности.
Метафора - символ позволяет поэту выявить, материализовать многообразные
внутренние душевные состояния, сделать явление природы носителем духовного
содержания.
Метафора может реализоваться и в узком контексте, как в приведённых выше
случаях, и в широком, становясь основой образной системы. .Всё это приводит к тому, что
разные образы перестают быть простыми атрибутами природы, становятся образами
-символами – носителями духовного содержания, свойственного человеку.